Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-30/006 (ответчик – ООО «Г... от 7 апреля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

 

Резолютивная часть решения оглашена 29.06.2011.                                                        г. Иваново

В полном объеме решение изготовлено 04.07.2011.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <….>, рассмотрев дело № 08-30/006 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Иваново» (153002, г. Иваново, ул. Жиделева, д.17А, ИНН 3702232505), далее – ООО «Газпром межрегионгаз Иваново», части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 08-30/006 явилось обращение гражданки <….> в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области, в котором Заявитель указал на выданное ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» предписание «о необходимости провести поверку, ремонт, замену индивидуального прибора учета газа (счетчика) для чего:

 

1. Получить в абонентской службе ООО «Ивановорегионгаз» (г. Иваново, ул. 10 Августа, д.18-а) справку об отсутствии задолженности, для этого необходимо предоставить домовую книгу или справку о составе семьи, технический план дома, паспорт владельца дома, паспорт на газовый счетчик.

 

2. Обратиться с заявкой о снятии прибора учета для жителей:

 

г. Иваново в филиал ОАО «Ивановооблгаз» - «Ивановогоргаз» (г. Иваново, ул. 10 Августа, д.18-а);

 

г. Кохма в ОАО «Ивановооблгаз» (г. Кохма, ул. Октябрьская, д.33);

 

Ивановского района в филиал ОАО «Ивановооблгаз» - «Ивановомежрайогаз» (п. Коляново, ул. Садовская, д.19-а)».

 

При этом предписание содержит информацию, согласно которой поверку приборов учета производит только ФГУ «Ивановский ЦСМ», расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Почтовая, д.31/42, комната № 4 или комната Приема приборов.

 

В случае не выполнения Заявителем указанного предписания, ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» будут проводиться начисления за газ по нормативам потребления, до момента устранения выявленного недостатка.

 

Несогласие заявителя с необоснованным требованием документов для осуществления действий по проведению поверки бытового газового счетчика послужили основанием обращения заявителя в Ивановское УФАС России.

 

Из объяснений ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» (№ 07-10-88/09 от 18.02.2011) по вопросу правомерности требований ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» от гражданки <….> сбора документов (домовая книга или справка о составе семьи, технический план дома, паспорт владельца дома, паспорт на газовый счетчик) для выдачи справки об отсутствии задолженности для последующего обращения с заявкой о снятии прибора учета в ОАО «Ивановооблгаз», следует:

 

- снабжение природным газом жилого дома <….> в городе Иваново осуществляется на основании договора снабжения природным газом от 09.03.2005;

 

- по данным внутреннего учета указанный объект газоснабжения оборудован индивидуальным прибором учета газа, срок поверки которого истекает 30.09.2011. Данный факт подтверждается Актом проверки от 19.01.2011. По мнению ООО «Газпром межрегионгаз Иваново», иных документов, влияющих на расчеты за природный газ, абонент в ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» не представлял;

 

- на основании части 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 абоненту «предложено осуществить сверку расчетов за поставленный газ – получить, так называемую, справку об отсутствии задолженности» в целях «актуализации сведений и предотвращения необоснованного начисления платы за газ при демонтаже прибора учета для поверки»;

- теми же причинами, по мнению, ООО «Газпром межрегионгаз Иваново», обусловлено предложение абоненту представить домовую книгу или справку о составе семьи, технический план дома, паспорт владельца дома, паспорт на газовый счетчик.

 

В связи с необходимостью сбора доказательств, подтверждающих наличие (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Иваново», Ивановским УФАС России письмом от 28.02.2011 № 08-30/508 продлен срок рассмотрения заявления в порядке части 1 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции Приказом Ивановского УФАС России о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 55 от 22.04.2011 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» возбуждено дело № 08-30/006 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Определением председателя Комиссии от 22.04.2011 дело № 08-30/006 было назначено к рассмотрению на 08.06.2011.

 

На заседании Комиссии 08.06.2011 гражданка <….> поддержала доводы заявления, сообщив, что требуемые документы предоставлялись в ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» (ранее – ООО «Ивановорегионгаз») при заключении договора на поставку газа. Задолженности за поставленный газ нет. При этом, с точки зрения Заявителя, демонтаж индивидуального прибора учета газа и получение справки о задолженности за поставленный газ не должны быть взаимосвязаны.

 

Из пояснений Ответчика на заседании Комиссии 08.06.2011, следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» предложил заявителю актуализировать имеющиеся сведения для последующего начисления расчетов за газ. Причиной тому являлось отсутствие документов.

 

По-мнению ООО «Газпром межрегионгаз Иваново», договор заключался давно и за это время могли произойти значительные изменения. С точки зрения ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» нарушения прав заявителя не произошло, так же как не произошло угрозы их нарушения. Ответчик использовал случай, когда вместе с извещением абонента о необходимости проведения поверки, просил представить отсутствующие у него документы. ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» считает, что возникло двоякое понимание Заявителем содержания уведомления.

 

В соответствии со статьей 47 Закона о защите конкуренции, для получения Комиссией дополнительных доказательств (в части установления признаков доминирующего положения ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» на товарном рынке) рассмотрение дела откладывалось.

 

На заседании Комиссии 29.06.2011 Ответчик признал, что уведомление, выданное гражданке <….> № б/н от 19.01.2011, составлено не корректно. Письмом № 07-10-461/09 от 28.06.2011 данное уведомление Ответчиком отозвано. В связи с отзывом указанного уведомления, ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» ходатайствовал о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-30/006 на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

 

Заслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с пунктом 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549), настоящие правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

 

В силу части 3 Правил № 549 абонентом признается сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Внутридомовое газовое оборудование определено законодателем, как газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа (часть 3 Правил № 549).

 

Согласно пункту «е» части 21 Правил № 549 абонент обязан уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа о следующих фактах:

 

изменение количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временное проживание граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан;

 

изменение размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений;

 

изменение вида потребления газа.

 

На абонента так же возложена обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении (пункт «к» части 21 Правил № 549).

 

В соответствии с частью 29 Правил № 549 демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования. Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа.

 

Объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа (часть 30 Правил № 459).

 

Порядок и условия заключения договора предусмотрен Правилами № 549. Так, при заключении договора, абонент предоставляет следующие сведения:

 

 - копию основного документа, удостоверяющего личность, - для заявителя-гражданина (пункт «а» части 9 Правил № 549);

 

 - документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями (пункт «в» части 9 Правил № 549);

 

 - документы, подтверждающие размеры общей площади жилых и отапливаемых вспомогательных помещений жилого дома, а также размер (объем) отапливаемых помещений надворных построек, - для индивидуальных домовладений (пункт «д» части 9 Правил № 549);

 

 - документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов (пункт «е» части 9 Правил № 549).

 

Кроме того, пунктом 4 Правил № 549 предусмотрено, что поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в предложении о заключении договора, а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления следующие сведения:

 

количество лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается;

 

размер (объем, площадь) отапливаемых жилых и нежилых помещений;

 

вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве (при наличии), - для индивидуального домовладения, газоснабжение которого обеспечивается;

 

меры социальной поддержки по оплате газа, предоставленные гражданам, проживающим в помещении, газоснабжение которого обеспечивается;

 

иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.

 

В соответствии с пунктом 2.12 Правил учета газа, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 14.10.1996 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 15.11.1996 № 1198) установлено, что счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы.

 

Пунктом 13  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) предусмотрена обязанность собственников жилых домов обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг.

 

В силу подпункте «в» пункта 25 Правил № 549 определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при условии не наступления срока проведения очередной поверки, определяемого с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации.

 

В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае неисправности индивидуального прибора учета, или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

 

Таким образом, обязанность потребителя-гражданина осуществить поверку индивидуального прибора учета газа установлена законодательно.

 

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации         (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

 

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

 

Снабжение природным газом жилого дома № 19 по улице Красноярской в городе Иваново осуществляется на основании договора снабжения природным газом, технического обслуживания газопроводов и газового оборудования № 3506 от 09.03.2005, заключенным между ООО «Ивановорегионгаз» (ныне – ООО «Газпром межрегионгаз Иваново), ОАО «Ивановооблгаз» и гражданкой <….>.

 

В соответствии с пунктом 2.5.8 указанного договора потребитель (<….>) обязан в случае изменения отапливаемой площади, численности проживающих, вида предоставляемых по оплате услуг снабжения газом льгот, содержащегося в хозяйстве мелкого, среднего и крупного домашнего скота ставить в известность Компанию (ООО «Ивановорегионгаз») не позднее 5 дней после изменения с одновременным предоставлением необходимых документов, независимо от наличия приборов учета газа, а также сообщить ООО «Ивановорегионгаз» об изменении права собственности на дом/квартиру (обмен, продажа и т.п.) и полностью рассчитаться по настоящему договору.

 

Согласно пункту 3.2 названного договора, в случае недопуска представителей Компании (ООО «Ивановорегионгаз») и (или) ГРО (ОАО «Ивановооблгаз») для проверки наличия, работоспособности и показаний счетчика, установленного газового оборудования, перепроверки предоставленных данных по отапливаемой площади, обслуживания газопроводов и газового оборудования – учет газа производится Компанией (ООО «Ивановорегионгаз») исходя из максимальной производительности газового оборудования (по паспортным данным) или по установленным нормам потребления газа с момента последней проверки (поверки) счетчика либо с начала календарного года, в котором выявлены нарушения до момента их устранения.

 

Пункт 6.5 указанного договора предусматривает, что положения договора подлежат пересмотру в случае изменения законодательства Российской Федерации.

 

Характеристика объекта на момент заключения договора включена в текст договора, из чего следует, что количество проживающих по адресу: г. Иваново, ул. Красноярская,    д. 19 составляет 2 человека.

 

Таким образом, обязанность потребителя (абонента) уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа об изменении количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, изменении количества (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений, вида потребления газа предусмотрена как Правилами № 549, так и договором № 3506 от 09.03.2005.

 

На момент рассмотрения заявления численность проживающих оставалась неизменной, равно как и объем отапливаемой площади, что подтверждается копиями счетов-квитанций, выставленных ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» гражданке <….> (№№ 3506-1 за январь-февраль 2011 года), а также актом проверки от 19.01.2011.

 

Выставление ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» счета-квитанции на оказанную услугу с указанием количества проживающих, а также акт проверки от 19.01.2011 свидетельствуют о наличие у Ответчика указанной в предупреждении-предписании информации.

 

Следовательно, у ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» отсутствовали правовые основания требовать от заявителя представления домовой книги или справки о составе семьи, технического плана дома, паспорта владельца дома, паспорта на газовый счетчик для получения справки об отсутствии задолженности за поставленный газ.

 

В соответствии с пунктом 3.1 договора № 3506 от 09.03.2005 размер платы за оказание услуг по снабжению газом определяется исходя из объема газа, переданного потребителю, который определяется по показаниям метрологически пригодных контрольно-измерительных приборов учета расхода газа потребителя.

 

Порядок учета потребляемого газа, а также порядок оплаты за поставленный газ являются существенными условиями договора, из чего следует, что условия и способ реализации товара, а именно поставка ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» газа с расчетом объема газа, переданного потребителю, определяемого по показаниям прибора учета, является обязательной составной частью единого процесса по купле-продаже газа.

 

Действия ООО «Газпром межрегионгаз Иваново», выразившиеся в выставлении заявителю условий, при которых проведение поверки индивидуального счетчика газа связано с необходимостью получения справки об отсутствии задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Иваново», и сбором, в связи с этим, справки о составе семьи и ряда других документов (домовая книга, технический паспорт дома, паспорт владельца дома, паспорт на газовый счетчик), Комиссия считает ущемлением интересов гражданки <….>, поскольку обязательность потребителей предоставления  перечисленных документов не предусмотрена действующим законодательством.

 

Предупреждение-предписание, выданное Ответчиком Заявителю, основано на обязанности гражданина-потребителя представить поставщику газа документы, необходимые для заключения договора поставки газа, как это предусмотрено Правилами № 549, однако, договор снабжения природным газом между заявителем и ответчиком уже заключен (№ 3506 от 09.03.2005), счета на оплату поставленного газа выставляются и оплачиваются потребителем, о чем свидетельствуют материалы дела.

 

На основании изложенного, Комиссия считает, что буквальное толкование содержания предупреждения-предписания ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» говорит о взаимосвязи сбора документов (справки об отсутствии задолженности, домовой книги, паспорта владельца дома, справки о составе семьи, технического плана дома, паспорта на газовый счетчик) с проведением поверки, что может расцениваться, как навязывание потребителю дополнительных обязательств, не предусмотренных ни действующим законодательством, ни договором.

 

Согласно пункту 2.2.1 договора № 3506 от 09.03.2005 ООО «Ивановорегионгаз» (ныне – ООО «Газпром межрегионгаз Иваново») имеет право прекращать подачу газа при нарушении потребителем требований нормативных актов, указанный в пункте 1.4 настоящего договора, в части, касающейся потребителя.

 

В силу пункта 1.4 названного договора, стороны при отпуске газа, его потреблении и при взаимных расчетах обязуются руководствоваться настоящим договором, требованиями Правил безопасности в газовом хозяйстве, Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, Правил пользования газом в быту, Правил эксплуатации газовых приборов, Правил технической эксплуатации и требованиями безопасности труда в газовом хозяйстве, правил безопасности системы газораспределения и газопотребления, а также иными нормативными актами в области снабжения природным газом, действующими на территории Российской Федерации.

 

Следовательно, неисполнение предупреждения-предписания Ответчика в части документов для осуществления поверки прибора учета газа, в соответствии с условиями договора № 3506 от 09.03.2005, может служить основанием для прекращения поставки газа Заявителю.

 

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

 

Согласно пункту 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 и 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

 

Согласно положениям статьи 4 Закона о защите конкуренции: товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

 

Для целей рассмотрения настоящего дела Комиссия рассмотрела вопрос о положении, занимаемом ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» на товарном рынке «услуга по снабжению природным газом потребителей (населения)».

 

В результате анализа установлено, что доля ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» на товарном рынке «Услуга по снабжению природным газом потребителей (населения)» в географических границах «Ивановская область (в границах газораспределительной сети ОАО «Ивановооблгаз»)» в исследуемом временном интервале составила 100%.

 

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Иваново», в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о конкуренции, занимает доминирующее положение  на товарном рынке  «Услуга по снабжению природным газом потребителей (населения)» в географических границах «Ивановская область (в границах газораспределительной сети ОАО «Ивановооблгаз»)».

 

ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» в ходе рассмотрения настоящего дела не представлены доказательства того, что его положение на указанном товарном рынке не может быть признано доминирующим.

 

При принятии решения по делу № 08-30/006 Комиссия руководствовалась Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите конкуренции, Федеральным законом Российской Федерации от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, Правилами учета газа от 14.10.1996, утвержденными Минтопэнерго Россйской Федерации 14.10.1996 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 15.11.1996 № 1198), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

 

Статьей 1 ГК РФ установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом, статьей 10 ГК РФ запрещается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке.

 

Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.

 

Так, в соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции лицам, занимающим доминирующее положение на рынке, запрещается совершать действия (бездействия), которые приводят или могут приводить к ограничению, недопущению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц, в том числе такие действия, как необоснованное и неправомерное навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

 

Следовательно, Закон о защите конкуренции является федеральным законом, ограничивающим гражданские права субъектов правоотношений.

 

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30 от 30.06.2008 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. 

 

Системный анализ приведенных нормативных положений и официального толкования закона позволяет признать, что сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам или иным лицам. При этом, злоупотребление субъективным правом, как оценочная категория, может выражаться в создании результата (последствий), количественно и (или) качественно негативного  для охраняемых законом общественных отношений с учетом определенной периодичности или устойчивой направленности или очевидных и (или) предполагаемых мотивов. Вместе с тем, общественно опасной признается сама возможность наступления соответствующего результата.

 

Довод Ответчика о невозможности проверки изменения обстоятельств, влияющих на определение объема потребляемого газа, не может быть принят Комиссией ввиду следующего.

 

В соответствии с подпунктом «в» пункта 22 Правил № 549 поставщик газа обязан осуществлять не реже 1 раза в полугодие проверку. Согласно подпункту «а» пункта 23 Правил № 549 поставщик газа вправе  при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование, с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки.

 

В силу пункта 59 Правил № 549 результаты проверки отражаются в акте, в котором указывается, в том числе, описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия – соответствующая запись.

 

Кроме того, пунктом 61 Правил № 549 предусмотрено, что в случае если в процессе проверки установлено, что абонент, объем поставки газа которому определяется в соответствии с нормативами потребления газа, не сообщил поставщику газа об изменении обстоятельств, влияющих на определение объема потребляемого газа, произошедших после заключения договора, либо сообщил сведения, недостоверность которых подтверждается уполномоченными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, поставщик газа вправе пересчитать объем поставленного абоненту газа и размер платы за него за период со дня проведения предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев.

 

Таким образом, ссылка Ответчика на отсутствие возможности сбора сведений, необходимых для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа в отношении Заявителя, является неосновательной, что подтверждается и актом проверки от 19.01.2011.

 

Оценив ходатайство ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» о прекращении рассмотрения дела на основании части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, связанного с отзывом предупреждения-предписания, выданного гражданке <….> 19.01.2011, Комиссия приходит к выводу, что отзыв данного документа не является надлежащим доказательством добровольного устранения Ответчиком нарушения антимонопольного законодательства, поскольку не устраняет причины, способствующие его совершению (отмена или утверждение надлежащей формы уведомления потребителей в необходимости поверки приборов учета расхода газа внутренним актом организации).

 

Согласно статье 12 ГК РФ, любой способ защиты гражданских прав, используемый коммерческой организацией, не должен нарушать права иных лиц. 

 

Возможность выдачи законного предписания ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» гражданке <….> имелась.

 

Факт выдачи незаконного предписания-предупреждения подтвержден материалами дела № 08-30/006 (лист 2 дела № 08-30/006).

 

Изложенные обстоятельства и представленные материалы позволяют Комиссии прийти к выводу о том, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Иваново», выразившиеся в ущемлении интересов гражданки <….> путем требования от Заявителя представления документов, не предусмотренных действующим законодательством для осуществления действий по проведению поверки бытового газового счетчика (домовой книги или справки о составе семьи, технического плана дома, паспорта владельца дома, паспорта на газовый счетчик для  получения справки об отсутствии задолженности за поставленный газ), и, по сути, принуждения к исполнению дополнительных обязательств, противоречат действующему законодательству.

 

Ущемление интересов хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

 

Учитывая названные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» являются злоупотреблением доминирующим положением.

 

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

 

Оснований для переквалификации нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» антимонопольного законодательства у Комиссии нет.

 

Оснований для прекращения рассмотрения дела в соответствии с частью 1 статьи 48 (включая пункт 1) Закона о защите конкуренции Комиссией не установлено.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

        

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, которое привело к ущемлению интересов гражданки <….> - требование от заявителя представления документов, не предусмотренных действующим законодательством для осуществления действий по проведению поверки бытового газового счетчика (домовой книги или справки о составе семьи, технического плана дома, паспорта владельца дома, паспорта на газовый счетчик для  получения справки об отсутствии задолженности за поставленный газ).

 

2. Основания для прекращения рассмотрения дела № 08-30/006 в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

 

3. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: привести в соответствие с действующим законодательством уведомление потребителей в необходимости поверки приборов учета расхода газа.

 

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы настоящего дела для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Иваново», ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-006

 

04 июля 2011 года                                                                                                          г. Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <….>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 04.07.2011 по делу № 08-30/006 о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» (153002, г. Иваново, ул. Жиделева, д.17А, ИНН 3702232505) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» устранить нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, которое привело к ущемлению интересов  гражданки <….> - требование от заявителя представления документов, не предусмотренных действующим законодательством для осуществления действий по проведению поверки бытового газового счетчика (домовой книги или справки о составе семьи, технического плана дома, паспорта владельца дома, паспорта на газовый счетчик для  получения справки об отсутствии задолженности за поставленный газ), для чего: в месячный срок со дня получения настоящего предписания привести в соответствие с действующим законодательством уведомление потребителей в необходимости поверки приборов учета расхода газа, о чем известить абонентские пункты и участки, ответственные за работу с абонентами.

 

2. О выполнении настоящего Предписания  сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Подписи членов Комиссии

 

 

Предписание может быть  обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны