Решение №037/06/33-124/2021 (07-15/2021-033) Признать жалобу ООО «Навигатор-Т» на действия ОБУЗ «Шуйская ... от 22 марта 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/33-124/2021 (07-15/2021-033)

 

Дата оглашения решения: 18 марта 2021 года                                                 город Иваново

Дата изготовления решения: 22 марта 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

членов Комиссии: «…»

 

при участии представителей:

- ООО «Навигатор-Т» (далее – Общество, Заявитель) – «…»;

- ОБУЗ «Шуйская центральная районная больница» (далее – ОБУЗ «Шуйская ЦРБ», Заказчик) – «…»;

- ООО «МС ГО «ЭКРАН» (участник закупки) «..».

 

рассмотрев жалобу ООО «Навигатор-Т» на действия ОБУЗ «Шуйская центральная районная больница» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку самоспасателей (извещение № 0333300008621000035), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.03.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Навигатор-Т» на действия ОБУЗ «Шуйская центральная районная больница» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку самоспасателей (извещение № 0333300008621000035).

 

В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что в разделе II «Спецификация» Приложения к извещению о закупке «Документация о запросе котировок в электронной форме» (далее – приложение к извещению о закупке) Заказчиком установлено, что «Корпус комбинированного фильтра должен быть выполнен из металла. Металлический корпус обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра (образования вмятин, за счет отсутствия обратимой деформации материала), что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки». Заказчиком установлено требование пригодности самоспасателя к применению в результате обнаружения вмятин на металлическом корпусе фильтра самоспасателя, непосредственно перед его использованием. Для возможности обнаружения вмятин на корпусе фильтра Заказчик устанавливает требование, что корпус комбинированного фильтра должен быть выполнен из металла.

Материал корпуса фильтра самоспасателя не влияет на потребительские свойства самоспасателя. Главное требование – чтобы его работоспособность после механических воздействий была подтверждена в результате испытаний на соответствие требованиям п.п. 7 и 15 п. 4.4 «ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №878 (далее – ТР ТС 019/2011).

ООО «Навигатор-Т» является производителем фильтрующего самоспасателя «ГДЗК «Гарант-1», корпус фильтра которого изготовлен из композитного термостойкого и инновационного материала.

В связи с малым весом, высокой коррозионной стойкостью, способностью к восприятию ударных нагрузок, стойкостью к вибрационным нагрузкам, удельной прочностью и стойкостью к воздействию высоких температур, композитные материалы в современном мире применяются практически во всех отраслях промышленности. Так, композитные материалы применяются в производстве изделий для автомобильного и городского транспорта, в авиационной и ракетно-космической технике, в области судостроения, в нефтеперерабатывающей промышленности, в строительстве, и др. ГДЗК «Гарант-1», прошел все соответствующие испытания и имеет сертификат соответствия требованиям технического регламента ТР ТС 019/2011.

 

Согласно второму доводу жалобы Общества совокупности характеристик товара, указанных в разделе II «Спецификация» извещения о закупке, соответствуют товары производителей АО «Сорбент» и ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д Зелинского», которые входят в одну группу лиц – ООО «Зелинский групп», что ограничивает конкуренцию и нарушает нормы Закона о контрактной системе.

 

15.03.2021 Обществом письмом №10-01/547 от 15.03.2021 в адрес Ивановского УФАС России были представлены дополнения к жалобе.

В дополнениях Общество указало, что Заказчиком неправомерно не установлена такая дополнительная характеристика к товару, как показатель времени защитного действия по тест-веществу к фильтрам марки А – циклогексан и SX(CO) – монооксид углерода.

Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

Согласно извещению о закупке дата и время окончания подачи заявок – 12.03.2021 10:00.

Таким образом, на основании ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России оставила без рассмотрения дополнительный довод Заявителя.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что им были соблюдены все требования Закона о контрактной системе.

 

Рассмотрев представленные ООО «Навигатор-Т», ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы по существу, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

02.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение №0333300008621000035 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку самоспасателей.

Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, протоколу, составленному при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- начальная (максимальная) цена контракта – 158 600,00 ₽;

- дата и время окончания подачи заявок – 12.03.2021 10:00;

- согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме №ПРО1 от 15.03.2021 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке было подано четыре заявки от участников закупки. Три участника и их заявки были признаны соответствующими. Победителем закупки признано ООО «СПЕЦ-СЕРВИС».

 

Первый довод жалобы Заявителя Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.

В соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 82.2 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не менее чем за пять рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, в котором должна содержаться, в том числе, информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 12 статьи 42 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В разделе II «Спецификация» приложения к извещению о закупке, в том числе указаны наименование товара, необходимого к поставке, а также его характеристики. Так в разделе II «Спецификация» приложения к извещению о закупке указано, что «Корпус комбинированного фильтра должен быть выполнен из металла. Металлический корпус обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра (образования вмятин, за счет отсутствия обратимой деформации материала), что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки».

 

В возражениях ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» (№261 от 17.03.2021) по доводам жалобы Общества, а также представителями Заказчика и ООО «МС ГО «ЭКРАН» на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указано, что применение металла в качестве материала корпуса фильтра самоспасателя гарантированно обеспечивает устойчивость к механическим повреждениям и длительному воздействию температур в условиях чрезвычайных ситуаций. Такой материал, как металл не имеет обратимого свойства. При образовании вмятины металл не вернет форму в прежнее состояние и оставит повреждение видимым, тогда как пластик (полимерный материал) может восстановить форму при повреждении и тем самым, скрыть это повреждение при использовании самоспасателя. Кроме того, применение пластика (полимерного материала), в частности наиболее распространенного для изготовления фильтров АБС-пластика, не обеспечивает гарантированную защиту при длительном воздействии открытого пламени в силу того, что данный материал имеет теплостойкость, в зависимости от марки, в пределах от 80 до 200℃, тогда как температура открытого пламени достигает 800℃. При длительном воздействии температуры открытого пламени пластик подвержен разрушению, что приводит к потере защитных свойств самоспасателя и ставит под угрозу здоровье и жизнь пользователя. ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее – ГОСТ Р 53261-2009) установлено, что одним из методов испытаний является проверка сохранения работоспособности самоспасателя после пребывания в среде с температурой 200°С. Указанная норма рассчитана лишь на кратковременное воздействие на самоспасатель высоких температур (в условиях лабораторных испытаний), тогда как в условиях реальной чрезвычайной ситуации, воздействие на самоспасатель высокой температуры может происходить в течение большего времени, нежели заявлено в ГОСТ Р 53261-2009.

Представитель ООО «МС ГО «ЭКРАН» на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что Заказчиком в приложении к извещению о закупке не установлено требование пригодности самоспасателя к применению в результате обнаружения вмятин на металлическом корпусе фильтра самоспасателя, непосредственно перед его использованием. Данная фраза относится к обоснованию установления такой характеристики товара, как «корпус фильтра».

 

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что ГОСТ Р 53261-2009 и TP ТС 019/2011 не устанавливают запрета на применение металла в качестве материала изготовления корпуса фильтра с целью улучшения защитных и эксплуатационных свойств изделия. Таким образом, установленное требование нельзя считать противоречащим ГОСТ Р 53261-2009 и TP ТС 019/2011.

В указанных нормативно-технических документах установлены минимально необходимые требования к характеристикам товара, что допускает возможность повышения защитных и эксплуатационных характеристик, производителями товара. Потребность Заказчика обусловлена необходимостью получения товара, соответствующего стандартам, но имеющего более высокие защитные и эксплуатационные характеристики. Таким образом, данные требования не могут расцениваться, как противоречащие требованиям национальных стандартов и технических регламентов.

Требование о наличии корпуса фильтра самоспасателя из металла не может трактоваться, как невыполнимое. Заявитель не был ограничен в выборе контрагентов, у которых он мог приобрести самоспасатель, требуемый Заказчику.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что предметом рассматриваемой закупки является поставка товара с определенными техническими характеристиками, а не его изготовление. В свою очередь поставку данного товара может осуществить любое юридическое или физическое лицо, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

Заказчиком в письменных пояснениях и представителем Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России приведено достаточное обоснование своей потребности в такой характеристике фильтра самоспасателя, как «металлический корпус».

Кроме того, по окончании срока подачи заявок на участие в закупке было подано четыре заявки от участников закупки. Три участника и их заявки были признаны соответствующими извещению о закупке и Закону о контрактной системе, что свидетельствует об отсутствии препятствий у участников закупки для поставки самоспасателей с фильтрами, корпус которых выполнен из металла.

 

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает нарушений положений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика.

 

Второй довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Учитывая изложенное, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.

 

В возражениях ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» (№261 от 17.03.2021) по доводам жалобы Общества, а также представителями Заказчика и ООО «МС ГО «ЭКРАН» на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указано, что на товарном рынке представлены следующие фильтрующие самоспасатели, которые полностью соответствуют требованиям, изложенным в извещении о рассматриваемой закупке, в том числе оснащены металлическими фильтрами:

1. Фильтрующий самоспасатель «Газодымозащитный комплект ГДЗК-EN» Согласно схеме, описывающей составные части самоспасателя ГДЗК-EN, данный самоспасатель оснащен комбинированным фильтром в металлическом корпусе. Схема представлена в руководстве по эксплуатации и паспорте самоспасателя ГДЗК-EN. В соответствии с руководством по эксплуатации и паспортом изготовителем данного самоспасателя является ОАО «ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского».

2. Фильтрующий самоспасатель высокой эффективности «Газодымозащитный комплект Зевс 30У». Согласно пункту 1.2.2 руководства по эксплуатации самоспасателя Зевс 30У данный самоспасатель может оснащаться фильтрами в корпусе из металла. В соответствии руководством по эксплуатации изготовителем данного самоспасателя является АО «Сорбент». Также указанное предприятие, изготавливает фильтрующие самоспасатели Зевс-У, фильтры которых имеют корпус из металла.

3. Фильтрующий самоспасатель Drager PARAT 7500. Самоспасатель Drager PARAT 7500 (модели 7520 и 7530) изготовителя Drager Safety AG&Co.KGaA (ООО «Драгер»), корпус которого также выполнен из металла.

 

Представитель Общества на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что Заказчиком в приложении к извещению о закупке установлено требование, что фильтр самоспасателя должен обеспечивать защиту в соответствии с маркам А, В, Е, К, SX (СО). Самоспасатель Drager PARAT 7500 указанной характеристике не соответствует.

 

Вместе с тем, в сертификате соответствия №ТС KZ.7500361/22/01/02755 указано, что самоспасатель Drager PARAT 7500 соответствует требованиям TP ТС 019/2011. Согласно приложению к сертификату соответствия №ТС KZ.7500361/22/01/02755 фильтр самоспасателя обеспечивает защиту в соответствии с марками А, В, Е, К, SX (СО).

Таким образом, под характеристики товара, указанные в разделе II «Спецификация» приложения к извещению о закупке, подходят товары двух производителей ООО «Зелинский групп» и Drager Safety AG&Co.KGaA. Иного Заявителем не доказано.

Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Навигатор-Т» на действия ОБУЗ «Шуйская центральная районная больница» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку самоспасателей (извещение № 0333300008621000035) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны