Решение б/н Решение по делу №07-18/2011-002 (ответчик - ООО "ИвановоОстИ... от 2 сентября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 08 февраля 2011 г. 

Дата изготовления решения: 09 февраля 2011 г.                 город Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):<…>,

рассмотрев дело № 07-18/2011-002, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения с помощью средств стабильного территориального размещения рекламы финансовых услуг по предоставлению ипотечных кредитов на покупку квартир в жилом комплексе «Огни Москвы», размещенную ООО «ИвановоОстИнвест», в отсутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «ИвановоОстИнвест» (<…>) и представителей заинтересованных лиц АКБ «Инвестторгбанк» ОАО и ООО «АПР-Сити/ТВД» обособленное подразделение в г. Иваново, которые на рассмотрения дела не явились, о месте и времени уведомлены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

При мониторинге наружной рекламы, размещенной на территории г. Иваново, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Так, в г. Иваново на пр. Ленина у дома № 98 с помощью рекламной конструкции (щит 3х6 кв.м) распространялась реклама, имеющая следующее содержание: «АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) предоставляет ИПОТЕКУ на покупку квартир в жилом комплексе бизнес-класса «ОГНИ МОСКВЫ» 7,75% тел. банка: (4932)59-01-64 www.itb.ru отдел продаж (4932) 48-27-00 www.ivanovoostinvest.ru», а ниже мелким нечитаемым шрифтом отражены иные условия предоставления ипотечного кредита.

 

Данная реклама представляет собой баннер (6х3 кв.м), на котором на синем фоне изображен дом, входящий в жилой комплекс «Огни Москвы», и имеется следующая информация «АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) предоставляет ИПОТЕКУ на покупку квартир в жилом комплексе бизнес-класса «ОГНИ МОСКВЫ» 7,75% тел. банка: (4932)59-01-64 www.itb.ru отдел продаж (4932) 48-27-00 www.ivanovoostinvest.ru», а также иные условия ипотечного кредита, выполненные мелким, нечитаемым шрифтом: «АКБ «Инвестторгбанк» ОАО. Генеральная лицензия ЦБ РФ № 2763 от 27.11.2008. Основан 28 марта 1994 г. Процентная ставка по кредиту 7,75%. Первоначальный взнос от 20%. Срок кредитования до 30 лет. Комплексное ипотечное кредитование. РКО по тарифам банка. Оценка предмета ипотеки, услуги нотариуса, страхование и регистрация договора по тарифам компаний и государственных органов».

 

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее

 

В рассматриваемой рекламе выделено одно из условий предоставления ипотечного кредита – процентная ставка (7,75 %), часть условий кредитования (сумма первоначального взноса – от 20% и срок кредитования – до 30 лет) присутствует лишь формально, так как выполнена мелким шрифтом, а условия о валюте и максимальной сумме кредита вовсе отсутствуют.

 

Данные факты свидетельствуют о признаках нарушения п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

 

Ивановским УФАС России по данному факту 13 января 2011 года возбуждено дело № 07-18/2011-002 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

Рассмотрев материалы дела, письменные объяснения ООО «ИвановоОстИнвест», Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Информация о финансовой услуге – ипотечном кредите на покупку квартир в жилом комплексе «Огни Москвы» подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования и продвижение их на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения.

 

Объектами рекламирования в данном случае являются жилой комплекс «Огни Москвы» и финансовая услуга, оказываемая АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО), а именно – услуга по заключению договоров ипотечного кредита на покупку квартир в данном жилом комплексе.

 

Часть информации об условиях получения ипотечного кредита на покупку квартир в жилом комплексе «Огни Москвы» на рекламном баннере вовсе отсутствует (максимальная сумма и валюта кредита), а часть условий (срок кредита, первоначальный взнос) выполнена мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом, следовательно, без специальных приспособлений прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным. Более того, данная реклама является наружной, следовательно, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями, что предполагает наличие возможности относительно быстрого и четкого осознания предполагаемой информации, а также ее понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное длительное сосредоточение внимания. В соответствии с изложенным, потребители данной рекламы не могли быть проинформированы обо всех условиях заключения договора ипотечного кредитования.

 

Данные факты свидетельствуют о нарушении п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

 

Поскольку распространенная обществом реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях предоставления ипотечного кредита может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

 

Из смысла текста, доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что любой потребитель, желающий приобрести квартиру в жилом комплексе «Огни Москвы», может взять ипотечный кредит в АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) под 7,75% годовых независимо от суммы кредита, срока кредита, внесения первоначального взноса и других дополнительных затрат. Однако взять ипотечный кредит в  банке под указанный процент возможно лишь на срок до 30 лет при внесении первоначального взноса от 20% от стоимости жилья. При этом потребителю придется понести дополнительные расходы на оценку предмета ипотеки, услуги нотариуса, страхования и регистрации договора, о чем в рекламе указано мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие. В рассматриваемой рекламе также отсутствует информация о том, что максимальная сумма ипотечного кредита составляет 3 000 000 рублей.

 

Данный факт свидетельствует о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, в соответствии с которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

ООО «ИвановоОстИнвест» (заказчик) заключило с ООО «АПР-Сити/ТВД» (исполнитель) договор № 2391_IVTVD об оказании услуг, согласно которого исполнитель должен разместить рекламную информацию в форме плакатов (постеров) на демонстрационной поверхности средств наружной рекламы, указанных в соответствующем Приложении к договору. Согласно Приложения № 1-10 к Договору и  письма № 1466 от 24.01.2011 г. рассматриваемая реклама также распространялась на рекламных конструкциях, установленных по следующим адресам: ул. Бубнова, д. 43, ул. Лежневская, д. 171, пр. Ленина/ ул. Громобоя, пр. Ленина, д. 25, до 31 декабря 2010 года.

 

В соответствии с данными, представленными рекламопроизводителем – ООО «АПР-Сити/ТВД» (письмо № 1466 от 02.09.2010) размер шрифта всех надписей, изготовленных в макете «Ипотека на покупку квартир в «Огнях Москвы», в натуральную величину соответствуют следующим показателям: ОГНИ МОСКВЫ 7,75% - 23 см; АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) представляет ИПОТЕКУ на покупку квартир в Жилом комплексе бизнес-класса - прописные буквы 8,5 см, заглавные – 14,3 см;  а иные условия предоставления ипотечного кредита  - прописные буквы 3 см, заглавные – 4 см. Указанный факт свидетельствуют о том, что, заказывая рекламу, в которой одно из условий ипотечного кредита, привлекательное для потребителей, – процентная ставка, выполнено шрифтом в несколько раз превышающим размеры шрифта, которым выполнена часть существенных условий ипотечного кредита, рекламодатель хотел утаить от потребителя существенные условия банковской услуги.

 

Выполненная крупным шрифтом информация: наименование банка, название жилого комплекса, в котором продаются квартиры по ипотеке, процентная ставка по ипотечному кредиту, телефоны и сайты воспринимаются и уясняются на дальнем расстоянии, в то время как остальная существенная информация о предоставлении кредита затруднительна для прочтения. Данный способ описания условий банковского услуги (ипотечного кредита) в сочетании с особенностями размещения рекламы (баннеры размером 6х3 кв.м, расположены около проезжей части, на высоте свыше пяти метров от земли, не на уровне глаз потребителя) и ее характера (наружная реклама) не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенных в рекламе условий ипотечного кредита и искажает действительный смысл информации, размещенной крупным шрифтом.

 

Таким образом, потребитель не имел возможности получить всю информацию о предоставляемой финансовой услуге – ипотечного кредита на покупку квартир в жилом комплексе «Огни Москвы», предусмотренную частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

 

Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

 

В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

 

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ИвановоОстИнвест».

 

Из письменных пояснений ООО «ИвановоОстИнвест» следует, что Общество при изготовлении рекламы стремилось использовать пространство на баннере максимально эффективно и внести всю необходимую информацию об условиях предоставления ипотечного кредита, учитывая так же эстетичный вид. Изготовлением рекламы Общество занималось впервые, стараясь привлечь потребителей к программе «Ипотека на покупку квартир в жилом комплексе «Огни Москвы». О том, что действия по написанию части условий предоставления кредита более мелким шрифтом, могут ввести потребителей в заблуждение и повлечь нарушение законодательства о рекламе,  Общество не предполагало.

 

В соответствии со статьёй 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частью статьи 5, пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 данного Закона.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу финансовой услуги – предоставление ипотечного кредита на покупку квартиры в жилом комплексе «Огни Москвы», оказываемой АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО), ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с истечением срока размещения рекламы.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны