Постановление №02-10/2019-004 нарушение ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ путем навязывания условий до... от 12 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ивановское УФАС России

153000, г.Иваново, ул. Жарова, 10; Тел.: (4932)328-573, факс: 326-360; E-mail: to37@fas.gov.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№02-22/2019-004

12 марта 2019 г. г. Иваново

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (....), в соответствии с полномочиями, установленными статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол №02-22/2019-004 от 20.02.2019 и другие материалы дела №02-22/2019-004 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» (юридический адрес: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д.33, адрес филиала: 153000, г. Иваново, ул. Крутицкая,8/2), извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении №02-22/2019-004, которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 24.4, 25.1, 25.5, 25.12, 25.13 КоАП РФ, в присутствии представителей (....) (доверенность от .....) и (......) (доверенность от.......),

УСТАНОВИЛ:

20.02.2019 главным государственным инспектором отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России (......) в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» (далее – филиал «Ивэнерго», Общество, сетевая организация) посредством составления протокола возбуждено дело №02-22/2019-004 по признакам нарушения ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Поводом к возбуждению дела послужили следующие обстоятельства.

ИП  обратился в адрес ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» (далее – филиал «Ивэнерго») с заявкой в целях увеличения присоединенной мощности энергопринимающих устройств производственного комплекса, расположенного: Ивановский район, 50 м. севернее с. Михалево, строение 3, литер А18, до 550 кВт. Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 370 кВт, максимальная мощность ранее присоединенных устройств 180 кВт.

В адрес Заявителя филиалом «Ивэнерго» предоставлен договор №371005346 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03.10.2018 и технические условия №102-36/38/371005346 к данному договору.

15.10.2018 Заявителем представлен мотивированный отказ от подписания проекта договора технологического присоединения, в котором Заявитель выразил свое несогласие с содержанием п. 11.9, 11.8, 11.4 и 11.1 технических условий №102-36/38/371005346 к договору технологического присоединения от 03.10.2018, а именно необходимости осуществить:

- установку пункта коммерческого учета электрической энергии на границе балансового разграничения;

- компенсацию реактивной мощности на границе балансовой принадлежности для обеспечения tg не более 0,4;

- согласование разработанной проектной документации на электроснабжение с филиалом «Ивэнерго»;

- демонтаж существующего ввода 10 кВ от опоры №203 ВЛ 10кВ №116 ПС «Ново-Талицы» с переводом всей нагрузки на новую точку присоединения;

- соблюдения охранных зон объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Так же Заявитель выразил несогласие с изменением точки присоединения (п. 3 и 8 технических условий от 03.10.2018) и установленной платой по договору.

Письмом от 31.10.2018 №102-36/5346 филиал «Ивэнерго» направило новый проект договора №371005346 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 31.10.2018 с обоснованием правомерности положений п. 11.9, 11.4, 8,10, 11.3, 11.1. При этом из первоначальной редакции технических условий от 03.10.2018 техническими условиями от 31.10.2018 исключены требования по соблюдению охранных зон объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в остальной части мероприятия технологического присоединения в технических условиях от 31.10.2018 остались неизменными.

В письменных пояснениях от 03.12.2018 №ИВЭ/01/6526, представленных на запрос Ивановского УФАС России от 15.11.2018 №02-24/3241, филиал «Ивэнерго» пояснило следующее:

- под согласованием проектной документации филиал «Ивэнерго» понимает осуществление действий, предусмотренных п. 85, пп. «а» п. 82 и 18(5) Правил технологического присоединения…, утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 (далее – Правила технологического присоединения). Соответствие представленной документации требованиям технических условий подтверждается доказательством согласования проектной документации за подписью уполномоченного лица. В обоснование своей позиции о необходимости согласовать проектную документацию Общество ссылается также на положения п. 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России №6 от 13.01.2003;

- обязанность потребителя соблюдать значения соотношения потребления активной и реактивной мощности предусмотрена п. 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012 (далее – Основные положения), п. 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.., утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 (далее – Правила №861). Заявитель на стадии разработки проектной документации самостоятельно определяет способ соблюдения коэффициента реактивной мощности – либо путем установки и использования устройств компенсации реактивной мощности, либо посредством соблюдения режимов потребления электроэнергии (мощности). Потребителю предоставляется свобода выбора для исполнения обязанности, прямо предусмотренной законом;

- Способ осуществления мероприятий по технологическому присоединению определяется сетевой организацией самостоятельно для обеспечения передачи электрической энергии с соблюдением показателей надежности и качества электроэнергии, а также сохранения условий энергоснабжения для иных потребителей. Существующая точка присоединения здания ИП  – контактные соединения линейных проводов ВЛ-10 кВ с проводами ответвления к объектам заявителя на опоре №203 воздушной линии -10 кВ (ВЛ) №116 ПС «Ново-Талицы». Электроснабжение потребителей, расположенных в районе с. Ново-Талицы с. Михалево Ивановского района Ивановской области, и других прилежащих территорий осуществляется по воздушным линиям 10 кВ №116 и №113, от подстанции 110/10 кВ «Ново-Талицы» и ВЛ-10 кВ №184 ПС 110/10/6 «Залесье» по кольцевой схеме электроснабжения. При возникновении повреждений на одной из ВЛ-10 кВ, происходит ее отключение от центра питания (ПС110 кВ) и резервирование по другой ВЛ-10 кВ. В целях определения технической возможности технологического присоединения дополнительной мощности к ВЛ-10кВ №116 ПС «Ново-Талицы» филиалом «Ивэнерго» проведены расчеты нагрузочных токов и падения напряжения в нормальном и аварийном режимах указанных ВЛ-10 кВ. Результаты расчетов показали, что в случае присоединения дополнительной нагрузки на ВЛ-10 кВ №116 ПС «Ново-Талицы», падение напряжения на указанной ВЛ в аварийном режиме превышает допустимые значения. Для обеспечения значения напряжения конечных потребителей на допустимом уровне в аварийном режиме необходима реконструкция воздушных линий 10 кВ №116 и №113 путем замены линейных проводов на провода большего сечения на участках ВЛ значительной протяженности. В целях сохранения условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям филиала «Ивэнерго», технологическое присоединение энергопринимающих устройств ИП Аникина В.П. предполагается осуществить от вновь построенной ВЛ-10 кВ от РП №75 ВЛ-10 кВ №184 ПС «Залесье» с переводом всей нагрузки на данную ВЛ;

- необходимость установки прибора учета элекроэнергии на границе балансовой принадлежности обусловлено положениями пп. «в» п. 25, 26 Правил технологического присоединения, п. 144, 145 Основных положений. В случае, если входе проектирования будет установлена невозможность обеспечения учета на границе балансовой принадлежности, и существующее место установки прибора учета электрической энергии является максимально приближенным к границе балансовой принадлежности, то в случае обращения заявителя с требованием о корректировке технических условий, сетевая организация согласует такие изменения.

При составлении протокола по делу об административном правонарушении №02-22/2019-004 филиал «Ивэнерго» поддержал выше изложенные пояснения.

Письмом от 11.03.2019 филиал «Ивэнерго» уведомило, что с его стороны 07.03.2019 в адрес ИП  направлен проект договора технологического присоединения. Изменения в направленной оферте договора предполагают следующее:

  1. из п. 11.1 технических условий исключено требование об обеспечении учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности. Измененная редакция изложена следующим образом: «Заявитель осуществляет учет электроэнергии в соответствии с ПУЭ и Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 с применением прибора учета класса точности не ниже 1,0». Изложенное, как отметила сетевая организация, предоставит право ИП использовать установленный у него прибор учета электроэнергии.
  2. п.11.4 технических условий об обеспечении соотношения активной и реактивной мощности исключен.
  3. Исключено требование о предоставлении проектной документации в целях его предварительного согласования. Требование о разработке проектной документации изложено следующим образом «в случаях предусмотренных действующим законодательством, выполнить разработку проектной документации на электроснабжение объекта в соответствии с действующими нормами и правилами» (п. 11.2 технических условий).

Материалы настоящего административного дела свидетельствуют о соблюдении процедуры возбуждения административного дела №02-22/2019-004, а также прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола по рассматриваемому делу. О дате, времени и месте рассмотрения административного дела №02-22/2019-004 Общество уведомлено надлежащим образом.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения, их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно п. 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Согласно пп. «в» п. 25 Правил технологического присоединения технические условия, помимо прочих, содержат требования к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной).

Исходя из договора энергоснабжения от 01.07.2014 №ЭСК-1026, акта разграничения границ балансовой принадлежности электрических сетей от 30.07.2012, акта обследования узла учета электроэнергии потребителя следует, что между «Ивэнерго» и потребителем достигнуто согласие об установке прибора учета электрической энергии не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики сторон, а, в границах объекта электроэнергетики ИП – щит учета, установленный в РУ-0,4 КТП №926-250-10/0,4 кВ потребителя. В связи с установкой прибора учета электрической энергии не на границе балансовой принадлежности в пункте 6 Приложения №2 к договору энергоснабжения от 01.07.2014 №ЭСК-1026 предусмотрена возможность корректировки объема переданной электрической энергии на соответствующую величину потерь от точки поставки до места установки прибора учета.

Действующим законодательством не предусмотрено императивных требований о переносе ранее установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета. Данная позиция нашла отражение в Определении Верховного суда РФ от 26 ноября 2015 г. №302-ЭС15-15592.

Следовательно, условие об установке прибора учета на границе балансовой принадлежности при наличии организованной системы учета электрической энергии является дополнительными обязанностями для потребителя.

Исходя из п. 25 Правил технологического присоединения, определяющего содержание технических условий для заявителей, которые не относятся к заявителям, указанным в п. 12.1 и 14 Правил, следует, что данным пунктом закреплен исчерпывающий перечень, который не предусматривает выполнение расчета компенсации реактивной мощности и установку компенсирующих устройств с автоматическим включением мощности, обеспечивающих tgфи не более 0,4 (6 кВ).

Исходя из п. 1 Порядка расчета значения соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, утвержденным Приказом Минэнерго РФ №380 от 23.06.2015 (далее – Порядок №380), данный порядок устанавливает требования к расчету значений соотношения потребления активной и реактивной мощности, определяемых при заключении и исполнении договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии сетевыми организациями с потребителями услуг (договоров энергоснабжения гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями с потребителями электрической энергии.

Обязанность потребителя соблюдать значения соотношения потребления активной и реактивной мощности, определяемые для отдельных энергопринимающих устройств, подлежит урегулированию не в технических условиях на технологическое присоединение, а, исходя из положений п. 41, 43 Основных положений, п. 14 Правил №861, в последующем в заключаемых с потребителем договорах энергоснабжения и по передаче электрической энергии.

Следовательно, обязанность Заявителя осуществлять соблюдение соотношения активной и реактивной мощности для обеспечения tg не более 0,4, противоречит требованиям п. 25 Правил технологического присоединения и в рамках технологического присоединения являющихся дополнительными обязательствами.

Исходя из п. 18(5), 82, 85 Правил технологического присоединения, их положения не обязывают Заявителей предоставлять проект электроснабжения сетевой организации в целях его предварительного согласования. Сетевая организация реализует проверку соответствия технических решений, содержащихся в проектной документации, требованиям технических условий при осуществлении процедуры проверки выполнения заявителем технических условий, входе которой могут быть указаны выявленные несоответствия.

Как следует из письменных пояснений Общества, в отношении положений п.11.1, 11.4, 11.8 технических условий позиция ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» изменена, технические условия от 31.10.2018 №102-36/38/371005346 входе административного производства переработаны, о чем свидетельствуют направленные в адрес ИП  письмом от 07.03.2019 №102-36/5346-1 проект договора №371005346 и технические условия к нему от 2019 года, представленные филиалом «Ивэнерго» при рассмотрении настоящего дела.

Изложенное свидетельствует о признании Обществом п.11.1, 11.4, 11.8 технических условий от 31.10.2018, в части требования об установке прибора учета на границе балансовой принадлежности при наличии организованной системы учета электрической энергии, соблюдения соотношения активной и реактивной мощности в рамках технологического присоединения, предоставления проектной документации на электроснабжение объекта Заявителя сетевой организации в целях его предварительного согласования, дополнительными обязанностями потребителя и фактически о добровольном устранении имевшихся нарушений п. 19, 18(5) и 25 Правил технологического присоединения.

Вместе с тем, пунктом 11.3 технических условий от 31.10.2018 на Заявителя возложена обязанность по демонтажу существующего ввода 10кВ от опоры №203 ВЛ 10кВ №116 ПС «Ново-Талицы» с переводом всей нагрузки на новую точку присоединения. В свою очередь, разделом 10 на сетевую организацию возлагаются обязанности по строительству ВЛ 10 кВ от опоры №75 ПС «Залесье» до границы земельного участка Заявителя и реконструкции существующей ВЛ 10 кВ №184 ПС «Залесье» в части монтажа устройства ответвления на опоре №75 ВЛ 10 кВ №184 ПС «Залесье». Пунктом 10 договора технологического присоединения от 31.10.2018 стоимость расходов на строительство воздушной линии 10 кВ с установкой опор включено в состав платы за технологическое присоединение.

В пункте 18 Правил технологического присоединения последовательно определены мероприятия по технологическому присоединению, в том числе:

а) подготовка, выдача сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором и со смежными сетевыми организациями;

б) разработка сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверка выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил.

Согласно пп. «б» п. 25 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения) обязательные для выполнения сетевой организацией, в том числе путем урегулирования отношений с иными лицами.

Таким образом, исходя из смысла указанных норм, обязательства по определению схемы технологического присоединения и перечня мероприятий, относятся к обязанности и компетенции сетевой организации. Соответственно, именно сетевая организация определяет техническое решение по обеспечению технологического присоединения.

В соответствии с п. 30 Правил технологического присоединения основанием для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту является отсутствие технической возможности технологического присоединения, которая определяется в соответствии с п. 28 Правил технологического присоединения, с учетом особенностей, установленных разделом III Правил технологического присоединения.

Согласно п. 28, 29 Правил технологического присоединения не сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также ухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства (п. а); наличие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение (п. б); наличие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя (п. в), не обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе (п. г), свидетельствуют об отсутствии технической возможности технологического присоединения.

Из письма Центрального управления Ростехнадзора по Ивановской области №11-11/404 от 25.01.2019 следует, что им на основании информации, представленной филиалом «Ивэнерго», установлено, что на ПС 110/10 «Ново-Талицы» имеется достаточный резерв мощности для подключения энергопринимающих устройств объекта Заявителя максимальной мощностью 550кВт. В тоже время, в соответствии с приведенными расчетами в случае подключения энергопринимающих устройств Заявителя с максимальной мощностью 550 кВт в послеаварийном режиме на фидерах ВЛ-10 кВ №116 и №113 ПС «Ново-Талицы», падение напряжения превышает допустимые значения, что может привести к ухудшению энергоснабжения других потребителей с точки зрения качества и надежности.

Аналогичные пояснения даны филиалом «Ивэнерго» в письменных пояснениях от 03.12.2018 №ИВЭ/01/6526.

При рассмотрении административного дела Общество подтвердило отсутствие технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств на момент подачи заявки на увеличение мощности присоединенных энергопринимающих устройств ИП 

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» не обладало в смысле пункта 28 Правил технологического присоединения критериями наличия технической возможности технологического присоединения, следовательно, основания для применения тарифных ставок отсутствовали. Однако, обозначенные обстоятельства не учтены при определении платы по договору технологического присоединения для установления возможности начисления платы, исходя из стандартизированных тарифных ставок.

В тоже время, согласно ч. 2 ст. 23.2 Закона №35-ФЗ размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.

Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Согласно разъяснениям ФАС России от 29.01.2019 №ВК/5694/19, если Заявитель подает заявку на увеличение мощности энергопринимающих устройств, которые ранее в надлежащем порядке технологически присоединены, то изменение схемы внешнего электроснабжения надлежит рассматривать как развитие существующей сети, которое не допускается включать в состав платы за технологическое присоединение.

Информационным письмом ФСТ России от 21.10.2013 №СН-10761/12 "Об инвестиционной составляющей в плате за технологическое присоединение" расходы сетевых организаций, связанные с развитием существующей инфраструктуры (за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики), не включаются в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям (в том числе при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту) и учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Абз. 5 п. 17 Правил технологического присоединения также предусмотрено, что включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается.

Таким образом, сетевая компания, указывая в технических условиях от 31.10.2018 на демонтаж существующего ввода 10 кВ от опоры №203 ВЛ 10 кВ №116 ПС Ново Талицы» и строительство ВЛ 10 кВ от опоры №75 ВЛ 10 кВ №184 ПС «Залесье», фактически предусмотрела реконструкцию и расширение существующих объектов, возложив на Заявителя дополнительные обязательства и затраты, приводящие к увеличению платы за технологическое присоединение.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» 27.06.2008 № 236-э под регистрационным номером 52.1.258 (с изменениями от 10.12.2015 № 1231/5).

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области соблюдения безопасности технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, заключается в нарушение ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» правил подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям при увеличении мощности ранее подключенных энергопринимающих устройств нежилого помещения ИП, путем установления для потребителя дополнительных обязанностей и требований, непредусмотренных данными Правилами, в том числе, в части определения порядка расчета платы за технологическое присоединение (подключение).

Субъект административного правонарушения – ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго».

С субъективной стороны – юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

При рассмотренных обстоятельствах можно констатировать тот факт, что обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» требований законодательства, не выявлено. Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, должно быть осведомлено о том, что нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влечет за собой административную ответственность. Согласно приведенной норме именно Общество как профессиональный хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате нарушений требований действующего законодательства.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» имело возможность не допустить совершения административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для соблюдения требований закона.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго», выразившиеся в нарушении правил подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям в связи с увеличением мощности энергопринимающих устройств нежилого помещения ИП , расположенного по адресу: Ивановский район, 50 м. севернее с. Михалево, строение 3, литер А18, путем установления для потребителя дополнительных обязанностей и требований, непредусмотренных данными Правилами, в том числе, в части определения порядка расчета платы за технологическое присоединение (подключение), образуют состав нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения – 31.10.2018 (дата направления договора технологического присоединения №371005346 от 31.10.2018 и технических условий к нему).

Дата обнаружения административного правонарушения – 20.02.2019 (дата возбуждения дела).

Место совершения административного правонарушения – 153000, г. Иваново, ул. Крутицкая,8/2 (место нахождения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго»).

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Виновность ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» подтверждается договором технологического присоединения №371005346 от 31.10.2018, техническими условиями №102-36/38/371005346 от 31.10.2018, письмом от 31.10.2018 №102-36/5346, письмом от 07.03.2019 №102-36/5346-1.

Санкция части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Обстоятельствами, смягчающим административную ответственность в рассматриваемом случае, являются: совершение административного правонарушения впервые, оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (в части исключения п. 11.1, 11.4, 11.8 технических условий от 31.10.2018).

В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено.

Обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу, не установлено.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным. Наступление общественно-опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам, само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.

Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» административное правонарушение как малозначительное, не установлено.

В результате неверного порядка расчета ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» платы по договору технологического присоединения, включение в состав платы за технологические присоединение затрат, которые исключены в силу прямого указания закона, указывает как на пренебрежительное отношение Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, так и на нарушение прав и интересов ИП, поскольку на последнего возложены дополнительные обязанности, в том числе по оплате расходов сетевой организации, связанные с развитием существующей инфраструктуры.

Направление ИП договора технологического присоединения, содержащего условия, противоречащие требованиям Правил технологического присоединения, и настаивании на их принятии потребителем, повлекло к отложению на неопределенный срок заключение такого договора, а также осуществлению фактических мероприятий по технологическому присоединению.

Соблюдение сетевой организацией требований действующего законодательства предотвратило бы наступление указанных негативных последствий для Заявителя.

В связи с изложенным, прихожу к выводу о наличии причинно-следственной связи между рассматриваемыми действиями ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» и негативными последствиями в виде наступления угрозы охраняемым общественным отношениям и нарушения прав ИП.

Оценивая характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности с учетом объекта посягательства и строгости предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ наказания, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Руководствуясь ч. 1 ст. 9.21, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» (юридический адрес: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д.33, адрес филиала: 153000, г. Иваново, ул. Крутицкая,8/2) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Реквизиты для перечисления суммы штрафа:

Плательщик

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго»

Получатель

УФК по Ивановской области (Ивановское УФАС России)

Банк получателя

Отделение Иваново г. Иваново

БИК банка

042406001

Счет получателя

40101810700000010001

ИНН/КПП получателя

3728012720/370201001

КБК получателя

161 1 16 02010 01 6000 140

Код по ОКТМО

24701000

Назначение платежа:

Оплата штрафа по постановлению №02-22/2019-004 от 12.03.2019.

Неуплата административного штрафа в названный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП).

В соответствии со ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, просим направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Руководитель управления _________________________

Копию Постановления получил ___________________________ «___» _______2019 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны