Решение №037/06/23-347/2021 (07-15/2021-163) о признании жалобы на действия Департамента спорта Ивановско... от 6 июля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ № 037/06/23-347/2021 (07-15/2021-163)

 

Дата принятия решения: 01 июля 2021 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 06 июля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

            при участии представителей:

            ИП <…>,

            Департамента спорта Ивановской области: <…>,

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении обращения, его содержании, а также о месте, дате и времени его рассмотрения была направлена указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу ИП <…> (далее – Заявитель) на действия Департамента спорта Ивановской области (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (номер извещения 0133200001721001632), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.06.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП <…> на действия Департамента спорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (номер извещения 0133200001721001632).

Согласно первому доводу жалобы, Заказчиком не применены положения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в п. 4, 5, 6, 20, 24, 25, 17 Раздела III «Спецификация» документации об электронном аукционе.

По мнению Заявителя, в п. 17 Раздела III «Спецификация» документации о закупке необходимо указать позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: 22.19.72.000-00000003 «Покрытие спортивное резиновое», ГОСТ Р 58726-2019. Кроме того, в п. 24. Раздела III «Спецификация» требуется установить характеристики, указанные в КТРУ 32.30.14.121-00000082 «Уличный тренажер «Степпер».

Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчик установил в п. 18, 21 Раздела III «Спецификация» документации о закупке непредусмотренные каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд дополнительные характеристики, не указав при этом надлежащего обоснования для их использования.

Согласно третьему доводу жалобы в п. 22 Раздела III «Спецификация» документации о закупке Заказчик установил дополнительные характеристики с излишней детализацией. Кроме того, Заявитель считает, что Заказчик не располагает информацией о наличии на товарном рынке тренажеров, полностью соответствующих дополнительным требованиям, установленным в п. 22 Раздела III «Спецификация» документации о закупке.

 

Согласно объяснениям Заказчика по доводам жалобы, нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ИП <…>, Департаментом спорта Ивановской области документы, заслушав представителей лиц, участвующих в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

16.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение №0133200001721001632 о проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок.

В соответствии с извещением о закупке, документацией о закупке, а также протоколами, составленными в ходе проведения указанной закупки:

- начальная (максимальная) цена контракта 5 663 030, 30;

- дата и время окончания подачи заявок: 25.06.2021 08:00.

- в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона №0133200001721001632-2 от 29.06.2021 от участников закупки поступили следующие ценовые предложения:

Дата и время подачи предложения

Признак ценового предложения

Предложенная цена

129

29.06.2021 09:33 (МСК+2)

 

Понижение

 

5 436 509,10

60

29.06.2021 09:32 (МСК+2)

 

Понижение

 

5 464 824,25

 

- согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0133200001721001632-3 от 01.07.2021 заявки под номерами 60, 129 были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, документации об электронном аукционе. Победителем был признан участник ИП <…> (номер заявки №129).

 

Первый довод жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) и Правил использования КТРУ» (далее – Правила).

В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

На основании п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В п. 17 «Резиновая плитка (1x1 м) с встроенным скрытным крепежным замком» Раздела III «Спецификация» документации о закупке установлено требование о соответствии поставляемого товара требованиям, установленным ГОСТ 20014-83 «Резины пористые».

КТРУ 22.19.72.000-00000003 «Покрытие спортивное резиновое» присвоен ОКПД2 22.19.72.000 «Покрытия и коврики напольные из вулканизированной резины, кроме пористой» и установлено соответствие ГОСТ Р 58726-2019 «Покрытия полимерные и резиновые плиточные. Технические условия».

В п. 1 ГОСТ Р 58726-2019 указано, что данный ГОСТ распространяется на эластичные покрытия плиточные из полимерных материалов и резины, предназначенные для устройства как финишных спортивных покрытий, так и используемых в качестве эластичной подложки для устройства многослойных бесшовных спортивных покрытий с верхним слоем из эластичных полимеров.

Согласно пояснениям представителей Заказчика, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, резиновая плитка, необходимая к поставке для открытых уличных площадок, производится из смеси резины, соответствующей ГОСТ 20014-83, благодаря пористой структуре которой имеет более высокие дренажные свойства, амортизацию при ходьбе, прыжках и падении.

Кроме того, представители Заказчика указали, что спортивно-технологическое оборудование для создания малых спортивных площадок, планируемое к закупке, будет монтироваться на открытых площадках, имеющих бетонное/асфальтовое покрытие. Таким образом, резиновая плитка для покрытий в помещениях, указанная в КТРУ: 22.19.72.000-00000003 «Покрытие спортивное резиновое», не подходит под требования Заказчика.

На основании вышеизложенного, Заказчиком был применен ОКПД2 22.19.20.112 «Изделия из резиновых смесей», который является подклассом ОКПД2 22.19.3 «Смесь резиновая и изделия из нее; резина вулканизированная, кроме твердой резины (эбонита), в виде нити, корда, пластин, листов, полос, прутков и профилей».

Согласно возражениям Заказчика на жалобу, а также пояснениям представителей Заказчика, товар, описанный в п. 24 «Уличный тренажер для развития мышц ягодиц, голеней и бедер с безынерционным нагрузочным механизм» Раздела III «Спецификация» документации о закупке не может быть признан соответствующим позиции КТРУ: 32.30.14.121-00000082 «Уличный тренажер «Степпер» (ОКПД2 32.30.14.121), поскольку в тренажере «Степпер» отсутствует безынерционный нагрузочный механизм, а нагрузка создается только собственным весом тела тренирующегося.

Заказчику требуется в п. 24 «Уличный тренажер для развития мышц ягодиц, голеней и бедер с безынерционным нагрузочным механизмом». Наиболее подходящее наименование – это уличный велотренажер.

В КТРУ по наименованию «Велотренажер» имеется 3 позиции:

  • 32.30.14.123-00000001 – «Велотренажер спортивный»;
  • 32.30.14.123-00000002 – «Велотренажер спортивный»;
  • 32.50.50.190-00000181 – «Велотренажер».

Первые две позиции не подходят Заказчику при заданном объекте закупки, т.к. в КТРУ установлено требование соответствия ГОСТ Р 56445-2015, согласно которому стандарт распространяется на стационарные тренажеры, используемые в фитнес-залах организаций, таких как спортивные объединения, учебные заведения, гостиницы, спортивные залы и клубы, реабилитационные центры и студии, где доступ к тренажерам и контроль за ними осуществляет непосредственно владелец (лицо, которое несет юридическую ответственность), в домашних условиях.

К позиции КТРУ 32.50.50.190-00000181 относятся «изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки», что также не соответствует предмету закупки.

Обстоятельством, подтверждающим позицию Заказчика, является указание в п. 24 «Уличный тренажер для развития мышц ягодиц, голеней и бедер с безынерционным нагрузочным механизмом», в качестве необходимых характеристик наличие у данного тренажёра сидения и спинки. Вместе с тем, во время использования уличного тренажера «Степпер» пользователь тренажера должен находиться в стоячем (вертикальном) положении.

Остальные позиции, которые указаны Заявителем в жалобе, также отсутствуют в КТРУ, поэтому при описании требований к характеристикам оборудования Заказчик осуществил описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, а также учитывая, что Заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факт неправомерности действий Заказчика, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

В силу пункта 5 Правил заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.

Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара,
исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом
Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при
установлении им соответствующих требований.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что Заказчиком в документацию об электронном аукционе включены обоснования применения дополнительных характеристик. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена форма обоснования внесения дополнительных характеристик в описание объекта закупки, в связи с чем, Заказчик вправе разместить такое обоснование в свободной форме.

Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Таким образом, бремя доказывания нарушения Закона о контрактной системе при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия (бездействия) Заказчика.

Учитывая изложенное, а также факт того, что Заявитель не представил доказательств, подтверждающих позицию о том, что обоснования дополнительных характеристик, указанные в п. 18, 21 Раздела III «Спецификация» документации о закупке являются неправомерными, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что второй довод жалобы является необоснованным ввиду его недоказанности Заявителем.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.

На основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Согласно Разъяснениям п. 3 Письма ФАС России от 19.06.2019
№МЕ/51304/19, в случае, если Заказчик при описании объекта закупки устанавливает требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам товара и в документации о закупке устанавливает требование о соответствии такого товара конкретному ГОСТу, то участник указывает в составе заявки на участие в закупке в соответствии с требованиями статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке, его функциональные, технические и качественные характеристики, соответствующие значениям, установленным документацией о закупке, которые также должны соответствовать ГОСТ.

  В п. 22 Раздела III «Спецификация» документации о закупке Заказчиком установлено требование соответствия оборудования ГОСТ Р 57538-2017 «Тренажеры стационарные уличные. Общие требования безопасности и методы испытаний». Однако, как пояснили представители Заказчика, данный ГОСТ устанавливает лишь общие требования безопасности к изготовлению, монтажу, техническому обслуживанию тренажеров, а также методы испытаний тренажеров.

  Вместе с тем, представители Департамента спорта Ивановской области указали, что в целях соблюдения требований Закона о контрактной системе, Заказчиком в п. 22 Раздела III «Спецификации» указаны ГОСТы, которые распространяются на конструктивные элементы спортивно-технологического оборудования, относящиеся к объекту закупки, а именно указание Заказчиком ГОСТ 30245-2003, ГОСТ 5949-2018, ГОСТ 1051-73. Данные дополнительные характеристики установлены с целью закупки тренажера, обладающего наибольшей прочностью, антивандальной устойчивостью при эксплуатации на открытых площадках, выдерживающего атмосферные и механические воздействия.

Кроме того, в качестве подтверждения наличия на товарном рынке тренажеров, соответствующих требованиям п. 22 Раздела III «Спецификация» документации о закупке, Департамент спорта Ивановской области представил паспорт изделия М7.66GTO «Уличный силовой тренажер для комбинированного жима на верхнюю и нижнюю часть тела, мышцы кора с изменяемой нагрузкой» №196/20.

Изучив характеристики, указанные в данном паспорте изделия, Комиссия Ивановского УФАС России установила их соответствие дополнительным требованиям, отраженным в п. 22 Раздела III «Спецификация» документации об электронном аукционе.

На основании изложенного выше, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что в действиях Департамента спорта Ивановской области отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ИП <…> на действия Департамента спорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (номер извещения 0133200001721001632) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны