Решение №037/06/23-77/2022 (07-15/2022-018) Решение по жалобе ООО «РЕНЕССАНС-МЕД» на действия ОБУЗ «Обла... от 25 февраля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/23-77/2022 (07-15/2022-018)

 

Дата оглашения решения: 21 февраля 2022 года                                             город Иваново

Дата изготовления решения: 25 февраля 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

ООО «РЕНЕССАНС-МЕД» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское» (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении жалобы и ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения была направлена указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу ООО «РЕНЕССАНС-МЕД» на действия ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское» при проведении электронного аукциона на поставку рентгенологического аппарата на 2 рабочих места (извещение 0133200001722000079), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.02.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «РЕНЕССАНС-МЕД» на действия ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское» при проведении электронного аукциона на поставку рентгенологического аппарата на 2 рабочих места (извещение 0133200001722000079).

 

В своей жалобе Общество указывает, что объектом закупки является поставка рентгенологического аппарата на 2 рабочих места. Закупаемому Заказчиком товару соответствует позиция каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) - Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая. В каталоге имеется 8 действующих позиций КТРУ, одну из которых Заказчик был обязан установить согласно закупаемому товару. Заказчик не установил код позиции КТРУ. Таким образом, Заказчиком не были соблюдены нормы Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 №145, Правила).

Кроме того, Заказчиком были установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции») (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 №878). Согласно пп. «а» п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 №145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В совокупности с требованиями ст. 14 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 №145, Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 №878 Заказчик не имел права устанавливать характеристики к закупаемому товару самостоятельно в соответствии с потребностями Заказчика.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское» не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было. В КТРУ отсутствует товар, соответствующий потребности Заказчика. В связи с чем, описание объекта закупки было сформировано в соответствии с ГОСТ Р 55772–2021 «Изделия медицинские электрические. Комплексы рентгеновские цифровые для просвечивания и снимков. Технические требования для государственных закупок» (далее - ГОСТ Р 55772–2021).

Так, в частности, описание по кодам позиции КТРУ не содержат следующих важнейших характеристик, установленных Заказчиком в описании объекта закупки:

1) Требования к столу снимков: наличие второго рабочего места (стола снимков) и основных характеристик к нему предусмотрены п. 6.2.2.1 ГОСТ Р 55772–2021. На втором рабочем месте проводятся основные рентгеновские исследования при размещении пациента непосредственно на столе снимков. Диагностика некоторых видов повреждений опорно-двигательной системы возможна только на столе снимков при условии обездвиживании пациента (имеется возможность установки систем фиксации, ремней и т.д.). Например, травмы позвоночника, черепа, грудной клетки, большой берцовой кости и т.д. Кроме того, без стола снимков невозможно проводить диагностику у нетранспортабельных пациентов.

2) Требования к штативу для рентгенографии изложены в п. 6.2.2.2 ГОСТ Р 55772–2021. От характеристик штатива для рентгенографии со всеми обусловленными перемещениями и расстояниями зависят диагностические возможности аппарата, а именно возможность направления рентгеновского излучения на исследуемый объект под определенном углом, без переукладки, реализации косых проекций, требуемых для некоторого рода исследований. Следовательно, широкий диапазон перемещений и удобство управления штативом позволяет реализовать максимальное возможное количество укладок.

3) Требования к рентгеновскому излучателю с рентгеновской трубкой и диафрагмой изложены в п. 6.2.2.3 ГОСТ Р 55772–2021. От качества рентгеновского излучателя зависят качество, работоспособность и диагностические возможности рентгеновского аппарата. Качество излучателя обуславливается набором обязательных характеристик, таких как, например, теплоемкость излучателя или наличие рентгеновской трубки с вращающимся анодом. Неуказание отдельных характеристик излучателя позволяют поставщику осуществить монтаж более дешевых моделей, имеющих меньший ресурс и производительность. Например, рентгеновская трубка с со скоростью вращения анода менее 9000 об/мин (вращается для охлаждения сильно нагревающегося анода) значительно быстрее перегревается, что сокращает ресурс комплектующего и увеличивает интервал между исследованиями. Например, от размера фокусного пятна зависит лучевая нагрузка и допустимая минимальная и максимальная область исследований.

4) Требования к приемнику рентгеновского изображения изложены в п. 6.2.2.4 ГОСТ Р 55772–2021. Беспроводной плоскопанельный детектор требуется для обеспечения возможности съемки вне плоскости стола или стойки снимков (снимки на вытяжение, исследования маломобильных пациентов), что не может быть обеспечено стационарными плоскопанельными детекторами.

5) Требования к третьему рабочему месту изложены в п. 6.2.3 ГОСТ Р 55772–2021. Третье рабочее место требуется для исследования различных частей стоя или сидя у стойки снимков.

6) Требования к рентгеновскому питающему устройству изложены в п. 6.2.3 ГОСТ Р 55772–2021.

7) Требования к средствам измерения для контроля доз облучения пациента изложены в п. 6.2.5 ГОСТ Р 55772–2021, а также Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18 февраля 2003 г. №8 «О введении в действие СанПиН «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований».

 

Рассмотрев представленные ООО «РЕНЕССАНС-МЕД», ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

04.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001722000079 о проведении электронного аукциона на поставку рентгенологического аппарата на 2 рабочих места.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 15 750 000 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 14.02.2022 08:00;

- дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 14.02.2022;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 16.02.2022;

- согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0133200001722000079 от 16.02.2022 заявка единственного участника закупки ООО «ПК ПРОМЕТЕЙ» была признана соответствующей извещению об осуществлении закупки, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. Такие ограничения установлены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 №878.

В извещении о проведении электронного аукциона установлены ограничения согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 №878.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145.

На основании п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. «б» - «г» и «е» - «з» п. 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения

В соответствии с пп. «а» п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В силу п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. При этом, в качестве кода каталога товаров, работ, услуг, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Таким образом, п. 7 Правил предусмотрена возможность возникновения ситуации, при которой закупаемый заказчиками товар отсутствует в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик в рассматриваемом случае указал в Описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона: в каталоге товаров работ, услуг, отсутствует описание наличия элементов комплектности аппарата и основных характеристик функциональности и качества. Это обстоятельство противоречит необходимости оказания надлежащей медицинской помощи населению в полной мере. Руководствуясь п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение при размещении электронного аукциона использовать код ОКПД2 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические» и осуществить описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Позиции КТРУ, на которые ссылается Заявитель, не отображают технические характеристики аппарата, необходимого к поставке Заказчику, и не позволяют сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару, что может привести к поставке аппарата, не отвечающего требованиям Заказчика. Заявителем доказательств обратного не представлено.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик обязан использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. В документации о закупке должны быть установлены только такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для Заказчика, являются для него значимыми, обусловлены его потребностями.

Установлено, что Заказчик при описании объекта закупки руководствовался ГОСТ Р 55772–2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Комплексы рентгеновские цифровые для просвечивания и снимков», ГОСТ Р 57084-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Детекторы для рентгенодиагностики плоскопанельные. Технические требования для государственных закупок». Комиссия Ивановского УФАС России, рассмотрев представленные Заказчиком документы и информацию, признала их достаточными в части обоснования потребности Заказчика в установлении при описании объекта закупки характеристик аппарата рентгенологического, учитывая специфику деятельности лечебного учреждения.

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «РЕНЕССАНС-МЕД» на действия ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское» при проведении электронного аукциона на поставку рентгенологического аппарата на 2 рабочих места (извещение 0133200001722000079) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны