Решение №037/06/33-411/2019 Решение по жалобе ООО "АктивПроект" от 24 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №037/06/33-411/2019 (07-15/2019-231)

 

Дата оглашения решения: 24 октября 2019 года                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 29 октября 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <…>;

членов Комиссии: <…>;

в присутствии представителей:

ООО «АктивПроект» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Лухского муниципального района (далее – Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган) (Уполномоченный орган уведомлен о поступлении жалобы, её содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения),

 

рассмотрев жалобу ООО «АктивПроект» на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Лухского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта «Газоснабжение п. Лух (Южная часть), Лухского муниципального района Ивановской области» (извещение №0133200001719002781), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.10.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «АктивПроект» на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Лухского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта «Газоснабжение п. Лух (Южная часть), Лухского муниципального района Ивановской области» (извещение №0133200001719002781).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Лухского муниципального района:

  1. В нарушение положений Закона о контрактной системе в составе документации о закупке не установлено требование о наличии у участников закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее – СРО) в области инженерных изысканий.
  2. В составе документации о закупке недостаточно данных, необходимых для определения объема работ (что подтверждается отсутствием точки подключения, сведений о необходимости либо отсутствии необходимости проведения археологических исследований, данных о том, имеются ли в месте проектируемого газопровода историко-культурные памятники и др.). Отсутствие данных, необходимых для определения объема работ препятствует формированию участниками закупки своего предложения.
  3. В извещении и документации о закупке Заказчиком необоснованно сокращен срок выполнения работ по контракту. 

 

В обоснование первого довода жалобы Заявителем со ссылками на ст. 47, 55.8, 55.17, 60, 60.1 ГрК РФ, письмо Минстроя России №30980-ТБ/02 от 26.08.2019 указано, что, учитывая наличие в составе выполняемых работ, исходя из объекта закупки, инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий, в положениях документации о закупке должно быть установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке не только выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, но и выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

В обоснование второго довода жалобы Заявитель в жалобе указал, что без ознакомления с техническими условиями в составе документации о закупке участник закупочной процедуры не может определить место нахождения точки подключения проектируемого газопровода и, соответственно, его протяженность, поскольку от точки подключения до объекта газификации могут находиться природные преграды (овраги, реки и др.), земли сельскохозяйственных и/или лесных угодий. Без технических условий невозможно понять, имеется ли вблизи объекта проектирования магистральный газопровод. Отсутствие вблизи объекта проектирования магистрального газопровода ставит под угрозу возможность исполнения контракта. Кроме того, без ознакомления с техническими условиями участник закупки не может определить объем инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий, протяженность объекта проектирования (для линейных объектов является основным показателем, определяющим объем проектирования), количество скважин для инженерно-геологических изысканий, площадь топографической съемки. В документации о закупке указано количество – 320 домов, но не ясно, где именно они расположены, а от этого будет зависеть объем работ (археологических изысканий, необходимые согласования, какие потребуется получать документы и т.д.). Если есть пересечение реки, преграды, то необходимо проходить соответствующее согласование, это дополнительное время и объем работ. Не ясно, в связи с чем, работы указанные в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, не вошли в объем работ, указанных в техническом задании документации о закупке. В представленных Заказчиком на заседании Комиссии Ивановского УФАС России технических условиях нет точки подключения, их будет недостаточно для определения сложности, объемов проектирования, сроков выполнения работ.

Поскольку участник закупки без указанных данных не может определить объем работ, следовательно, он не может определить и стоимость работ, необходимую, в том числе, для формирования предложения участника закупочной процедуры.

По третьему доводу жалобы Заявитель пояснил, что в рамках выполнения работ по контракту необходимо выполнение инженерных изысканий, проект планировки, содержащий проект межевания территории, разработка проектной документации, сметной документации, рабочей документации, прохождение государственной экспертизы, получение разных видов технических условий. Без надлежащим образом оформленных и утвержденных проекта планировки, проекта межевания территории проектная документация не может быть передана в органы, уполномоченные на проведение экспертизы. Срок для выполнения инженерных изысканий, по мнению Заявителя, не менее 7 дней, законодательно данный срок не регламентирован. Далее 7 дней необходимо на уведомление о проведении публичных слушаний, не менее месяца на проведение самих публичных слушаний, затем обязательно документация по планировке территории должна быть опубликована, иначе невозможно подать документы для прохождения государственной экспертизы. В случае необходимости проведения археологических изысканий, если попадают на зоны охраны объектов культурного наследия, то необходимо пройти длительную и сложную процедуру согласования, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 №127 «Об утверждении правил выдачи открытых листов на проведение процедуры археологических изысканий», на что потребуется 51 день. До этого невозможно выполнить проект планировки и межевания территории, поскольку указанные данные в проект планировки и межевания территории уже должны быть включены. Таким образом, срок выполнения работ по контракту необоснованно сокращен Заказчиком.

 

Заказчик пояснил, что считает жалобу Заявителя необоснованной.

По первому доводу жалобы в письменных возражениях на жалобу Заказчик в обоснование отсутствия требования к участнику закупки о наличии СРО в области инженерных изысканий привел письмо ФАС России №АГ/47983/18 от 26.06.2018.

По второму доводу жалобы представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что если невозможно определить объем проектирования, то, следовательно, невозможно определить начальную (максимальную) цену контракта, но она Заказчиком определена. Заказчиком планировалось газифицировать весь пос. Лух, но закупают газификацию только южной части пос. Луха, исходя из объема финансирования на данный момент. Ранее Заказчиком были получены технические условия на весь пос. Лух, но они не актуальны для данной закупки. Денежные средства были доведены в конце сентября 2019 года и Заказчик сразу обратился за получением технических условий, рассчитывая на то, что они будут готовы до заключения контракта и, соответственно, к заключению контракта Заказчик их подрядчику предоставит.

Технические условия на газификацию южной части пос. Лух, полученные Заказчиком 23.10.2019, представлены на заседание Комиссии Ивановского УФАС России при рассмотрении данной жалобы.

Также на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что в документации о закупке указано количество домов, а победителю закупки уже будет предоставлена конкретная информация и все необходимые документы для выполнения работ (схемы, разводка, документация и т.д.). 320 домов, о которых говорится в документации о закупке, находятся на территории улиц, которые перечислены в технических условиях. В начальной (максимальной) цене контракта Заказчик учитывал количество домов и их расположение, прописал объем работ. Заказчик пояснил, что все имеющиеся по объекту данной закупки документы прикрепить в составе документации о закупке невозможно, так как их очень большое количество (несколько томов). Заказчик также пояснил, что при указании в техническом задании документации о закупке на возможность уточнения объемов работ, имелось ввиду увеличение объемов работ не более чем на 10 процентов (например: разрыт котлован, обнаружен ручей, необходимы дополнительные работы, на объем которых будет увеличен объем работ по контракту путем заключения дополнительного соглашения). В цене контракта предусмотрено выполнение археологических работ, поэтому она заложена в начальную (максимальную) цену контракта. На общей схеме, подготовленной АО «Газпром газораспределение Иваново» имеется расположение ГРС, указано в какой улице будет врезка, гидравлический расчет, схема газоснабжения. Общую схему Заказчик предоставит победителю закупки и он, соответственно, возьмет из неё то, что относится к объекту данной закупки. Потребуются ли археологические изыскания будет известно точно в ходе выполнения контракта. С охранными зонами южная часть пос. Луха соприкасается лишь в небольшой части, каких-то объемных археологических исследований проводить не нужно будет, следовательно, согласования потребуются, но лишь в небольшой части, открытый лист получать у подрядчика не будет необходимости.

По третьему доводу жалобы о необоснованном сокращении срока выполнения работ по контракту, Заказчик указал, что считает их реальными, выполнимыми, выбрана самая безопасная зона пос. Лух для того, чтобы успеть освоить в этом году выделенные денежные средства.

 

Рассмотрев документы, представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

27.09.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) были размещены извещение №0133200001719002781 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта «Газоснабжение п. Лух (Южная часть), Лухского муниципального района Ивановской области» и документация о закупке. 07.10.2019 размещены изменения извещения, документации о закупке.

Согласно извещению, документацию о закупке, изменениям в извещение, документацию о закупке, протоколам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) начальная (максимальная) цена контракта – 5 555 555, 55руб.;

2) дата и время окончания подачи заявок – 18.10.2019 08:00;

3) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 21.10.2019;

4) дата проведения аукциона в электронной форме - 22.10.2019;

5) согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.10.2019 №0133200001719002781-1 на участие в закупке подано 8 заявок, все участники допущены до участия в закупке;

6) в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 22.10.2019 №0133200001719002781-2 участниками закупки поданы следующие ценовые предложения:

 

Наименование участника

Сумма предложения

Идентификационный номер заявки

Снижение, %

Участник №9

3 122 443.22

Заявка №9

43,79%

Участник №8

3 150 221.00

Заявка №8

43,29%

Участник №3

3 177 999.66

Заявка №3

42,79%

Участник №2

4 172 222.22

Заявка №2

24,89%

Участник №7

4 900 000.00

Заявка №7

11,79%

Участник №6

5 416 222.22

Заявка №6

2,5%

 

По первому доводу жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В п. 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указано, что описание объекта закупки содержится в разделе III «Техническое задание» документации о закупке.

Согласно п. 1.9 раздела III «Техническое задание» документации о закупке в состав работ входят инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-экологические изыскания.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

Ч. 5.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса.

В силу ч. 4 - 6 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом саморегулируемой организации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена. Член саморегулируемой организации вправе не представлять в саморегулируемую организацию документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.

Член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного ч. 11 или 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.

Член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в ч. 5 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Исходя из п. 26 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке, а также письменных пояснений Заказчика, участник электронного аукциона должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.

Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации выданная по форме, утверждённой Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 №86.

При этом ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Исходя из п. 5.1.7 проекта контракта документации о закупке в случае, если подрядчик не является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, он обязан привлечь субподрядчика для выполнения инженерных изысканий, обладающего правом выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). П. 5.1.8 проекта контракта документации о закупке предусмотрена возможность привлечения субподрядчика, а также указано на предоставление подрядчиком выписки из реестра членов саморегулируемых организаций в области проектной документации и в области инженерных изысканий в случае, если подрядчик является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий. В ином случае (если подрядчик не является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий) право выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий должен иметь субподрядчик. П 5.1.9 проекта контракта документации о закупке  закреплена обязанность подрядчика в полном объеме отвечать перед Заказчиком за надлежащее выполнение обязательств по контракту субподрядчиками, которых вправе привлечь к выполнению работ по контракту.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе, в связи с чем, первый довод жалобы признает необоснованным.

 

По второму доводу жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в частности, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

В соответствии с ч. 6 ст. 48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:

1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

Понятие точка подключения и порядок выдачи технических условий определены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения:

- «точка подключения» - место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления или газораспределения заявителя;

- «подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения» - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Технические условия содержат точку подключения, которая необходима для расчета протяженности газопровода. Протяженность газопровода можно уточнить проектом только, если известна точка подключения. Максимальная нагрузка также определяется техническими условиями. Таким образом, без технических условий, участник закупки не может определить объем подлежащих выполнению работ.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика представил технические условия, выданные 23.10.2019 АО «Газпром газораспределение Иваново», однако, как указано выше, в составе документации о закупке они отсутствовали.

Как указано выше, в п. 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указано, что описание объекта закупки содержится в разделе III «Техническое задание» документации о закупке.

В п. 1.9 «Характеристика здания (сооружения)» раздела III Техническое задание» документации о закупке указано, что подрядчик должен выполнить инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-экологические изыскания, разработать проектно-сметную и рабочую документацию распределительного газопровода низкого давления (подземный – п/э, надземный – металл) для газификации жилых домов и объектов социальной инфраструктуры пос. Лух (ориентировочная протяженность – 5 км, количество подключаемых объектов – 320шт.). Заказчик вправе уточнить объемы работ в задании на проектирование.

Согласно п. 3.1 раздела III Техническое задание» документации о закупке Подрядчик обеспечивает:

- согласование с заказчиком плана прохождения трассы газопровода, на основании согласованного плана на разработку проекта планировки и проекта межевания территории;

- прохождение проектно-сметной документации государственной экспертизы до момента получения положительного заключения государственной экспертизы проекта и проверки достоверности сметной стоимости строительства;

- внесение изменений и уточнения в проект по замечаниям государственной экспертизы.

П. 3.3 – 3.5 раздела III Техническое задание» документации о закупке закреплено, что подрядчик обязан выполнить:

- инженерно-экологические, инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания района строительства;

- гидравлический расчет газопроводов всех давлений;

- проект согласовать с инспектирующими и надзорными органами и организациями, выдающими технические условия.

П. 3.6 раздела III Техническое задание» документации о закупке установлены требования к разработке документации:

«- документацию разработать в соответствии с действующими на территории РФ строительными нормами, правилами, техническими регламентами;

- состав и формы расчетов стоимости принять в соответствии с МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»;

- сметную стоимость определить базисно-индексным методом в соответствии с ФЕР-2001 с переводом в текущий уровень цен;

- материалы оформить в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации»;

- проект оформить подписями руководителя генеральной проектной организации и главного инженера проекта, круглой печатью генеральной проектной организации, а также справкой проектной организации о соответствии проекта требованиям действующего законодательства и задания на разработку проектной и рабочей документации;

- наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и положительного заключения о достоверности сметной стоимости».

В п. 9 расчета начальной (максимальной) цены контракта, являющейся приложением к информационной карте аукциона в электронной форме документации о закупке, указаны предварительные археологические исследования, государственная историко-культурная экспертиза. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России подтвердила, что эти работы вошли в обоснование начальной максимальной цены контракта, следовательно, их нужно будет выполнить. Однако указание на необходимость их выполнения в разделе III Техническое задание» документации о закупке, содержащем описание объекта закупки, отсутствует.

Между тем, согласно п. 1.9 раздела III Техническое задание» документации о закупке Заказчик вправе уточнить объемы работ в задании на проектирование. При этом, не ясно, в каком размере будет увеличен объем работ, какие работы необходимо будет выполнить в случае уточнения.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика, в частности, указал, что южная часть пос. Луха соприкасается с охранными зонами в небольшой части, каких-то объемных археологических исследований проводить не нужно будет, однако, согласования потребуются.

Таким образом, Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что описание объекта закупки в документации о закупке не содержит необходимых характеристик, достаточных данных для определения объема работ. С учетом пояснений Заказчика, по итогам анализа документации о закупке, невозможно определить, какие именно работы необходимо выполнить подрядчику, в какой части, в каком объеме, что потребуется для выполнения таких работ.

Без указанных данных невозможно определить и стоимость работ, необходимую, в том числе, для формирования участником закупки своего предложения.

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Исходя из указанного, второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным.

 

По третьему доводу жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно извещению, п. 18 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке, п. 3.3 проекта контракта документации о закупке срок выполнения работ: с даты подписания контракта до 01.03.2020.

В соответствии с ч. 5 ст. 69 Закона о контрактной системе, общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Соответственно, в рассматриваемом случае дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола подведения итогов такого аукциона не может быть позднее 23.10.2019.

Согласно ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.

Исходя из ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе, не позднее 24.10.2019 результаты рассмотрения заявок на участие в данной закупке должны быть размещены Заказчиком на официальном сайте.

На основании ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, то есть, в рассматриваемом случае, не позднее 29.10.2019.

Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий.

Таким образом, проект контракта, при отсутствии разногласий, должен быть подписан не позднее 05.11.2019.

Соответственно, для выполнения работ, предусмотренных извещением и документацией о закупке, у Подрядчика остается 116 календарных дней.

Согласно ч. 13 ст. 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями ст. 48 ГрК РФ.

Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 (далее – Положение).

На основании п. 34 Положения раздел «Пояснительная записка» должен содержать в текстовой части, в том числе реквизиты утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории).

Согласно п. 27 ч. IV Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145, государственной экспертизе подлежат все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации представляются для проведения государственной экспертизы.

Из указанного следует, что для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий должны быть представлены утвержденные надлежащим образом проект планировки территории, проект межевания территории. Отсутствие в составе раздела «Пояснительная записка» реквизитов утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) будет являться основанием для отказа в принятии проектной документации и результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу (п. 24 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145).

Согласно ч. 4 ст. 45 ГрК РФ уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района.

В соответствии с ч. 13.1 ст. 45 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.

Ч. 11 ст. 46 ГрК РФ установлено, что срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

В соответствии с ч. 13 ст. 45 ГрК РФ Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Ч. 14 ст. 46 ГрК РФ закреплено, что утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

На основании изложенного срок выполнения работ по контракту, в частности, должен включать в себя:

- 7 дней на оповещение жителей муниципального образования о начале проведения публичных слушаний;

- минимум месяц на проведение публичных слушаний;

- 20 рабочих дней на утверждение документации по планировке территории;

- 7 дней на опубликование в соответствии с ч. 14 ст. 46 ГрК РФ.

Ч. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) закреплено, что срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать сорок два рабочих дня. Указанный срок может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на двадцать рабочих дней.

Согласно ч. 11 ст. 49 ГрК РФ порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе в случае внесения изменений в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», организация по проведению государственной экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня получения от заявителя документов, осуществляет их проверку. Срок проведения проверки в отношении объектов, указанных в п. 9 Положения, не должен превышать 10 рабочих дней.

Согласно п. 28 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 №145, проведение государственной экспертизы начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы.

П. 29 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 №145 закреплено, что срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней.

Согласно п. 2.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», утвержденного Приказом Департамента строительства и архитектуры Ивановской области от 28.09.2012 №154, срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать сорок два рабочих дня. Указанный срок может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на двадцать рабочих дней.

Согласно ч. 7.1 ст. 49 ГрК РФ не допускается выдача заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Порядок формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2017 №878. Согласно п. 17 данного Постановления Правительства Российской Федерации в целях включения в реестр сведений и документов подготовка проекта раздела реестра осуществляется экспертной организацией не позднее рабочего дня со дня утверждения заключения экспертизы. П. 18 указанного Постановления Правительства Российской Федерации закреплено, что включение в реестр сведений и документов осуществляется оператором не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации в государственной информационной системе «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства» проекта раздела (части раздела) реестра.

Согласно п. 20 Приказа Минстроя России от 22.02.2018 №115/пр «Об утверждении порядка ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов», регистрация проекта раздела в информационной системе ведения реестра должна быть осуществлена экспертной организацией не позднее одного рабочего дня, следующего за днем утверждения заключения экспертизы руководителем экспертной организации (или уполномоченным им лицом).

Таким образом, срок выполнения работ по контракту должен также включать в себя 3 рабочих дня на проверку организацией по проведению государственной экспертизы полученных от заявителя документов, 42 рабочих дней на проведение государственной экспертизы, 2 рабочих дня на регистрацию и включение сведений о заключении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

Таким образом, установленный Заказчиком срок выполнения работ необоснованно сокращен относительно вышеуказанных сроков, определенных законодательством Российской Федерации. Кроме того, в случае необходимости проведения археологических работ дополнительно необходим 51 день. Однако, точный срок установить невозможно, поскольку объем работ, выполняемый в рамках данной закупки, Заказчиком не определен.

Заказчиком не представлено обоснования необходимости установленного им срока выполнения работ по контракту, также не представлено доказательств, подтверждающих, что выполнение работ по контракту в принципе возможно в срок, установленный Заказчиком.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.

П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

По смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги, именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Исходя из ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, предусмотренную ст. 42 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе закреплено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

На основании указанного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком, в нарушение п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, необоснованно сокращен срок завершения работ по контракту. Между тем, срок выполнения работ является существенным условием контракта.

Вследствие указанного выше, Комиссия Ивановского УФАС России третий довод жалобы признает обоснованным.

 

Учитывая изложенное, а также то, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «АктивПроект» на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Лухского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта «Газоснабжение п. Лух (Южная часть), Лухского муниципального района Ивановской области» (извещение №0133200001719002781) обоснованной в части второго и третьего доводов жалобы.

 

2. Установить в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Лухского муниципального района нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63, п. 1 ч. 1, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

 

  1. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Председатель Комиссии: <…>

 

 

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны