Решение №037/06/64-263/2020 (07-15/2020-155) 1. Признать жалобу ООО «СИБАВТОМЕТ» на действия Департамента... от 21 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/64-263/2020 (07-15/2020-155)

 

Дата оглашения решения: 21 мая 2020 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 25 мая 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

 

членов Комиссии: «…»

 

при участии представителей Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее – Заказчик) – «…»,

 

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области, ООО «СИБАВТОМЕТ» (далее – Общество, Заявитель) (информация о содержании жалобы, месте и времени ее рассмотрения своевременно направлена указанным лицам),

 

рассмотрев жалобу ООО «СИБАВТОМЕТ» на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку мобильных комплексов автоматической фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения (извещение №0133200001720001008), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.05.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «СИБАВТОМЕТ» на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку мобильных комплексов автоматической фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения (извещение №0133200001720001008).

Согласно первому доводу жалобы в разделе III «Спецификация» документации о закупке указано, что мобильный комплекс автоматической фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения (далее – Комплекс) должен сохранять работоспособность при температуре окружающей среды от не выше минус 40°С до не ниже плюс 50°С.

Между тем, при таком описании объекта закупки участник закупки не может определить потребность заказчика, поскольку, например, конструкция «до не ниже плюс 50°С», используемая при описании объекта закупки, содержит неразрешимые противоречия. При буквальном толковании формулировки «не ниже плюс 50°С» будут удовлетворять любые значения равные или превышающее 50 (51, 52, 53 и т. д.), а при использовании в вышеуказанной формулировке «до» будут удовлетворять любые значения, не превышающие значений конструкции «не ниже плюс 50°С», в том числе и 51 и 50, и 49, и т. д.

Таким образом, спорный показатель описан с нарушением правил описания объекта закупки, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе, и не отражает потребность Заказчика.

Вместе с тем, этот же показатель содержит значение, устанавливающее требование к атмосферному давлению посредством конструкции «от 60 до 106,7 кПа», что не противоречит статьи 33 Закона о контрактной системе.

Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что в разделе III «Спецификация» документации о закупке Заказчик предусмотрел, что «Комплекс должен быть метрологически аттестован в системе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ и что аттестация в соответствии с Приказом МВД №1014 от 08.11.2012 является средством измерения скорости и времени и иметь соответствующее свидетельство о поверке».

Однако данным нормативным актом не предусмотрен порядок аттестации средств измерения.

Согласно третьему доводу жалобы в разделе III «Спецификация» документации о закупке установленный показатель «срок гарантии на Комплекс», значение которого «не менее 24 месяцев», не может являться характеристикой товара в силу пунктов 1, 2 части 1, частей 2, 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 33 раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации по закупке в заявке по спорному показателю следует указать конкретное значение спорного показателя, конкретное (одно) значение, которое должно быть не менее 24 месяцев.

Однако такое значение указать не представляется возможным, поскольку на стадии подачи заявки участник закупки не обязан иметь товар в наличии.

Согласно четвертому доводу жалобы порядок принятия поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не соответствует нормам Закона о контрактной системе.

Закон о контрактной системе и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) не содержат исчерпывающих оснований для принятия поставщиком такого решения.

Между тем, пунктом 7.7 проекта контракта документации о закупке поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в случае неоднократного нарушения срока оплаты товара покупателем.

В своих возражениях на жалобу Заказчик указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «СИБАВТОМЕТ», Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области документы, заслушав представителей Заказчика при рассмотрении жалобы по существу, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

28.04.2020 на официальном сайте было размещено извещение №0133200001720001008 о проведении электронного аукциона на поставку мобильных комплексов автоматической фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, а также соответствующая документация.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколом, составленным в ходе проведения электронного аукциона:

- начальная (максимальная) цена контракта – 6 300 000,00 ₽;

- дата и время окончания подачи заявок – 15.05.2020 08:00;

- дата проведения аукциона в электронной форме – 19.05.2020;

-согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.05.2020 №0133200001720001008-4 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в электронном аукционе от ООО «ТеплоЭнергоСтрой». Данная заявка признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

На основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно раздела III «Спецификация» документации о закупке Комплекс должен сохранять работоспособность при температуре окружающей среды от не выше минус 40°C до не ниже плюс 50°С.

Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в данной формулировке противоречие и считает, что для удовлетворения потребностей Заказчика необходимо, чтобы Комплекс обязательно сохранял работоспособность в минимальном интервале от минус 40°C до плюс 50°C. Как по-иному можно трактовать данный показатель, Комиссия Ивановского УФАС России затрудняется предположить.

На основании вышеизложенного, первый довод жалобы признан необоснованным.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

На основании ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»  (далее – Закон об обеспечении единства измерений) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1 - 5, 7 - 13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.

Перечень таких измерений установлен Приказом МВД России от 08.11.2012 №1014 «Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним» (далее – Перечень).

В соответствии с пп. 146.2, 146.3 п. 5 Перечня измерение скорости и определение значения текущего времени являются измерениями, относящимися к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Согласно разделу III «Спецификация» документации о закупке Комплекс предназначен для измерения скорости движения транспортных средств, а также должен определять значение текущего времени.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

В соответствии ч. 4 ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

Таким образом, Комплекс, указанный Заказчиком в документации о закупке, должен иметь соответствующее свидетельство о поверке, так как входит в Перечень, установленный Приказом МВД России от 08.11.2012 №1014.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС приходит к выводу об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика.

 

Относительно третьего довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно пп. 7 п. 33 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» всю информацию, включенную Заказчиком в раздел III «Спецификация» в столбце «Показатель (характеристика) товара» следует считать показателями товара.

В таблице конкретных характеристик товара, позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям раздела III «Спецификация» документации о закупке установлено требование к сроку гарантии на товар – не менее 24 месяцев. В графе «Соответствие ГОСТ/обоснование» Заказчик указал, что данный показатель нужен для обеспечения соответствия качества товара условиям контракта и ответственности поставщика за выявленные недостатки товара.

Согласно п. 33 раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации по закупке значения показателей, указанные и/или сопровождающиеся словами «соответствие», «наличие», носят неизменный характер и должны быть указаны в заявке так же, как указаны в разделе III «Спецификация» документации о закупке.

В соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Таким образом, установленное Заказчиком требование к сроку гарантии на поставляемый товар не является тем показателем (характеристикой) товара, который участник электронного аукциона должен указывать в первой части заявки, а лишь относится к предмету поставки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

 

Четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

На основании п. 7.3 проекта контракта документации о закупке расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, в проекте контракта документации о закупке Заказчиком предусмотрены случаи, когда поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «СИБАВТОМЕТ» на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку мобильных комплексов автоматической фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения (извещение №0133200001720001008) обоснованной в части третьего довода жалобы.

 

2. Установить в действиях Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

 

3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Подписи членов комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны