Решение №07-15/2019-101 Решение по жалобе ООО "Навигатор" от 30 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 07-15/2019-101

 

Дата оглашения решения: 30 мая 2019 года                                            город Иваново

Дата изготовления решения: 04 июня 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <…>;

членов Комиссии: <…>;

при участии представителей:

Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области (далее – Заказчик): <…>;

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (Уполномоченный орган): <…>;

в отсутствие представителей ООО «Навигатор» (далее – Заявитель, Общество) (уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы),

 

рассмотрев жалобу ООО «Навигатор» на действия Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на благоустройство общественной территории в Комсомольском городском поселении по ул. Первомайская (извещение №0133200001719001335), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.05.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Навигатор» на действия Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на благоустройство общественной территории в Комсомольском городском поселении по ул. Первомайская (извещение №0133200001719001335).

Заявитель указывает, что при формировании документации о закупке Заказчиком были допущены нарушения Закона о контрактной системе по следующим доводам.

  1. Согласно п. 6.1.5 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных Приказом Минстроя России от 13.04.2017 №711/пр (далее – Методические рекомендации) работы рекомендуется проводить по предварительно разработанному и утвержденному проекту благоустройства. В соответствии с п. 4.4 Свода правил 82.1330.2016 «Благоустройство территорий» работы по благоустройству должны выполняться в соответствии с проектом благоустройства. Однако в составе документации о закупке проект благоустройства отсутствует.
  2. Дизайн-проект, входящий в состав документации о закупке, разработан с нарушением положений Постановления Правительства Ивановской области от 01.09.2017 №337-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Формирование современной городской среды» на 2018 - 2022 годы», Муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Комсомольского городского поселения на 2018 - 2022 годы», утвержденной Постановлением Администрации Комсомольского муниципального района от 07.12.2017 №324, согласно которым дизайн-проект должен содержать текстовое и визуальное описание предлагаемого проекта, перечень (в том числе в виде соответствующих визуализированных изображений) элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на соответствующей дворовой территории. Дизайн-проект должен быть согласован с представителями заинтересованных лиц. При этом, заинтересованными лицами, в соответствии с муниципальной программой, являются собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству. Таим образом, дизайн-проект не отражает виды и объемы необходимых к выполнению работ.
  3. Исходя из Методических рекомендаций, Свода правил 82.1330.2016, Письма Минрегиона России от 14.12.2010 №42053-ИБ/14 «Об утверждении предложений по благоустройству придомовой территории в части детской спортивно-игровой инфраструктуры» документацией о закупке должна быть предусмотрена установка элементов сопряжения поверхности площадки с газоном. Документацией об электронном аукционе 0133200001719001335 не предусмотрена установка элементов сопряжения поверхности площадки с газоном, в связи с чем, документация о закупке в части состава работ и материалов не соответствует установленным законодательством Российской Федерации (далее – РФ) требованиям.

 

Из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, следует, что они с доводами жалобы не согласны, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.

По первому доводу представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что действующим законодательством императивно не предусмотрено наличие в составе документации о закупке проекта благоустройства. Кроме того, Методические рекомендации не носят нормативного характера, носят информационный характер и являются рекомендацией. Свод правил 82.13330.2016 устанавливает требования к проектным решениям, параметрам и сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях, не обязателен для применения и не относится к объекту закупки.

По второму доводу жалобы представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что требования к составу и содержанию дизайн-проекта, указанные Заявителем в жалобе, относятся только к дизайн-проекту благоустройства дворовой территории, а в рассматриваемой закупке благоустройству подлежит общественная территория. Требования к дизайн-проекту благоустройства общественной территории, приведенные Заявителем в жалобе, Постановлением Правительства Ивановской области от 01.09.2017 №337-п, Постановлением Администрации Комсомольского муниципального района от 07.12.2017 №324, не установлены.

По третьему доводу жалобы представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщили, что действующие нормативные акты не содержат императивные нормы по установлению ограждения в виде бордюрного камня или т.п. Отсутствие бордюрного камня не приведет к ухудшению качества выполняемых работ, так как элементом сопряжения поверхности площадки с газоном будет являться связующий слой резинового покрытия, который обеспечит, в том числе, безопасную эксплуатацию площадки. Документация о закупке содержит весь цикл работ, который позволит обеспечить качество работ и возможность безопасной эксплуатации результата работ. Возможность эксплуатации площадки и инвентаря детьми от 7 лет не предусматривает того, что площадка является детской, это полноценная спортивная площадка для взрослых с возможностью эксплуатации детьми.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

08.05.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение №0133200001719001335 о проведении электронного аукциона на благоустройство общественной территории в Комсомольском городском поселении по ул. Первомайская (далее – Извещение) и документация о закупке.

Согласно Извещению и документации о закупке:

1) начальная (максимальная) цена контракта – 5 682 989,47 руб.;

2) дата и время окончания подачи заявок – 24.05.2019 08:00;

3) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 28.05.2019;

4) дата проведения аукциона в электронной форме – 31.05.2019.

 

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно п. 1.1 Методических рекомендаций «Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов.

Из содержания данных Методических рекомендаций следует, что их положения носят рекомендательный, а не общеобязательный характер.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее – Правила). Согласно п. 11 раздела II Правил нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Исходя из п. 8, 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ №763) прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В соответствии с п. 10 Указа №763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Методические рекомендации не были опубликованы в предусмотренном Указом №763 порядке. Также отсутствует информация о направлении их в Минюст России на государственную регистрацию.

Кроме того, согласно пп. «д» п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 №88, акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию.

Следовательно, Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Согласно Приказу Росстандарта от 17.04.2019 №831 СП 82.13330.2016 «Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр) включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

Согласно ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. В такой перечень могут включаться национальные стандарты Российской Федерации и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Регистрация международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов осуществляется в порядке, установленном ст. 44 данного Федерального закона. В национальных стандартах Российской Федерации и сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты Российской Федерации и (или) своды правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

Учитывая установленный действующим законодательством добровольный порядок применения СП 82.13330.2016, неприменение Заказчиком СП 82.13330.2016 не может рассматриваться, как нарушение норм Закона о контрактной системе.

Заказчик в письменных возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России отметили, что действующее законодательство РФ не содержит положений, устанавливающих императивные требования к наличию в составе документации о закупке проекта благоустройства.

Иных нормативных актов в обоснование рассматриваемого довода Заявителем не приведено. На заседание Комиссии Ивановского УФАС России Заявитель своих представителей не направил. Содержание жалобы Заявителя не опровергает довод Заказчика о том, что действующее законодательство РФ не содержит положений, устанавливающих императивные требования к наличию в составе документации о закупке проекта благоустройства.

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе, в связи с чем, первый довод жалобы признает необоснованным.

 

Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме», работы должны быть выполнены в строгом соответствии с техническим заданием (раздел III документации о закупке) и локальным сметным расчетом, качественно, в установленные Заказчиком сроки, в соответствии с действующим законодательством и требованиями нормативно-технических документов по данному виду работ.

Разделом III «Техническое задание» документации о закупке предусмотрено, что работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, локальным сметным расчетом.

Раздел III «Техническое задание» документации о закупке содержит требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ. В локальном сметном расчете указаны виды и объем работ, подлежащих выполнению в рамках данной закупки.

Постановление Правительства Ивановской области от 01.09.2017 №337-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Формирование современной городской среды» на 2018 - 2022 годы» не содержит каких-либо требований к содержанию дизайн-проекта, а также согласованию его с представителями заинтересованных лиц. Данным Постановлением предусмотрено лишь проведение общественных обсуждений и согласования дизайн-проектов.

Согласно представленному Заказчиком протоколу проведения общественных обсуждений от 15.02.2019, в ходе общественных обсуждений выбрана общественная территория г. Комсомольск для осуществления её комплексного развития в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование современной городской среды на территории Комсомольского городского поселения на 2018 - 2022 годы» - территория по ул. Первомайская, и согласован дизайн-проект выбранной территории.

Муниципальной программой «Формирование современной городской среды на территории Комсомольского городского поселения на 2018 - 2022 годы», утвержденной Постановлением Администрации Комсомольского муниципального района от 07.12.2017 №324 (далее - Муниципальная программа), предусмотрены требования к содержанию дизайн-проекта благоустройства дворовой территории, приведенные Заявителем в жалобе. Требование о согласовании с представителями заинтересованных лиц также относится, согласно указанной Муниципальной программе, к дизайн-проекту благоустройства дворовой территории.

Объектом рассматриваемой закупки является благоустройство общественной территории в Комсомольском городском поселении по ул. Первомайская.

Указанных Обществом в своей жалобе требований по отношению к благоустройству общественной территории Муниципальная программа не содержит.

На основании указанного выше, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе, в связи с чем, второй довод жалобы признает необоснованным.

 

Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Как указано выше, исходя из норм действующего законодательства РФ, Методические рекомендации и Свод правил 82.13330.2016 могут быть применены лишь на добровольной основе.

П. 2 Правил закреплено, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Таким образом, применение письма Минрегиона России от 14.12.2010 №42053-ИБ/14 «Об утверждении предложений по благоустройству придомовой территории в части детской спортивно-игровой инфраструктуры» не носит общеобязательного характера. Данное письмо не является нормативным правовым актом. По своему содержанию отражает Предложения по благоустройству придомовых и муниципальных территорий в части детской игровой и спортивной инфраструктуры, основанные на современных нормах и правилах строительства и эксплуатации, инновационных подходах к проектированию, современном оборудовании и опыте предприятий. В данном письме указано, что Минрегион России рекомендует региональным и муниципальным органам управления, управляющим организациями, ТСЖ и ЖСК применять приведенные в данном письме предложения в практической работе.

Заказчик в письменных возражениях на жалобу, а также его представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что действующим законодательством РФ не предусмотрено императивных требований к наличию элементов сопряжения поверхности площадки с газоном (бордюрного или бортового камня, иных элементов). Между тем, в рассматриваемом случае элементом сопряжения поверхности площадки с газоном будет являться связующий слой резинового покрытия, который обеспечит, в том числе, безопасную эксплуатацию площадки.

В своей жалобе Обществом не указано, исходя из каких норм действующего законодательства РФ, в рассматриваемом случае, документация о закупке должна предусматривать наличие элементов сопряжения поверхности площадки с газоном.

Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Документов в обоснование доводов жалобы Заявителем не приложено.

Исходя из указанного выше, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе, в связи с чем, третий довод жалобы признает необоснованным

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Навигатор» на действия Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на благоустройство общественной территории в Комсомольском городском поселении по ул. Первомайская (извещение №0133200001719001335) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии: <…>

 

 

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны