Решение б/н решение по делу от 29 ноября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел:(4932) 328-573; факс: 326-360; e-mail:to37@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

г. Иваново

Резолютивная часть решения оглашена 28 ноября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 29 ноября 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии – ХХХ – руководителя Ивановского УФАС России, членов комиссии: ХХХ. – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,ХХХ – главного специалиста-эксперта аналитического отдела, ХХХ - главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, рассмотрев дело №037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Центр Авиа» (....) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании от Заявителя – Ивановская транспортная прокуратура –А.В. Ходус (удостоверение №156959),

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России 07.06.2019 из Ивановской транспортной прокуратуры поступило обращение (письмо от 23.05.2019 №2-93в-2019) по факту выявления в ходе проверки в действиях ООО «Центр Авиа» признаков нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». Срок рассмотрения обращения продлевался (уведомление от 04.07.2019 №02-09/2318).

Из заявления следовало, что ООО «Центр Авиа ГСМ» осуществляет деятельность на территории аэропорта ООО «Центр Авиа» по поставке авиатоплива. ООО «Центр Авиа ГСМ» заключает договоры на поставку авиационного топлива. В подтверждение представлен договор №05-ГСМ/1810.

ООО «Центр Авиа ГСМ» организует заправку с привлечением других организаций, имеющих необходимые разрешительные документы для осуществления деятельности по авиатопливообеспечению (сертификаты).

Из заявления следует, что цена договора определяется согласно тарифам, размещенным на сайте htt://ivanovo.aero.

В свою очередь, 09.08.2019 на рассмотрение Ивановского УФАС России из ФАС России поступило поручение провести проверку деятельности ООО «Центр Авиа» и материалы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Центр Авиа», выразившихся в самостоятельном установлении тарифов на оказание услуг в аэропорту Иваново, а именно: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обслуживание пассажиров, хранение авиационного топлива и обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом.

Из поручения ФАС России следовало, что ООО «Центр Авиа» самостоятельно установило тарифы и сборы (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган).

Цены (тарифы) размещены на сайте ООО «Центр Авиа» htt://ivanovo.aero

В целях установления обстоятельств по изложенным выше фактам, Ивановским УФАС России в порядке ч. 1 ст. 25, ст. 44 Закона о защите конкуренции, запрошены пояснения ООО «Центр Авиа» и ООО «Центр Авиа ГСМ».

В письме от 02.07.2019 №28 ООО «Центр Авиа ГСМ» сообщило, что не оказывает услуг по заправке воздушных судов и по хранению авиационного топлива.

В свою очередь, ООО «Центр Авиа» в письме от 03.07.2019 №186 сообщило, что оказывает услуги по заправке воздушных судов и по хранению авиационного топлива. В 2018 году заправлено 1354, 7 руб. тон С-1, на хранение принято 3 368, 1 тонна. В период с 01.01.2019 по 31.05.2019 оказана услуга по заправке 716, 4 тонн, на хранение принято 1600, 299 т. Стоимость услуги по заправке ВС составляет 1500 руб./тонн (НДС не облагается), стоимость услуг по хранению составляет 1800 руб./тонн. Тарифы на заправку и хранение авиационного топлива не установлены Ивановским УФАС России.

В письме от 23.08.2019 на запрос информации №02-24/2855 от 23.08.2019 ООО «Центр Авиа» пояснило дополнительно, что тарифы установлены в виде фиксированных (предельных максимальных и минимальных) ценовых ставок тарифов, устанавливаемых как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов. Максимальная величина тарифов должна обеспечить покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг. Установленные ООО «Центра Авиа» тарифы не позволяют получить прибыль, данные тарифы позволяют ООО «Центр Авиа» лишь обеспечить минимальную рентабельность аэропорта.

Приказом Ивановского УФАС России от 04.09.2019 №077 возбуждено дело №037/01/10-229/2019 (02-10/2019-004) по признакам нарушения ООО «Центр Авиа» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 04.09.2019 дело назначено к рассмотрению на 08.10.2019 в 10 ч. 00 мин.

Приказом Ивановского УФАС России от 10.09.2019 №079 возбуждено дело №037/01/10-304/2019 (02-10/2019-005) по признакам нарушения ООО «Центр Авиа» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением об объединении дел от 08.10.2019, дела №037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) и №037/01/10-304/2019 (02-10/2019-005) объединены в одно производство, с присвоением единого номера №037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004). Рассмотрение дела назначено на 14.10.2019 в 10 ч. 00 мин.

Определениями Комиссии от 14.10.2019, 12.11.2019 рассмотрение дела откладывалось, в том числе в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела. Заключение об обстоятельствах дела №037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) направлено в адрес лиц, участвующих деле, и получено последними, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении. Возражений на заключение об обстоятельствах дела не поступало.

На заседаниях Комиссии 14.10.2019, 12.11.2019:

- Заявитель - Ивановская транспортная прокуратура (пл. Вокзальная, д. 3, г. Иваново, Ивановская область, 153004), уведомленный надлежащим образом на рассмотрение дела не явился.

- Ответчик пояснил, что полагает, поскольку ООО «Центр Авиа» отсутствует в реестре субъектов естественных монополий, то необходимости обращения за установлением тарифов в сфере деятельности в аэропорту не имелось. Установленные ООО «Центр Авиа» тарифы не позволяют получать прибыль, а лишь обеспечивают минимальную рентабельность аэропорта. Установленный тариф будет убыточным для предприятия. На поставленные вопросы Комиссии, дополнительно пояснили, что ООО «Центр Авиа» в ФАС России в целях установления тарифов на услуги в аэропорту не обращалось, на территории аэропорта Иваново заправку воздушных судов и хранение авиационного топлива, кроме ООО «Центр Авиа», иные субъекты не осуществляют. Тарифы Общество утверждало самостоятельно, исходя из ранее сложившейся практики, и согласовывали их применение с Росавиацией. При утверждении тарифов учитывали и разъяснения Росавиации, которое указывало, что отсутствие в Реестре субъектов естественных монополий ООО «Центр Авиа» исключает необходимость обращения за установлением тарифов. При расчете тарифов, исходили из затратного метода, методика, в соответствии с которой производился расчет, отсутствует. Дополнительно ООО «Центр Авиа» пояснило, что инфраструктура аэропорта находится в собственности ООО «Центр Авиа», имущество приобретено с торгов в ходе конкурсного производства у предприятия-банкрота ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо»

28.11.2019 Ответчик на рассмотрение дела не явился, уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление №15397141538342. Ходатайство об отложении срока рассмотрения дела от Ответчика не поступало.

Рассмотрев представленные материалы, оценив озвученные лицами, участвующими в деле, доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.

ООО «Центр Авиа» согласно свидетельству соответствия от 27.03.2018 № АНО.022 является оператором аэропорта Иваново «Южный», имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта от 26.12.2017 №АД00087.

Сертификатом соответствия от 29.09.2016 №АТО270716.007 удостоверено, что ООО «Центр Авиа» соответствует требованиям, предъявляемым к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок, изложенным в Федеральных авиационных правилах «Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок, утвержденных Приказом ФС ВТ России от 18.04.2000 №89.

В приложении к сертификату указаны сферы деятельности ООО «Центр Авиа»: прием, хранение, подготовка к выдаче, выдача на заправку и заправка ВС авиатопливами, изготовленными по ГОСТ10227; прием, хранение, подготовка к выдаче и дозирование в топливо ПВК жидкости «И-М», изготовленной по ОСТ 54-3-17573-99; прием, хранение, подготовка к выдаче и выдача в спецмашины ПОЖ, изготовленных по ТУ…

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на 27.08.2019, ООО «Центр Авиа» осуществляет основной вид деятельности "Деятельность аэропортовая" (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС №52.23.11), а также дополнительные виды деятельности (в авиационной сфере): предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию летательных аппаратов, включая косметические (ОКВЭД 33.16); обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения (ОКВЭД 52.23.12); деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом (ОКВЭД 52.23.19).

На сайте htt://ivanovo.aero в разделе «Партнерам» размещена вкладка «Тарифы и сборы от 25.05.2019», переходя по которой открывается Приложение №1 к приказу от 17.05.2019 №59-1 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов, действующих в аэропорту Иваново».

Из Приложения №1 к приказу от 17.05.2019 №59-1 следует, что ООО «Центр Авиа» установлены тарифы на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обслуживание пассажиров, хранение авиационного топлива и обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом.

До издания и введения в действие приказа от 17.05.2019 №59-1, действовал и применялся Приказ ООО «Центр Авиа» от 25.10.2018 №139, которым утверждались и вводились в действие аэронавигационные и аэропортовые тарифы, сборы за обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Иваново в соответствии с Приложением №1.

15.06.2018 Приказом №80-1 установлены тарифы за взлет-посадку и сбор за обеспечение авиационной безопасности.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо чтобы лицо, совершившее данное деяние: занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №345 (далее – Административный регламент №345).

В соответствии с пунктом 3.19 Административного регламента №345 определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему порядку проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, предварительное определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявление группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке.

В соответствии с аналитическими отчетами от 23.07.2019 и от 06.09.2019, подготовленными в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок №220), определены признаки наличия доминирующего положения ООО «Центр Авиа».

С учетом проведения ретроспективного анализа состояния конкуренции на товарном рынке (исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования), временной интервал исследования определен: с 01.01.2018 по 31.05.2019.

Продуктовые границы товарного рынка определены как:

- «обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов»;

- «предоставление аэровокзального комплекса»;

- «обеспечение авиационной безопасности»;

- «обслуживание пассажиров»;

- «обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом»;

- «хранение авиационного топлива».

Состав данных услуг, предоставляемых потребителям (авиакомпаниям) в аэропортах, определен Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, а также Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, в соответствии с Приказом Минтранса России от 17.07.2012 №241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Услуги, оказываемые в аэропортах по: обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставлению аэровокзального комплекса; обеспечению авиационной безопасности; обслуживанию пассажиров; обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом; хранению авиационного топлива, входят в утвержденный перечень услуг естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293.

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Положениями части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях и Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293 установлено, что оказание услуг по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставлению аэровокзального комплекса; обеспечению авиационной безопасности; обслуживанию пассажиров; обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом; хранению авиационного топлива в аэропортах является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем, субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии.

В соответствии с п.4.7 Порядка №220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей)), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Таким образом, географическими границами товарного рынка является территория аэропорта «Иваново», где ООО «Центр Авиа» осуществляет деятельность по: обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставлению аэровокзального комплекса; обеспечению авиационной безопасности; обслуживанию пассажиров; обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом; хранению авиационного топлива.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с п.12.5 Порядка №220 доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Центр Авиа» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по: «обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов»; «предоставлению аэровокзального комплекса»; «обеспечению авиационной безопасности»; «обслуживанию пассажиров»; «обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом»; «хранению авиационного топлива», в границах территории аэропорта «Иваново».

Рассмотрев довод Ответчика об отсутствии у него статуса субъекта естественной монополии, поскольку сведения о нем отсутствуют в реестре субъектов естественных монополий, Комиссии приходит к следующим выводам.

Согласно письму ФАС России от 06.07.2018 №АЦ/51469/2018 отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой, а именно: Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2017 №305-ЭС17-12788 по делу №А41-40556/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.04.2018 №Ф03-1117/2018 по делу №А73-14308/2017.

В случае отсутствия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественных монополий, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.

При рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях следует установить два основных критерия:

1. Наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

2. Наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

Применительно к рассматриваемым обстоятельствам Комиссией из пояснений генерального директора ООО «Центр Авиа», установлено, что имущество аэропорта принадлежит Обществу на праве собственности (свидетельства о праве собственности от 11.07.2014 и 18.07.2014 на искусственную влетно-посадочную полосу, на здание аэровокзала); ООО «Центр Авиа» осуществляет эксплуатацию аэродрома Иваново (Южный) и ведет аэропортовую деятельность, что подтверждается сертификатами соответствия №АД00087, №АТО270716.007, №КК140416.010, сертификатом оператора аэродрома гражданской авиации №ФАВТ.ОА-045, свидетельством соответствия №АНО.022, заключенными договорами оказания услуг по хранению и заправке ВС, договорами о наземном обслуживании.

Следовательно, ООО «Центр Авиа» осуществляет свою деятельность в сфере деятельности субъектов естественных монополий, несмотря на отсутствие Общества в соответствующем реестре.

При изложенных обстоятельствах ООО «Центр Авиа» обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (часть 2).

Состав услуг, которые предоставляются потребителям (авиакомпаниям) в аэропортах, определен Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила формирования тарифов и сборов), а также Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила взимания платы за обслуживание), утвержденными приказом Минтранса России от 17.07.2012 №241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Приказ №241).

В соответствии с 1.5 Правил формирования тарифов и сборов аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и в аэропортах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, определен постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293. Согласно данному Перечню государственному регулированию подлежат:

1. Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов,

2. Предоставление аэровокзального комплекса,

3. Обеспечение авиационной безопасности,

4. Обслуживание пассажиров,

5. Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом,

6. Хранение авиационного топлива.

В соответствии с п. 3.1 Правил формирования тарифов и сборов сбор за взлет-посадку устанавливается за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме и/или посадочной площадке, включая:

предоставление ВПП, рулежных дорожек, перронов;

светотехническое обеспечение аэродрома;

наземное поисково-спасательное обеспечение в районе аэродрома;

аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение в районе аэродрома;

орнитологическое обеспечение полетов в районе аэродрома;

управление движением воздушных судов на перроне (при наличии специализированного подразделения аэропортового комплекса);

предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме в течение трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки;

организацию предоставления экипажам воздушных судов аэронавигационной информации при подготовке к полету (брифинг), включая:

предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной информации по аэродромам вылета, назначения, запасным и районам полетной информации (районам ОВД), через которые пролегает маршрут полета;

прием у экипажа воздушного судна или представителя эксплуатанта плана полета и передача его по каналам связи органу ЕС ОрВД;

рассылка специальных сообщений, связанных с выполнением полета;

согласование переноса времени вылета, задержек рейсов и других оперативных вопросов и передача соответствующей информации службам аэропорта.

При отсутствии грузов (почты), подлежащих обработке, для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов предоставление места стоянки в течение трех часов.

Ставка сбора устанавливается на одну тонну максимальной взлетной массы воздушного судна. Ставка сбора применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов, со следующими коэффициентами:

воздушные суда до пяти тонн включительно - 0,25;

воздушные суда свыше пяти тонн до 12 тонн включительно - 0,5;

самолеты свыше 12 тонн - 1,0;

вертолеты свыше 12 тонн - 0,5 (п. 3.1.2 Правил формирования тарифов и сборов).

Сбор определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы гражданского воздушного судна, указанной в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна, с учетом коэффициентов, применяемых по группам воздушных судов. При обслуживании полетов воздушных судов государственной и экспериментальной авиации сбор определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы типа или модификации обслуживаемого воздушного судна с учетом коэффициентов, применяемых по группам воздушных судов (п. 3.1.3 Правил формирования тарифов и сборов).

Согласно п. 3.3 Правил формирования тарифов и сборов сбор за стоянку устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме более трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки. Для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при отсутствии грузов (почты), подлежащих обработке, сбор устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну более трех часов. Ставка сбора устанавливается на один час стоянки в размере пяти процентов от сбора за взлет-посадку. Сбор определяется на основе установленной ставки и времени сверхнормативной стоянки воздушного судна.

Согласно п. 3.4 Правил формирования тарифов и сборов сбор за предоставление аэровокзального комплекса устанавливается за обслуживание в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих пассажиров (с момента прибытия в аэропорт до начала регистрации) и прибывающих пассажиров (с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта) в соответствии с установленной технологией, включая: предоставление привокзальной площади; предоставление вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания; предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и других, за пользование которыми отдельная плата не взимается); обслуживание пассажиров с ограниченной подвижностью, в том числе предоставление кресел-колясок, специальных подъемных устройств (амбулифтов); информационное обеспечение пассажиров. Ставка сбора устанавливается на одного взрослого пассажира (12 лет и старше) отдельно для внутренних и международных перевозок. Сбор определяется на основе количества прибывающих, убывающих и транзитных (прямой транзит) пассажиров и установленной ставки сбора в следующем порядке: за взрослых пассажиров (12 лет и старше) - по установленной ставке; за детей от 2 лет до 12 лет - по ставке, определенной в размере 50% от ставки, установленной для взрослого пассажира; за детей до 2 лет - сбор не взимается.

Пунктом 4.1 Правил формирования тарифов и сборов предусмотрено, что тариф за обслуживание пассажиров устанавливается за услуги, предоставляемые при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров и обработке багажа (без использования технических и транспортных средств), включая: регистрацию пассажиров; взвешивание, оформление и сортировку багажа; хранение невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия; обеспечение пограничного, санитарного и таможенного контроля пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках); накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно; встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала; укладку багажа на транспортные средства; погрузку, швартовку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдачу багажа; подведение итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест; предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу; контроль загрузки воздушного судна.

Тариф устанавливается на одного убывающего взрослого пассажира (12 лет и старше). Плата определяется на основе количества убывающих пассажиров и установленного тарифа в следующем порядке: за взрослых пассажиров (12 лет и старше) - по установленному тарифу; за детей от 2 лет до 12 лет - по тарифу, определенному в размере 50% от тарифа, установленного для взрослого пассажира; за детей до 2 лет - плата не взимается.

Пунктом 4.14.1 Правил формирования тарифов и сборов установлено, что тариф за хранение авиационного топлива устанавливается за предоставление комплекса услуг по приему, хранению и выдаче авиационного топлива, включая:

прием авиационного топлива на склад;

лабораторный контроль качества авиационного топлива;

хранение авиационного топлива, в том числе предоставление емкостей для хранения авиационного топлива;

подготовку и выдачу авиационного топлива на заправку (фильтрация, добавление противоводокристализационной жидкости (далее - ПВК жидкость) и другие операции, предусмотренные технологией);

предоставление персонала (включая инженерно-авиационный).

Тариф устанавливается на одну тонну авиационного топлива в сутки или на одну тонну авиационного топлива, принятого на хранение.

Плата за хранение авиационного топлива определяется на основе установленного тарифа, веса принятого на хранение авиационного топлива и времени хранения в сутках (при этом часть суток округляется до целых суток) или на основе установленного тарифа и веса принятого на хранение авиационного топлива.

Цена авиационного керосина, бензина и ПВК жидкости устанавливается отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и в тариф за хранение авиационного топлива не включается.

Тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна устанавливается за предоставление комплекса услуг по обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна, включая:

предоставление персонала (включая инженерно-авиационный) и технических передвижных и/или стационарных средств для заправки воздушного судна авиационным топливом;

аэродромный контроль качества авиационного топлива.

Тариф устанавливается на одну тонну авиационного топлива.

Плата за заправку авиационным топливом воздушного судна определяется на основе установленного тарифа и веса заправленного авиационного топлива.

Цена авиационного керосина, бензина и ПВК жидкости устанавливается отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и в тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна не включается (п. 4.14.2 Правил формирования тарифов и сборов).

Пунктом 4 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293 (далее – Положение), государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.

Как следует из п. 2 Положения, под органами регулирования понимается Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом, из п. 5 Положения следует, что тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Пунктом 7 Положения определено, что тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов. Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.

Порядок расчета тарифов (индексов к действующему уровню тарифов) устанавливается Федеральной антимонопольной службой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 8 Положения).

Из п. 11 Положения следует, что государственное регулирование тарифов осуществляется с применением следующих методов регулирования:

метод экономически обоснованных затрат;

метод сравнения аналогов (для аэропортов).

Федеральная антимонопольная служба осуществляет выбор метода государственного регулирования тарифов для аэропортов, исходя из необходимости обеспечения эффективности государственного регулирования тарифов с учетом особенностей, изложенных в методических указаниях (методиках) по вопросам государственного регулирования тарифов для конкретного метода регулирования.

Порядок расчета предельного уровня сборов и тарифов по видам услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, подлежащих государственному регулированию в соответствии с их перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293, определен в Методических указаниях по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Приказом ФСТ России от 31.10.2014 №238-т/2.

Регулируемые сборы и тарифы на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах рассчитываются на очередной финансовый год или на долгосрочный период регулирования, продолжительность которого определяется с учетом предложений субъекта регулирования и не превышает период, на который определяются прогнозные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, установленные Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8.2.2 настоящих Методических указаний п. 7 Методических указаний).

Пунктом 8 Методических указаний предусмотрено, что в целях определения сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах производится расчет необходимой валовой выручки, в состав которой включаются:

- экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности;

- нормативная прибыль.

Расчет предельного уровня ставок сборов и тарифов на очередной финансовый год или на каждый год долгосрочного периода регулирования (далее - прогнозируемый финансовый год) производится в текущем финансовом году. При этом осуществляется расчет экономически обоснованных затрат, нормативной прибыли и необходимой валовой выручки субъекта регулирования на текущий и очередной финансовый год или на текущий финансовый год и на каждый прогнозируемый финансовый год. Расчеты осуществляются на базе отчетных данных субъекта регулирования за три года, предшествующие отчетному году, или с момента начала оказания регулируемых услуг субъектом регулирования, если с момента оказания регулируемых услуг субъектом регулирования прошло менее трех лет, и прогнозных данных на текущий финансовый год и на очередной финансовый год или на каждый прогнозируемый финансовый год по показателям, необходимым для выполнения расчетов в соответствии с настоящими Методическими указаниями (п. 10 Методических указаний).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством тарифы и сборы в аэропортах подлежат государственному регулированию уполномоченным органом ФАС России. Действующее законодательство не предоставляет права хозяйствующему субъекту самостоятельного определения тарифа и сбора на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива.

На сайте htt://ivanovo.aero в разделе «Партнерам» размещена вкладка «Тарифы и сборы от 25.05.2019», переходя по которой открывается Приложение №1 к приказу от 17.05.2019 №59-1 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов, действующих в аэропорту Иваново».

Из Приложения №1 к приказу от 17.05.2019 №59-1 следует, что ООО «Центр Авиа» установлены тарифы на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обслуживание пассажиров.

Как следует из приказа №59-1 от 17.05.2019, с 25.05.2019 утверждены следующие тарифы и сборы (Приложение №1):

п/п

Наименование сбора, тарифа

Единица

измерения

Размер сбора (тарифа) без НДС

НДС (в соотв. с законод-м РФ)

Аэронавигационные сборы

1.

Сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома (Ставка сбора применяется в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна со следующими коэффициентами:

ВС до пяти тонн включительно - 0,25;

ВС свыше пяти тонн до 12 тонн включительно - 0,5; самолеты свыше 12 тонн - 1,0; вертолеты свыше 12 тонн - 0,5)

руб./тонна

(МВМ)

151,80

не обл.

2.

Сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах ОВД (ставка сбора применяется в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна, тонны):

До 2;

Свыше 2 до 5 включительно;

Свыше 5 до 20 включительно;

Свыше 20 до 50 включительно;

Свыше 50 до 100 включительно;

Свыше 100 до 200 включительно;

Свыше 200 до 300 включительно;

Свыше 300 до 400 включительно;

Свыше 400

руб./100 км ортодромичес кого

расстояния

85,20

129.00

235.00

370.00

  1.  

892,00

894,50

896,90

899,40

не обл.

Аэропортовые сборы

3.

Сбор за взлет - посадку

(Ставка сбора применяется по группам воздушных судов, установленным по МВМ ВС, со следующими коэффициентами:

ВС до пяти тонн включительно - 0,25;

ВС свыше пяти тонн до 12 тонн включительно - 0,5; самолеты свыше 12 тонн - 1,0; вертолеты свыше 12 тонн - 0,5)

руб./тонна

1 950,00

не обл.

4.

Сбор за обеспечение авиационной безопасности

Ставка сбора применяется по группам воздушных судов, установленным по МВМ ВС, со следующими коэффициентами:

ВС до пяти тонн включительно - 0,25;

ВС свыше пяти тонн до 12 тонн включительно - 0,5; самолеты свыше 12 тонн - 1,0; вертолеты свыше 12 тонн - 0,5

руб./тонна

(МВМ)

1 986,00

не обл.

5.

Сбор за сверхнормативную стоянку

Сбор устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме более трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов ВС при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки. Для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при отсутствии грузов (почты), подлежащих обработке, сбор устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну более трех часов.

5% от сбора за взлет-посадку, проц/час (МВМ)

 

не обл.

6.

Предоставление аэровокзального комплекса пассажирам:

-прибывающим от 2 до 12 лет

-прибывающим 12 лет и старше

-убывающим от 2 до 12 лет

-убывающим 12 лет старше

-транзитным от 2 до 12 лет

руб./чел.

руб./чел.

руб./чел.

руб./чел.

руб./чел.

500.00

1 000,00

500.00

1 000,00

500.00

Обл.

НДС

Тарифы за наземное обслуживание *

Тарифы за обслуживание коммерческой загрузки ВС

7.

Тариф за обслуживание убывающих пассажиров: от 2х до 12 лет 12 лет и старше

руб./пасс.

руб./пасс.

500,00 1 000,00

Обл.

НДС

8.

Тариф за обработку грузов и почты

руб./кг

5,00

Обл.

НДС

9.

Контрольное взвешивание груза

руб./кг

500,00

Обл.

НДС

10.

Тариф за посадку или высадку пассажиров (трап)

руб./трап

70 000,00

Обл.

НДС

11.

Тариф за доставку пассажиров (автобус)

руб./тр.ср.

2 915,00

Обл.

НДС

12.

Тариф за обеспечение бортпитанием (прием и выгрузку с борта ВС съемного оборудования, доставка его к борту ВС и погрузка на борт ВС)

руб./ВС

2 500,00

Обл.

НДС

13.

Тариф за специальное обслуживание убывающих пассажиров (старше двух лет)

руб./пасс.

2 000,00

Обл.

НДС

14.

Тариф за специальное обслуживание прибывающих и транзитных пассажиров (старше двух лет)

руб./пасс.

2 000,00

Обл.

НДС

15.

Тариф за медицинский осмотр членов экипажа

руб./чел.

1 800,00

не обл.

16.

Тариф за доставку экипажа от/к воздушного(му) судна(у) на территории аэропорта

руб./обсл.

10 000,00

Обл.

НДС

17.

Тарифы за обеспечение авиаГСМ: - стоимость ТС-1

руб./тонна

55 000,00

Обл.

НДС

 

- Тариф за обеспечение заправки авиационным топливом

руб./тонна

1 500,00

Не обл.

 

- стоимость ПВК жидкости

руб./кг

200,00

Обл.

НДС

18.

Хранение авиационного топлива

руб./тонна

1 500,00

Обл.

НДС

Между ООО «Центр Авиа» и ООО «Центр Авиа ГСМ» 01.04.2017 заключен договор б/н хранения нефтепродуктов (авиационного топлива) от 01.04.2017, по которому ООО «Центр Авиа» обязуется за вознаграждение оказывать услуги по хранению авиационного топлива.

В соответствии с разделом 3 указанного договора ООО «Центр Авиа ГСМ» оплачивает абонентскую плату (п.3.1). Плата за хранение авиационного топлива составляет 1500 руб. в месяц, в том числе НДС 18% (п. 3.2). Плата за хранение авиационного топлива в количестве свыше 500 тн. в месяц определяется дополнительно из расчета 225 руб. тонна.

Указанный тариф в размере 1500 руб. соответствует тарифам, установленным в Приложении №1 к Приказу №139 от 25.10.2018 (стр. 19).

Одновременно, проанализировав условия договора №05-ГСМ/1810 обеспечения авиационным топливом от 01.09.2018, заключенного между ООО «Центр Авиа ГСМ» и ООО «Бизнес Аэро», следует, что в соответствии с условиями настоящего договора ООО «Центр Авиа ГСМ» обязуется поставлять, а ООО «Бизнес Аэро» принимать и оплачивать нефтепродукты, в дальнейшем именуемые «Авиатопливо». При этом, из п.1.2 договора следует, что ООО «Центр Авиа ГСМ» организует заправку ВС Заказчика/клиентов Заказчика, указанных в заявках с привлечением организаций, имеющих необходимые разрешительные документы для осуществления деятельности по авиатопливообеспечению (лицензии, сертификаты), и включают в себя следующие действия Поставщика:

- заключение от своего имени и за счет Заказчика с ТЗ аэропорта «Иваново» договоров, предметом которых является оказание комплекса услуг по обеспечению заправки авиатопливом воздушных судов Заказчика,

- обеспечение топливозаправочного комплекса аэропорта Иваново, оказывающего услуги по заправке, авиатопливом в объеме достаточном для осуществления заправки воздушного судна Заказчика.

В п. 4.1 договора определено, что цена договора определяется согласно тарифам, размещенным на сайте htt://ivanovo.aero.

Из изложенного следует, что ООО «Центр Авиа ГСМ» фактически деятельности по заправке воздушных судов авиатопливом и хранению авиотоплива не осуществляло. По условиям заключаемых договоров заправка воздушных судов обеспечивалась ООО «Центр Авиа» по установленным им тарифам, хранение также осуществлялось ООО «Центр Авиа» по самостоятельно установленным тарифам.

По договору №05-ГСМ/1810 обеспечения авиатопливом от 01.09.2018 ООО «Центр Авиа ГСМ» обеспечивает поставку авиатоплива в пределах аэропорта в размере потребности Заказчика (ООО «Бизнес Аэро»), последним на расчетный счет ООО «Центр Авиа» перечисляются денежные средства за авиатопливо (п. 2.1, 4.2).

Изложенное подтверждают и пояснения ООО «Центр Авиа» о том, что данная деятельность на территории аэропорта осуществлялась только ООО «Центр Авиа».

Осуществление деятельности ООО «Центр Авиа» по хранению и заправке ВС подтверждается так же представленными в материалы договорами оказания услуг по хранению и заправке ВС №59844170348Д от 01.04.2018, договор №П13/А371-х/2 от 27.12.2018, договором хранения нефтепродуктов (авиационного топлива) от 01.04.2017.

Также на сайте htt://ivanovo.aero в разделе «Аэропорт» во вкладке «Партнерам» размещен проект договора о наземном обслуживании в аэропорту, из п. 1.1 которого следует, что в рамках однократного наземного обслуживания, состоящего из прибытия и последующего вылета одного и того же воздушного судна, Обслуживающая компания оказывает Перевозчику услуги согласно Приложению А Стандартного соглашения о наземном обслуживании (SGHA) в редакции за январь 2008 года. Конкретный перечень предоставляемых услуг и условий их предоставления содержится в отдельных Приложениях к настоящему Стандартному соглашению о наземном обслуживании: Приложение В1.0/2.0 – наземное обслуживание.

Из Приложения В1.0/2.0 следует, что при обслуживании воздушных судов Перевозчика Обслуживающая компания предоставляет нижеперечисленные услуги: п. 1.1.2.1. обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме, включая: предоставление ВПП, рулежных дорожек, перронов; светотехническое обеспечение аэродрома; наземное поисково-спасательное обеспечение в районе аэропорта; аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение в районе аэропорта, орнитологическое обеспечение безопасности полетов в районе аэропорта; наземное штурманское обеспечение; п. 1.1.2.2. предоставление персонала и технических средств для оформления и доставки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств на/с борт/а воздушного судна в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, и установленным порядком их перевозки воздушными судами; п. 1.1.2.3. при необходимости и по запросу Обслуживающая компания предоставит Перевозчику оборудованную «якорную» стоянку; п. 1.1.2.4. предоставление аэровокзала, для обслуживания в зоне аэропорта и здании аэровокзала убывающих пассажиров (с момента прибытия в зону аэропорта до начала регистрации) и прибывающих пассажиров (с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта) в соответствии с установленной технологией, включая: предоставление привокзальной площади; предоставление вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания; предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и других, за пользование которыми отдельная плата не взимается); информационное обеспечение пассажиров.

В соответствии с п. 7.1.1 проекта договора о наземном обслуживании в аэропорту оплата предоставляемых Обслуживающей компанией в соответствии с настоящим Приложением и иными Приложениями к Стандартному соглашению о наземном обслуживании услуг и материально-технических ресурсов производится Перевозчиком согласно сборам, тарифам и ценам, действующим в Обслуживающей компании на момент оказания услуг, предоставления материально-технических ресурсов соответственно. Сборы, тарифы и цены за предоставление Обслуживающей компанией услуг и материально-технических ресурсов, а также срок вступления их в силу устанавливаются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ и в зависимости от того, что предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами РФ, подлежат опубликованию в ЦРТ и (или) AIP, либо устанавливаются Обслуживающей компанией самостоятельно путем издания распоряжения уполномоченными лицами Обслуживающей компании. Прейскурант на услуги Обслуживающей компании публикуется на сайте www.ivanovo.aero.

При этом, из п.2.2 проекта договора о наземном обслуживании перечень и стоимость дополнительных услуг предусмотрены Прейскурантом на услуги Обслуживающей компании, размещенном на сайте www.ivanovo.aero.

Одновременно, в материалы рассматриваемого дела представлены Стандартные соглашения о наземном обслуживании, заключенные между ООО «Центр Авиа» и ООО Авиационная компания «Авиастар-ТУ» (№01-НО/1903 от 28.03.2019), АО «СибНИА-ТЕСТ» (№05-НО/1809 от 10.09.2018).

За оказанные услуги ООО «Центр Авиа» в адрес контрагентов, выставляло счета в соответствии с тарифами, установленными Обществом и размещенными на сайте (в материалах настоящего дела имеются счета за 2018 год).

Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы подтверждают предоставление ООО «Центр Авиа» услуг по обеспечению взлета-посадки, временной стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, по самостоятельно установленным тарифам.

Исходя из нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ценообразования в отдельных отраслях экономической деятельности, а также сложившейся судебной практики, под порядком ценообразования следует понимать формирование и/или расчет и/или установления и/или применение цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги.

Согласно разъяснениям Президиума ФАС России от 29.08.2017 №10 в качестве нарушения, квалифицируемого по п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП, следует рассматривать действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, выразившиеся в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), в том числе их предельных уровней, и (или) в самостоятельном определении (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган) таких цен (тарифов, расценок, ставок, надбавок и т.п.), которые привели или могут привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия ООО «Центр Авиа», занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг «по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов»; «предоставлению аэровокзального комплекса»; «обеспечению авиационной безопасности»; «обслуживанию пассажиров»; «обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом»; «хранению авиационного топлива», в границах территории аэропорта «Иваново», выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем самостоятельного установления тарифов на обеспечение взлета-посадки, временной стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию, и взимания соответствующей платы с контрагентов, приводят (могут привести) к ущемлению интересов контрагентов ООО «Центр Авиа», что является нарушением п. 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания: в частности о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Следует отметить, что с 01.10.2019 Приказом от 30.09.2019 №109 ООО «Центр Авиа» утверждена новая редакция Приложения №1, устанавливающего тарифы на рассматриваемые услуги. За установлением тарифов в установленном порядке Общество не обращалось.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания в данной части.

В тоже время, в соответствии с подпунктом "к" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Указанной норме корреспондируют положения части 3 статьи 51 Закона о защите конкуренции, в силу которой лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.

В соответствии с письмом ФАС России от 08.07.2016 №ИА/466433/16 Комиссия при принятии решения по делу следует решить вопрос о том, возможно ли определение размера административного штрафа, кратного сумме выручки правонарушителя от реализации товара, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара.

Если размер административного штрафа, кратный сумме выручки правонарушителя от реализации товара, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара, подлежит исчислению, то предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности, не выдается, и такое лицо подлежит привлечению к административной ответственности. Таким образом, если административный штраф может быть исчислен из суммы выручки или расходов, то предписание не выдается.

Учитывая, что Ответчиком в материалы дела представлены оборотно-сальдовые ведомости за 2018, 2019 гг., позволяющие определить размер выручки для исчисления штрафа, Комиссия приходит к выводу предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода не выдавать.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства у Комиссии нет.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ООО «Центр Авиа», занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг «по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов»; «предоставлению аэровокзального комплекса»; «обеспечению авиационной безопасности»; «обслуживанию пассажиров»; «обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом»; «хранению авиационного топлива», в границах территории аэропорта «Иваново», выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем самостоятельного установления тарифов на обеспечение взлета-посадки, временной стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию, и взимания соответствующей платы с контрагентов, нарушением п. 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Основания для прекращения дела №037/01/10-292/2019 (2-10/2019-004) в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.
  3. Выдать ООО «Центр Авиа» предписание о прекращении нарушения п. 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии 

Члены комиссии:

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны