Решение б/н Решение и предписание по делу №02-30/022 (ответчик - МУП "Ив... от 7 августа 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

06.07.2009                                                                                                                               г. Иваново

Изготовлено 08.07.2009                               

                                                                                                                                           Дело № 02-30/022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – Боровкова А.В. – руководителя  управления; членов комиссии: Горелова П.П. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, Климовой Н.А. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий; в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:

Ответчика – Муниципального унитарного предприятия «Ивановская городская электрическая сеть» <….>;

Заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания  «Цюрих. Розничное страхование» <….>,

рассмотрев дело № 02-30/022 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Ивановская городская электрическая сеть»  части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В целях осуществления контроля за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», на основании Приказа Ивановского УФАС России  от 05.03.2009 № 25 было проведено контрольное мероприятие по проверке муниципального унитарного предприятия «Ивановская городская электрическая сеть» (далее – МУП «ИвГЭС», Ответчик) за период 2007-2008 годы.

 

В результате контрольного мероприятия по проверке деятельности МУП «ИвГЭС» за указанный период, был выявлен факт заключения договора со страховой организацией без проведения открытого конкурса (аукциона) для целей оказания страховых услуг, в частности, договора страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты № ОПО-48-0000898 от 06.11.2008  с обществом с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Цюрих. Розничное страхование» в лице его филиала в г. Иваново.

 

В письменных объяснениях от 26.06.2009 № 06/296 Ответчик указал, что  в связи с приобретением МУП «ИвГЭС» в октябре 2008 года двух автоподъемников ПСС-131.17э (регистрационные номера 25856 и 25857) и необходимостью осуществления действий по страхованию имущества, заинтересованные и обязанные в рамках действовавшего договора страхования стороны – МУП ИвГЭС» и «Страховая компания «Цюрих. Розничное страхование» в лице его филиала в г. Иваново  (далее – Заинтересованное лицо, Страховая компания) – согласовали изменение в сторону увеличения объемов услуг, связанных с услугами по договору и, соответственно, увеличения цены, не более чем на 10 процентов. Данное положение отвечает требованиям части 6 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

В конкурсной документации МУП «ИвГЭС» в пункте 6 «Форма, срок и порядок оплаты услуг» раздела 1.3 «Информационная карта конкурса» предусмотрена возможность по согласованию с Поставщиком (Страховая компания) изменения первоначальной цены договора, не более чем на десять процентов, при выявлении потребности в дополнительном объеме услуг, не предусмотренных договором, но связанных с услугами, предусмотренными договором.

 

В соответствии с Определением от 10.06.2009, Страховая компания  представила письменные пояснения № б/н от 01.07.2009, в которых разделила позицию МУП «ИвГЭС» и указала, что увеличение цены в связи с выявлением потребности в дополнительном объеме услуг составило 400 рублей, что не превысило десять процентов от объема услуг и первоначальной цены договора.

 

В ходе заседания Комиссии 06.07.2009, МУП «ИвГЭС» сообщило о расторжении со Страховой компанией договора страхования № ОПО-48-0000898 от 06.11.2008, подтверждением чему явилось представленное Комиссии соглашение о расторжении указанного договора от 03.07.2009.

 

В соответствии с частью 1 статьи 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

 

При заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования; о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы; о сроке действия договора (часть 1 стати 942 ГК РФ).

 

Часть 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, устанавливает положение, при котором субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организации путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в том числе для оказания таких финансовых услуг, как услуги по договору страхования ответственности.

 

Результатом проведения контрольного мероприятия по проверке деятельности МУП «ИвГЭС» стало выявление факта заключения указанного договора в нарушение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, а именно – без предшествующего этому отбора финансовых организаций.

 

Приказом Ивановского УФАС России от 10.06.2009 № 76 возбуждено дело № 02-30/022 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Ответчиком части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

 

Определением председателя Комиссии от 10.06.2009 дело № 02-30/022 назначено к рассмотрению на 06.07.2009.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в письменных пояснениях, в выступлениях присутствующих на рассмотрении дела  представителей лиц, оценив материалы дела, проанализировав представленные договоры страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и исходя из положений нормативных правовых актов, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

МУП «ИвГЭС» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» за регистрационным номером 37.1.2 на основании постановления ФЭК России № 10/2 от 27.02.1998.

 

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) предусмотрено, что деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сферах услуг по передаче электрической энергии, подлежит государственному регулированию.

 

МУП «ИвГЭС» в период заключения договора страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты  № ОПО-48-0000898 от 06.11.2008, осуществляло оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается наличием установленного Региональной службой по тарифам Ивановской области для МУП «ИвГЭС» тарифа на передачу электрической энергии (Постановление РСТ Ивановской области от 29.12.2008 № 120-э/1).

 

В настоящее время МУП «ИвГЭС» так же осуществляет данный вид деятельности, что подтверждается Постановлением РСТ Ивановской области № 183-э/1 от 31.12.2008 и действующими договорами на возмездное оказание услуг по передаче электрической энергии.

 

Учитывая изложенное, Ответчик является субъектом естественной монополии, деятельность которого подлежит государственному регулированию, и на него в полном объеме распространялись и распространяются  положения (требования) части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

 

Пункт 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

Одной из целей, закрепленных в части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, является защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

 

Из материалов дела следует, что договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты от 06.11.2008, заключен между МУП «ИвГЭС» и ООО «Страховая компания «Цюрих. Розничное страхование» в лице его филиала в г. Иваново, в отношении технических устройств: автоподъемник ПСС – 131.17э, регистрационный номер <...> ; автоподъемник ПСС – 131.17э, регистрационный номер <...> .

 

Срок окончания действия указанного договора страхования - 06.11.2009 года.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом  и иными нормативными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.

 

На основании пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор страховых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания такой финансовой услуги, как страхование ответственности.

 

МУП «ИвГЭС», руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» объявило конкурс на определение исполнителя финансовых услуг.

 

По результатам открытого конкурса 16.04.2008 между Ответчиком и Страховой компанией заключен договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты № ОПО-048-0000751 на 21 производственный опасный объект. Размер страховой премии по данному договору страхования составил 4 200 рублей.

 

06.11.2008 МУП «ИвГЭС» заключен новый договор страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты  № ОПО-048-0000898 с размером страховой премии 400 рублей. Данный договор заключен без предшествующего этому отбора финансовых организаций, носит самостоятельный характер, имеет собственные реквизиты и все существенные условия договора страхования.

 

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о защите конкуренции, договор, заключенный без соблюдения установленного порядка заключения договоров субъектами естественных монополий, является нарушением действующего законодательства и является безусловным основанием для признания судом соответствующей сделки недействительной.

 

В  связи с изложенным, довод МУП «ИвГЭС» об осуществлении действий по страхованию новых опасных производственных объектов в рамках первоначального договора № ОПО-048-0000751 от 16.04.2008 является не обоснованным и Комиссией отклоняется.

 

Учитывая, что статья 18 Закона о защите конкуренции носит отсылочный характер, то в случаях, указанных в данной статье, проведение открытого конкурса (аукциона) осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005       № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

 

При этом государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (статья 4 Закона о размещении заказов).

 

Указанная норма не включает субъекты естественных монополий в круг лиц, являющихся государственными и муниципальными заказчиками, в виду чего субъект естественной монополии обязан осуществлять отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг, применяя нормы Закона о размещении заказов в части порядка организации и проведения открытого конкурса (аукциона).

      

Учитывая названные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что действия МУП «ИвГЭС», выразившиеся в нарушение порядка заключения договора страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты № ОПО-048-0000898 от 06.11.2009, без предшествующего этому отбора финансовых организаций являются нарушением действующего законодательства и запрещены частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

 

В ходе рассмотрения дела до вынесения комиссией решения по делу, МУП «ИвГЭС» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, представив документальные подтверждения прекращения действия названного договора страхования с 03.07.2009 (соглашение о расторжении договора № ОПО-048-0000898 от 03.07.2009).

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия МУП «ИвГЭС», выразившиеся в нарушении порядка  страхования ответственности по договору № ОПО-048-0000898 от 06.11.2008 без проведения открытого конкурса (аукциона), нарушением  части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Выдать МУП «ИвГЭС» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

3. Прекратить  рассмотрение дела № 02-30/022 в отношении МУП «ИвГЭС» в связи с добровольным устранением нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                   ______________________________ А.В. Боровков

 

 

Члены комиссии:                                 ______________________________ П.П. Горелов

 

 

                                                              ______________________________ Н.А. Климова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-30/022

 

08  июля 2009 года                                                                                                               г. Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – Боровкова А.В. – руководителя  управления; членов комиссии: Горелова П.П. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, Климовой Н.А. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 08.07.2009 по делу № 02-30/022 о нарушении муниципальным унитарным предприятием «Ивановская городская электрическая сеть» (153034, г. Иваново, ул. Смирнова, д. 78) части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУП «Ивановская городская электрическая сеть» в срок до 10.09.2009 устранить нарушение  части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в несоблюдении порядка страхования ответственности по договору № ОПО-048-0000898 от 06.11.2008 без проведения открытого конкурса (аукциона), для чего осуществить разработку мероприятий по совершению действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения открытых конкурсов (аукционов) для отбора финансовых организаций по страхованию ответственности.

2. МУП «Ивановская городская электрическая сеть» об исполнении настоящего предписания  уведомить Ивановское УФАС России в срок до 20.09.2009 г.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                       ________________________  А.В. Боровков

 

 Члены Комиссии:                                                  ________________________  П.П. Горелов

 

                                                                             ______________________   Н.А. Климова

                                                    

           Предписание может быть  обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны