Решение №037/06/104-508/2022 (07-02/2022-083) Решение по обращению МКУ «Центр обеспечения функционирования... от 10 октября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

РНП - №37 – 083 по делу №037/06/104-508/2022 (07-02/2022-083) об отказе включения сведений о недобросовестном Поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

Дата принятия решения: 05 октября 2022 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 10 октября 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>,;

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

МКУ «Центр обеспечения функционирования учреждений Ивановского муниципального района» (далее – Заказчик, Заявитель): <…>,<…>,<…>,;

ИП <…>, (далее – ИП <…>, Поставщик): <…>,,

 

на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 №1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)») (далее - Правила),

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 28.09.2022 от МКУ «Центр обеспечения функционирования учреждений Ивановского муниципального района» поступило обращение о включении сведений об ИП <…>, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку компьютеров и периферийного оборудования (покупка компьютерного оборудования) (реестровый номер контракта 3371102887322000031), вследствие существенного нарушения условий контракта.

 

Рассмотрев представленные МКУ «Центр обеспечения функционирования учреждений Ивановского муниципального района» и ИП <…>, документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении обращения, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.

 

11.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение 0133300020022000138 о проведении электронного аукциона на поставку компьютеров и периферийного оборудования (покупка компьютерного оборудования).

Победителем электронного аукциона признан ИП <…>,

По итогам проведения указанной закупки 05.09.2022 МКУ «Центр обеспечения функционирования учреждений Ивановского муниципального района» и ИП <…>, заключен контракт №138 на поставку компьютеров и периферийного оборудования (покупка компьютерного оборудования) (далее – Контракт).

В соответствии с п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить компьютеры и периферийное оборудование (покупка компьютерного оборудования) (далее – Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. 

Согласно п. 1.2 Контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение №1 к Контракту) и Техническом задании (приложение №2 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью Контракта.

На основании п. 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: г. Иваново, ул. Постышева, д. 46 (далее - место доставки), в течение 7 (семи) календарных дней с даты заключения Контракта. Поставщик не менее чем за 1 день до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.

На основании п. 4.1 Контракта Поставщик обязан:

- поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, спецификацией и техническим заданием;

- обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;

- обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;

- осуществить монтаж и наладку Товара в соответствии со спецификацией и техническим заданием (в случае потребности Заказчика);

- провести обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание Товара в соответствии со спецификацией и техническим заданием (в случае потребности Заказчика);

- в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направить его Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Поставщиком подтверждения о его вручении Заказчику;

- предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.

Приложением №1 «Спецификация» к Контракту, предусмотрено, что к поставке подлежат моноблоки торговой марки «GALANT» в количестве 6 штук.

12.09.2022 в установленный Контрактом срок товар поставлен не был, Заказчик о предположительных сроках поставки не уведомлен.

13.09.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию о том, что до сих пор не получил уведомление о сроке поставки товара, а также с требованием уплатить неустойку.

15.09.2022 Поставщик сообщил Заказчику о том, что производитель товара задерживает поставки товара, приобретенного по договору. В связи с чем, ИП <…>, обязался поставить Товар в срок до 10.10.2022.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с п. 12.2 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч. 9 - 23 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

На основании того, что Поставщик не поставил товар в сроки, предусмотренные для поставки, 16.09.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

МКУ «Центр обеспечения функционирования учреждений Ивановского муниципального района» своевременно выполнены указанные требования Закона о контрактной системе. 16.09.2022 Заказчик сформировал и разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на официальном сайте. 16.09.2022 данное решение поступило Поставщику.

Согласно представленным документам, а также пояснениям представителей сторон, 26.09.2022 Поставщиком был поставлен товар Заказчику. Однако в силу несоответствия поставленного товара требованиям Контракта, а именно:

- количество портов USB V2.0 встроенного в корпус составляет 2, а не 4;

- отсутствие web камеры 5 Мп;

- отсутствие лицензионных прав на операционную систему Astra Linux v. 1.7 x86-64;

- установлена система BIOS на английском языке, а не на русском, а также она отсутствует в Едином реестре Российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных,

Заказчик отказался от приемки товара, оформив мотивированный отказ.

На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Учитывая изложенное, правовые последствия в виде расторжения контракта наступили в рассматриваемом случае с 27.09.2022.

Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании указанной нормы, 28.09.2022 Заказчик направил в Ивановское УФАС России документы, предусмотренные Законом о контрактной системе.

Согласно пояснениям ИП <…>, а также пояснениям его представителя, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, нарушение срока поставки товара было допущено, поскольку производителем товара были задержаны поставки соответствующих моноблоков. Кроме того, Поставщик был готов заменить поставленный товар по Контракту, так как была проведена соответствующая претензионная работа с производителем моноблоков, однако такая возможность была утрачена в связи с вступлением в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контакта.

Оценив представленные сторонами сведения и документы, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

- неоднократного нарушения сроков поставки товаров;

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что 16.09.2022 у Заказчика отсутствовали основания для расторжения договора, предусмотренные ГК РФ. Данные обстоятельства также свидетельствуют о нарушении МКУ «Центр обеспечения функционирования учреждений Ивановского муниципального района» положений ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Кроме того, из представленных ИП <…>, документов следует, что Поставщиком предпринимались действия к поставке товара, а также к замене соответствующего товара, что свидетельствует о его добросовестном поведении.

Более того, рассматривая вопрос о включении Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с нарушением сроков, установленных контрактом, необходимо исходить из того, что несвоевременная поставка товара была связанна с задержкой поставки товара производителем.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.

Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, не может ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения тех или иных требований без выяснения всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к нарушению прав Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, справедливости, быть соразмерными конституционно закрепляемым целям и ценностям, характеру совершенного деяния.

Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные сведения в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр не должен ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом договорных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.

Таким образом, размещение сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что после заключения контракта на поставку товара Поставщик не уклонялся от его исполнения, принимал меры, направленные на надлежащее исполнение контракта. В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение Поставщика или его злонамеренное уклонение от исполнения заключенного контракта.

 

Пп. "а" п. 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 указанных Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.

Таким образом, учитывая, что Комиссией Ивановского УФАС России выявлены нарушения Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку расторжения контракта, Комиссия приходит к выводу, что основания для включения сведений в отношении ИП <…>, в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Сведения, представленные МКУ «Центр обеспечения функционирования учреждений Ивановского муниципального района» в отношении ИП <…>, в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку компьютеров и периферийного оборудования (покупка компьютерного оборудования) (реестровый номер контракта 3371102887322000031) не включать.   

2. Признать в действиях МКУ «Центр обеспечения функционирования учреждений Ивановского муниципального района» нарушение ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы настоящего обращения уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.

 

 

 

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

МКУ «Центр обеспечения функционирования учреждений Ивановского муниципального района»
ИНН 3711028873, ОГРН 1113711000590