Решение №037/06/49-317/2022 (07-15/2022-105) Решение по жалобе ООО «Пищевик» на действия Департамента кон... от 5 июля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/49-317/2022 (07-15/2022-105)

 

Дата оглашения решения: 05 июля 2022 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 05 июля 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области: <…>,

ОБУСО «РОДНИКОВСКИЙ КЦСОН»: <…>,

в отсутствие представителей ООО «Пищевик» (далее – Заявитель, Общество) (указанное лицо уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

 

рассмотрев жалобу ООО «Пищевик» на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания во 2 полугодии 2022 года (извещение 0133200001722001857), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

28.06.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Пищевик» на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания во 2 полугодии 2022 года (извещение 0133200001722001857).

 

В своей жалобе Заявитель указывает, что Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области незаконно принял решение об отклонении заявки ООО «Пищевик» (идентификационный номер заявки 162). При изучении извещения о закупке, сформированного с использованием единой информационной системы, и документов, прикрепленных к данному извещению, Обществом было выявлено расхождение информации в части описания объекта закупки.

Так, в описании объекта закупки по позиции «Кисель сухой» приведена дополнительная характеристика: упаковка, не указанная в Каталоге товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), и отсутствующая в извещении о закупке, сформированном с использованием единой информационной системы. В обосновании необходимости включения данной характеристики в описание объекта закупки Заказчиком было указано: объем упаковки обусловлен необходимостью соблюдения требований к безопасности организации общественного питания и предотвращения возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений (СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования). Однако указанный СанПиН прекратил свое действие 01.1.2021. Таким образом, обоснование упаковки киселя не соответствует требованиям закона.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации №60 от 27.01.2022 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» если информация, содержащаяся в электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.

Ввиду расхождения информации, указанной в извещении о закупке, сформированном с использованием единой информационной системы, и документах, прикрепленных к данному извещению, Обществом были предложены характеристики товаров согласно КТРУ, а также предложена упаковка киселя в 1 кг.

 

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Дата окончания срока подачи заявок - 22.06.2022. Жалоба подана Заявителем в Ивановское УФАС России – 28.06.2022, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе.

Таким образом, в силу п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе, доводы Заявителя относительно положений извещения об осуществлении закупки не подлежат рассмотрению Комиссией Ивановского УФАС России.

 

ОБУСО «РОДНИКОВСКИЙ КЦСОН», Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области в своих возражениях на жалобу, а также их представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что нарушений в действиях Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области не имеется. В заявке Общества по позиции «Кисель сухой» показатель: 1 кг характеристики: упаковка, не соответствует требованию Заказчика – упаковка ≤ 500 гр., установленному в описании объекта закупки. В связи с чем, Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области правомерно отклонил заявку ООО «Пищевик».

 

Рассмотрев представленные ООО «Пищевик», ОБУСО «РОДНИКОВСКИЙ КЦСОН», Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области, АО «Сбербанк-АСТ» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

07.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение 0133200001722001857 о проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания во 2 полугодии 2022 года.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- начальная (максимальная) цена контракта – 524 665 руб. 38 коп.;

- дата и время окончания срока подачи заявок - 22.06.2022 08:00;

- дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 22.06.2022;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 24.06.2022;

- на основании протокола подачи ценовых предложений от 22.06.2022 №ЦПА1 минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками закупки:

 

Дата и время подачи ценового предложения / заявки

Минимальное / максимальное ценовое предложение, р

Идентификационный номер участника

Порядковый номер заявки

22.06.2022 10:29 (МСК)

353 077,98

162

1

22.06.2022 10:28 (МСК)

357 657,16

243

2

 

- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (№0133200001722001857) от 24.06.2022 заявка участника закупки с идентификационным номером заявки 243 была признана соответствующей извещению об осуществлении закупки, заявка участника закупки с идентификационным номером заявки 162 была отклонена в соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе) участником в заявке по позиции 3 «Кисель сухой» указано «упаковка, гр. - 1000», что не соответствует требованиям позиции 3 «Кисель сухой» «Описания объекта закупки. Спецификация» - «упаковка, гр. - ≤ 500».

 

Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. «м» - «п» п. 1, пп. «а» - «в» п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.

Пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

При этом согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с приложением «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» извещения о закупке всю информацию, включенную Заказчиком в раздел «Спецификация» описания объекта закупки в столбце «характеристики» следует считать показателями товара (материала). Эта информация должна быть указана участниками закупки в своих заявках в полном объеме в полном соответствии с описанием объекта закупки. Должна быть представлена информация обо всех показателях товара (материала), установленных в разделе «Спецификация» (конкретные показатели) описания объекта закупки.

В разделе «Спецификация» описания объекта закупки по позиции «Кисель сухой», в том числе указано: упаковка, гр. - ≤ 500.

Согласно представленным АО «Сбербанк-АСТ» документам, Обществом по указанной характеристике позиции «Кисель сухой» отражено: упаковка, гр. – 1 000.

На основании пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Учитывая изложенное, ввиду представления Обществом информации, несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области правомерно принял решение об отклонении заявки ООО «Пищевик».

Указание Заявителя на соответствие характеристик, указанных в заявке на участие в электронном аукционе, КТРУ, Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельным. В рассматриваемом случае заявка Общества на участие в закупке содержала характеристику, не указанную в извещении о закупке, сформированном с использованием единой информационной системы. При этом Заявителем в заявке на участие в закупке была отражена такая характеристика, как упаковка, не указанная в КТРУ, и содержащаяся в описании объекта закупки, при этом значение показателя данной характеристики не соответствует требованиям описания объекта закупки.

 

Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки, Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.

В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки не отражена информация, предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и указанная в описании объекта закупки.

Согласно пояснениям, данным представителями ОБУСО «РОДНИКОВСКИЙ КЦСОН», Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, при подготовке извещения о закупке, которое формируется с использованием единой информационной системы, Заказчиком ошибочно не была отражена дополнительная характеристика: упаковка, не указанная в КТРУ.

На основании ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145.

Согласно п. 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. «б» - «г» и «е» - «з» п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу п. 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. Но при этом в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п. 6 Правил).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Объектом закупки является поставка продуктов питания по позициям КТРУ: чай черный (ферментированный) - 10.83.13.120-00000003, крупа овсяная - 10.61.32.111-00000001, йогурт - 10.51.52.110-00000007, кисель сухой - 10.89.19.231-00000003, крупа гречневая - 10.61.32.113-00000004, мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания - 10.12.20.000-00000006, пшено - 10.61.32.114-00000004, яйца куриные в скорлупе свежие - 01.47.21.000-00000015, изделия колбасные вареные, в том числе фаршированные мясные - 10.13.14.110-00000025, сметана - 10.51.52.200-00000002, крупа манная - 10.61.31.111-00000004, крупа перловая - 10.61.32.116-00000003, маргарин - 10.42.10.110-00000003, масло подсолнечное рафинированное - 10.41.54.000-00000003, молоко питьевое - 10.51.11.000-00000007, мука пшеничная - 10.61.21.110-00000004. При этом в описание объекта закупки также включены дополнительные характеристики продуктов питания: ГОСТ и упаковка, не предусмотренные указанными позициями КТРУ.

Следовательно, по данным позициям в описании объекта закупки должно быть указано обоснование необходимости включения указанных характеристик.

После таблицы с описанием объекта закупки Заказчиком приведено следующее обоснование:

указание Заказчиком в качестве дополнительной информации ГОСТ связано с необходимостью соблюдения единых и общеобязательных требований к качеству и безопасности пищевых продуктов.

При указании дополнительной информации в соответствии с п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчик руководствуется непосредственно ст. 33 Закона о контрактной системе. Указание данного набора характеристик позволяет максимально удовлетворить качественные потребности Заказчика в соответствии с действующими стандартами (ГОСТ) с учетом специфики его деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.

Объем упаковки обусловлен необходимостью соблюдения требований к безопасности организации общественного питания и предотвращения возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений (СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования).

Проанализировав обоснование необходимости использования при описании объекта закупки дополнительной информации, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующим выводам.

На основании п. 6 Правил Заказчиком в случае установления дополнительной информации в описании объекта закупки помимо обоснования установления самой характеристики также должны быть обоснованы и значения дополнительных показателей. В рассматриваемом случае этого сделано не было.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.2020 №1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 №45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») утратило силу с 01.01.2021.

Согласно представленным ОБУСО «РОДНИКОВСКИЙ КЦСОН» пояснениям по указанным выше позициям ГОСТы, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 №45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» были указаны ошибочно.

Учитывая изложенное, Заказчик не включил в описание объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительных показателей с их значениями, что нарушает п. 6 Правил, ч. 6 ст. 23, также, с учетом пояснений Заказчика, в описание объекта закупки ошибочно включено требование о соответствии товаров ГОСТам, что свидетельствует о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Пищевик» на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания во 2 полугодии 2022 года (извещение 0133200001722001857) необоснованной.

2. Установить в действиях ОБУСО «РОДНИКОВСКИЙ КЦСОН» нарушение ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

3. Доводы жалобы ООО «Пищевик» на положения извещения об осуществлении закупки оставить без рассмотрения в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе.

4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны