Решение №037/06/54.3-281/2021 (07-15/2021-136) Признать жалобу ООО «Джули» на действия МБУ ДО ЦСК «Притяжен... от 11 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/54.3-281/2021 (07-15/2021-136)

 

Дата оглашения решения: 08 июня 2021 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 11 июня 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

 

членов Комиссии: «…»

 

в отсутствие представителей ООО «Джули» (далее – Заявитель, Общество), МБУ ДО ЦСК «Притяжение», МКУ «Управление муниципальными закупками» (информация о поступлении жалобы и ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения была направлена указанным лицам),

 

рассмотрев жалобу ООО «Джули» на действия МБУ ДО ЦСК «Притяжение» при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт центральной части первого этажа здания МБУ ДО ЦСК «Притяжение» (извещение № 0833600000821000244), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.06.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Джули» на действия МБУ ДО ЦСК «Притяжение» при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт центральной части первого этажа здания МБУ ДО ЦСК «Притяжение» (извещение №0833600000821000244).

 

Согласно первому доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации о закупке установлено, что для оценки заявок учитываются контракты/договоры, заключенные и исполненные в полном объеме, не ранее, чем за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

По вышеуказанному показателю оцениваются исключительно контракты/ договоры, которые исполнены не ранее чем за три года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, что, по мнению Заявителя может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).

 

Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что согласно письму Минэкономразвития России от 19.08.2016 №Д28и-2196, Постановлению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2019 г. №17АП-8046/19 полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов). В конкурсной документации Заказчиком установлено требование о предоставлении исполненных контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контрактов (договоров), что, по мнению Заявителя, является ограничением количества участников закупки и не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников данной закупки.

 

Согласно третьему доводу жалобы Общества требование о представлении исполненного контракта/договора со статусом в реестре контрактов на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.zakupki.gov.ru/) (далее – официальный сайт, ЕИС) «Исполнение завершено» и/или «Исполнение прекращено» является незаконным, поскольку ответственность за ведение реестра контрактов не распространяется на подрядчиков (исполнителей). Предоставление копии исполненного контракта, актов об оплате и разрешения на ввод в эксплуатацию (при наличии) – в полной мере являются доказательством того, что контракт был исполнен.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было. Критерии оценки не могут повлечь ограничение количества участников закупки. Критерии позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта и не могут повлечь отклонение заявки участника закупки.

 

Рассмотрев представленные Обществом, Заказчиком документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

11.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение №0833600000821000244 о проведении на капитальный ремонт центральной части первого этажа здания МБУ ДО ЦСК «Притяжение», а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 4 044 363,75 ₽;

- дата и время окончания подачи заявок – 17.05.2021 10:00;

- согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 18.05.2021 №ПРЕ1 единственный участник закупки и его заявка соответствуют требованиям конкурсной документации и Закона о контрактной системе. Открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся.

 

Первый довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Заказчик законодательно наделен правом самостоятельно устанавливать перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным в документации о закупке требованиям, руководствуясь собственными потребностями.

На основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно ч. 14 ст. 54.7 Закона о контрактной системе победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.

В соответствии с п. 3 Правил «оценка» – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями указанных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки.

В соответствии с п. 27(2), 27(3) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст. 34 и ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным п. 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):

а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:

объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);

линейные объекты капитального строительства;

особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;

объекты культурного наследия.

В Приложении R к части 2 «Информационная карта» документации о закупке установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

 

п/п

Критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе

Величина значимости критерия

Коэффициент значимости критерия

1

Цена контракта

60%

0,6

2

Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования  и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

40%

0,4

 

По второму критерию оценки заявок участников закупки установлен, в том числе, показатель «Y – наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, задекларированная и подтвержденная участником закупки в установленном порядке», в котором указано следующее.

Правилами оформления сведений по показателю «наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)» является предоставление копий документов, подтверждающих исполнение контракта (договора), а именно:

1) копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполнения работ контракта (договора) в полном (заявленном) объеме. Последний документ данной категории должен быть подписан не ранее чем за 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (отсчет осуществляется по последнему документу соответствующего вида). В случае выполнения части работ привлеченными субподрядными организациями необходимо предоставление полного комплекта документов, включая копию соответствующего акта (актов) выполненных работ, где в качестве исполнителя выступает субподрядная организация;

2) копия справки о стоимости выполненных работ и затрат (составляется участником). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (отсчет осуществляется по последнему документу соответствующего вида).

 

Изучив указанный порядок оценки, Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что по показателю «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)» оцениваются исключительно контракты/договоры, которые исполнены не ранее чем за 3 (три) года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, что, может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 (пять) лет до даты окончания подачи заявок на участие в закупке).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации о закупке установлено требование в отношении срока исполнения контракта, которое является ненадлежащим, так как не соответствует Правилам, а, следовательно, действия Заказчика нарушают ч. 1 ст. 12, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе

 

Второй довод жалобы Заявителя Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

На основании п. 4 «Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме» ч. 4 «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки» документации о закупке документы, прилагаемые участником закупки, документы, подтверждающие квалификацию участника закупки (в случае если в п. 41 ч. 2 «Информационная карта» документации о закупке установлен указанный критерий, Приложении R (при наличии) к ч. 2 «Информационная карта» документации о закупке, Приложение №3, №3.1).

В п. 41 ч. 2 «Информационная карта» документации о закупке указано, что оценка заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в соответствии с приложением R к ч. 2 «Информационная карта» документации о закупке.

Согласно приложению R к части 2 «Информационная карта» документации о закупке показатель в соответствии с п. 27(2) Правил оценки заявок: общая стоимость исполненных контрактов (договоров).

Необходимо документальное подтверждение выполнения каждого контракта по шкале Y в отношении каждого исполненного контракта/договора (по объектам, соответствующим указанным в описании показателя), при этом в случае предоставления информации в отношении контрактов/договоров для государственных/муниципальных нужд для целей соответствия требованиям показателя оценки требуется исполненный контракт/договор со статусом в реестре контрактов на официальном сайте «Исполнение завершено» и/или «Исполнение прекращено». Неисполненные контракты к учету не принимаются. При этом предоставление сведений о значении Y4 – Y6 допускается только в виде успешно исполненного контракта/договора. Под успешно исполненным контрактом/договором для целей документации понимается контракт/договор, в отношении которых участник полностью и надлежащим образом исполнил все свои обязательства. Не признаются успешными контракты/договоры, в отношении которых существуют факты (факт) ненадлежащего исполнения договорных обязательств со стороны исполнителя работ (в частности, при условии допущенной просрочки, в том числе в случае факта применения (начисления) к участнику (Подрядчику) штрафных санкций (штрафы, пени, неустойки) за иные нарушения в судебном и досудебном порядке, независимо от того, были ли данные санкции применены в отношении непосредственно генерального подрядчика или в отношении субподрядчика (соисполнителя) по контракту, представленному к оценке).

Согласно представленным Заказчиком пояснениям одного только факта приемки работ по контракту недостаточно для того, чтобы квалифицировать такой контракт «успешно исполненным», поскольку такая приемка может быть произведена с нарушением сроков исполнения контракта, а также после применения к подрядчику штрафных санкций (пеней, неустоек, штрафов), что уже не может свидетельствовать об успешном опыте выполнения работ. Возможность предоставления в качестве подтверждения опыта работ контракта, исполнение по которому не является успешным, либо частично успешным, прямо предусмотрено положениями конкурсной документации, и за подобные контракты также начисляются баллы, пусть и в меньшем объеме, нежели за успешные контракты.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств того, что в документации о закупке установлены требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, представлено не было.

 

Вместе с тем, утверждение Общества о том, что установление требования о представлении успешно исполненного контракта/договора ограничивает количество участников закупки не учитывает, что в рассматриваемом случае закупка проведена способом открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Кроме того, согласно ст. 6 Закона о контрактной системе одним из основных принципов контрактной системы относится не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования).

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что Заявителем не доказан факт незаконного установления Заказчиком указанного требования.

 

Третий довод жалобы Заявителя Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с приложением R к части 2 «Информационная карта» документации о закупке в случае предоставления информации в отношении контрактов/договоров для государственных/муниципальных нужд для целей соответствия требованиям показателя оценки требуется исполненный контракт/договор со статусом в реестре контрактов на официальном сайте «Исполнение завершено» и/или «Исполнение прекращено». Неисполненные контракты к учету не принимаются.

Кроме того, согласно Приложению R к части 2 «Информационная карта» документации о закупке правила оформления сведений: в отношении указанного показателя критерия: в соответствующей графе приложения №3 ч. 4 «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки» документации о закупке участник указывает на наличие либо отсутствие в составе заявки сведений об успешно исполненных контрактах, и в случае наличия с обязательным указанием выбранного варианта по шкале Х (Х0-Х1) в качестве документального подтверждения выступает:

в отношении каждого заявленного контракта/договора декларация по шкале Х, которая содержит номер контракта, при наличии реестровый номер контракта и/или номер извещения об осуществлении закупки, наименование заказчика, адрес заказчика, телефон, адрес электронной почты и контрактное лицо заказчика, значение фактически оплаченной стоимости работ в отношении заявленного по критерию контракта;

-копия исполненного контракта (договора), при этом участник закупки должен выступать в роли генерального подрядчика, не допускается предоставление информации в отношении контрактов по которым участник выступает в роли субподрядчика (привлеченного основным подрядчиком исполнителя);

-копии документов, подтверждающих исполнение контракта (договора), а именно:

1) копия акта (актов) выполненных работ;

2) копия справки о стоимости выполненных работ и затрат;

3) копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Как указано выше, согласно Приложению R к части 2 «Информационная карта» документации о закупке отсутствие документального подтверждения влечет присвоение нулевого балла по критерию.

На основании ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе информация об исполнении контракта, а также о его расторжении направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, заказчиками. В нарушение требований указанных норм Закона о контрактной системе, несмотря на исполнение контракта подрядчиком и подписание всех необходимых документов о приемке выполненных работ, соответствующая информация может быть не размещена заказчиком на официальном сайте.

Таким образом, с учетом изложенного, требование о необходимости предоставления контракта/договора со статусом в реестре контрактов на официальном сайте «Исполнение завершено» и/или «Исполнение прекращено» не обосновано и нарушает ч. 1 ст. 12, п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

 

Дополнительно, Комиссия Ивановского УФАС отмечает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

ООО «Джули» зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц с 23.06.2020, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) с 05.08.2020 года.

С момента регистрации на официальном сайте Общество не принимало участие ни в одной закупке, в том числе в указанном открытом конкурсе в электронной форме. Кроме того, Общество не имеет членства СРО.

В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

ООО «Джули» на рассмотрение жалобы Комиссией Ивановского УФАС России своих представителей не направило, документы, подтверждающие доводы жалобы и свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов Общества, представлены не были.

При таких обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что выявленные нарушения в действиях Заказчика не могли нарушить права и законные интересы Общества.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Джули» на действия МБУ ДО ЦСК «Притяжение» при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт центральной части первого этажа здания МБУ ДО ЦСК «Притяжение» (извещение № 0833600000821000244) обоснованной в части первого и третьего доводов жалобы.

 

  1. Установить в действиях МБУ ДО ЦСК «Притяжение» нарушения ч. 1 ст. 12, п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

 

  1. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием нарушения прав и законных интересов Заявителя.

 

  1. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны