Решение №07-15/2019-031 Решение по жалобе ПАО СК «Росгосстрах» на действия ФКУ «ЦХиС... от 5 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №07-15/2019-031

 

Дата оглашения решения: 05 марта 2019 года                                                 город Иваново

Дата изготовления решения: 11 марта 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <...>;

членов Комиссии: <...> ,

при участии представителей:

ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ивановской области» (далее – Заказчик): <...>,

ПАО СК «Росгосстрах» (далее – Заявитель, Общество): <...>,

 

рассмотрев жалобу ПАО СК «Росгосстрах» на действия ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ивановской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме с наименованием объекта закупки – прочая закупка товаров, работ и услуг (Услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (ОСАГО) ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Ивановской области») (извещение №0833100000419000001), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.02.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ПАО СК «Росгосстрах» на действия ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ивановской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме с наименованием объекта закупки – прочая закупка товаров, работ и услуг (Услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (ОСАГО) ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Ивановской области») (извещение №0833100000419000001).

Согласно жалобе в документации о закупке отсутствует указание на VIN (идентификационный номер автомобиля) (далее – VIN) по каждому транспортному средству из парка Заказчика, по которому необходимо выдать полис ОСАГО.

Между тем, согласно ч. 10.1 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

VIN транспортного средства необходим для обращения к указанной автоматизированной информационной системе обязательного страхования и установления в ней необходимой информации (проверки коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период КБМ).

Без указанной информации невозможно проверить указанные в документации о закупке данные сведениями, содержащимися в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

В связи с изложенным, по мнению Заявителя, в документации о закупке отсутствуют характеристики объекта закупки.

ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ивановской области» в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что Заказчик с жалобой не согласен, нарушений при проведении закупки допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено следующее:

1) 05.02.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение №0833100000419000001 о проведении открытого конкурса в электронном виде с наименованием объекта закупки – прочая закупка товаров, работ и услуг (Услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (ОСАГО) ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Ивановской области»);

2) начальная (максимальная) цена контракта – 4 326 270,00 рублей;

3) дата начала подачи заявок – 05.02.2019;

4) дата и время окончания подачи заявок – 27.02.2019 в 09:00;

5) согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 28.02.2019 №ПРОI1 на участие в открытом конкурсе в электронной форме было подано 6 заявок от участников закупки, 3 заявки были отклонены.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен, в том числе руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В п. 7 раздела II «Информационная карта открытого конкурса» документации о закупке указаны условия оказания услуг: в соответствии с разделами VII «Проект Государственного контракта» и V «Техническое задание» документации о закупке.

Раздел V «Техническое задание» документации о закупке содержит следующие сведения о транспортных средствах: марка транспортного средства, категория транспортного средства в соответствии с ПТС, количество пассажирских мест, год выпуска, мощность двигателя легкового автомобиля (л.с.), разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей (кг), общий срок страхования (количество договоров ОСАГО).

Вместе с тем, в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, размещенной на официальном сайте отдельным файлом, указаны следующие сведения: марка транспортного средства, категория транспортного средства, количество пассажирских мест, год выпуска, мощность двигателя легкового автомобиля (л.с.) (КМ), разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей (кг), наличие или отсутствие страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине Заказчика (дата ДТП), общий срок страхования (количество договоров ОСАГО), дата начала периода страхования, базовая ставка страхового тариф, территориальный коэффициент (КТ), коэффициент ограничения (КО), коэффициент страхового тарифа (КБМ), применённый в 2018 году, прогнозируемый коэффициент страхового тарифа (КБМ) в 2019 году, коэффициент мощности двигателя (КМ), коэффициент при использовании транспортного средства с прицепом (КПр), сумма страховой премии (рублей).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что представленные в документации о закупке сведения являются достаточными для того, чтобы участники закупки сделали свое предложение о цене контракта. Сведения о VIN транспортных средств будут представлены Заказчиком победителю закупки при заключении страхового договора на каждое конкретное транспортное средство. На момент подачи заявки на участие в закупке использование информации о VIN транспортных средств не требуется.

Вместе с тем, на вопрос Комиссии Ивановского УФАС России о том, возможно ли использовать коэффициенты, в том числе КБМ, отличные от коэффициентов, указанных в документации о закупке, представитель Заказчика пояснила, что возможно и такая заявка отклонена не будет.

Представители Общества при рассмотрении жалобы с представителем Заказчика не согласились, указали, что в силу действующего законодательства Российской Федерации страховщик обязан проверить представленную страхователем информацию. Проверка осуществляется через автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Между тем, получить значения коэффициента КБМ из базы автоматизированной информационной системы обязательного страхования, не обладая данными о VIN транспортного средства (используется для идентификации транспортного средства и указывается в паспорте транспортного средства), не представляется возможным, при этом данные о VIN транспортных средств в конкурсной документации отсутствуют; в этой связи Общество сообщило, что данное обстоятельство не позволило Обществу определить действительное КБМ и сформировать свое предложение по цене контракта.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заявителя пояснили, что у Общества имеется информация о наличии у ряда транспортных средств Заказчика страховых возмещений, между тем, из информации, представленной в документации о закупке, данные сведения установить не представляется возможным. Вместе с тем, представление информации в том виде, в котором она представлена в документации об открытом конкурсе в электронной форме, дает преимущество участнику закупки, с которым был заключен контракт на предыдущий год, так как указанный участник обладает большим количеством сведении по сравнению с остальными участниками рынка.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Целью проведения указанной закупки является заключение контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (ОСАГО) ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Ивановской области». В рамках заключенного по итогам закупки контракта будут заключены страховые договоры на конкретное автотранспортное средство. Таким образом, уже на этапе подачи заявок участники закупки должны обладать полными и объективными сведениями об объекте закупки, необходимыми для надлежащего формирования заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Законом об ОСАГО.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Указанием Банка России от 04.12.2018 №5000-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно ч. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

В пп. «б» п. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

В силу п. 10.1 ст. 15 Закона об ОСАГО при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Согласно пп. «в» п. 3.1 ст. 30 Закона об ОСАГО лицам, имеющим намерение заключить договор обязательного страхования, обеспечивается свободный доступ, в частности, к сведениям, необходимым для определения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» п. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

Вместе с тем, п. 1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 №431-П) предусмотрено, что при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Вышеизложенное, свидетельствует о том, что участник закупки – страховщик должен проверить соответствие базовых ставок, коэффициентов страховых тарифов, структуры страховых тарифов, указанных в документации о закупке, на соответствие установленным Банком России требованиям.

Комиссией Ивановского УФАС России с целью проверки доводов Общества о необходимости наличия информации о VIN транспортного средства для расчета коэффициента КБМ был проведен анализ сайта автоматизированной информационной системы обязательного страхования, который позволил установить, что для определения коэффициента КБМ необходимы следующие данные: ИНН собственника транспортного средства, VIN, государственный регистрационный знак транспортного средства, номер кузова, номер шасси, дата начала действия договора или дополнительного соглашения.

В свою очередь, раздел V «Техническое задание» документации о закупке, а также документ «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» сведения о VIN транспортных средств, подлежащих страхованию, не содержат, что не позволяет участникам закупки определить соответствующие действительности КБМ и сформировать предложение по цене контракта.

Таким образом, отсутствие в документации о закупке всех необходимых сведений для расчета страховой премии, в частности, VIN транспортного средства, не позволяет участникам закупки сформировать соответствующее действительности предложение по цене контракта, что свидетельствует о ненадлежащем описании объекта закупки и нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

П. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе предусматривает, что в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Между тем, данное условие в проекте контракта документации о закупке отсутствует, что не соответствует требованиям п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

На основании ч. 7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

Согласно ч. 8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме датой окончания подачи заявок на участие в закупке является 27.02.2019.

В п. 16 раздела II «Информационная карта открытого конкурса» документации о закупке указано:

Дата начала предоставления разъяснений положений об открытом конкурсе – «05» февраля 2019 года с момента публикации извещения о проведении конкурса.

Дата окончания предоставления разъяснений положений документации об открытом конкурсе – «21» февраля 2019 года (не позднее чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе).

Между тем, 21.02.2019 является последней датой, когда участник закупки может направить запрос разъяснений положений документации о закупке.

Датой окончания предоставления разъяснений положений документации об открытом конкурсе, в рассматриваемом случае, является 25.02.2019.

Учитывая изложенное, дата окончания предоставления разъяснения участникам закупки была установлена в документации о закупке с нарушением требований п. 7 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

На основании указанного, а также учитывая, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ПАО СК «Росгосстрах» на действия ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ивановской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме с наименованием объекта закупки – прочая закупка товаров, работ и услуг (Услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (ОСАГО) ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Ивановской области») (извещение № 0833100000419000001) обоснованной.

2. Установить в действиях ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ивановской области» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 13 ст. 34, п. 1, 7 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его вынесения.

 

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

 

 

 

 

                                                        _______________________________  

Связанные организации

Связанные организации не указаны