Решение №037/07/3-558/2024 (07-16/2024-023) 1. Признать жалобу ООО «Глобалс Аудит» на действия АО «Водок... от 19 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№037/07/3-558/2024 (07-16/2024-023)

 

Дата оглашения решения: 14 августа 2024 года                                               город Иваново

Дата изготовления решения: 19 августа 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

 

членов Комиссии: «…»

в присутствии представителей:

- АО «Водоканал» (далее – Заказчик) – «…»,

 

в отсутствие представителей ООО «Глобалс Аудит» (далее – Общество) (указанное лицо надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

 

рассмотрев жалобу ООО «Глобалс Аудит» на действия АО «Водоканал» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по внеплановому аудиту и финансовому анализу (извещение №32413844388), в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

05.08.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Глобалс Аудит» на действия АО «Водоканал» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по внеплановому аудиту и финансовому анализу (извещение №32413844388).

В первом доводе жалобы Заявитель указал, что Заказчиком неправомерно проводится закупка по Закону о закупках, так как услуги обязательного аудита лицами, с долей государственной собственности более 25%, должны закупаться по открытому конкурсу в электронной форме по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно второму доводу жалобы Общества, Заказчиком нарушен порядок, установленный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 №2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. №2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ №2604). Согласно указанному постановлению опыт участников закупки измеряется в исполненных договорах.

В третьем доводе жалобы Общество указывает, что Заказчиком неправомерно оценивается в «годах» опыт участника закупки по четвертому критерию оценки «Опыт». Опыт не может измеряться «с момента начала действия лицензии» или «с момента вступления в саморегулируемую организацию», так как дата регистрации подтверждает только право организации проводить аудит, а не реальный опыт участника закупки.

 

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, документы, представленные АО «Водоканал», ООО «Глобалс Аудит», заслушав представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Водоканал» (далее – Положение).

 

26.07.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) было размещено извещение №32413844388 о проведении аукциона в электронной форме на проведение запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по внеплановому аудиту и финансовому анализу, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о закупке, документацией о закупке, а также протоколами, составленными в ходе проведения указанной закупки:

- начальная (максимальная) цена договора: 1 000 000 ₽;

- дата и время окончания подачи заявок: 05.08.2024 09:00;

- в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок №32413844388-01 от 05.08.2024 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке было подано 4 заявки. По итогу оценки заявок на участие в закупке все первые части заявок участников закупки были признаны соответствующими документации о закупке и Закону о закупках;

- согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок № №32413844388-02 от 12.08.2024 и итоговому протоколу №32413844388-03 от 13.08.2024 все вторые части заявок участников закупки были признаны соответствующими документации о закупке и Закону о закупках. Победителем закупки объявлен участник с идентификационным номером заявки 3 (ООО «АУДИТ АНЛИМИТЕД»).

 

Первый довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.

В соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные, в том числе, с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, а также пояснениям представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Заказчиком проводится закупка на оказание услуг по внеплановому аудиту. Обязательный аудит проводится Заказчиком с соблюдением Закона об аудиторской деятельности и в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (извещения 1200700015519000001, 1200700015522000001).

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что Закон о закупках, как и Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Водоканал», не содержат запрета на проведение заказчиком внепланового (дополнительного, необязательного) аудита. В свою очередь, обязательный аудит АО «Водоканал» проводит в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.

ООО «Глобалс Аудит» своих представителей на рассмотрение жалобы не направило, доказательств обратного не представило.

На основании изложенного, действия Заказчика по проведению внепланового аудита не нарушают нормы Закона о закупках.

 

Второй довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Постановление Правительства РФ №2604 устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке, которая проводится в соответствии с Законом о контрактной системе, и не является обязательным нормативно-правовым актом при проведении закупок по Закону о закупках.

Учитывая, что Заказчиком проводится закупка по Закону о закупках, положения Постановления Правительства РФ №2604 не могут быть применены к участникам такой закупки.

На основании изложенного, действия Заказчика по проведению внепланового аудита не нарушают Постановление Правительства РФ №2604 и Закон о закупках.

 

Третий довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным на основании следующего.

В соответствии с п. 1, 2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании п. 6.7.6 Положения критериями для оценки предложения являются:

 1)  цена;

 2) функциональные характеристики (потребительские свойства) качественные характеристики товара;

 3) качество работ, услуг и (или) квалификация участника закупок;

 4) расходы на эксплуатацию или техническое обслуживание товара;

 5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

 6) срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

 7) период отсрочки платежа

 8) иные критерии оценки, сформулированные в зависимости от характера заказываемых товаров, работ, услуг.

Согласно извещению о закупке, Заказчиком при оценке заявок на участие в закупке установлен, в том числе, следующий критерий оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно письменным пояснениям Заказчика, а также пояснениям представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Заказчиком по критерию оценки «Опыт» оценивается продолжительность осуществления аудиторской деятельности, как и указано в извещении о закупке. Законодательством не запрещено оценивать продолжительность осуществления аудиторской деятельности участников закупки.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что опыт организации складывается из навыков и умений, приобретенных в процессе осуществления профессиональной деятельности. Такие навыки и умения отражают качество выполнения организацией каких-либо услуг. Оценить, как организация выполняет услуги, возможно по исполненным этой организацией договорам/контрактам.

Продолжительность деятельности организации определяет формальный срок существования организации и не отражает реальный опыт организации, т.е. навыки и умения организации в аудиторской деятельности.

Таким образом, Заказчиком неправомерно установлен критерий оценки «Опыт», в котором оценивается исключительно продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки, и который не отражает реального опыта участника закупки, что нарушает п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

 

Дополнительно, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

Согласно итоговому протоколу №32413844388-03 от 13.08.2024 победитель закупки (ООО «АУДИТ АНЛИМИТЕД») по всем критериям оценки набрал максимальное количество баллов, в том числе, по критерию «Цена». Таким образом, выявленное нарушение в действиях Заказчика не повлияло на результаты определения победителя закупки.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о закупках свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Глобалс Аудит» на действия АО «Водоканал» при проведении запроса предложений в электронной форме на проведение внепланового аудита и финансового анализа (извещение №32413844388), обоснованной в части третьего довода жалобы.

2. Установить в действиях АО «Водоканал» нарушение пунктов 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

3. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о закупках не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения победителя закупки.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны