Решение №037/06/33-690/2021 (07-15/2021-312) Решение по жалобе ИП <…> на действия Управления капитального... от 8 декабря 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/33-690/2021 (07-15/2021-312)

 

Дата оглашения решения: 03 декабря 2021 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 08 декабря 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя Управления капитального строительства Администрации города Иванова (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие ИП <…> (далее - Заявитель), а также его представителей и представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении жалобы и ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения была направлена указанным лицам),

 

рассмотрев жалобу ИП <…> на действия Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к Контракту) в рамках проектной и сметной документации «Строительство общеобразовательной школы на 350 мест в мкр. «Рождественский» г. Иваново Ивановской области» (извещение 0133200001721003212), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.11.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП <…> на действия Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к Контракту) в рамках проектной и сметной документации «Строительство общеобразовательной школы на 350 мест в мкр. «Рождественский» г. Иваново Ивановской области» (извещение 0133200001721003212).

 

В своей жалобе Заявитель указывает, что в рамках исполнения контракта необходимо поставить: банкетку мягкую 3-х местную, стол письменный со встроенной тумбой (ящик + дверка с полкой), автомат зарядки мобильных телефонов, стул полумягкий, шкаф для одежды, диван для отдыха и т.д., указанные в локальной смете 02-01-24.01. По мнению Заявителя, данные товары не связаны со строительными работами и их закупка должна осуществляться отдельно.

Также Заявитель указывает на нарушение Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

Оборудование было включено в проектно-сметную документацию еще на стадии ее разработки проектной организацией. Финансирование для проведения закупки также выделялось под имеющуюся проектно-сметную документацию. Законом о контрактной системе не предусмотрено обязанности производить разделение проектно-сметной документации на части и/или специализированные лоты. Выбранная упрощенная процедура описания объекта закупки предполагает обязанность Подрядчика выполнить предусмотренные проектно-сметной документацией работы, произвести оснащение специализированного здания согласно установленных нормативов, нежелание отдельных субъектов осуществлять закупку и передачу Заказчику части товаров не является основанием для искусственного дробления единого лота. Все товары, предусмотренные проектной-сметной документацией, непосредственно связаны целевым назначением с функциями возводимого объекта, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы проекта. Из указанного заключения следует, что работы относятся к строительству дошкольного учреждения, что свидетельствует о технической и функциональной однородности данных работ.

Кроме того, согласно ч. 57 ст. 112 Закона о контрактной системе в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

Поскольку целевое назначение выделенных бюджетных средств – строительство образовательного учреждения «под ключ» с целью получения дополнительных мест, то результатом должна быть школа, пригодная для эксплуатации. Значит, помимо построенного и сданного в эксплуатацию здания, Заказчику необходимы также мебель, бытовая техника и т.д. В отсутствие всего перечисленного возведенное подрядчиком здание не будет являться объектом – оно будет лишь пустой коробкой, непригодной для размещения и содержания детей. Следовательно, приобретая пригодный к эксплуатации объект, заказчик не только вправе, но и обязан требовать его оснащения таким оборудования.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителя Управления капитального строительства Администрации города Иванова, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

29.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение 0133200001721003212 о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к Контракту) в рамках проектной и сметной документации «Строительство общеобразовательной школы на 350 мест в мкр. «Рождественский» г. Иваново Ивановской области», а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- начальная (максимальная) цена контракта – 109 039 887 руб. 78 коп.;

- дата и время окончания подачи заявок – 29.11.2021 07:00;

- согласно протоколу №0133200001721003212 рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 29.11.2021 по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме была подана единственная заявка от участника закупки ООО «СТРОЙСЕРВИС», которая была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке, открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся.

 

Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как указано выше, объектом закупки является выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к контракту) в рамках проектной и сметной документации «Строительство общеобразовательной школы на 350 мест в мкр. «Рождественский» г. Иваново Ивановской области».

В соответствии с п. 1.4 проекта контракта документации о закупке объем работ: в соответствии с ведомостью объемов работ (Приложение №1 к контракту) в рамках проектной и сметной документации: «Строительство общеобразовательной школы на 350 мест в мкр. «Рождественский» г. Иваново Ивановской области»» и условиями контракта.

Согласно локальному сметному расчету 02-01-24.01, являющемуся приложением к проектной документации, в рамках выполнения работ по контракту необходимо поставить: банкетку мягкую 3-х местную, стол письменный со встроенной тумбой (ящик + дверка с полкой), автомат зарядки мобильных телефонов, стул полумягкий, шкаф для одежды, диван для отдыха и т.д.

Проанализировав положения документации о закупке, а также пояснения Заказчика, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Для поставки оборудования в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством. Таким образом, выполнение строительных работ и поставка оборудования должны являться предметами разных закупок. Следовательно, при осуществлении строительства объекта или капитального ремонта здания заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта.

На основании изложенного, в предмет контракта включена поставка оборудования, не связанного с процессом строительства. Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств того, что оборудование, предусмотренное локальным сметным расчетом, неразрывно связано с объектом закупки, а также необходимо для обеспечения эксплуатации такого объекта.

Таким образом, в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка товаров, технологически и функционально не связанных с объектом строительства, что не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

Указанная позиция подтверждается письмом Министерства просвещения РФ от 10.04.2019 №АН-439/09, ФАС России от 09.04.2019 №МЕ/28771/19 «О позиции Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы по вопросу о необходимости осуществлять закупки работ по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием указанных организаций различными процедурами» о том, что выполнение работ по строительству и комплексное оснащение учебным оборудованием образовательных учреждений осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов.

Относительно указания Заказчика на проведение закупки по ч. 57 ст. 112 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

На основании ч. 55 - 57 ст. 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные ч. 56 - 63 ст. 112 Закона о контрактной системе.

В случае, предусмотренном ч. 55 ст. 112 Закона о контрактной системе, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.

В случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

Заказчиком в качестве подтверждения проведения закупки по ч. 57 ст. 112 Закона о контрактной системе была представлена специальная подпрограмма «Повышение доступности образования в городе Иваново», являющаяся приложением 16 к муниципальной программе «Развитие образования города Иванова», утвержденной постановлением Администрации города Иванова №1496 от 13.11.2018.

Согласно п. 2 подпрограммы одним из мероприятий подпрограммы является строительство общеобразовательной школы на 350 мест в мкр. «Рождественский» г. Иваново Ивановской области.

Мероприятие предполагает строительство общеобразовательной школы на 350 мест в мкр. «Рождественский» г. Иваново Ивановской области в целях обеспечения жителей города Иванова возможностью получения доступного образования и создания современных условий обучения в рамках реализации мероприятий по модернизации инфраструктуры общего образования регионального проекта «Современная школа».

Строительство объекта получило в 2020 - 2021 годах поддержку из средств бюджета Ивановской области.

Срок выполнения мероприятия - 2020 - 2022 годы.

Исполнитель мероприятия: Управление капитального строительства Администрации города Иванова.

Вместе с тем, ни в указанном постановлении, ни в программе, ни в подпрограмме не указано, что в отношении указанного объекта применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные ч. 56 - 63 ст. 112 Закона о контрактной системе, как определено ч. 55 ст. 112 Закона о контрактной системе. Вследствие чего, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что положения ч. 57 ст. 112 Закона о контрактной системе в рассматриваемом случае не применяются.

 

Согласно п. 3.35 Приказа ФАС России №727/14 от 19.11.2014 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как указано выше, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 29.11.2021, по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме была подана единственная заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке. Таким образом, выявленные нарушения Закона о контрактной системе в рассматриваемом случае не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Также стоит отметить, что Заявителем документов, свидетельствующих о намерении участвовать в закупке, представлено не было. Информация об опыте выполнения работ на официальном сайте отсутствует.

Вместе с тем, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный гл. 6 Закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов. Действия контрольного органа в сфере закупок не должны создавать условия для аннулирования закупки только для целей ее повторного проведения, поскольку это не предусмотрено Законом о контрактной системе и способно привести к тому, что государственные нужды длительное время останутся неудовлетворенными (п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020).

 

В отношении довода Заявителя о нарушении Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ИП <…> на действия Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к Контракту) в рамках проектной и сметной документации «Строительство общеобразовательной школы на 350 мест в мкр. «Рождественский» г. Иваново Ивановской области» (извещение 0133200001721003212) обоснованной.

2. Установить в действиях Управления капитального строительства Администрации города Иванова нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны