Решение №037/06/33-22/2022 (07-15/2022-003) Решение по жалобе ООО «МЕДИЦИНСКАЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ К... от 24 января 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/33-22/2022 (07-15/2022-003)

 

Дата оглашения решения: 19 января 2022 года                                                город Иваново

Дата изготовления решения: 24 января 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

ООО «МЕДИЦИНСКАЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ БИОМИР XXI» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

ФГБУЗ МЦ «РЕШМА» ФМБА РОССИИ (далее - Заказчик): <…>,

 

рассмотрев жалобу ООО «МЕДИЦИНСКАЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ БИОМИР XXI» на действия ФГБУЗ МЦ «РЕШМА» ФМБА РОССИИ при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению аренды оборудования (система для подъема и перемещения пациентов) (извещение 0333100000321000149), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.01.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «МЕДИЦИНСКАЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ БИОМИР XXI» на действия ФГБУЗ МЦ «РЕШМА» ФМБА РОССИИ при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению аренды оборудования (система для подъема и перемещения пациентов) (извещение 0333100000321000149).

 

Согласно жалобе, установленным Заказчиком характеристикам к товару отвечает только система для подъема и перемещения пациентов единственного производителя ООО «Орторент», что необоснованно приводит к ограничению конкуренции. Такими характеристиками являются следующие:

- габаритные размеры блока подъемного (без учета рельс), Ш х Д х В, мм. - не менее 410 х 650 х 275»;

- каретка с электроприводом – наличие;

- стояночный тормоз блока подъемного с помощью электропривода каретки - наличие;

- автоматическая катушка, с длиной провода не менее 10 м – наличие.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России указание на то, что стояночный тормоз блока подъемного с помощью электропривода каретки является излишней характеристикой товара, был снят с рассмотрения представителем Общества.

Также Общество указывает на нарушение Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что ФГБУЗ МЦ «РЕШМА» ФМБА РОССИИ не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

При подготовке документации о закупке Заказчик руководствовался сайтами производителей в сети Интернет:

- первый производитель https://med-nnz.ru/products/sistema-podderzhki-massy-tela/robotizirovannaya-reabilitacionnaya-sistema-vector-elite/ Система поддержки массы тела Bioness Vector Elite. Регистрационное удостоверение №РЗН 2018/6934 от 16.03.2018;

- второй производитель https://www.ortorent.ru/product/sistema-dlya-podema-i-peremeshheniya-paczientov-relsovaya-mediczinskaya-ortorent-prm-01-02-dinamicheskaya-sistema-peremeshheniya/ Система для подъема и перемещения пациентов рельсовая медицинская «ОРТОРЕНТ ПРМ-01-02». Динамическая система перемещения. Регистрационное удостоверение №РЗН 2017/6336 от 24.05.2021.

У обоих производителей параметры оборудования со схожими характеристиками, из которых видно, габаритные блоки первого производителя превышают параметры габаритного блока, указанные Заказчиком в документации о закупке.

Заявитель жалобы не представил доказательств того, что установленные Заказчиком требования к техническим характеристикам поставляемого товара и (или) его описание каким-либо образом ограничивают количество участников закупки или влекут за собой невозможность осуществить поставку конкретного товара, а также не влекут за собой создание конкурентного преимущества для какого-либо поставщика.

Требование к автоматической катушке с длиной провода не менее 10 м обусловлено техническими параметрами помещения. Автоматическая катушка размещается на перпендикулярной стене относительно рельсовой системы и предназначена для автоматического сматывания питающего провода, избегая его провисания в момент занятия на тренажере. Данное устройство позволяет максимально безопасно использовать оборудование, и не мешает инструктору и пациенту при проведении упражнений реабилитации.

При описании объекта закупки Заказчик использовал показатели, позволяющие полно и объективно описать все необходимые технические характеристики поставляемого товара, соответствующие его потребностям. Данные показатели не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

 

Рассмотрев представленные ООО «МЕДИЦИНСКАЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ БИОМИР XXI», ФГБУЗ МЦ «РЕШМА» ФМБА РОССИИ документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

23.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0333100000321000149 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению аренды оборудования (система для подъема и перемещения пациентов), а также соответствующая документация о закупке. 29.12.2021 на официальном сайте были размещены измененные извещение о проведении электронного аукциона и документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, внесенными в них изменениями, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 2 950 000 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 13.01.2022 09:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 14.01.2022;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 17.01.2022;

- согласно протоколу №1 ЭА рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0333100000321000149 от 14.01.2022 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки с идентификационными номерами: 1, 2. Участник закупки с идентификационным номером заявки 1 был допущен к участию в электронном аукционе и признан участником закупки, участнику закупки с идентификационным номером заявки 2 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе ввиду несоответствия габаритных размеров блока подъемного, а также неуказания информации о каретке с электроприводом, стояночном тормозе блока подъемного с помощью электропривода каретки, автоматической катушке с длиной провода не менее 10 м;

- на основании протокола №2 ЭА рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона 0333100000321000149 от 17.01.2022 заявка участника закупки с идентификационным номером 1 (ООО «ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ «ОРМЕД») была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке.

 

На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Из буквального толкования положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе. Указанная позиция также подтверждена Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного арбитражного суда РФ от 28.06.2017, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда №09АП-30089/2019 от 15.07.2019 по делу №А40-40590/19.

Согласно ч. ІІІ «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе необходимо осуществить поставку системы для подъема и перемещения пациентов, в том числе со следующими показателями:

 

3. Технические характеристики

3.1

Габаритные размеры блока подъемного (без учета рельс), Ш´Д´В, мм. не менее


410 х 650 х 275

3.2

Масса блока подъёмного без учета рельс, не более

10,200 кг.

3.3

Каретка с электроприводом

наличие

3.4

Стояночный тормоз блока подъемного с помощью электропривода каретки.

наличие

3.5

Максимальная нагрузка не менее

275 кг.

3.6

Длина ремня, не менее

2 000 мм

3.9

Компенсация веса, в диапазоне не уже

от 0 до 80 кг

3.11

Рельс потолочный не менее

, 6000 мм

3.12

Длина Спирального кабеля пульта ручного управления,

не менее

1000 мм

3.13

Регулировка компенсации веса производится нажатием кнопки Вверх/Вниз на пульте ручного управления.

Наличие

3.17

Показания к применению:

  • инсульт;
  • травмы головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • церебральный паралич: взрослые и дети;
  • частичное повреждение спинного мозга;
  • неврологические расстройства;
  • пациенты ортопедического профиля;
  • протезирование тазобедренного сустава;
  • протезирование коленного сустава / ПКС;
  • гериатрические пациенты;
  • спортивная травма;
  • пациенты, нуждающиеся в чувстве безопасности.

Наличие

3.18

С данным аппаратом можно выполнять упражнения:

  • на равновесие;
  • подъем и спуск по лестнице;
  • преодоление препятствий;
  • можно комбинировать с беговой дорожкой, велотренажером, степпером.

Наличие

4. Комплектация*

4.8

Автоматическая катушка, с длиной провода не менее 10м.

Наличие

4.10

Пояс поддерживающий

Наличие

 

Проанализировав документы и информацию, представленные сторонами, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие у Системы поддержки массы тела Bioness Vector Elite каретки с электроприводом, а также стояночного тормоза блока подъемного с помощью электропривода каретки. Заказчик сообщил, что указанными функциями в Системе поддержки массы тела Bioness Vector Elite является электроприводная потолочная тележка с канатом. Стоит отметить, что представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщил, что, если у закупаемой системы будет указанная функция, это также будет соответствовать потребности Заказчика. Однако это не соответствует требованиям документации о закупке. Кроме того, согласно документации о закупке одним из требований к системе является максимальная нагрузка не менее 275 кг. У Системы поддержки массы тела Bioness Vector Elite, согласно представленной Заказчиком брошюре на указанную Систему, диапазон допустимого веса составляет: до 180 кг (400 фунтов) со статической поддержкой массы тела; до 90 кг (200 фунтов) с динамической поддержкой массы тела, согласно техническим характеристикам указанного оборудования, также представленным Заказчиком, максимально допустимый все пациента – не более 181,4 кг.

Учитывая изложенное, Заказчиком доказательств, подтверждающих, что на товарном рынке имеется товар, соответствующий требованиям документации о закупке, например, двух производителей товара, представлено не было.

Вместе с тем, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. В документации о закупке должны быть установлены только такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для Заказчика, являются для него значимыми, обусловлены его потребностями.

В рассматриваемом случае Заказчиком не представлено достаточного обоснования для установления обжалуемых характеристик закупаемого товара. Так, в том числе Заказчиком не представлено обоснования по габаритным размерам блока подъемного. Согласно пояснениям Заказчика, чем меньше блок, тем он хрупче. Меньший размер блока не выдерживает необходимой нагрузки. Комиссия Ивановского УФАС России считает данный довод несостоятельным, ввиду того, что, например, Система поддержки массы тела Bioness Vector Elite имеет размеры 91х64х28, однако, как указано выше, имеет меньшую грузоподъемность. Также Заказчиком не представлено обоснования необходимости в наличии именно каретки с электроприводом. При этом на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика сообщил, что его потребности также будет соответствовать каретка с редуктором. Заказчик не обосновал потребность в наличии у системы исключительно автоматической катушки с длиной провода не менее 10 м. Согласно пояснениям Заказчика, указанное требование обусловлено тем, чтобы провод не путался под ногами. Вместе с тем, согласно пояснениям представителя Общества, в системе, предлагаемой Заявителем, питание осуществляется через рельс с зарядным кабелем, через каретку, на чем держится мотор, соответственно, провисание провода исключено вследствие конструктивных особенностей. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщил, что для него важным является, чтобы поступало питание и не было проводов. Если это будет реализовано иным способом, отличным от указанного в документации о закупке, Заказчиком это также будет рассмотрено.

Учитывая изложенное, документация о закупке составлена с нарушением п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

В отношении довода Заявителя о нарушении Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «МЕДИЦИНСКАЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ БИОМИР XXI» на действия ФГБУЗ МЦ «РЕШМА» ФМБА РОССИИ при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению аренды оборудования (система для подъема и перемещения пациентов) (извещение 0333100000321000149) обоснованной.

2. Установить в действиях ФГБУЗ МЦ «РЕШМА» ФМБА РОССИИ нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны