Решение б/н Решение и предписание по делу № 07-18/2011-017 (ответчик - О... от 6 марта 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 02 июня 2011 г.                                                                      г. Иваново

Дата изготовления решения: 03 июня 2011 г.

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия): <….>,

рассмотрев дело № 07-18/2011-017, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в эфире радиостанции «Радио России» рекламы геля «Витальгар»,

в отсутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «ЦПТ «Вита Ли-Владимир» <….>, которое о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

в отсутствии представителей заинтересованного лица – филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Ивтелерадио», которое о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

заявитель <….> на рассмотрении дела отсутствовала (надлежащее уведомление невозможно, в связи с указанием в заявлении адреса, по которому данное лицо не проживает),

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.03.2011 г. в Ивановское УФАС России поступило заявление из ФАС России, в котором сообщалось о направлении по подведомственности обращения жительницы г. Иваново <….>.

 

Из данного обращения следует, что 15.01.2011 г. в г. Иваново в эфире «Радио России» (ФГУП «ВГТРК «ГТРК «Ивтелерадио») распространялась реклама геля «Витальгар», содержащая признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

10.03.2011 г. Ивановское УФАС России направило запрос о представлении информации в филиал ФГУП «ВГТРК «ГТРК «Ивтелерадио». Из полученного на запрос ответа следует, что рекламодателем указанной рекламы является ООО «ЦПТ «Вита Ли-Владимир».

 

ФГУП «ВГТРК «ГТРК «Ивтелерадио» представлена запись рекламы геля «Витальгар», выходившей в эфир 15.01.2011 г., продолжительностью 20 минут.

 

При исследовании содержания рекламы установлено, что в рекламе содержатся ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения геля «Витальгар». Данный факт свидетельствует о признаках нарушения п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.

 

Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о рекламе требования п. 2 ч. 1 ст. 24 распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.

 

По факту распространения указанной рекламы Ивановским УФАС России 06 мая 2011 года было возбуждено дело № 07-18/2011-017 по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе.

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.        

 

Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Аудиоматериал о геле «Витальгар» подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресован неопределенному кругу лиц, направлен на привлечение внимания к объекту рекламирования (гелю «Витальгар») и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средства массовой информации (в эфире «Радио России»).

 

Установлено, что между ФГУП «ВГТРК» - филиал ФГУП «ВГТРК «ГТРК «Ивтелерадио» («Компания») и ООО «ЦПТ «Вита Ли-Владимир» («Заказчик») 11.01.2011 г. заключен договор № 105/1.1-01РВ на размещение аудиоматериала заказчика. В соответствии с заключенным договором Компания оказывает Заказчику услуги по размещению аудиоматериала в региональном эфире «Радио России» с января 2011 по 31.12.2011 гг. Региональным эфиром радиоканала признается режим включения программ регионального филиала ГТРК «Ивтелерадио» в радиопрограмму «Радио России» на территории г. Иваново и Ивановской области.

 

К медицинским технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории РФ или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ).

 

Из представленных ООО «ЦПТ «Вита Ли-Владимир» документов следует, что  Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития утвердила медицинскую технологию «Использование геля из гомогенизированных бурых морских водорослей для диетического (лечебно-профилактического) питания», что подтверждается выданным регистрационным удостоверением № ФС-2006/006 от 17.02.2006 г. Материально – техническим обеспечением медицинской технологии являются «водоросли бурые гомогенизированные для диетического (лечебного и профилактического) питания: ламинария – гель охлажденный». Согласно Сертификату соответствия № РОСС RU.ПР71.Н53576 водоросли бурые гомогенизированные – Ламинария  (гель охлажденный) «Витальгар» предназначен для диетического, лечебного и профилактического питания. В соответствии с Инструкцией к новой медицинской технологии - гель из морских водорослей прошел экспериментальные (доклинические) и клинические испытания. Гомогенизированный гель представляет собой уникальный по своему составу натуральный пищевой продукт, полученный по низкотемпературной технологии. Гель предназначен для широкого применения с целью оздоровительно-профилактического, лечебного, диетического питания, а также в комплексной терапии заболеваний обмена веществ в комбинации с лекарственными препаратами, в восстановительной медицине для сохранения функциональных резервов, укрепления и поддержания здоровья человека.

 

В соответствии с инструкцией от 04.05.2009 г., утвержденной ФГУ «РНЦ восстановительной медицины и курортологии Росздрава» гомогенизированный гель может реализовываться под торговыми наименованиями: «Витальгар», «Селеномарин», «Витамарин», «Лактомарин» и «Фуколамин». Гель предназначен в качестве оздоровительно-профилактической новой медицинской технологии для первичной и вторичной профилактики, диетической терапии при следующих заболеваниях и синдромах: болезни системы кровообращения, гипофункция щитовидной железы, болезни органов пищеварения и др.

 

В начале аудиоматериала содержится следующая информация: «На правах рекламы. Перед использованием продукта внимательно прочтите инструкцию и проконсультируйтесь у специалиста, имеются противопоказания».

 

Содержание рассматриваемой рекламы построено на телефонной беседе между ведущим специалистом биохимиком Федосеевой В.В. и людьми, «дозвонившимися» в студию. Объектом рекламирования в данном случае выступает лечебно-профилактический продукт – гель «Витальгар». В рекламе Федосеева В.В. рассказывает следующее: «Лечебно-профилактический продукт «Витальгар» является бурой морской водорослью и обладает способностью напитать организм всеми необходимыми микро и макроэлементами, а также витаминами. Выпускается в виде геля по уникальной низко температурной технологии; Так, чтобы помочь больным суставам необходимо снять воспаление, отек и боль. Поэтому Вашему вниманию предлагается пищевой, лечебно-профилактический продукт «Витальгар». Бурая морская водоросль ламинария при производстве «Витальгара» подвергается низко температурному гидролизу, что позволяет сохранить ее бесценные для здоровья свойства. Полисахарид фукоидан – в ламинарии «Витальгара» сохраняется, действие его усиливается за счет концентрации. Фукоидан препятствует образованию тромбов в сосудах, укрепляет стенки сосудов, замедляет развитие атеросклероза, способствует снижению артериального давления». Также в эфире сообщается номер телефона, по которому можно получить консультацию по поводу приобретения и приема геля «Витальгар».

 

«Дозвонившиеся» в студию слушатели рассказывают о своей истории болезни и о том, как им помог справиться с болезнями продукт, являющийся в эфире темой для разговора (гель «Витальгар»), например:

 

1) <…>: Ну, я вообще вся больная. У меня диабет и ноги у меня плохо ходили – почти не вставала. Потом я два раза подряд брала.

<…>: Высоко поднимался уровень сахара?

<…>: 14-15, потом проверяла, до 8 дошло.

<…>: То есть понизился уровень сахара?

<…>: Да.

<…>: С давлением как дела?

<…>: Я меньше таблеток стала пить. У меня сначала было 160. После этого мне немного лучше.

<…>: Здоровья Вам.

<…>: Спасибо.

2) <…>: Я инвалид 2 группы. Стала ходить, когда выпила этот.

<…>: Были большие проблемы с суставами – коксартроз, плохо двигались, да?

<…>: Да.

<…>: Пропили, стали ходить без палочки, так?

<…>: Да, сегодня и пол помыла, все готовлю, почувствовала лучше.

3) <…>: Я слышала по радио Ваши выступления и решила, что надо попробовать. Поясница болит, ноги болят, вены беспокоят, ходить больно было. Сейчас вены исчезли совсем.

<…>: Боли прошли в ногах?

<…>: Боли ушли. Поясница у меня теперь не болит. Все у меня хорошо. Я даже почувствовала, что какие-то жизненные силы в меня влились. Я даже помолодела. Я очень рада, что во время улучшила свое здоровье.

4) <…>: «После операции мне удалили желчный пузырь, я столько страдала от этого – не могла ни есть, ни пить. Дисбактериоз был, панкреатит, холецистит, печень болела. А потом я выпила этот. У меня спала желтизна. Не стало тяжести у меня в желудке, аппетит появился. Действительно он помогает. Когда я этот пропила – и чувствую себя прекрасно.

<…>: Здоровья Вам.

<…>: Спасибо.

5) <…>.

<…>: Скажите, пожалуйста, почему Вы решили?

<…>: Да много слышала, и тут у нас принимали женщины. И давление, и суставы болят, и шум в ушах был. Месяц я уже – давление сейчас нормальное 130/80.

<…>: А было?

<…>: А всякое, и 200, 180/95.

<…>: С суставами у Вас как, проблемы были?

<…>: Были.

<…>: Остеохондроз беспокоит?

<…>: Да. И поясница болела, и коленки. Все болело. Сейчас намного лучше.

<…>: Опухоль в коленях прошла?

<…>: Ничего нет. Была аритмия – сейчас вроде нет, не чувствую, а раньше чувствовала. Сейчас сила какая то ощущается, энергия.

<…>: Жить хочется, да?

<…>: Да.

 

В связи с изложенным в рассматриваемой рекламе содержится нарушение п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе.

 

За нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе согласно части 6 статьи 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

 

Рекламодателем в данном случае является ООО «ЦПТ «Вита Ли-Владимир».

 

ООО «ЦПТ «Вита Ли-Владимир» было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается письмом № 07-18/1357 от 06.05.2011 г. о направлении определения и почтовым уведомлением № 15300038145917 о вручении заказного письма.

 

В письменных объяснениях ООО «ЦПТ «Вита Ли-Владимир» от 17.05.2011 г. общество не признает нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, ссылаясь на тот факт, что в рекламе оценка состояния здоровья или его улучшения дается не представителем Компании, а радиослушателями, которые делают выводы о результатах применения на основе субъективной оценки.

 

Приведенный довод, по мнению Комиссии, несостоятелен и полностью опровергается тем фактом, что в соответствии с п. 3.2.1 договора № 105/1.1-01 РВ ООО «ЦПТ «Вита Ли-Владимир» предоставляет для размещения в эфире «Радио России» материал в формате CDA (16 бит; 48,0 кГц; стерео), в соответствии с техническими требованиями ФГУП «ВГТРК «ГТРК «Ивтелерадио». Доставка записи материала должна осуществляться не позднее 24 час. в день, предшествующий дню выхода соответствующего материала в эфир «Радио России». Таким образом, рекламный диалог осуществляется не в прямом эфире, а вся запись предоставляется ООО «ЦПТ «Вита Ли-Владимир» на радиоканал с уже заранее определенным содержанием рекламы. Кроме того, в рекламе ведущий специалист биохимик <…> дает информацию о геле «Витальгар», интересуется тем, как было здоровье у людей до и после приема продукта, который является объектом рекламирования (гель «Витальгар»), например: «Были большие проблемы с суставами – коксартроз, прохо двигались, да?; Пропили, стали ходить без палочки, так?; Боли прошли в ногах?» и т.д.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу геля «Витальгар», содержащую ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате его применения, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

 

2. Выдать ООО «ЦПТ «Вита Ли-Владимир» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Подписи членов Комиссии

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

03 июня 2011 г.                                                                                                              г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <….>, на основании своего решения от 03 июня 2011 г. по делу № 07-18/2011-017 о признании ненадлежащей рекламы геля «Витальгар», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ЦПТ «Вита Ли - Владимир» (<….>) устранить выявленные нарушения п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», для чего либо прекратить распространение ненадлежащей рекламы геля «Витальгар, либо убрать из рекламы ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения геля «Витальгар», в срок до 28 июня 2011 года.

 

2. ООО «ЦПТ «Вита Ли - Владимир» (<….>) представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30 июня 2011 года.

 

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Подписи членов Комиссии

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны