Решение №03-31/2019-04 отсутствует часть существенной информации о рекламируемом то... от 5 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия решения: 28 марта 2019 года                                                  г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):

<…>

рассмотрев дело №03-31/2019-04, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО «Такси 42» (ИНН 3702512622):

<…>

УСТАНОВИЛА:

 

В Ивановское УФАС России поступили сведения о распространении рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе).

Так, на стр.72 журнала «Город невест» весна-лето 2018 года выпуск №1(9) опубликована реклама, содержащая следующий текст: «Машины на свадьбу *волги *иномарки *лимузины *микроавтобусы Украшаем свадебные машины Фото- и видеосъемка Оформление залов Тамада, музыкальное сопровождение Консультации и заказ по тел.: (4932) 42-42-42 33-51-03 Все вызывают TAXI 42 [42-42-42]».

Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения п.1, п.2, п.13 ч. 3 ст.5 Закона о рекламе, согласно которой недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения:

  -  о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

  -  о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

  - о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар.

Согласно ч.7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Факт распространения рекламы подтверждается: журналом «Город невест» весна-лето 2018 года выпуск №1(9).

Ивановским УФАС России по данному факту 14 марта 2019 года возбуждено дело №03-31/2019-04 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-   адресована неопределенному кругу лиц;

-   призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке;

-  направлена на привлечение внимания к «TAXI 42», а также оказываемым  услугам, в том числе: машины на свадьбу; украшение свадебных машин; фото- и видеосъемка; оформление залов; тамада и музыкальное сопровождение, консультации.

При этом цветовое и стилистическое оформление слогана «Все вызывают TAXI 42 [42-42-42]» позволяет отдельно выделить в рассматриваемом макете объекты рекламирования как по услугам такси в целом, так и пассажирским перевозкам в рамках оказания услуг по сопровождению «свадебных заказов» (машины на свадьбу).

За нарушение требований п.1, п.2, п.13 ч. 3 и ч.7 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.6 ст.38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со ст.2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

Согласно свидетельству о регистрации СМИ  ПИ №ТУ37  - 00251 от 13.02.2014 специализация периодического печатного издания «Город невест» рекламная, учредителем является ООО Творческая мастерская «А-ГРИФ студия».

В письменных пояснениях ООО Творческая мастерская «А-ГРИФ студия» (вх. №3163 от 23.10.2018) указало, что распространение указанной рекламы осуществлялось в рамках договора на оказание услуг от 15.01.2018, заключенного с ООО Творческая мастерская «А-ГРИФ студия», оплачено согласно выставленному счету №79 от 02.02.2018. Кроме того, Общество полагает, что рассматриваемая реклама соответствует требованиям законодательства о рекламе:  ее макет был согласован с рекламодателем, на сайте которого указано, что ООО «Такси 42» не является таксомоторной компанией.

В соответствии со ст.3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В данном случае материалами дела подтверждается, что рекламодателем является ООО «Такси 42». 

На запрос Ивановского УФАС России  ООО «Такси 42» сообщило, что словосочетание «все вызывают TAXI 42» используется компанией в качестве коммерческого обозначения, рекламного слогана, позволяющего индивидуализировать службу заказа такси и известить неопределенный круг лиц о профиле деятельности компании. Обозначение является достаточно известным в пределах Ивановской области и ассоциируется именно со службой заказа такси по тел. 424242.

Одновременно фраза «Все вызывают TAXI 42» не содержит недостоверных сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые    произведены    другими    изготовителями    или    реализуются    другими продавцами; о характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления,  назначении,  потребительских свойствах,  об условиях применения товара,   о   месте   его   происхождения,   наличии   сертификата   соответствия   или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; сравнении с другими компаниями.

Использование местоимения «все», в свою очередь не означает, что смысловое содержание всей фразы приравнивается ООО «Такси 42» к утверждению об отсутствии спроса на услуги других служб заказа такси, которые широко представлены и работают на территории Ивановской области.

Вместе с тем, ООО «Такси 42» не вступает с потребителями в отношения по осуществлению перевозок, Общество не имеет в собственности, в аренде или на ином законном основании автомобилей, для оказания услуг по перевозке. ООО «Такси 42» является службой заказа такси и не является таксомоторной компанией, осуществляющей предпринимательскую деятельность по перевозке. Все заявки на перевозки передаются перевозчикам.

ООО «Такси 42» предоставляет самостоятельную услугу — сервис, который позволяет быстро вызвать такси без звонка конкретному перевозчику. Такой сервис позволяет осуществить быстрый поиск машины ближайшего к потребителю перевозчика, а также заранее проинформировать потребителя о примерной стоимости поездки. В результате потребитель освобождается от бремени поиска ближайшей машины среди сотен перевозчиков, а перевозчики получают доступ к единой базе заявок потребителей. Оказание информационно-диспетчерских услуг, то есть услуг по доведению информации об услугах перевозчика до потребителей, предусмотрено договором на информационное обслуживание с перевозчиками.

В конкретном рассматриваемом макете ООО «Такси 42» выступает агрегатором и сопутствующих перевозке услуг, предлагаемых на свадебные мероприятия (фото-видео съемка, тамада, музыкальное сопровождение и т.д.). То есть по телефонам, указанным в макете, потребители могут получить комплексную информацию, а не только заказать перевозку.

То есть, ООО «Такси 42» не осуществляет деятельность, для ведения которой требуется получение разрешений (лицензий). В свою очередь, обслуживаемые фирмой перевозчики являются легальными, то есть имеют разрешительные документы на оказание соответствующих услуг по перевозке п.2.2.8 договора на информационное обслуживание.

Таким образом, рассматриваемый рекламный макет, по мнению Общества, содержит несколько объектов рекламирования:

-   реклама информационно-диспетчерских услуг, оказываемых ООО «Такси 42»;

- реклама услуг третьих лиц (фото-видео съемка, тамада, музыкальное сопровождение и т.д.);

- реклама услуг перевозчиков, с которыми у ООО «Такси 42» заключены договоры на информационное обслуживание.

Кроме того, Общество представило дополнительные письменные пояснения (вх. №3581 от 21.11.2018), в которых просит антимонопольный орган учитывать, что в русском языке значение местоимения «все» может быть уточнено в контексте предложения за счет использования определенных конструкций. Например, «все кроме меня», «все, кто позвонил...», «все, кто имеет телефон...» и т.п. Однако формат слогана не позволяет подробно и многословно описать заложенный в него смысл. Как указывает ООО «Такси 42», в данном случае под фразой «все вызывают» понимается все, кому нужно разнообразие транспортных услуг. При этом Общество предоставляет услуги по организации перевозок легковыми и грузовыми машинами, специальной техникой, пассажирским транспортом, свадебные кортежи и др.

Таким образом, факт нарушения п.1, п.2, п.13 ч. 3 и ч.7 ст.5 Закона о рекламе до возбуждения настоящего дела Общество не признало.

Дополнительно на заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что ООО «Такси 42» работает как доска объявлений, за пользование которой водитель платит определенный процент. На сегодняшний день ООО «Такси 42» заключено не менее сотни договоров на оказание информационно-диспетчерских услуг.

На вопросы членов Комиссии представитель Общества сообщил, что при заключении договора с водителем, собираются только данные о его сроке вождения (который должен составлять не менее 3-х лет) и сведения о транспортном средстве. ООО «Такси 42» никак не следит за планированием рабочего дня водителя и не проводит предрейсовый осмотр.

Комиссия при принятии решения учла, что ООО «Такси 42» использует в своей предпринимательской деятельности коммерческое обозначение (словосочетание) - «все вызывают TAXI 42», которое размещено и в спорной рекламе, в том числе для продвижения информационно-диспетчерских услуг.

Статьей 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплено право, в том числе, юридических лиц использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

В силу п.1 ст.1539 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, а товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Вместе с тем, в п.28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Постановление №58) указано, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Вопрос о восприятии рассматриваемой рекламы был вынесен на обсуждение членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, в результате было принято решение о наличии в ней признаков нарушения Закона о рекламе, которые приводят к введению потребителей в заблуждение и искажению смысла информации. В ходе обсуждения восприятия рассматриваемой рекламы на заседании Экспертного совета также было справедливо отмечено, что с точки зрения современного русского языка многозначное местоимение «все (весь, вся, всё)» в данном контексте употребляется как существительное для обозначения «того, что есть, целиком, без исключения» (Словарь русского языка.: В 4-х т. М.: Русский язык, 1981. Т.1., С.157). Таким образом, указанный слоган косвенно указывает на отсутствие спроса на услуги других сервисов заказа такси либо информационно-диспетчерских служб.

Следовательно, нельзя согласиться с доводом ООО «Такси 42» о значении местоимения «все», употребленного в слогане рекламы «все вызывают TAXI 42».

Кроме того, как разъяснено в п.2 Постановления №58 при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Поэтому такое коммерческое обозначение, в состав которого включено слово «такси», рассчитано на привлечение внимания потребителей именно к слову «такси», как определяющему вид оказываемых услуг. Однако по факту оказание рекламируемых информационно-диспетчерских услуг лишь обеспечивает заказ легкового автомобиля без гарантии того, что заказанное автотранспортное средство будет отвечать требованиям, предъявляемым к услуге в ст.9 Федерального закона от 21.04.2011 №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №69-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.9 Закона №69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.9 Закона №69-ФЗ разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

В п.1 ч.16 ст.9 Закона №69-ФЗ установлены обязательные требования, которым должно соответствовать легковое такси, в частности: должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета и др.

Согласно требованиям п.2 ч.16 ст.9 Закона №69-ФЗ водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет.

В соответствии с п.3 ч.16 ст.9 Закона №69-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны: обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси; проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

Таким образом, такси может быть признано только такое транспортное средство, которое отвечает вышеуказанным требованиям.

Как установлено сотрудниками Ивановского УФАС России, ООО «Такси 42» не включено в Реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ивановской области, размещенный на Интернет-сайте Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области по адресу: http://ddht.ivanovoobl.ru/deyatelnost/transportnoe-obsluzhivanie-regiona/avtomobilnyy-transport/.

 Исходя из изложенного, Комиссия полагает, что рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении ООО «Такси 42» услуги такси, при этом отсутствует часть существенной информации о рекламируемой информационно-диспетчерской услуге, что приводит к искажению смысла информации и вводятся в заблуждение потребители. В частности, потребители не получают из вышеуказанной рекламы информацию о том, что услуга по перевозке пассажиров может быть оказана не лицом, имеющим соответствующее разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а любым лицом, имеющим в собственности или аренде автомобиль и изъявившим желание заработать, что их жизнь и здоровье могут подвергаться опасности, в том числе и потому что перевозка пассажиров и багажа может осуществляться без прохождения предрейсового медицинского осмотра и обеспечения контроля технического состояния автомобиля перед выездом на линию.

По смыслу п.1, п.2, п.13 ч. 3 и ч.7 ст.5 Закона о рекламе в самой рекламе должна содержаться информация, способная вызвать у ее потребителя достоверное представление об объекте рекламирования.

Исходя из изложенного, Комиссия полагает, что требования п.1, п.2, п.13 ч. 3 и ч.7 ст.5 Закона о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы были нарушены.

 

На заседании Комиссии представитель ООО «Такси 42» признал факт обозначенных нарушений Закона о рекламе, дополнительно сообщил, что в настоящее время аналогичная реклама Обществом не распространяется, т.к. рекламная компания, в ходе которой были розданы тенты, футболки и т.д., завершена. В дальнейшем в макетах рекламы планируется конкретизировать круг лиц, которые пользуются рекламируемой услугой, а также указывать на то, что сервис является диспетчерской службой, оказывающей информационные услуги.

 

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать рекламу следующего содержания: «Машины на свадьбу *волги *иномарки *лимузины *микроавтобусы Украшаем свадебные машины Фото- и видеосъемка Оформление залов Тамада, музыкальное сопровождение Консультации и заказ по тел.: (4932) 42-42-42 33-51-03 Все вызывают TAXI 42 [42-42-42]», опубликованную на стр.72 журнала «Город невест» весна-лето 2018 года выпуск №1 (9), ненадлежащей, поскольку были нарушены требования п.1, п.2, п.13 ч. 3 и ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

2.   Не выдавать предписание об устранении нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в связи с прекращением распространения рассматриваемой рекламы.

 

3.   Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 05 апреля 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны