Решение №037/07/3-286/2023 (07-16/2023-006 о признании жалобы ООО «АктивПроект» на действия АО «ВОДОКАН... от 7 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №037/07/3-286/2023 (07-16/2023-006)

Дата оглашения решения: 02 июня 2023 года                                      город Иваново

Дата изготовления решения: 07 июня 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

ООО «АктивПроект» (далее – Заявитель, Общество): <…>;

АО «ВОДОКАНАЛ» (далее – Заказчик): <…>;

рассмотрев жалобу ООО «АктивПроект» на действия АО «ВОДОКАНАЛ» при проведении подачи ценовых котировок в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство станции обезжелезивания в г.Гаврилов Посад, Ивановской области» (извещение 32312406837), в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-

ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  

УСТАНОВИЛА:

25.05.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «АктивПроект» на действия АО «ВОДОКАНАЛ» при проведении подачи ценовых котировок в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство станции обезжелезивания в г.Гаврилов Посад, Ивановской области» (извещение 32312406837).

Согласно первому доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в составе документации о закупке не размещена предварительная программа на выполнение инженерных изысканий. Так Общество указало, что на основании п. 4.21 СП 47.13330.2016 «Свод правил. Инженерные изыскания для строительства» (далее – СП 47.13330.2016) в документацию о закупке должна быть включена предварительная программа, содержащая состав и объемы предполагаемых работ.

В п. 19 «Предварительная программа инженерных изысканий» задания на выполнение проектно-изыскательных работ документации о закупке содержаться следующие положения:

- Инженерно-геодезические изыскания. Ориентировочная объем 2,6 Га; - Инженерно-геологические изыскания. 8 инженерно-геологических скважин; - Инженерно-экологические изыскания. 1 км. маршрута.

Данная предварительная программа, не соответствует форме, предусмотренной п.п. 4.19, 4.20 СП 47.13330.2016. По мнению Общества, сведений, размещенных в указанном пункте документации о закупке, недостаточно для определения точного объема работ на объекте, что не позволяет участникам закупки сформировать ценовое предложение.

Согласно второму доводу жалобы Заказчик незаконно включил в состав выполняемых работ требование о согласовании проектной документации с иными заинтересованными лицами. Так, Общество указало, что в составе документации о закупке были размещены технические условия №29, №30 от 05.04.2023, выданные МУП «Гаврилово-Посадского городского поселения «Аква-город». В п. 6 данных условий указано: «чертежи необходимо согласовать с владельцами сетей водопровода». Действующим законодательством не предусмотрено возложение на проектировщика обязанности по получению данного согласования. Таким образом, указанное требование не соответствует положениям Закона о закупках.

В третьем доводе жалобы Общество указало, что Заказчик необоснованно установил в документации о подаче ценовых котировок в электронной форме требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации (далее – СРО). Общество указало, что фактически рассматриваемая закупка проводится для определения субподрядчика по контракту на строительство станции обезжелезивания в г.Гаврилов Посад, Ивановской области. Таким образом, Заказчик в рассматриваемом случае является генеральным подрядчиком. При этом положениями Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что работы по договорам на выполнение инженерных изысканий, не заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, могут исполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций. Следовательно, требование к участникам закупки о наличии членства в СРО является излишним и установлено в документации о закупке необоснованно.

АО «ВОДОКАНАЛ» в своих возражениях на жалобу указало, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, документы, представленные ООО «АктивПроект», АО «ВОДОКАНАЛ», заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ВОДОКАНАЛ» (далее – Положение о закупке). 

22.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) было размещено извещение 32312406837 о проведении подачи ценовых котировок в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство станции обезжелезивания в г.Гаврилов Посад, Ивановской области», а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии извещением о закупке, документацией о закупке:

  • начальная (максимальная) цена договора: 8 000 000 руб.;
  • дата и время окончания подачи заявок: 30.05.2023 16:00; - дата подведения итогов: 31.05.2023.

Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы необоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пп. 2 и 4 п. 7.2.5 раздела 7.2 Положения о закупке в документации о закупке могут быть указаны:

  • предмет договора с указанием объема выполняемых работ;
  • требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании п. 15 ст. 1 инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

В п. 9 «Объем работ для исполнения» задания на выполнение проектноизыскательных работ документации о закупке указаны следующие виды изыскательных работ:

  • Инженерно-геодезические изыскания;
  • Инженерно-геологические изыскания;- Инженерно-экологические изыскания.

В ч. 1 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Согласно п. 1 СП 47.13330.2016 настоящий свод правил устанавливает основные положения и требования к организации и порядку выполнения инженерных изысканий при изучении природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах. Требования настоящего свода правил распространяются на выполнение инженерных изысканий для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства повышенного и нормального уровня ответственности.

В соответствии с п. 4.21 СП 47.13330.2016 при выборе исполнителя на основе конкурентных процедур, в составе конкурсной документации заказчиком предоставляется предварительная программа, содержащая состав и объемы предполагаемых работ.

Окончательная программа выполнения инженерных изысканий составляется исполнителем после подписания договора, сбора и обработки материалов изысканий и исследований прошлых лет, а также исходных данных, полученных от заказчика.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что требования к предварительной программе фактически описаны в п.п. 4.19, 4.20 СП 47.13330.2016.

В п. 4.18 СП 47.13330.2016 указано следующее: «В соответствии с заданием исполнителем разрабатывается программа инженерных изысканий.

Программа является основным организационно-руководящим, техническим и методическим документом при выполнении инженерных изысканий, согласовывается заказчиком и утверждается исполнителем.

В программе определяются и обосновываются состав и объемы работ, методы их выполнения с учетом сложности природных условий, степени их изученности, вида градостроительной деятельности, этапа выполнения инженерных изысканий, вида и назначения сооружения.

Состав и объемы работ, обоснованные в программе, должны соответствовать требованиям документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований, и иных НД, указанных в задании».

Далее в п. 4.19 СП 47.13330.2016 отражено, что программа должна содержать сведения, необходимые и достаточные для выполнения работ и включать следующие основные разделы:

  • Общие сведения;
  • Изученность территории;
  • Краткая характеристика района работ;
  • Состав и виды работ, организация их выполнения;
  • Контроль качества и приемка работ; - Используемые документы и материалы; - Представляемые отчетные материалы.

Согласно п. 4.20 СП 47.13330.2016 при необходимости в программе также указываются следующие сведения:

  • обоснование применения нестандартизованных технологий (методов) выполнения инженерных изысканий, включая методы математического и физического моделирования;
  • обоснование состава и объемов научного сопровождения инженерныхизысканий и проведения дополнительных исследований;
  • обоснование расширения границ территории выполнения инженерныхизысканий с учетом сферы взаимодействия проектируемых объектов с природной средой, сложности природных и техногенных условий.

Таким образом, совокупность положений, указанных п.п. 4.18, 4.19, 4.20 СП 47.13330.2016, позволяет сделать вывод о том, что указанные в п.п. 4.19, 4.20 требования относятся к программе инженерных изысканий, разрабатываемой самим исполнителем. Доказательств, подтверждающих, что форма предварительной программы инженерных изысканий отражена в указанных пунктах СП

47.13330.2016, Общество не представило.

Согласно возражениям Заказчика на жалобу, а также пояснениям его представителей, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, в составе документации о закупке размещена вся имеющаяся у Заказчика информация о предполагаемых объемах выполняемых работ. Детальные параметры (определение глубины скважин, количество испытаний) могут быть определены только при выполнении работ. Глубина скважины зависит от глубины подвала, нагрузки на фундаменты и инженерно-геологического строения грунта в месте расположения проектируемого сооружения, которое также определяется исполнителем проектной документации. Таким образом, подрядчик должен на основании разрабатываемых им проектных решений определить местоположение скважин и их глубину. Количество необходимых испытаний также устанавливается исполнителем в зависимости от выбраненных методов проведения изыскательных работ.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что в действиях Заказчика отсутствует нарушение Закона о закупках, Положения о закупках, поскольку фактически в документации о закупке содержится предварительная программа, содержащая предполагаемые виды и объемы работ. Иные положений СП 47.13330.2016, детально описывающие требования к разрабатываемой Заказчиком предварительной программе, не установлены.

Комиссия Ивановского УФАС России считает второй довод жалобы необоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 760 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

  • выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными даннымина проектирование и договором;
  • согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а принеобходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
  • передать заказчику готовую техническую документацию и результатыизыскательских работ.

Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.

В силу ст. 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором:

  • оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и

изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре;

  • участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой техническойдокументации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления;

Согласно ч. 9 ст. 5.2 ГрК РФ Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

В силу ч. 10 ГрК РФ предъявление требований о получении в целях реализации проекта по строительству объекта капитального строительства не предусмотренных в соответствии с настоящей статьей разрешений, заключений, документов, сведений, материалов, согласований, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, иными организациями, не допускается.

Согласно пп. 1 п. 14 «Оформление принимаемых решений в ходе проектирования» задания на выполнение проектно-изыскательных работ документации о закупке отражено, что основные (принципиальные) проектные решения Заказчиком утверждаются, прочие решения согласовываются с профильными службами Заказчика при подписании документов или в рабочем порядке.

На основании п. 16 «Отчетные материалы» задания на выполнение проектноизыскательных работ документации о закупке проектная документация с оригинальными отметками о согласованиях передается Заказчику по завершению работ.

В п. 17 «Дополнительные требования и особые условия» задания на выполнение проектно-изыскательных работ документации о закупке указано следующее:

  • До начала основных работ по проектированию предоставить на согласованиес профильными службами заказчика принципиальные схемы: технологическую, электроснабжения, автоматизации;
  • Обеспечить защиту принятых решений при прохождении экспертизыпроектной документации в составе общего комплекта проектной документации;
  • Все необходимые справки о согласовании и выписки получает и оплачиваетПроектировщик.

Указанный в ч. 9 ст. 5.2 ГрК РФ перечень, установлен Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 №2490 «Об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее –Постановление Правительства РФ от 25.12.2021 №2490).

Согласно возражениям Заказчика на жалобу Общества при проведении работ на исполнителя возлагается обязанность по получению согласования исключительно по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 №2490. Так, Заказчик указал, что в рамках выполнения проектно-изыскательских работ по спорной закупке и выявлении охранных зон электросетевого хозяйства необходимо согласование с сетевой организацией в ведении которой находятся данные объекты электросетевого хозяйства при расположении проектируемых объектов в границах этих зон (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861), а также согласование документации, связанной с проведением историко-культурной экспертизы (Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 №160). Кроме того, документацией о закупке предусмотрена обязанность исполнителя по согласованию технологических решений с структурными подразделениями Заказчика. Обязанность по согласованию чертежей, предусмотренная п. 6 технических условий №29, 30 от 05.04.2023, выданных МУП «Гаврилово-Посадского городского поселения «Аква-город», исполняется самим Заказчиком.

Проанализировав положения документации о закупке, Комиссия Ивановского УФАС России установила, что в документации о закупке отсутствуют положения, прямо указывающие на необходимость получения проектировщиком согласований п. 6 технических условий №29, №30 от 05.04.2023. Иных доказательств позиции Заявителя на рассмотрение Комиссии Ивановского УФАС России Общество не представило.

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения в действиях Заказчика, поскольку документация о закупке не содержит положений, однозначно устанавливающих обязанность подрядчика по осуществлению согласования, не предусмотренного действующим законодательством.

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.

Согласно ч. 2 ст. 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

На основании ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурностроительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно п 10 «Требования, предъявляемые к Исполнителю» задания на выполнение проектно-изыскательных работ документации о закупке указано требование о наличие членства СРО в областях:

  • инженерных изысканий;
  • архитектурно-строительного проектирования.

В случае выполнения инженерно-изыскательских работ по договору субподряда –членство в СРО на изыскательские работы.

На основании п. 7.2.5 Положения о закупках Заказчик при проведении подачи ценовых котировок вправе установить в документации требование о представлении в составе заявки, при заключении или исполнении договора копии лицензий, свидетельств, разрешений, допусков СРО на все виды работ, услуг в случаях, если наличие таких документов у поставщика (продавца, исполнителя, подрядчика) установлено законодательством или наличие таких документов, в случае их добровольного получения, позволит Заказчику определить для себя лучшего из участников.

Таким образом, Заказчик вправе установить требование к участникам о наличии членства в СРО, в целях определения лица, обладающего достаточным количеством ресурсов и опыта для исполнения договора.

Представители Заказчика пояснили, что организации, вступившие в СРО, получают защиту своих прав и законных интересов и возможность участия в закупках, проводимых застройщиками и техническими заказчиками, повышают качество труда, имеют постоянную информационную поддержку и взаимную поддержку от других членов СРО, имеют финансовую и кадровую стабильность. Таким образом, участники СРО обладают выраженными преимуществами среди других организаций. В связи с чем, Заказчиком было принято решение включить требование о членстве в организации в СРО. Для соответствия данному требованию необходим только факт наличия участника в СРО. Подтверждение уровня ответственности не требуется.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Аналогичная позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 №305-ЭС20-24221.

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующему выводу. Установив в документации о закупке требование к участникам закупки о наличии членства в СРО, Заказчик фактически реализовал свое право, установленное Положением о закупках, поскольку указанное требование способствует определению подрядчика способного в действительности максимально качественно и оперативно исполнить свои обязательства по договору.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «АктивПроект» на действия АО «ВОДОКАНАЛ» при проведении подачи ценовых котировок в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство станции обезжелезивания в г.Гаврилов Посад, Ивановской области» (извещение 32312406837) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны