Решение №037/06/33-103/2020 (07-15/2020-023) Решение по жалобе ООО «ГлавМедСнаб» на действия ОБУЗ «Иванов... от 4 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №037/06/33-103/2020 (07-15/2020-023)

 

Дата оглашения решения: 28 февраля 2020 года                                             город Иваново

Дата изготовления решения: 04 марта 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

председателя Комиссии: Михеевой Т.А. – заместителя руководителя Ивановского УФАС России,

в отсутствие представителей ООО «ГлавМедСнаб» (далее – Общество, Заявитель), ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница» (далее – Заказчик), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении жалобы, ее содержании, а также о месте и времени рассмотрения жалобы была своевременно направлена указанным лицам),

 

рассмотрев жалобу ООО «ГлавМедСнаб» на действия ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница» при проведении электронного аукциона на поставку микроскопа операционного в ОБУЗ «ИвОКБ» (извещение 0133200001720000183), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.02.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ГлавМедСнаб» на действия ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница» при проведении электронного аукциона на поставку микроскопа операционного в ОБУЗ «ИвОКБ» (извещение 0133200001720000183).

 

Согласно первому доводу жалобы Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе были установлены требования к товару, ограничивающие количество участников закупки, а именно:

- возможность дополнительного увеличения до не менее 39 раз.

Подобный уровень увеличения может быть достигнут микроскопами единственного производителя Carl Zeiss и только при использовании принадлежности, которая не зарегистрирована на территории РФ. Анализ рекламных материалов на английском языке микроскопов Carl Zeiss показал, что уровень увеличения, равный 39х, может быть достигнут только с помощью трехступенчатого умножителя увеличения, совместно с раздвижным тубусом с системой PROMAG. Данный параметр существует только в модели микроскопа Carl Zeiss OPMI PENTERO 800.

Трехступенчатый умножитель увеличения не зарегистрирован на территории РФ, следовательно, не может быть поставлен в учреждения здравоохранения, т.к. в соответствии со ст. 38 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 №1416 обращение медицинских изделий, не зарегистрированных в установленном порядке, не допускается. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 №1416 государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Исходя из изложенного, в Российской Федерации отсутствует зарегистрированное медицинское изделие – микроскоп Carl Zeiss OPMI PENTERO 800, в вариантах исполнения которого указана система 39-кратного увеличения.

Указанный параметр включен в документацию о закупке для ограничения конкуренции и предоставления незаконного конкурентного преимущества одному из участников рынка.

- количество сенсоров в видеокамере для наилучшей цветопередачи, не менее 3 шт.

Подобное требование является второстепенным по отношению к требованию о необходимой Заказчику камере, позволяющей получить изображение высокого разрешения full HD, т.к. производители видеокамер применяют разные технические решения для достижения подобного и даже большего разрешения изображения, например, использованием больших сенсоров камеры и большим количеством пикселей. Таким образом, подобное требование ограничивает возможность для участия тех производителей микроскопов, встроенные видеокамеры которых позволяют достичь разрешения full HD другими техническими способами, а именно большим размером сенсора видеокамеры и большим количеством пикселей в матрице.

В соответствии со вторым доводом жалобы основными документами в сфере стандартизации операционных микроскопов являются:

- ГОСТ Р 50444-92 «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия»;

- ГОСТ Р 56168-2014 «Изделия медицинские электрические. Микроскопы операционные. Технические требования для государственных закупок»;

- ГОСТ Р 56169-2014 «Оптика и оптические приборы. Микроскопы операционные. Технические требования. Методы испытаний».

Данными ГОСТами не установлены показатели, используемые Заказчиком в документации о закупке, и в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, не указано обоснование необходимости использования иных показателей.

 

Также Заявитель указывает, что в действиях Заказчика усматривается нарушение Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

13.02.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение 0133200001720000183 о проведении электронного аукциона на поставку микроскопа операционного в ОБУЗ «ИвОКБ», а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколом составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- начальная (максимальная) цена контракта – 26 108 333 руб. 33 коп.;

- дата и время окончания подачи заявок – 21.02.2020 08:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 25.02.2020;

- дата проведения электронного аукциона - 26.02.2020;

- согласно протоколу №0133200001720000183-1/ 281 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 25.02.2020 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка от участника закупки ООО «ЭЛЕКТРОН-ГРУПП», которая была признана соответствующей требованиям документации о закупке и Закона о контрактной системе, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.

П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

 

Относительно первого довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 8 «Описание объекта закупки» раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в разделе III «Спецификация» документации об электронном аукционе.

В разделе III «Спецификация» документации об электронном аукционе, в том числе указаны наименование товара, необходимого к поставке, а также его характеристики. Так, в разделе III «Спецификация» документации об электронном аукционе, в частности указано следующее:

 

Наименование товара

Конкретные показатели (характеристики) товара*

Показатель (характеристика)

товара

Значения показателя (характеристики) товара

Микроскоп нейрохирургический

Микроскоп

Наличие

Соответствие

Возможность дополнительного увеличения до, раз

не менее 39

Инструкция*

Видеосистема

Наличие

Соответствие

Количество сенсоров в видеокамере для наилучшей цветопередачи, шт.

не менее 3

Инструкция*

 

В своих возражениях на жалобу, а также в ответе на запрос Ивановского УФАС России №07-15/669 от 27.02.2020 Заказчик указал следующее.

Нейрохирурги работают на сосудах диаметром менее 2 мм, что требует максимального высокого аппаратного увеличения, как для наложения сосудистых швов (потребность не менее 6 швов на 1 сосуд), так и для качественного интраоперационного гемостаза, что позволяет существенно сократить риск возникновения кровотечения и предотвратить возможную гибель пациента. Увеличение менее 39 раз не позволяет выполнять такие высокотехнологичные манипуляции с достаточной степенью контроля, работа при меньшем увеличении ведет к увеличению риска кровотечения, несостоятельности сосудистого анастомоза, неполного удаления опухоли. Чем выше увеличение микроскопа – тем лучше полученное изображение, тем больше возможностей у доктора провести манипуляции на мелких структурах, что во многих клинических ситуациях помогает спасти жизнь пациенту.

Микрохирургические манипуляции проводятся в условиях больших увеличений на мельчайших структурах, отвечающих за жизненно важные функции организма, поэтому имеет значение не только разрешение, но и качество цветопередачи, которое позволяет проводить наиболее точное различение границ нормальных и патологических тканей и структур, а также ориентацию в ходе оперативного вмешательства. Использование 3-х чиповой камеры обеспечивает высокую дифференциацию оттенков красного и наиболее высокое качество визуализации операционного процесса, с оптимальной глубиной резкости и высшей четкостью. Оптическая трех-чиповая технология обеспечивает отсутствие наложения спектра (алиасинг), который всегда является проблемой в одно- и двух-чиповых камер. Одно- и двух-чиповые камеры не позволяют обеспечить высокое качество изображения и улучшенную цветопередачу, что особенно важно при сложных нейрохирургических операциях, в условиях дымообразования от микрокоагуляции, кровотечения и при нечетких границах между патологическими и здоровыми структурами головного мозга, что может привести к послеоперационным осложнениям (кровотечения, продолженный рост опухоли).

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств того, что в документации о закупке установлены требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также доказательств невозможности исполнения контракта Обществом и  (или) другими участниками рынка, Заявителем представлено не было.

Предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка товаров с определенными техническими характеристиками, а не их изготовление. В свою очередь поставку данного товара может осуществить любое юридическое или физическое лицо, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также специфику рода деятельности Заказчика, отсутствие со стороны Заявителя доказательств невозможности поставки требуемого товара, первый довод жалобы признан необоснованным.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

В документации об электронном аукционе не содержится требований о соответствии характеристик закупаемого товара ГОСТ Р 50444-92 «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия»; ГОСТ Р 56168-2014 «Изделия медицинские электрические. Микроскопы операционные. Технические требования для государственных закупок»; ГОСТ Р 56169-2014 «Оптика и оптические приборы. Микроскопы операционные. Технические требования. Методы испытаний».

Учитывая положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России при рассмотренных обстоятельствах не усматривает нарушений в действиях Заказчика при проведении указанной закупки.

 

В отношении довода Заявителя о нарушении Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «ГлавМедСнаб» на действия ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница» при проведении электронного аукциона на поставку микроскопа операционного в ОБУЗ «ИвОКБ» (извещение 0133200001720000183) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны