Решение (комиссия) №ЕЧ/936/24 Решение от 13 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Решение

037/10/18.1-105/2024

11 марта 2024 г. г. Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

ФИО – заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

членов Комиссии:

ФИО - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

ФИО - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

в присутствии:

от Заявителя — представителей ФИО (доверенность от 11.03.2024) и ФИО (доверенность от 11.03.2024),

от Организатора торгов — ФИО (доверенность №78/2024 от 11.03.2024); советника отдела правового обеспечения и кадров ФИО (доверенность №77/2024 от 11.03.2024); начальника отдела лесопользования и воспроизводства лесов ФИО (доверенность №79/2024 от 11.03.2024),

рассмотрев жалобу ООО «А» от 28.02.2024 (вх. №1013-ЭП/24 от 28.02.2024) на действия (бездействие) организатора торгов - Комитета Ивановской области по лесному хозяйству при проведении торгов посредством аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в составе земель лесного фонда, расположенного по адресу: Ивановская область, Ивановское лесничество, Ивановский муниципальный район, Ивановское сельское участковое лесничество, площадью 0,4056 га (извещение на сайте https://torgi.gov.ru №22000164220000000010),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «А» от 28.02.2024 (вх. №1013-ЭП/24 от 28.02.2024) на действия (бездействие) организатора торгов - Комитета Ивановской области по лесному хозяйству при проведении торгов посредством аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в составе земель лесного фонда, расположенного по адресу: Ивановская область, Ивановское лесничество, Ивановский муниципальный район, Ивановское сельское участковое лесничество, площадью 0,4056 га (извещение на сайте https://torgi.gov.ru №22000164220000000010).

Как следует из содержания жалобы, в соответствии с протоколом об определении участников торгов №1.1 от 27.02.2024 заявка ООО "А" отклонена по основанию: "Несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным Лесным кодексом". При этом, как указывает Заявитель, представленная заявка была подготовлена в полном соответствии с извещением и содержала все сведения и документы, установленные в нем. Ответственное должностное лицо Заявителю пояснило, что на лицевом счете ООО "А" не было денежным средств, в размере задатка. Как указывает Заявитель, данная информация не соответствует действительности, поскольку ООО "А" на электронную площадку АО "Сб" была перечислена сумма в качестве задатка, необходимая и достаточная для участия в электронных торгах. Электронная площадка АО "Сб" заблокировала денежные средства в качестве задатка для участия в аукционе. Таким образом, к моменту окончания приема заявок вся необходимая процедура для участия в аукционе была выполнена. При отсутствии задатка на лицевом счете - на электронной площадке АО "Сбербанк АСТ" отсутствует возможность подать заявку. На основании изложенного, Заявитель полагает, что его заявка организатором торгов отклонена незаконно.

Жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению, информация о поступлении жалобы размещена на сайте Ивановского УФАС России.

В связи с поступившей жалобой, в порядке части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Управление уведомлением от 01.03.2024 №АБ/784/24 приостановило процедуру проведения торгов и заключения договора с победителем торгов до рассмотрения жалобы по существу.

 

Комитет Ивановской области по лесному хозяйству по существу доводов, изложенных в жалобе ООО "А", представила письменные возражения, оформленные письмом от 06.03.2024, в которых указал, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка, комиссией было установлено, что заявка ООО "А" на участие в аукционе не соответствует предъявленным требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона, установленным подпунктом 10 части 15 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации. К заявке ООО "А" приложено платежное поручение №21 от 19.02.2024 о перечислении денежных средств в сумме 10 000 рублей для проведения операций по обеспечению заявки на участие в электронных процедурах (плательщик - ООО "А", банк плательщика - филиал "ПАО "СК" (Москва). Согласно выписке ПАО "СК", приложенной к заявке, по состоянию на 19.02.2024 на банковском счете ООО "А" имелась сумма денежных средств в размере 10000 рублей. Однако, согласно аукционной документации, организатором аукциона установлен размер задатка - 100% от начальной цены предмета аукциона, который составляет 37 332,64 руб. Таким образом, аукционной комиссией было принято обоснованное решение о несоответствии заявки, представленной ООО ""А", требованиям, установленным статьей 78 Лесного кодекса Российской Федерации.

 

Рассмотрение жалобы назначено на 11 марта 2024 года в 14 часов 00 минут по мск. О времени и месте рассмотрения жалобы лица были уведомлены путем направления уведомления о поступлении жалобы (от 01.03.2024 №АБ/784/24) посредством электронной почты и через городскую курьерскую службу.

Представители заявителя приняли участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференции через систему TrueConf Server.

 

Представитель заявителя на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Организатор торгов — представители Комитета Ивановской области по лесному хозяйству на заседании Комиссии также поддержали свою позицию, изложенную в письменных возражениях от 06.03.2024.

Рассмотрев представленные Заявителем и Организатором аукциона документы, а также выслушав пояснения представителей Организатора аукциона, Комиссия Ивановского УФАС России, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно статье 79 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (далее - Лесной кодекс) решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 3 статьи 29.1 настоящего Кодекса. Организатор аукциона создает комиссию по проведению аукциона, определяет регламент ее деятельности и утверждает ее состав.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 80 Лесного кодекса аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений проводится в электронной форме. Проведение аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки.

В соответствии с частями 12, 13, пунктами 9, 10 части 15 статьи 78 Лесного кодекса информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включающая извещение о проведении аукциона и подготовленную организатором аукциона документацию об аукционе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ. Извещение о проведении аукциона должно содержать, помимо иных сведений, сведения: о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе; о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.

В соответствии с частями 16, 17 статьи 78 Лесного кодекса участник аукциона вправе подать только одну заявку на участие в аукционе, по форме и содержанию, определенными документацией об аукционе.

Основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе, в соответствии с пунктами 1 и 6 части 18 статьи 78 Лесного кодекса являются:

- несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным статьей 78 Лесного кодекса;

- непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Во исполнение решения о проведении аукциона Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству принято Распоряжение от 26.12.2023 №44-р "О проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка".

Документация об аукционе в электронной форме, утверждена И.о. председателя комитета Ивановской области по лесному хозяйству  12.01.2024 (далее — Документация).

Документация об аукционе, в том числе: проектная документация лесного участка, выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении предполагаемого к предоставлению в аренду лесного участка, проект договора аренды лесного участка, форма заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению, а также извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности 16.01.2024 размещены на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ извещение №22000164220000000010.

Место проведения аукциона: Электронная площадка АО "Сб", торговая секция "Приватизация, аренда и продажа права" . Номер процедуры на электронной площадке.

Дата и время начала подачи заявок — 18.01.2024 09:00 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок — 20.02.2024 18:00 (МСК).

Дата рассмотрения заявок — 27.02.2024.

Дата и время начала проведения аукциона - 29.02.2024 10:00 (МСК).

В соответствии с пунктом 9 Документации и Извещения прием заявок на участие в аукционе осуществляет оператор электронной площадки АО «Сб» в электронной форме в соответствии с регламентом электронной площадки АО «Сб» в информационно-телекоммукационной сети «Интернет» по адресу: (http://utp.sberbank-ast.ru/).

Основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:

1) несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным статьей 78 Лесного кодекса Российской Федерации;

2) представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;

3) представление заявки на участие в аукционе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

4) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или принятие заявителем-гражданином решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

5) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

6) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

К заявке на участие в аукционе прикладываются документы, подтверждающие факт внесения задатка.

Документами, подтверждающими факт внесения задатка заявителем, являются платежное поручение с отметкой кредитного учреждения об исполнении и выписка (выписки) с банковского счета заявителя, подтверждающая факт перечисления суммы задатка на счет организатора аукциона, указанный в извещении.

«В соответствии с пунктом 11 Документации и Извещения организатором аукциона установлен порядок внесения участниками аукциона задатка и возврата им задатка, банковские реквизиты счета для перечисления задатка.

Участники аукциона вносят задаток в размере, в сроки, которые указаны в извещении о проведении аукциона.

Задаток для участия в аукционе должен поступить на счет Оператора электронной площадки по нижеуказанным реквизитам не позднее чем за день окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Задаток перечисляется на расчетный счет Оператору электронной площадки – АО «Сб»».

По окончании срока подачи заявок для участия в аукционе поступило 9 заявок. Согласно Протоколу  об определении участников от 27.02.2024, Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе на основании - несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным Лесным Кодексом РФ.

Как пояснили представители Организатора аукциона заявка ООО «А» на участие в аукционе не соответствует предъявленным требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона, установленным подпунктом 10 части 15 статьи 78 Лесного кодекса РФ. К заявке ООО «А» приложено платежное поручение  от 19.02.2024 о перечислении денежных средств в сумме 10 000 рублей для проведения операций по обеспечению заявки на участие в электронных процедурах. Согласно выписке ПАО «СК», приложенной к заявке, по состоянию на 19.02.2024 на банковском счете ООО «А» имелась сумма денежных средств в размере 10 000 рублей. Однако, согласно аукционной документации, организатором аукциона установлен размер задатка — 100% от начальной цены предмета аукциона, который составляет 37 332,64 руб.

Вместе с тем, как установлено Комиссией Ивановского УФАС России, проведение вышеуказанного аукциона обеспечивалось оператором электронной площадки АО «Сб».

В соответствии с пунктом 1.3.1 Регламента торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав» универсальной торговой платформы АО «Сб» - Регламент определяет процесс проведения торгов в торговая секции "Приватизация, аренда и продажа прав", устанавливает порядок взаимодействия Оператора, Пользователей, регулирует отношения, возникающие между ними в процессе совершения действий в торговой секции.

Регламентом установлен следующий порядок, касающийся задатка.

"Пункт 1.2 задаток - способ обеспечения исполнения договора, заключаемого по итогам продажи и иных обязательств. Размер задатка, порядок и условия его перечисления определяются Организатором процедуры. В качестве реквизитов для перечисления задатка определены реквизиты Оператора УТП, если иной порядок и условия перечисления задатка не установлены действующим законодательством РФ.

В случае указания реквизитов Оператора УТП для перечисления задатка, денежные средства в размере задатка блокируются Оператором на Лицевом счете Пользователя на основании его поручения, сформированного посредством штатного интерфейса УТП.

3.2.7. Если извещением установлено условие о перечислении задатка и/или обеспечения оплаты услуг Оператора, и/или сбора за участие на реквизиты Оператора, Претендент для участия в торгах осуществляет перечисление денежных средств на банковские реквизиты Оператора, размещенные в открытой части УТП и ТС. Подача Претендентом заявки на участие в торгах является поручением Оператору произвести блокирование на лицевом счете Претендента свободных денежных средств в размере задатка и/или обеспечения оплаты услуг Оператора, и/или сбора за участие в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом. С момента блокирования денежных средств на Лицевом счете пользователя Претендент считается исполнившим соответствующее обязательство по внесению денежных средств.

3.2.7.2. В случае подачи заявки на участие в торгах, денежные средства в сумме задатка и/или депозита должны быть зачислены на лицевой счет Претендента на УТП до подачи заявки на участие в торгах.

В момент подачи заявки Оператор программными средствами проверяет наличие денежной суммы в размере задатка и/или обеспечения оплаты услуг Оператора на лицевом счете Претендента на УТП и осуществляет блокирование необходимой суммы денежных средств.

3.2.8. В случае успешного принятия заявки Оператор программными средствами регистрирует ее в журнале приема заявок, присваивает номер и в течение одного часа направляет в Личный кабинет Претендента уведомление о регистрации заявки.

3.2.9. Информация о количестве принятых заявок по каждому лоту в актуальном состоянии отображается в Личном кабинете Организатора процедуры.

3.2.10. Заявка не может быть принята Оператором в случаях:

а) отсутствия на лицевом счете Претендента достаточной суммы денежных средств в размере задатка и/или обеспечения оплаты услуг Оператора и /или сбора за участие в аукционе (в случае, если извещением установлено перечисление задатка и/или обеспечения оплаты услуг Оператора и/или сбора за участие в аукционе на реквизиты Оператора);

в) подачи заявки по истечении установленного срока подачи заявок;

г) некорректного заполнения формы заявки, в том числе незаполнения полей, являющихся обязательными для заполнения;

д) в других случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, для отдельных способов торгов.

В случае, если система не принимает заявку, Оператор уведомляет Претендента соответствующим системным сообщением о причине не принятия заявки."

Организатором аукциона в качестве реквизитов для перечисления задатка определены реквизиты Оператора УТП.

Таким образом, учитывая особенности проведения аукциона в электронной форме, обеспечиваемой Оператором электронной площадки, задаток на счет Организатора аукциона не поступает, а денежные средства в размере такого задатка, блокируются самим оператором электронной площадки и только в случае наличия денежных средств в необходимом размере (то есть, в размере задатка) заявка такого претендента принимается Оператором и направляется в адрес Организатора аукциона. Иными словами, сам по себе факт направления заявки Оператором электронной площадки в адрес Организатора аукциона свидетельствует о поступлении задатка в требуемом размере и его блокировке Оператором.

Изучив Документацию и Извещение, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что Организатором аукциона — Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству установлены противоречивые требования к претендентам. В частности пункт 9 Документации и Извещения в части предоставления Организатору аукциона документов, подтверждающих факт перечисления суммы задатка на счет организатора аукциона, противоречит пункту 11 Документации и Извещению, в котором счет для зачисления задатка определен как счет Оператора электронной площадки АО "Сб".

Таким образом, Организатор торгов, установив данное требование, ввел в заблуждение Заявителя и иных потенциальных участников аукциона относительно необходимости подтверждения поступления задатка на счет Организатора торгов. При этом, никто из потенциальных участников торгов не мог предоставить документы, подтверждающие факт перечисления суммы задатка на счет организатора аукциона, при указании в документации счета оператора торгов.

При таких условиях и равном подходе к оценке поданных заявок, представленные другими участниками аукциона, в том числе ООО «Ю», платежные поручения и выписки с банковского счета заявителей, также не соответствуют требованиям, установленным в документации, поскольку фактически участники подтверждают поступление денежных средств на счет Оператора торгов, в то время как ни Регламент площадки, ни документация и Извещение не предусматривают такого требования.

Федеральным законом от 29.12.2017 №471-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс, в том числе в статьи 78 - 80 Лесного кодекса, предусматривающие возможность проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме. Соответствующие изменения в Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации (приложение к Приказу Приказ Минсельхоза России от 24.02.2009 №75 (ред. От 08.07.2015) не вносились.

В связи с этим, Методические указания, которые продолжают действовать, и в спорном случае - учитывая проведение аукциона в электронной форме, подлежат применению с учетом особенностей проведения аукциона в электронной форме, на что указано в части 3 статьи 80 Лесного кодекса РФ.

При этом существенное значение имеет также положение пункта 1 части 18 статьи 78 Лесного кодекса, согласно которому основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным настоящей статьей, а не, к примеру, требованиям, установленным Методическими указаниями. Иными словами, заявка не может быть признана несоответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе, в случае, если право требовать в составе заявки какие-либо сведения не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Указанные в документации об аукционе незаконные требования к содержанию заявки на участие в аукционе, в части предоставления Организатору аукциона документов, подтверждающих факт перечисления задатка на счет организатора аукциона, когда согласно Регламента счетом для зачисления задатка определен счет Оператора, не могут быть положены в основу решения об отказе претенденту к участию в аукционе.

Организатор аукциона, установив такое требование, нарушил требования части 18 статьи 78 Лесного кодекса.

Пункт 6 части 18 статьи 78 Лесного кодекса устанавливает самостоятельное основание для отказа в допуске к участию в аукционе - непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Системное толкование содержания пунктов 1 и 6 части 18 статьи 78 Лесного кодекса позволяет сделать вывод о том, что основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, в рассматриваемом случае, может являться непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, а не непредоставление документов, подтверждающих факт перечисления задатка.

Внесение задатка Заявителем в надлежащем размере по рассматриваемому аукциону и блокировка его Оператором подтверждается файлами — «Уведомление о блокировании денежных средств", размещенным в личном кабинете заявителя от 20.02.2024 (код торгов SBR......61, номер извещения 1518701) и «Подтверждение регистрации заявки на участие» (номер заявки 876, номер извещения 1518701).

Следовательно, жалоба является обоснованной.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «А» от 28.02.2024  на действия (бездействие) организатора торгов - Комитета Ивановской области по лесному хозяйству при проведении торгов посредством аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в составе земель лесного фонда, расположенного по адресу: Ивановская область, Ивановское лесничество, Ивановский муниципальный район, Ивановское сельское участковое лесничество, площадью 0,4056 га (извещение на сайте https://torgi.gov.ru №22000164220000000010) обоснованной.

2. Признать Организатора торгов – Комитет Ивановской области по лесному хозяйству нарушившим часть 18 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в составе земель лесного фонда (извещение на сайте https://torgi.gov.ru №22000164220000000010).

3. Выдать Организатору торгов – Комитету Ивановской области по лесному хозяйству обязательное к исполнению предписание об аннулировании торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в составе земель лесного фонда (извещение на сайте https://torgi.gov.ru №22000164220000000010).

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Подписи членов комиссии

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет Ивановской области по лесному хозяйству
ИНН 3702514210, ОГРН 1073702001427
ООО "АК37"
ИНН 3702732498, ОГРН 1143702015071