Решение б/н Решение по жалобе ООО «В» на действия (бездействие) организа... от 21 сентября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

№037/10/18.1-462/2022

 

21 сентября 2022 г.                                                                                     город Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

ХХХХХ –  руководителя Ивановского УФАС России,

членов Комиссии:

ХХХ – заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

ХХХ - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

в присутствии:

- от Заявителя ООО «В» генерального директора ХХХ,

- от Организатора торгов – Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области представили ХХХ и ХХХ,

- от уполномоченного органа – Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области ХХХХ,

рассмотрев жалобу ООО «В» на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области и уполномоченного органа – Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала (извещение на официальном сайте №21000007300000000010),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «В» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области и уполномоченного органа – Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала (извещение на официальном сайте №21000007300000000010).

Как следует из  содержания жалобы, организатором аукциона в аукционной документации занижен объем запасов прогнозных ресурсов в десятки раз, что экономически невыгодно для промышленной разработки и вводит в заблуждение участников торгов. В размещенной документации Организатором торгов указаны общие сведения о предлагаемом участке. Согласно п. 2 Приложения 1 к распоряжению Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области от 20.07.2022 №68-ОД «Наименование и общие сведения об участке недр, являющихся объектом аукциона» указано, что при рассмотрении Турдеевской перспективной площадки принято во внимание геологическое строение ранее изученного участка, который непосредственно примыкает к Турдеевской перспективной площади. Ожидаемая мощность полезной толщи 7,0 м., мощность вскрышных пород может составлять 2,5 м, а также в песках возможны прослои содержанием гравия 30%. При указанной мощности полезной площади и мощности вкрышных пород, на площади 162га запасы полезных ископаемых могут составлять  более 10 млн.куб. м., то есть организатором торгов занижен объем запасов прогнозных ресурсов в десятки раз. Так же поскольку в аукционной документации содержатся сведения только о прогнозных ресурсах, а сведения об имеющихся балансовых запасах этого полезного ископаемого на участке недр отсутствуют, порядок размещения информации о предмете торгов нарушен, так как неполная и недостоверная информация о предмете аукциона  влияет на заинтересованных в пользовании недрами лиц и может влиять на число участников торгов.

Заявитель также указывает, что в п. 2 «Наименование и общие сведения об участнике недр, являющихся объектов аукциона» указано, что участок  недр местного значения «Турдеевская перспективная площадь» расположена, в том числе, на земельном участке, находящимся в собственности ООО «З», площадью 11,5 га. В п. 13 «Основных условий пользования участком недр», являющимся объектом аукциона указано, что добыча общераспространенных полезных ископаемых должна производиться при наличии следующих документов, оформленных в соответствии с действующим законодательством – правоустанавливающим документами на земельный участок, согласно ст. 25.1 Закона РФ «О недрах». Из указанных положений, Заявитель приходит к выводу, что организатор аукциона возлагает на недропользователя безусловную обязанность по оформлению прав пользования на те участки, которые занимает участок недр. При отсутствии у победившего лица оформленных отношений, пользование участком недр и рациональное использование природных ресурсов является невыполнимым. При наличии у земельного участка, под которыми расположен участок недр, собтвенника, в документации отсутствует указание на обязанность участника аукциона подтвердить наличие возможности использовать земельный участок.

Жалоба ООО «В» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению, информация о поступлении жалобы размещена на сайте Ивановского УФАС России.

Уведомлением от 14.09.2022 №02-21/3523 рассмотрение жалобы назначено на 21 сентября 2022 года в 13 часов 30 минут. О времени и месте рассмотрения жалобы лица были уведомлены путем направления уведомления о поступлении жалобы (от 14.09.2022 №02-21/3523) посредствам электронной почты.

 

15.09.2022 в Ивановское УФАС России поступили возражения на жалобу Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (письмо №106-01-09), из которых следует, что на основании распоряжения Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 21.06.2022 №182-р в целях проведения аукциона Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области  распоряжением  утверждены Порядок и условия проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения, в котором сведения об участке недр с описанием его границ, краткой геологической характеристикой участка недр, требованиях к участникам аукциона, основных условиях пользования участком недр, являющимся объектом аукциона, размере минимального (стартового) размера разового платежа на пользование недрами, дублируют положения решения о проведении аукциона, принятого Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области. Требования к содержанию объявления о проведении аукциона Департаментом конкурсов и аукционов соблюдены, информация, предусмотренная п. 31 Правил проведения аукциона на право пользования участком недр …, утвержденных Постановлением Правительства РФ №2499 от 28.12.2021, размещена. Относительно довода о нарушении прав Заявителя, организатор торгов просил обратить внимание, что  жалоба Заявителем подана по окончанию срока подачи заявок, что, по его мнению, свидетельствует об отсутствии намерения Заявителя участвовать в аукционе. Относительно довода отсутствия указания на обязанность участника аукциона подтвердить наличие возможности использовать земельный участок, пояснил, что аукционная документация соответствует нормам п. 3,57, 37 Правил №2499.

        В свою очередь, уполномоченный орган – Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области в письменных пояснениях от 19.09.2022 №исх-5300-041/01-11 указал, что участок недр местного  значения Турдеевская перспективная площадь  включен в Перечень участков  недр местного значения  по Ивановской области в декабре 2020 года по инициативе Департамента, с учетом ранее представленных обращений ООО «З» (№ тс-4596-041/01-15 от 20.10.2016, вх-4916-041/01-11 от 11.11.2016, № ВК-3985-041/01-15 от 26.08.2020). Дополнение к Перечню согласовано Федеральным агентством по недропользованию 23.11.2021 № 04-07/5944 и утверждено Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области 14.12.2021. Турдеевская перспективная площадь расположена западнее д. Турдеево и примыкает к восточной границе Турдеевского гравийно-песчаного участка, который был разведан ранее.
ООО «З» представлен Протокол НТС от 20 августа 2020 г. №16 и расчет прогнозных ресурсов по участку недр местного значения — Турдеевская перспективная площадь. Согласно представленным ООО «З» расчетам, прогнозные ресурсы Турдеевской перспективной площади по категории Р2 составляют - 0,78 млн.мЗ при исходных данных (Коэффициент геологической продуктивности - 0,2; Коэффициент надежности - 0,8; средняя мощность полезной толщи - 3,0 м). Качественные характеристики песчано-гравийного материала близлежащего месторождения — участок недр Турдеевский, указаны в паспорте месторождения № 45. На территории участка недр - Турдеевская перспективная площадь, ранее геологоразведочные работы, государственная геологическая экспертиза материалов подсчета запасов не проводились. В связи с чем было принято решение Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 21.06.2022 №182-р о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения - Турдеевская перспективная площадь с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала.

Размер запасов полезных ископаемых участка недр местного значения - Турдеевская перспективная площадь, указанный заявителем (более 10 млн.м3), не может быть принят как допустимый в связи с тем, что достоверное количество запасов общераспространенных полезных ископаемых, коэффициент вскрыши и мощность полезной толщи невозможно определить без геологоразведочных работ, которые не проводились Заявителем. Точные объемы запасов, могут быть определены только в ходе поисково-оценочных и геологоразведочных работ и государственной экспертизы запасов. Жалоба заявителя на нарушение порядка размещения информации о предмете торгов, в связи с отсутствием в аукционной документации сведений о имеющихся балансовых запасах полезного ископаемого на участке недр, имеет цель ввести УФАС в заблуждение, поскольку заявитель должен понимать, что если на участке недр ранее не проводились геологоразведочные работы, что отражено в аукционной документации в сведениях об участке недр, балансовых запасов не может быть в принципе.

Действующее законодательство о недрах (Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2499 «О порядке проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения» (вместе с «Правилами проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме») не содержат положений о необходимости включения данных об обязанности участника аукциона подтверждать наличие возможности использования земельного участка в аукционную документацию.

 

Исследовав имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, пришла к следующим выводам.

27.07.2022 организатором торгов – Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области на официальном сайте проведения торгов (https://torgi.gov.ru) опубликовано Извещение №21000007300000000010 о проведении аукциона.

Организатор торгов – Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области(153000, Ивановская область, г. Иванов, пр-т Ленина, д. 16)

Инициатор торгов – Департамент природный ресурсов и экологии Ивановской области (153003, Ивановская обл., г Иваново, ул. Строительная д. 5).

Предмет аукциона - право пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала

Требования к участникам - в соответствии с приложением 2 к распоряжению Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 21.06.2022 № 182-р

Перечень документов - в соответствии с Требованиями к содержанию заявки на участие в аукционе и прилагаемых к ней документов (приложение 3 к распоряжению Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области от 20.07.2022 №68-ОД)

Требования к документам - в соответствии с Требованиями к содержанию заявки на участие в аукционе и прилагаемых к ней документов (приложение 3 к распоряжению Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области от 20.07.2022 №68-ОД)

Дата и время начала подачи заявок

21.07.2022 18:00 (МСК)

Дата и время окончания подачи заявок

05.09.2022 08:00 (МСК)

Порядок подачи заявок

Приложение 3 к распоряжению Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области № 182-р

Дата рассмотрения заявок

15.09.2022

Дата и время начала проведения аукциона

20.09.2022 10:00 (МСК)

Порядок рассмотрения заявок

В соответствии с приложением 4 к распоряжению Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 21.06.2022 № 182-р

Основания для отказа в приеме заявки

В соответствии с приложением 5 к распоряжению Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 21.06.2022 № 182-р

Дата и время начала предоставления разъяснений

21.07.2022 18:00 (МСК)

Дата и время окончания предоставления разъяснений

02.09.2022 23:59 (МСК)

Отношения, связанные с использованием недр, регулируются нормами Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).

Аукцион на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения (далее также - аукцион), проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (ст. 13 Закона о недрах).

Правила проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 №2499 (далее – Правила №2499).

Согласно п. 13 Правил №2499 уполномоченный орган осуществляет принятие решений о проведении аукциона, о внесении изменений в решение о проведении аукциона, о составе аукционной комиссии, о внесении изменений в состав аукционной комиссии и об отмене аукциона.

 В соответствии с частью третьей статьи 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" принятие решения о проведении аукциона и о составе аукционной комиссии осуществляется в отношении участков недр местного значения органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. б п. 6 Правил №2499).

Выполнение функций по организации проведения аукциона осуществляется при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. б п. 7 Правил №2499).

Пунктом 13 Правил №2499 установлено, что уполномоченный орган осуществляет принятие решений о проведении аукциона, о внесении изменений в решение о проведении аукциона, о составе аукционной комиссии, о внесении изменений в состав аукционной комиссии и об отмене аукциона.

 Организатор аукциона  в силу п. 15 Правил №2499 осуществляет:

а) подготовку проекта решения о проведении аукциона, порядка и условий проведения аукциона, регламента работы аукционной комиссии, требований к содержанию заявки и прилагаемых к ней документов (далее - требования к аукционной документации), а также проектов изменений в указанные документы;

б) утверждение порядка и условий проведения аукциона, регламента работы аукционной комиссии, требований к аукционной документации, принятие решений о внесении изменений в указанные документы;

в) обеспечение деятельности аукционной комиссии, включая подготовку документов для рассмотрения на заседаниях аукционной комиссии, подготовку проектов документов для подписания членами аукционной комиссии, размещение документов, подписанных аукционной комиссией, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт) и на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт электронной площадки);

г) подготовку и предоставление заинтересованным лицам разъяснений содержания решения о проведении аукциона, порядка и условий проведения аукциона и требований к аукционной документации;

д) размещение на официальном сайте и на сайте электронной площадки информации и документов в соответствии с настоящими Правилами;

е) осуществление иных функций, предусмотренных настоящими Правилами.

Распоряжением Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 21.06.2022 №182-р «О проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения» принято решение провести аукцион на право пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала.

На основании решения о проведении аукциона в соответствии с п. 16 Правил №2499 организатором аукциона утвержден порядок и условия его проведения.

 

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал изложенные  доводы жалобы дополнительно, пояснив, что поскольку участок недр расположен на землях находящихся в частной собственности, то к аукционной документации необходимо приложить согласие владельца на последующее использование земельного участка.

Организатор торгов и уполномоченный орган поддержали позиции, изложенные в письменных пояснениях, представленных в материалы рассматриваемого дела.

 

Доводы жалобы Заявителя сводятся к основным моментам:

  1. В аукционной документации занижен объем запасов прогнозных ресурсов в десятки раз;
  2. В аукционной документации содержаться сведения о прогнозных ресурсах ПГМ, а сведения об имеющихся балансовых запасах полезного ископаемого на участке недр отсутствуют, что нарушает порядок размещения информации о предмете торгов, так как информация не полная;
  3. В документации отсутствует указание на обязанность участника аукциона подтвердить наличие возможности использовать земельный участок.

 

Рассмотрев первый довод жалобы Заявителя, Комиссия приходит к нижеследующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из толкования положений части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подававшим заявку на участие в торгах, в случаях, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

При этом лицо, не подававшее заявку на участие в торгах, должно обосновать нарушение своих прав или законных интересов в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Следовательно, только при соблюдении совокупности указанных условий жалоба лица, не подававшего заявку на участие в торгах, может быть принята к рассмотрению антимонопольным органом.

Предусмотренный ст. 18.1 Закона о защите конкуренции механизм обжалования не предусматривает возможности для лица, не подавшего заявку на участие в торгах, обжаловать условия документации. Обжалование таких действий (бездействия) указанными лицами возможно только в судебном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2020 №310-ЭС20-18332 по делу №А83-5149/2019; Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2020 №308-ЭС20-13093 по делу №А32-49960/2018; Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2020 №307-ЭС20-10636 по делу №А56-87173/2018).

Вместе с тем, для того, чтобы признать за лицом, не подававшим заявку на участие в торгах, право на обращение в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, необходимо установить, какие права и законные интересы указанного лица могут быть ущемлены в результате нарушения порядка размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в органы Федеральной антимонопольной службы России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен в названной норме.

Такое ограничение субъектного состава предполагает также наличие у подателя жалобы действительного (а не мнимого) интереса и законных прав, подлежащих публичной (государственной) защите в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции.

Следовательно, с учетом приведенных положений действующего законодательства для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу в целях недопущения злоупотреблений со стороны указанного лица, а также исходя из положений части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует установить, что обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов свидетельствуют о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах; реальные законные права и интересы заявителя, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате указанных в жалобе действия (бездействие) организатора торгов.

Из представленных документов установлено, что Заявитель не подавал заявку на участие в аукционе на  право пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь... При этом, указанные в данной части доводы Заявителя не являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, содержание рассматриваемого довода фактически сводится к обжалованию положений аукционной документации.

Комиссией не установлено, что жалоба содержит обоснования, которые препятствовали бы Заявителю подать заявку на участие в торгах.

Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства. При этом функции и полномочия антимонопольного органа направлены исключительно на защиту конкуренции.

Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции перечислены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Из представленных документов следует, что на участие в аукционе подано три заявки хозяйствующим субъектами, ни один из участков, подавших заявку, не обращался за обжалованием указанных положений аукционной документации.

Кроме того, жалоба Заявителя подана в Ивановское УФАС России с соблюдением требований ст. 18.1 Закона о защите конкуренции 13.09.2022, то есть после срока окончания подачи заявок – 05.09.2022.

Учитывая изложенное, Комиссия в отношении указанного довода  приходит к выводу, что ООО «В» не является  надлежащим Заявителем по данному доводу жалобы, что свидетельствует об отсутствии у Комиссии оснований рассмотрения указанного довода  в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Приходя к указанному выводу, Комиссия отклоняет ссылку Заявителя на решение Арбитражного суда г. Москвы по делу №А40-32969/19 от 22.07.2019 о возможности обжалования положений документации, поскольку изложенные в нем выводы сделаны применительно  к совместному толкованию ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и положений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Но и применительно положений Закона 223-ФЗ ФАС России письмом от 25.06.2019 №МЕ/53183/19 указала, что жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

 

Рассмотрев второй довод жалобы об отсутствии в аукционной документации информации о балансовых запасах полезного ископаемого на участке недр, что нарушает порядок размещения информации о предмете торгов, так как информация не полная, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 31 Порядка №2499 объявление о проведении аукциона должно содержать полные тексты решения о проведении аукциона, порядка и условий проведения аукциона, регламента работы аукционной комиссии и требований к аукционной документации, а также указание на предусмотренные частями четвертой и пятой статьи 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" сведения об особенностях порядка проведения аукциона, ограничениях допуска к участию в аукционе и (или) специальных требованиях к его участникам.

Пунктом 14 Порядка №2499 предусмотрено, что решение о проведении аукциона должно содержать:

а) сведения об участке недр, являющемся объектом аукциона, в том числе наименование (при наличии) участка недр, описание его границ в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О недрах", вид пользования недрами;

б) требования к участникам аукциона, ограничения на участие в аукционе в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах";

в) порядок подачи заявки на участие в аукционе (далее - заявка) и прилагаемых к ней документов;

г) порядок рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов;

д) основания для отказа в приеме заявки;

е) условия пользования участком недр, подлежащие включению в лицензию на пользование недрами по результатам аукциона.

Порядок и условия проведения аукциона, в соответствии с п. 16 Порядка №2499, содержат, помимо иных сведений,  наименование (при наличии) и общие сведения об участке недр, являющемся объектом аукциона, с описанием границ участка недр в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О недрах" и краткой геологической характеристикой участка недр.

Исходя из аукционной документации, следует, что в разделе 2 «Наименование и общие сведения об участке недр, являющемся объектом аукциона» содержится описание границ земельного участка и характеристика участка недр.

При этом, в описании указаны прогнозные значения полезных ископаемых, а также отражена информация о том, что в пределах рассматриваемой  площади ранее не были выявлены месторождения полезных ископаемых.

Заявляя довод о необходимости указания имеющихся балансовых запасов, Заявитель в обоснование своего довода нормативно не указал положения актов, обязывающих отражать данную информацию в документации.

Приводимые в обоснование своего довода положения п. 14 Методики расчета минимального (стартового) размера  разового платежа за пользование недрами, утвержденный Приказом Минприроды №242 от 31.03.2022, предусматривают порядок расчета минимального платежа, но не обуславливают обязанного отражения информации о балансовых запасах в характеристиках участка недр.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя в данной части является необоснованным.

Относительно довода жалобы, что в документации отсутствует указание на обязанность участника аукциона подтвердить наличие возможности использовать земельный участок, Комиссия приходит к следующему выводу.

Согласно п. 3  Правил №2499 заявки на участие в аукционе вправе подавать субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане и юридические лица (далее - заявители), если иное не установлено федеральными законами.

Пунктом 37 Правил №2499 установлено, что заявка подается путем заполнения заявителем, прошедшим регистрацию на электронной площадке в соответствии с регламентом электронной площадки, электронной формы заявки, установленной требованиями к аукционной документации и подписываемой с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя либо лица, имеющего право действовать от имени заявителя, с приложением следующих электронных документов:

а) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя (при наличии) и подписанную руководителем или иным уполномоченным руководителем лицом. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

б) заверенная заявителем копия решения уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа заявителя;

в) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с заявителем, по форме, утвержденной Федеральной антимонопольной службой, - для юридического лица, а также выписка из реестра акционеров заявителя, полученная (оформленная) не ранее чем за один месяц до дня подачи заявки (для акционерного общества);

г) справка с указанием следующих сведений:

для юридического лица - полное наименование, организационно-правовая форма, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика;

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя и идентификационный номер налогоплательщика;

для иностранного лица - в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем заявителя, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей заявителя, членов коллегиального исполнительного органа заявителя и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа заявителя;

д) решение уполномоченного органа управления заявителя об участии в аукционе;

е) данные о том, что заявитель обладает или будет обладать финансовыми средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами:

копия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (с приложением всех обязательных форм) за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, или за предыдущий отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, в случае если сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период на день подачи заявки не истекли, с отметкой налогового органа о ее принятии или с приложением заверенных заявителем квитанций, подтверждающих прием налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации через аккредитованные филиалы и представительства, в случае если в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет такими организациями на территории Российской Федерации не ведется);

справки из банка об оборотах денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего месяцу подачи заявки, и остатке денежных средств на счетах заявителя;

договоры (копии договоров) займа, заключенные на день подачи заявки, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации, с приложением справки из банка об остатках денежных средств на счетах займодавцев в размере, достаточном для исполнения их обязательств по представленным договорам займа, которые не исполнены на момент подачи заявки (в случае привлечения финансовых средств по договорам займа);

кредитные договоры (копии кредитных договоров), заключенные на день подачи заявки, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае привлечения финансовых средств по договорам кредита). При этом сумма финансовых средств, которыми обладает или будет обладать заявитель, должна быть подтверждена в размере не менее двойного минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, установленного порядком и условиями проведения аукциона;

ж) данные о том, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами:

перечень квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками заявителя, а также квалифицированных специалистов юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением штатных расписаний заявителя и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающих наличие квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне квалифицированных специалистов указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, квалификация каждого специалиста, реквизиты трудового или гражданско-правового договора, заключенного со специалистом, и информация о том, является ли специалист сотрудником заявителя или сотрудником юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого для осуществления пользования участком недр;

перечень технических средств заявителя, а также технических средств юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением данных регистров бухгалтерского учета, отражающих информацию по основным средствам заявителя и (или) юридических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающую наличие технических средств, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне технических средств указываются наименования технических средств, их количество, заводские, инвентарные или регистрационные номера, реквизиты документов, подтверждающих нахождение таких технических средств во владении и пользовании заявителя и (или) юридического, физического лица, привлекаемого для осуществления пользования участком недр;

копии договоров с юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для осуществления пользования участком недр, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется проводить с привлечением юридических или физических лиц);

з) справка с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр, подписанная заявителем или лицом, имеющим право действовать от имени заявителя;

и) перечень лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, необходимых для осуществления пользования участком недр в соответствии с планируемой технологией проведения работ и предусмотренных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" в отношении заявителя, а также привлеченных им юридических и физических лиц (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц). В этом перечне указываются регистрационные номера лицензий и даты их предоставления.

Указанный перечень является исчерпывающим и не предусматривает предоставление в составе заявки документов, подтверждающих возможность использовать земельный участок.

Согласно преамбуле Закона о недрах, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Из положений Закона о недрах следует, что недра, как часть земной коры, не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.

В соответствии со статьей 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), оформляются органом федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения) после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных статьей 23.2 настоящего Закона.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

При этом действующим законодательством (статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 25.1 Закона о недрах) регламентирован порядок и условия предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

На основании статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

Статьей 25.2 Закона о недрах предусмотрено, что прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом. Допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Таким образом, предоставление права пользования недрами не ставится в прямую зависимость от наличия прав на земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Победитель аукциона на право пользования недрами, как обладатель лицензии, имеет преимущественное право на приобретение земельного участка без проведения торгов для ведения работ, связанных с недрами.

Требование о наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр исключено из статьи 11 Закона о недрах Федеральным законом от 30.12.2008 №309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Министерство регионального развития Российской Федерации в своем письме от 17.04.2009 N 5810-ИМ/Д23 отмечает, что действовавший ранее в соответствии с частью 6 статьи 11 Закона о недрах порядок получения согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, не гарантировал его дальнейшее предоставление для указанных целей.

А земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, согласно статье 25.1 Закона о недрах могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 279, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка либо с ним не достигнуто соглашение об условиях выкупа, то принудительное изъятие земельного участка может быть осуществлено только в судебном порядке.

Исчерпывающий перечень документов, которые претенденты на участие в Аукционе обязаны представить, установлен приложением к аукционной документации.

Обязанность претендентов представлять какой-либо документ, подтверждающий наличие согласия землепользователя на проведение работ по недропользованию, действующим законодательством не установлена.

При этом, Закон о недрах не устанавливает обязанности организатора торгов указывать в аукционной документации на право пользования участками недр информацию о том, каким образом и на каком праве (аренда, собственность или иное) победитель Торгов будет пользоваться земельным участком, а также устанавливать обязательства участника аукциона подтвердить наличие  возможности использовать земельный участок.

Следовательно, данные вопросы должны быть разрешены победителем аукциона самостоятельно в рамках гражданского и земельного законодательства.

В этой связи, в данной части жалоба ООО «В» является необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «В» на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области и уполномоченного органа – Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения – Турдеевская перспективная площадь (расположена вблизи деревни Турдеево Родниковского муниципального района Ивановской области) с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаного материала (извещение на официальном сайте №21000007300000000010 от 21.07.2022, размещено на сайте www.torgi.gov.ru) необоснованной.

2. Предписание не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны