Решение б/н Решение и предписание (заявитель – ООО «Электротеплосервис») от 10 октября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дата принятия решения 05 октября 2011 года                                                           город Иваново

Дата изготовления решения 10 октября 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <...>,

 

при участии представителя заказчика – ФКГУ комбинат «Искатель» Росрезерва юрисконсульта <...>,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Электротеплосервис» (далее – заявитель) с жалобой от 27 сентября 2011 года № 81/09 на действия ФГКУ комбинат «Искатель» Росрезерва (далее – заказчик) при размещении государственного заказа путем запроса котировок на проведение энергетического обследования (энергоаудита) с разработкой энергетического паспорта (далее – размещение государственного заказа).

 

Заявитель считает, что заказчик при размещении государственного заказа нарушил нормы Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов): необоснованно отклонил котировочную заявку ООО «Электротеплосервис», чем нарушил права и законные интересы заявителя.

 

Представитель заказчика в своих возражениях указал, что не согласен с доводами заявителя, так как нарушений при размещении государственного заказа допущено не было.

 

Рассмотрев представленные заявителем и заказчиком документы, заслушав представителя заказчика, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

09 сентября 2011 года заказчиком на сайте (www.zakupki.gov.ru) (далее – сайт) было размещено извещение о проведении запроса котировок на проведение энергетического обследования (энергоаудита) с разработкой энергетического паспорта (далее – извещение).

 

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0333100000211000008-1 от 22.09.2011 года на проведение энергетического обследования (энергоаудита) с разработкой энергетического паспорта (далее – протокол) котировочная комиссия заказчика, руководствуясь частью 3 статьи 47 Закона о размещении заказов, отклонила котировочную заявку ООО «Электротеплосервис» по причине того, что котировочная заявка ООО «Электротеплосервис» не соответствует требованиям заказчика, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

 

В соответствии со статьей 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать следующие сведения:

 

1) наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);

2) источник финансирования заказа;

3) форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;

4) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика;

5) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;

6) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7) сведения о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

8) максимальная цена контракта, определяемая заказчиком, уполномоченным органом в результате изучения рынка необходимых товаров, работ, услуг;

9) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;

10) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

11) срок подписания победителем в проведении запроса котировок государственного или муниципального контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;

12) требование, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено такое требование.

 

В соответствии со статьей 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

 

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;

2)   идентификационный номер налогоплательщика;

3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;

4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).       

 

Как установлено Комиссией Ивановского УФАС России, котировочная комиссия ФГКУ комбинат «Искатель» Росрезерва отклонила котировочную заявку ООО "Электротеплосервис", поскольку, по ее мнению, данная заявка не соответствовала требованиям, установленным в извещении. Представитель заказчика пояснил, что несоответствие выразилось в следующем: отсутствует информация о членстве в СРО, подтвержденная соответствующим документом; отсутствуют сведения о наличии сертифицированного персонала и соответствующих сертификатов, а также нет указания на согласование результатов работ в Минэнерго РФ.

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассматриваемому вопросу установила следующее.

 

Заказчик в Техническом задании установил следующие требования: необходимость согласования результатов проведенных работ в Минэнерго РФ (п.2.4), наличие у участника размещения заказа свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по проведению энергоаудита, наличие сертифицированного персонала (п.8.1-8.2).

 

Буквальный анализ статей 43 и 44 Закона о размещении заказов показывает, что из их содержания прямо не следует необходимость или возможность установления каких-либо требований к участникам размещения заказа, а также иных требований к составу и содержанию котировочной заявки, кроме прямо прописанных в указанных нормах.

 

Тем не менее, более детальный и системный анализ норм Закона о размещении заказов, а также конкретных обстоятельств рассматриваемых отношений, позволяет прийти к иным выводам.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о размещении заказов участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается такое обязательное требование к участникам размещения заказа как соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

 

В соответствии с п. 2 ч. 3 и п.п. «б» п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать:

 

      - предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;

      - копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.

 

Аналогичные требования установлены и при проведении аукциона.

 

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261 «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями указанного Федерального закона и Федерального закона от 01.12.2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон № 315-ФЗ). В соответствии с данными законами членам СРО выдаются соответствующие свидетельства, подтверждающие их право на осуществление той или иной деятельности.

 

Приказом Минпромэнерго России от 04.07.2006 года № 141 утверждены рекомендации по проведению энергетического обследования (энергоаудита) (далее – Рекомендации от 04.07.2006 года № 141), в соответствии с которыми, энергетические обследования (энергоаудит) проводятся организациями, внесенными в Реестр энергоаудиторских фирм, допущенных к проведению энергетических обследований, имеющими необходимое инструментальное, приборное и методологическое оснащение и опыт выполнения работ в соответствующей области деятельности, располагающими квалифицированным и аттестованным персоналом, а также независимыми в организационном и финансовом отношении от организаций, в которых проводится энергетическое обследование (п. 2.3 Рекомендаций).

 

В соответствии с п. 5.1, п. 5.5 Рекомендаций, по результатам энергетических обследований (энергоаудита) оформляется энергетический паспорт <...> т.е. документ, составленный в соответствии с ГОСТ Р 51379-99 и отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования ТЭР в процессе хозяйственной деятельности, в десятидневный срок после подготовки отчетных документов энергоаудитор представляет документы в МАЭН или уполномоченный ею орган. МАЭН обобщает отчетные документы, вырабатывает рекомендации, подготавливает справочные материалы и направляет их в Минпромэнерго России для использования при подготовке ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации.

 

В пункте 4 статьи 43 Закона о размещении заказов установлена необходимость указания в запросе котировок как основных характеристик и объема выполняемых работ, так и требований к качеству, безопасности и иных показателей, связанных с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, который вправе самостоятельно формировать запрос котировок с учетом требований данной статьи.

 

В каждом конкретном случае толкование положений статей 43 и 44 Закона о размещении заказов должно отвечать принципам разумности и целесообразности. При рассматриваемых обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что правомерно и допустимо применение аналогии закона.

 

Анализ статей 43 и 44 Закона о размещении заказов в системном единстве с иными положениями указанного Закона: предметом и целями правового регулирования (ст.1), а также содержанием статей 11, 25 и 35 данного закона, предполагает оценку действий участников правоотношений с учетом перспективы объективного и относительно скорого размещения заказа в интересах как заказчика, так и участников размещения заказа. При этом потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам участников размещения заказа.

 

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу о правомерности требований заказчика к участникам размещения данного заказа о наличии у них свидетельства СРО, сертифицированного персонала, а также требования о согласовании результатов работ в Минэнерго РФ, так как они проистекают из федерального законодательства и установлены в целях обеспечения качества и безопасности выполняемых работ.

 

Этот вывод отвечает приведенным нормативным положениям, балансу интересов всех участников процесса размещения заказа. Требования заказчика не сопряжены с чрезмерным обременением кого-либо из лиц, подавших котировочные заявки. Вместе с тем, такие требования могут и должны быть восприняты как направленные на исключение негативной юридически значимой перспективы (по факту вероятного размещения заказа и заключения контракта с лицом, чьи услуги не будут отвечать императивным правовым нормам).

 

Тем не менее, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что, применяя аналогию закона, в рассматриваемом случае, заказчик не должен искусственно ограничивать данное применение в угоду своим интересам, пренебрегая интересами потенциальных участников запроса котировок, нарушая принципы разумности и добросовестности, что и было произведено в рассматриваемом случае. Именно такое положение вещей привело к введению заявителя в заблуждение, что, в свою очередь, послужило причиной отклонения его заявки.

 

Заказчик, установив рассмотренные требования к участнику размещения заказа и результатам работ, не установил требование о необходимости отражения в своей котировочной заявке информации о соответствии участника данным требованиям в его заявке, ни о необходимости отражения отдельно информации о том, что участник согласен выполнить требование о согласовании результатов работ в Минэнерго, ни о необходимости представления в составе заявки подтверждающих изложенные обстоятельства документов. Необходимость отражения в котировочной заявке указанной информации не содержалась ни среди требований извещения о проведении запроса котировок, ни в форме котировочной заявки, которую заказчик разработал.

 

Указание информации и представление документов, за отсутствие которых котировочная комиссия отклонила заявку ООО «Электротеплосервис», в силу изложенных выше обстоятельств не являлось обязательным для участников рассматриваемого заказа. Более того, как уже указывалось, именно отсутствие информации о необходимости отражения рассмотренных обстоятельств в котировочных заявках и представления в их составе необходимых документов, ввело в заблуждение заявителя и послужило причиной  отклонения его заявки, при наличии у ООО «Электротеплосервис» необходимых документов.

 

ООО «Электротеплосервис» в своей котировочной заявке выразило согласие исполнить работы на условиях, указанных в извещении о проведении запроса котировок и проекте государственного контракта, а так же указало цену работ с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи), чем выполнило все требования ст. 44 Закона о размещении заказов.

 

Согласно частям 1 - 3 статьи 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

 

Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

 

Ссылка представителя заказчика на отсутствие в заявке сведений, предусмотренных ч. 3 ст. 44 Закона о размещении заказов (наименование и характеристики поставляемых товаров) не состоятельна, так как предмет заказа услуги, согласие на оказание которых на всех условиях установленных заказчиком было выражено в заявке ООО «Электротеплосервис».

 

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что у котировочной комиссии заказчика не было оснований для отклонения заявки ООО «Электротеплосервис», что свидетельствует о наличии в действиях членов котировочной комиссии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Электротеплосервис» от 27.09.2011 год № 81/09  на действия заказчика – ФГКУ комбинат «Искатель» Росрезерва при размещении государственного заказа путем запроса котировок на проведение энергетического обследования (энергоаудита) с разработкой энергетического паспорта обоснованной.

 

2. Выдать ФГКУ комбинат «Искатель» Росрезерва предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов  

 

3. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для приятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в Арбитражном суде Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата вынесения 05 октября 2011 года                                                                 город Иваново

Дата изготовления 10 октября 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <...>;

 

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Электротеплосервис» № 81/09 от 27 сентября 2011 года на действия ФГКУ комбината «Искатель» Росрезерва (далее – заказчик) при размещении государственного заказа путем запроса котировок на проведение энергетического обследования (энергоаудита) с разработкой энергетического паспорта, на основании статей 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) и своего решения от 05.10.2011 года,

 

п р е д п и с ы в а е т:

 

1.       Заказчику - ФГКУ комбинату «Искатель» Росрезерва отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок и разместить соответствующую информацию на официальном сайте в срок до 18  октября 2011 года.

 

2.       Вернуться на стадию рассмотрения заявок, рассмотреть все поданные заявки в строгом соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, устранив нарушения, допущенные котировочной комиссией Заказчика, правовая оценка которых дана в решении Ивановского УФАС России от 05.10.2011г. в срок до 25 октября 2011 года.

 

3.       О выполнении настоящего предписания сообщить в Ивановское УФАС России в срок до 28 октября 2011 года с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны