Решение №037/07/3-91/2024 (07-16/2024-006) Решение по жалобе ООО «Азимут» на действия Областного Госуда... от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/07/3-91/2024 (07-16/2024-006)

 

Дата оглашения решения: 29 февраля 2024 года                                             город Иваново

Дата изготовления решения: 05 марта 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

Областного государственного автономного учреждения «Ивановский областной драматический театр» (далее – Заказчик, ОГАУ «Ивановский областной драматический театр»): <…>,<…>,

ООО «Азимут» (далее - Заявитель): <…>,

 

рассмотрев жалобу ООО «Азимут» на действия ОГАУ «Ивановский областной драматический театр» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по оснащению театра креслами для зрительного зала: демонтаж старых кресел, поставка и установка (монтаж) новых театральных кресел (извещение 32413270078), в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.02.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Азимут» на действия ОГАУ «Ивановский областной драматический театр» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по оснащению театра креслами для зрительного зала: демонтаж старых кресел, поставка и установка (монтаж) новых театральных кресел (извещение 32413270078).

 

Согласно первому доводу жалобы, сформированный Заказчиком порядок оценки по показателю «Общая стоимость договоров (контрактов)» не объективен, так как к оценке принимаются контракты (договоры), цены которых составляют не менее 50% от начальной максимальной цены закупки.

В соответствии со вторым доводом жалобы, Заказчиком необоснованно установлено условие о принятии к оценке по показателю «Общая стоимость договоров (контрактов)» исключительно успешно исполненные контракты (гражданско-правовые договора), заключенные участником закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Закона о закупках.

В третьем доводе жалобы Заявитель указал, что Заказчиком не установлено предельное максимальное значение по показателю «Общая стоимость договоров (контрактов)», что дает преимущество участникам закупки, имеющим крупный опыт исполнения контрактов (договоров).

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что ОГАУ «Ивановский областной драматический театр» не согласно с доводами жалобы Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, документы, представленные ООО «Азимут» и ОГАУ «Ивановский областной драматический театр», заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее. 

 

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг Областного государственного автономного учреждения «Ивановский областной драматический театр» (далее - Положение).

 

09.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) было размещено извещение 32413270078 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по оснащению театра креслами для зрительного зала: демонтаж старых кресел, поставка и установка (монтаж) новых театральных кресел, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о закупке, документацией о закупке, а также протоколами, составленными в ходе проведения указанной закупки:

- начальная (максимальная) цена договора: 13 985 353,54 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок: 19.02.2024 10:00;

- дата рассмотрения первых частей заявок: 20.02.2024;

-  дата рассмотрения вторых частей заявок: 27.02.2024;

- дата подведения итогов закупки: 01.03.2024;  

- в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок №32413270078-01 от 21.02.2024 до окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступило три заявки, признанные Комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации о закупке и Закону о закупках;

- согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок №32413270078-02 от 27.02.2024 участниками закупки были даны следующие ценовые предложения:

Порядковый номер заявки

Дата и время подачи заявки

Наименование участника закупки

Ценовое предложение

1

16.02.2024 17:00 (МСК)

ООО «РУСМЕБЕЛЬПРОМ»

13 985 351,34 руб.

2

16.02.2024 10:06 (МСК)

ООО «МЕБЕЛЬКОМПЛЕКТ»

13 900 000 руб.

3

16.02.2024 17:45 (МСК)

ООО «ОПТСНАБ»

13 900 000 руб.

 

- согласно протоколу подачи дополнительных ценовых предложений №32413270078-03 от 27.02.2024 участниками закупки были даны следующие дополнительные ценовые предложения:

Порядковый номер заявки

Дата и время подачи дополнительного ценового предложения

Наименование участника закупки

Ценовое предложение

1

-

ООО «РУСМЕБЕЛЬПРОМ»

Цена без НДС:

11 583 333,33 руб.

Цена с НДС:

13 900 000 руб.

НДС 20%

2

22.02.2024 10:33

ООО «МЕБЕЛЬКОМПЛЕКТ»

Цена без НДС:

13 714 500 руб.

Цена с НДС:

13 714 500 руб.

НДС не

облагается

3

22.02.2024 11:43

ООО «ОПТСНАБ»

Цена без НДС:

9 098 400 руб.

Без НДС

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы необоснованным по следующему основанию.  

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений

Ч. 6 ст. 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть установлены сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12) и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13).

Согласно п. 2.4.1 и 2.4.2 Положения чтобы определить лучшие условия исполнения договора, заказчик оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе по критериям, указанным в документации о закупке. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

1) цена;

2) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;

3) расходы на эксплуатацию товара;

4) расходы на техническое обслуживание товара;

5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг;

7) деловая репутация участника закупок;

8) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

9) квалификация участника закупки;

10) квалификация работников участника закупки.

П. 2.4.6 Положения установлено, что для оценки и сопоставления заявок по критериям, указанным в пп. 2, 7 - 10 п. 2.4.2 настоящего Положения, в конкурсной документации устанавливаются:

1) показатели (подкритерии), по которым будет оцениваться каждый критерий;

2) минимальное и максимальное количество баллов, которое может быть присвоено по каждому показателю;

3) правила присвоения баллов по каждому показателю. Такие правила должны исключать возможность субъективного присвоения баллов;

4) значимость каждого из показателей.

Согласно п. 2 приложения №3 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их значимость» документации о закупке Заказчиком установлены следующие положения по оценке заявок по нестоимостному критерию оценки:

Оценка заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом договора»:

Значимость критерия - 50%

Коэффициент 0,5

Наименование показателя

Значимость показателя

Коэффициент значимости показателя

Общая стоимость договоров (контрактов) за период пять лет до даты окончания срока подачи заявки на участие в закупке при условии, что каждый представленный контракт (договор) по стоимости составляет не менее 50% от начальной максимальной цены закупки.

100%

1

Итого:

100%

 

Перечень показателей по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом договора»:

В отношении Показателя «Общая стоимость договоров (контрактов)»

Значимость показателя -100 %

Коэффициент значимости показателя критерия – 1.

Максимальное количество баллов по данному показателю составляет 100 баллов.

При рассмотрении данного показателя заказчиком будет оцениваться стоимость всех исполненных контрактов (договоров) предметом которых является изготовление и поставка, в том числе монтаж кресел для зрительного зала, театральных кресел, зрительских кресел в учреждение культуры.

Для оценки по критерию принимаются успешно исполненные контракты (гражданско-правовые договора) заключенные участником закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Закона о закупках. Сведения о Заказчиках по контрактам (гражданско-правовым договорам) должны обязательно находиться в единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru. При не нахождении заказчиков и закупки в данном реестре, представленный контракт (гражданско-правовой договор) не будет принят к оценке по показателю. К оценке принимаются документы в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Контракты (договоры) должны быть исполнены с учетом исполнения всех обязательств, в том числе, погашенные штрафы, пени и неустойки. В случае начисления неустойки, должна прилагаться копия документа об оплате неустойки, штрафа. Договоры субподряда к оценке не принимаются.

Успешное исполнение контрактов (договоров) должно быть подтверждено наличием в заявке:

- по исполненным государственным контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ – сведения из реестра исполненных контрактов, содержащие сведения (по каждому контракту) о реестровом номере закупки, наименовании государственного заказчика, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта, копии контрактов и копии документов, подтверждающих успешное исполнение контракта.

- по исполненным договорам, заключенным участником закупки в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ - наличие информации о таких договорах в Реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок в рамках Закона о закупках товаров, работ, услуг №223-ФЗ, копии указанных договоров и копии документов, подтверждающих успешное исполнение договора.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, а также пояснениям его представителей, участвующих в рассмотрении жалобы, Заказчик определил стоимость принимаемых к оценке контрактов (договоров) не менее 50% от начальной максимальной цены закупки, исходя из принципа сопоставимости предмета и объема аналогичных закупок. Данное решение принято на основании анализа закупок схожего вида товара. Сопоставимым объемом принята сумма 50% от начальной максимальной цены закупки, что равно 6 992 676, 79 рублей. Таких закупок за последние 5 лет было проведено порядка 80 (восьмидесяти) по России в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках.  Данный факт подтверждается выпиской из реестра закупок, которую Заказчик провел по ключевым словам «кресла для зала, театральные кресла». Ограничение принимаемых к оценке контрактов их стоимостью не ограничивает в участии в закупке, а приведет к начислению баллов более опытному участнику, который имеет опыт сопоставимый с объемом и предметом закупки и с большей долей вероятности сможет добросовестно и своевременно исполнить договор. Установленный критерий оценки и порядок оценки по нему применяют в равной степени ко всем участникам, не является квалификационным требованием и не ограничивает участие в закупке.

Принимая во внимание необходимость Заказчика в выборе участника закупки, исполнившего контракты (договоры), цена которых составляет не менее 50% от начальной максимальной цены закупки, а также наличия большого объема данных контрактов (подходящих под требования Заказчика), Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях ОГАУ «Ивановский областной драматический театр».

 

Относительно второго довода жалобы Заявителя Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

Из пояснений представителей Заказчика следует, что целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг  для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Документацией о закупке установлен прием к оценке только контрактов (гражданско-правовых договоров), исполненных по результатам закупки по Закону о закупках и Закону о контрактной системе, так как комиссия Заказчика имеет возможность проверить наличие, достоверность и добросовестность исполнения договора по реестрам контрактов (гражданско-правовых договоров), заключаемых заказчиками и размещенным в открытом доступе в ЕИС. Заключение же договора между коммерческими организациям вне законодательства в сфере закупок, не во всяком случае свидетельствует о добросовестности поставщика, и исполнении должным образом договорных обязательств и эффективном использовании бюджетных средств.

Из анализа документации о закупке, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что установленный порядок оценки позволяет Заказчику выявить наиболее опытного из участников, подавших заявки на участие в закупке, что также направлено на минимизацию рисков Заказчика, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора победителем оспариваемой закупки.

При этом в соответствии с пунктом 4 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Также указанное требование устанавливается в связи с необходимостью выбора исполнителя, который в результате осуществления предпринимательской деятельности приобрел необходимую квалификацию в сфере осуществления такой деятельности. Включение в закупочную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что согласно п. 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации №3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021, Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Также по смыслу п. 1 ст. 1 Закона о закупках, в торгах участвуют лишь те претенденты, которые могут своевременно и полно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Оспариваемое требование не является квалификационным требованием, а установлено исключительно в рамках оценки заявок в целях выявления лучших условий исполнения договора.

При этом, установление требования о принятии к оценке договоров, заключенных в соответствии с вышеуказанными федеральными законами основано, в том числе на необходимости администрирования и возможности проверки их исполнения путем обращения к официальному сайту.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что установленное в критерии оценки по показателю «Общая стоимость договоров (контрактов)» оспариваемое условие относительно принятия к оценке только договоров/контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и Законом о закупках, не противоречит требованиям законодательства в сфере закупок.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает третий довод жалобы необоснованным по следующим причинам.

Как следует из пояснений представителей Заказчика, для ОГАУ «Ивановский областной драматический театр» нецелесообразно устанавливать в данной закупке предельное максимальное количественное значение показателя при оценке опыта. Установление таких показателей никак не ограничивает Заявителя в участии в закупке, а лишь является предметом оценки. И податель жалобы не привел доказательств целесообразности для Заказчика установления предельного максимального значения показателя при оценке опыта. ОГАУ «Ивоблдрамтеатр» имеет право на разработку и утверждение Положения, данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Ни в соответствии с Положением, ни в соответствии с нормами Закона о закупках у ОГАУ «Ивоблдрамтеатр» нет обязанности указывать предельное максимальное количественное значение оцениваемого признака.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что опыт является категорией оценки, наибольший объем которой напрямую отражает наиболее опытного участника рынка, ввиду чего, установление предельного значения не способствует выявлению участника закупки, наиболее подходящего для выполнения работ.

Заказчик вправе установить порядок оценки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа, при условии соблюдения положений Закона о закупках. В таких случаях, установленный Заказчиком порядок оценки не может расцениваться как ограничение прав одних и предоставление преимуществ другим субъектам.

Более того, в рассматриваемом случае установление предельного (максимального) значения может привести к получению всеми участниками закупки равного количества баллов по критерию «Квалификация участников закупки», что в свою очередь исключает саму цель проведения оценки заявок – определение наиболее опытного участника закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Заказчика.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Азимут» на действия Областного Государственного Автономного учреждения «Ивановский областной драматический театр» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по оснащению театра креслами для зрительного зала: демонтаж старых кресел, поставка и установка (монтаж) новых театральных кресел (извещение 32413270078) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР"
ИНН 3728000682, ОГРН 1023700551665
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЗИМУТ"
ИНН 2312289984, ОГРН 1202300004037