Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 037/04/9.21-194/2021 О РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ... от 23 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 037/04/9.21-194/2021

                     О РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

 

23 июня 2021 года                                                                                                    г. Иваново

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области «…»,

в присутствии «…»,

рассмотрев жалобу ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» от 15.06.2021 исх. №МР7-ИвЭ/05-1/3035 (вх. № 2238 от 15.06.2021) на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №037/04/9.21-194/2021 от 04.06.2021 по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

 

04.06.2021 заместителем руководителя управления – начальником отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Управления федеральной антимонопольной службы по Ивановской области «…» вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 037/04/9.21-194/2021, которым ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч рублей).

В Ивановское УФАС России поступила жалоба ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» (далее – Общество, сетевая организация, от 15.06.2021 исх. №МР7-ИвЭ/05-1/3035 (вх. № 2238 от 15.06.2021) на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 037/04/9.21-194/2021 от 04.06.2021 (далее – Постановление).

В жалобе Общество просит Постановление отменить, производство по делу прекратить, в обоснование приводит следующие доводы:

1. при осуществлении технологического присоединения заявителей к объектам электросетевого хозяйства иных лиц (при увеличении мощности в отношении опосредованного присоединенных объектов в существующей точке присоединения) сетевая организация не может обеспечить соблюдение раздела XLVI Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, а также проконтролировать наличие безопасных условий самостоятельных действий заявителя по фактическому присоединению и подаче напряжения, и, как следствие, выполнить требования раздела Х Правил технологического присоединения.

2. Общество считает, что в рассматриваемом случае урегулирование вопроса увеличения максимальной мощности возможно в порядке, установленном 40(4) - 40(10) Правил технологического присоединения, или в порядке подачи заявки на технологическое присоединение в связи с изменением точек присоединения и схемы внешнего электроснабжения, ранее присоединенных энергопринимающих устройств. При этом, при рассмотрении заявки на технологическое присоединение «…»  имелись объективные обстоятельства невозможности соблюдения требований законодательства о технологическом присоединении в части увеличения максимальной мощности в существующей точке присоединения опосредованно присоединенного объекта, Общество не препятствовало удовлетворению требований заявителя, имеющего намерения изменить схему внешнего электроснабжения.

16.06.2021 были определены дата, время и место рассмотрения данной жалобы на 23.06.2021 в 15 часов 30 минут. Определение о принятии жалобы на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №037/04/9.21-194/2021 от 04.06.2021 к рассмотрению было направлено в адрес ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» заказным письмом с уведомлением о вручении, а также посредством электронной почты общества.

23.06.2021 в ходе рассмотрения жалобы представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Обсудив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого Постановления, устанавливая правильность применения заместителем руководителя управления – начальником отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Управления федеральной антимонопольной службы по Ивановской области «…» норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом Постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в жалобе, основания для отмены Постановления не установлены.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, событие предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП административного правонарушения проявляется в нарушении субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Из материалов административного дела следует, что в Ивановское УФАС России поступило заявление «…» №б/н от 01.02.2021 (вх. №040гр от 08.02.2021) на действия сетевой организации ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго», выразившиеся в необоснованном аннулировании заявки №860270 от 11.02.2021 на технологическое присоединение, поданной в связи с увеличением максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Ивановским УФАС России установлено, что 27.08.2018 в филиал «Ивэнерго» поступила заявка вх. №156/521/1408 от «…» на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: Ивановская область, Ивановский район, «…», в связи с увеличением максимальной мощности.

10.09.2018 в адрес заявителя письмом №102-36/4995-18 направлена оферта договора об осуществлении технологического присоединения №371004995. Плата за технологическое присоединение определена с применением стандартизированных тарифных ставок в соответствии с постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области №181-э/5 от 29.12.2017 г. и составила 28 435,58 рублей, кроме того НДС 18 %, всего 33 553,98 рублей. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с договором №371004995 составил один год со дня заключения договора.

Вместе с тем, подписанный договор №371004995 со стороны заявителя Обществу не поступил.

11.01.2021 «…» вновь обратилась в филиал «Ивэнерго» с аналогичной заявкой №860270 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: Ивановская область, Ивановский район, «…», в связи с увеличением максимальной мощности.

Указанная заявка от 11.01.2021 №860270 письмом №ИвЭ/05-20 от 22.01.2021 филиалом «Ивэнерго» была аннулирована в связи с тем, что энергопринимающие устройства заявителя, расположенные по адресу: Ивановская область, Ивановский район, «…», имеют надлежащее непосредственное технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства администрации Беляницкого сельского поселения.

В связи с чем, филиал «Ивэнерго» не может изменить существующую точку присоединения объектов заявителя в рамках заявки №860270 от 11.01.2021 ввиду отсутствия общей границы балансового разграничения и эксплуатационной ответственности, и технологическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям филиала «Ивэнерго» может рассматриваться только как новое присоединение энергопринимающих устройств по второй точке присоединения. С учетом изложенного, заявка №860270 от 11.01.2021 аннулирована.

Также Общество указало на возможность Заявителем урегулировать вопрос увеличения максимальной мощности в существующей точке присоединения с собственником объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединен жилой дом.

Как указано в пункте 2 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение требуется в случаях впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Энергопринимающие устройства «…», расположенные по адресу: Ивановская область, Ивановский район, «…», имеют надлежащее непосредственное технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства Администрации Беляницкого сельского поселения, что подтверждается заключенным между ООО «ЭСК Гарант» и «…»договором энергоснабжения №1012210016 от 01.09.2014, Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановки от 01.08.2014 между ТОС «Богородское» и «…»а также актом о технологическом присоединении от 01.08.2014.

Правилами технологического присоединения установлено, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

В рассматриваемом случае заявка №860270 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома «…» была направлена 11.01.2021 г. Таким образом, крайним сроком направления сетевой организацией в бумажном виде для подписания заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и технических условий как неотъемлемого приложения к договору, с учетом положений Правил технологического присоединения является 08.02.2021 г.

Вместе с тем, проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в адрес «…»филиалом «Ивэнерго» направлен не был.

В том числе Обществом в письме №ИвЭ/05-20 от 22.01.2021 предложено Заявителю урегулировать вопрос увеличения максимальной мощности в существующей точке присоединения с собственником объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединен жилой дом, расположенный по адресу: Ивановская область, Ивановский район, «…», и предоставить в филиал «Ивэнерго» для согласования документы об опосредованном присоединении.

 

В соответствии с п. 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа) недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Согласно п. 5 Правил недискриминационного доступа, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не может составлять самостоятельного товарного рынка.

При этом, услуга по передаче электрической энергии может быть оказана только сетевой организацией.

Таким образом, согласно требований Правил недискриминационного доступа, Правил технологического присоединения, заявитель в случае осуществления технологического присоединения обращается непосредственно в сетевую организацию.

Кроме того, увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств согласно Правил осуществляется в том же порядке, что и технологическое присоединение.

 Сетевая организация исполняет мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.

В рассматриваемом случае, Обществом также не учтено, что администрация Беляницкого сельского поселения как собственник сетей, к которым присоединен заявитель, не наделена полномочиями по осуществлению технологического присоединения, в том числе и в случае увеличения максимальной мощности.

Уполномоченной сетевой организацией является ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго».

При указанных обстоятельствах, действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго», выразившиеся в необоснованном аннулировании заявки №860270 от 11.02.2021 на технологическое присоединение, поданной в связи с увеличением максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств,  не соответствуют положениям Правил технологического присоединения, в связи с чем сетевой организацией нарушен установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, что является нарушением части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем, доводу жалобы о применении в рассматриваемых правоотношениях положений пунктов 40(4) - 40(10) Правил технологического присоединения дана надлежащая оценка при вынесении Постановления. В Постановлении правомерно указано, что 40(4) - 40(10) Правил технологического присоединения регулируют иные правоотношения и не могут применяться Обществом при рассмотрении заявки «…»

При этом в Постановлении верно отмечено, что заявитель имеет право обращаться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение в связи с увеличением максимальной мощности, что прямо предусмотрено пунктом 2 Правил технологического присоединения, в связи с чем ссылка Общества на иной порядок подачи заявки на технологическое присоединение в связи с изменением точек присоединения и схемы внешнего электроснабжения, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, не состоятельна.

Кроме того, как указано выше, увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, согласно Правил технологического присоединения, осуществляется в том же порядке, что и технологическое присоединение, в связи с чем ссылка Общества на невозможность соблюдение сетевой организацией положений пункта 46.11 раздела XLVI Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 №903, также признаю несостоятельной.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при истечении срока давности привлечения к административной ответственности.

На момент вынесения Постановления срок давности привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ не истек.

Принимая во внимание установленные обстоятельства и представленные доказательства, основания для отмены Постановления заместителя руководителя управления – начальником отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Управления федеральной антимонопольной службы по Ивановской области «…» от 04.06.2021 отсутствуют.

Кроме того, при рассмотрении жалобы нарушений КоАП РФ процессуального характера, которые носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении № 037/04/9.21-194/2021 и которые могут повлечь отмену принятого Постановления, не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Не установлено обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу статьи 24.5 КоАП РФ для прекращения производства по делу.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление от 04.06.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 037/04/9.21-194/2021, вынесенное заместителем руководителя управления – начальником отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Управления федеральной антимонопольной службы по Ивановской области «…» , оставить без изменения, жалобу ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» - без удовлетворения.

 

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП РФ решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

 

Руководитель управления                                                       «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны