Решение б/н Решение и предписание по делу №02-30/001 (ответчик - ГУ Иван... от 3 ноября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

Резолютивная часть решения оглашена "28" февраля 2011 г.             город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "11" марта 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 02-30/001, возбужденное по признакам нарушения государственным учреждением Ивановской области «Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных» (153009, Ивановская область, Ивановский район, м. Коляново, ул. Садовая, д. 36) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ивановское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г. (<…>), осуществляющей производство мясной продукции, на действия государственного учреждения Ивановской области «Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных» (далее – ГУ «Ивановская районная СББЖ») при оказании ветеринарных услуг.

 

В жалобе заявитель указала на то, что у нее с ГУ «Ивановская районная СББЖ» был заключен договор возмездного оказания услуг по осуществлению государственного ветеринарного контроля (ветеринарно-санитарной экспертизы) за ветеринарно-санитарным благополучием реализуемой предприятием продукции от 01.01.2008 года. С января 2010 года услуги по данному договору стали оказываться ненадлежащим образом, в связи с чем, заявитель расторгла его в одностороннем порядке. После того, как был расторгнут договор, индивидуальный предприниматель Ганина К.Г. неоднократно обращалась в ГУ «Ивановская районная СББЖ» с просьбой оказания ей ветеринарных услуг. ГУ «Ивановская районная СББЖ» игнорировало многочисленные заявления индивидуального предпринимателя, ссылаясь на отсутствие заключенного между ними договора на оказание платных ветеринарных услуг.

 

По мнению заявителя, отказ ГУ «Ивановская районная СББЖ» в оказании ветеринарных услуг без заключения договора на оказание платных ветеринарных услуг не правомерен, поскольку противоречит действующему законодательству.

 

Кроме того, по мнению заявителя, ГУ «Ивановская районная СББЖ» незаконно выдает ветеринарные сопроводительные документы на мясную продукцию, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке.

 

В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Ивановским УФАС России письмом от 19.10.2010 № 02-30/3007 у ГУ «Ивановская районная СББЖ» запрошены информация и документы, необходимые для рассмотрения поступившей жалобы на предмет соответствия действий ГУ «Ивановская районная СББЖ» Закону о защите конкуренции.

В ответе (исх. № 342 от 28.10.2010) на запрос Ивановского УФАС России ГУ «Ивановская районная СББЖ» сообщила, что индивидуальный предприниматель Ганина К.Г. желает, чтобы ветеринарное обслуживание ее цеха осуществлялось два раза в месяц по два часа, но в тоже время требует ветеринарное обслуживание ее цеха в нерабочее время и выходные дни, что можно прописать и исполнить только в договорных отношениях.

 

В результате рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г. и анализа, представленных ГУ «Ивановская районная СББЖ» документов, установлено следующее.

 

ГУ «Ивановская районная СББЖ» в силу пункта 2 Положения о Государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706 (далее – Положение), входит в систему органов государственного ветеринарного надзора.

 

Должностные лица ГУ «Ивановская районная СББЖ» в соответствии с пунктом 4 Положения осуществляют в пределах обслуживаемой территории государственный ветеринарный надзор за соблюдением ветеринарных правил при производстве, заготовках, хранении, перевозках, включая экспортно-импортные, и реализации продуктов и сырья животного происхождения.

 

Индивидуальный предприниматель Ганина К.Г., осуществляющая производство и реализацию мясной продукции, подвергшейся промышленной и тепловой обработке, с целью выпуска безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов, заключила с ГУ «Ивановская районная СББЖ» договор возмездного оказания услуг по осуществлению государственного ветеринарного контроля за ветеринарно-санитарным благополучием реализуемой продукции от 01.01.2008 года № 3. Данный договор в марте 2010 расторгнут предпринимателем в одностороннем порядке из-за ненадлежащего оказания ГУ «Ивановская районная СББЖ» ветеринарных услуг. После расторжения договора ИП Ганина К.Г. неоднократно обращалась в ГУ «Ивановская районная СББЖ» с письменными заявлениями об оказании ветеринарных услуг с указанием времени производства мясной продукции, предполагаемого количества производимой продукции и вида запрашиваемых ветеринарных услуг. ГУ «Ивановская районная СББЖ» на данные заявления не реагировало. При этом на все запросы ИП Ганиной К.Г. ГУ «Ивановская районная СББЖ» сообщало предпринимателю о невозможности оказания ветеринарных услуг без заключения договора на оказание платных ветеринарных услуг (письма ГУ «Ивановская районная СББЖ» вх. № 541 от 24.09.2010, исх. № 284 от 16.09.2010).

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

 

Поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих производство мясной продукции заключать долгосрочные договоры на оказание платных ветеринарных услуг, ГУ «Ивановская районная СББЖ» необоснованно отказывает ИП Ганиной К.Г. в оказании разовых ветеринарных услуг без заключения соответствующего договора.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

 

Действия ГУ «Ивановская районная СББЖ», заключающиеся в понуждении к заключению договора на оказание платных ветеринарных услуг, приводят к ограничению конкуренции на товарном рынке, а, следовательно, содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Кроме того, из анализа представленных ГУ «Ивановская районная СББЖ» пояснений, Прейскуранта цен на услуги, оказываемые данным учреждением, установлено, что ГУ «Ивановская районная СББЖ», руководствуясь Правилами организации работ по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422, выдает ветеринарные сопроводительные документы организациям, реализующим продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке.

 

В соответствии с указанными Правилами на все виды продукции животного происхождения для ее перевозки необходимо получать ветеринарные сопроводительные документы, выдаваемые органами и учреждениями, входящими в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

 

Вместе с тем, Правительством Российской Федерации принято Постановление № 1009 от 14.12.2009 (далее – Постановление № 1009), в котором определен порядок совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля.

 

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления № 1009 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организацию такого контроля в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора:

- продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках;

- деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта;

 

Таким образом, с даты вступления в законную силу Постановления № 1009, надзор за продукцией животного происхождения, подвергшейся промышленной обработке осуществляет Роспотребнадзор.

 

Несмотря на вступившее 26.12.2009 в законную силу Постановление № 1009, ГУ «Ивановская районная СББЖ» продолжает выдавать ветеринарные сопроводительные документы на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной обработке, не обладая соответствующими полномочиями.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

 

Действия ГУ «Ивановская районная СББЖ», заключающиеся в установлении не предусмотренных действующим законодательством требований к товарам, а именно наличия ветеринарных сопроводительных документов на готовую продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной обработке, приводят к ограничению конкуренции на товарном рынке, а, следовательно, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 13.01.2011 № 2 возбуждено дело № 02-30/001 по признакам нарушений государственным учреждением Ивановской области «Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных» пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В письменных пояснениях от 14 февраля 2011 года № 24 ГУ «Ивановская районная СББЖ» сообщило, что платные ветеринарные услуги предоставляются по требованию сельхозпредприятия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. После того, как ИП Ганина К.Г. расторгла договор № 3 от 01.01.2008 года, ГУ «Ивановская районная СББЖ» предлагало ей заключить новый договор, который она отказалась подписать. Иных действий, направленных на понуждение ИП Ганиной К.Г. к заключению договора учреждение не совершало.

 

На заседании Комиссии 28.02.2011 представитель заявителя <…> заявила ходатайство о приобщении к материалам дела документов, имеющих значение для рассмотрения дела.

 

Комиссией данное ходатайство удовлетворено.

 

На заседании Комиссии 28.02.2011 заявитель и его представители поддержали позицию, изложенную в заявлении от 29.09.2010, дополнительно пояснили, что в соответствии с пунктом 1.2 Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, утвержденного Госкомсанэпиднадзором РФ 14.10.1994 № 13-7-2/173 (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.1994 №710) на всех предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, занятых убоем скота (птицы), заготовкой, переработкой и хранением продовольственного и технического сырья животного происхождения создаются подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства. ГУ «Ивановская районная СББЖ» не создало такого подразделения на предприятии индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г., в результате чего не смогло надлежащим образом организовать осуществление государственного ветеринарного надзора за соблюдением данным предприятием требований ветеринарных правил при производстве продуктов животноводства. Поскольку запрещена реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе, в процессе производства продукции, выпускаемой индивидуальным предпринимателем Ганиной К.Г., специалисты ГУ «Ивановская районная СББЖ» должны проводить ветеринарно-санитарную экспертизу. Кроме того, сотрудники ГУ «Ивановская районная СББЖ» должны контролировать температурный режим, контролировать применение нитрата натрия, поддерживать ветеринарно-санитарное состояние на подконтрольном объекте. В деревне Брюхово Ивановского района Ивановской области, где расположено производство индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г., осуществляют производство мясной продукции еще два цеха. Данные производства, в отличие от предприятия индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г. обслуживаются ветеринарным врачом, поскольку их руководством заключены с ГУ «Ивановская районная СББЖ» соответствующие договоры на оказание платных ветеринарных услуг. После расторжения договора возмездного оказания ветеринарных услуг от 01.01.2008 № 3 ГУ «Ивановская районная СББЖ» прекратила обслуживание предприятия индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г. Ссылаясь на отсутствие заключенного между ними договора на оказание платных ветеринарных услуг, ГУ «Ивановская районная СББЖ» перестало оказывать и предусмотренные действующим законодательством бесплатные ветеринарные услуги. Индивидуальный предприниматель Ганина К.Г. неоднократно обращалась в ГУ «Ивановская районная СББЖ» с заявлениями об оказании ветеринарных услуг, но ГУ «Ивановская районная СББЖ» их игнорировало. В связи с тем, что ГУ «Ивановская районная СББЖ» перестало оказывать индивидуальному предпринимателю Ганиной К.Г. как платные, так и бесплатные ветеринарные услуги, предприниматель утратила возможность осуществлять производство мясной продукции и впоследствии была вынуждена приостановить осуществление данной деятельности до возобновления ветеринарного обслуживания ее производства со стороны ГУ «Ивановская районная СББЖ». Впоследствии, чтобы возобновить производство мясной продукции и приобрести хоть какой-то рынок ее сбыта, индивидуальный предприниматель Ганина К.Г. обращалась в ГУ «Ивановская районная СББЖ» с просьбами начать ветеринарное обслуживание ее производства по два часа в день. Данные обращения ГУ «Ивановская районная СББЖ» также оставляла без внимания. Обратиться в другие учреждения для приобретения соответствующих ветеринарных услуг заявитель не могла, поскольку территорию Ивановского района, на которой расположено ее производство, обслуживает только ГУ «Ивановская районная СББЖ».

 

Договор возмездного оказания ветеринарных услуг от 01.01.2008 № 3 был расторгнут индивидуальным предпринимателем в одностороннем порядке в связи с тем, что ГУ «Ивановская районная СББЖ» стало оказывать ветеринарные услуги ненадлежащим образом. Проекты договоров возмездного оказания ветеринарных услуг, предлагаемые ответчиком в дальнейшем для заключения, в целях оказания ветеринарных услуг, индивидуальный предприниматель Ганина К.Г. отказывалась подписывать в силу следующего. ГУ «Ивановская районная СББЖ» включало в число платных услуг по договору и те услуги, которые данное учреждение в соответствии с действующим законодательством должно оказывать бесплатно. Соответственно в стоимость ветеринарных услуг по предлагаемым договорам ГУ «Ивановская районная СББЖ»  включало и плату за предоставление тех ветеринарных услуг, которые должны оказываться учреждением бесплатно. Калькуляция стоимости ветеринарных услуг во всех предлагаемых проектах договоров значительно отличалась и в каждом случае она была чрезмерно завышена. Кроме того, по окончанию предоставления ветеринарных услуг, указанных в договоре, ГУ «Ивановская районная СББЖ» составляет акты выполненных работ, которые индивидуальный предприниматель, по мнению сотрудников учреждения, должна оплачивать дополнительно, сверх стоимости ветеринарных услуг указанной в договоре.

 

На заседании Комиссии 28.02.2011 представители ответчика нарушение антимонопольного законодательства не признали, дополнительно пояснили следующее.

 

Подразделения государственного ветеринарного надзора создаются не на всех предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, а только на крупных, имеющих полный цикл работы. В Ивановском районе имеется только три таких предприятия. Предприятие индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г. осуществляло свою деятельность только по два часа в неделю, ветеринарно-санитарную экспертизу на предприятии индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г. проводить не следует, поскольку продукция, которая перерабатывается на данном предприятии, поступает туда уже подвергшееся ветеринарно-санитарной экспертизе. Ветеринарные врачи также не должны участвовать в технологическом процессе производства мясной продукции и следить за использованием нитрата натрия. ГУ «Ивановская районная СББЖ» не препятствует оказанию индивидуальному предпринимателю Ганиной К.Г. разовых платных ветеринарных услуг и готово их оказывать. Разовые ветеринарные услуги индивидуальному предпринимателю Ганиной К.Г. не оказывались из-за того, что стороны не могли договориться о стоимости услуг. ГУ «Ивановская районная СББЖ» поднадзорно около 156 объектов, поэтому без договорных отношений невозможно организовать государственный ветеринарный надзор. После того, как индивидуальный предприниматель Ганина К.Г. расторгла договор на оказание платных ветеринарных услуг, ГУ «Ивановская районная СББЖ» посчитало, что предприниматель прекратила осуществление деятельности по производству мясной продукции. Кроме того, после расторжения договора сотрудники ГУ «Ивановская районная СББЖ» несколько раз выезжали на место нахождения производства индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г, однако во всех случаях предприятие было закрыто, о чем составлялись соответствующие служебные записки. Какой-либо правовой акт, регламентирующий действия  ГУ «Ивановская районная СББЖ» в тех случаях, когда поднадзорное учреждению производство закрыто (не осуществляет деятельности), отсутствует.

 

Кроме того, представители ответчика пояснили, что ГУ «Ивановская районная СББЖ» выдает ветеринарные сопроводительные документы организациям, реализующим продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, доводы представителя заявителя, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

1. Отношения в области ветеринарии регулируются Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (далее – Закон о ветеринарии) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации.

 

В силу части 2 статьи 5 Закона о ветеринарии систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации представляют уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.

 

В соответствии со статьей 3 Закона Ивановской области от 14.11.2005 № 158-ОЗ «О ветеринарии» система государственной ветеринарной службы Ивановской области включает в себя уполномоченный орган исполнительной власти в сфере ветеринарии и подведомственные ему учреждения.

 

Исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим межотраслевое управление и координацию в сфере ветеринарного контроля, в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009 N 117-уг, является Департамент государственного контроля Ивановской области.

 

ГУ «Ивановская районная СББЖ» создано на основании распоряжения Администрации Ивановской области от 22.12.2003 N 304-ра «О создании сети государственных ветеринарных учреждений Ивановской области» и в соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 27.10.2006 № 265-рп «Об утверждении перечня подведомственных исполнительным органам государственной власти Ивановской области государственных учреждений Ивановской области» подведомственно Департаменту государственного контроля Ивановской области.

 

Целями деятельности ГУ «Ивановская районная СББЖ», согласно пункту 2.1 Устава, являются:

- осуществление государственного ветеринарного надзора на территории Ивановской области, направленного на профилактику болезней и лечение животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб, пчел, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения;

- оказание практической помощи организациям, независимо от их подчиненности и форм собственности, занимающимся производством, заготовкой, переработкой, хранением и реализацией продукции животного и растительного происхождения, государственным учреждениям ветеринарии, коммерческим организациям и физическим лицам.

 

ГУ «Ивановская районная СББЖ» согласно пункту 1.8 Устава является некоммерческой организацией и не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Свои отношения с другими учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах своей деятельности ГУ «Ивановская районная СББЖ» строит на основе договоров.

 

Контроль за соблюдением требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок, в соответствии с пунктом 1 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановление Правительства РФ от 19.06.1994 N 706 (далее – Положение о государственном ветеринарном надзоре), является одним из компонентов системы государственного ветеринарного надзора в Российской Федерации.

 

Государственный ветеринарный надзор, согласно пункту 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре, осуществляется в том числе и на мясокомбинатах, рыбокомбинатах, молокозаводах, хладокомбинатах и других предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, а также предприятиях по их заготовке и торговле, рынках, базарах, ярмарках, выставках и других местах торговли.

 

На основании Закона о ветеринарии и Положения о государственном ветеринарном надзоре разработано Положение о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства (далее – Положение о подразделениях государственного ветеринарного надзора), утвержденное Госкомсанэпиднадзором РФ 14.10.1994 № 13-7-2/173 (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.1994 №710) .

 

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о подразделениях государственного ветеринарного надзора, подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства создаются на всех предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, занятых убоем скота (птицы), заготовкой, переработкой и хранением продовольственного и технического сырья животного происхождения.

 

Подразделение находится в составе районной (городской) станции по борьбе с болезнями животных или ветеринарно-санитарной станции по месту расположения предприятия.

 

Численность работников Подразделения определяется исходя из производственной мощности предприятия и обеспечения проведения полного перечня работ по ветеринарному осмотру убойных животных, ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов убоя и их ветеринарно-санитарной оценке, обеспечения ветеринарно-санитарного контроля за деятельностью предприятия в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

 

Специалисты Подразделения работают по правилам внутреннего распорядка предприятия, в части режима рабочего времени, охраны труда, санитарного режима и эксплуатации помещений, оборудования, другого имущества и средств связи, представляемых администрацией предприятия Подразделению для выполнения его функций.

 

На основании изложенного, доводы представителя ГУ «Ивановская районная СББЖ» о том, что подобные подразделения создаются не на всех предприятиях, занятых переработкой сырья животного происхождения, а только на крупных, имеющих полный цикл работы, не состоятельны.

 

По утверждению представителей ответчика мясное сырье, которое перерабатывается на предприятии индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г., поступает к ней уже подвергнутое ветеринарно-санитарной экспертизе, поэтому осуществление ветеринарного надзора на данном предприятии не требуется.

 

Однако, в соответствии с пунктом 3 Положения о подразделениях государственного ветеринарного надзора, к числу обязанностей подразделений государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства относятся:

- государственный ветеринарный надзор за поступлением на предприятие убойного скота (птицы), мясосырья и вспомогательных подконтрольных материалов, включая проверку правильности оформления ветеринарных документов, их соответствие фактически поступившему поголовью (количеству груза), соблюдения правил транспортировки.

- разработка планов мероприятий по профилактике заноса, распространения и ликвидации карантинных заболеваний животных (птицы) и контроль их исполнения;

- проведение в полном объеме ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и других продуктов убоя скота и птицы согласно порядку, установленному действующими ветеринарными правилами;

- организация и проведение трихинеллоскопии;

- проведение при наличии показаний лабораторных исследований мяса, продуктов убоя, кормов и технического сырья животного происхождения;

- контроль за обезвреживанием, в том числе соблюдением температурного режима, и переработкой условно годного мяса и других продуктов убоя, полученного на предприятии или поступившего, а также соблюдением ветеринарно-санитарных требований и термических режимов в цехе технических фабрикатов;

- осуществление постоянного контроля за условиями переработки и хранения импортного мяса и мясопродуктов (отнесенных к категориям "А", "В", "С");

- контроль за своевременной утилизацией или уничтожением трупов животных (птицы), ветеринарных конфискатов, забракованного мяса и других продуктов убоя и переработки;

- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и выборного лабораторного контроля мясосырья при приемке на холодильник и органолептическая его оценка при отпуске в реализацию на переработку, а также контроль за выполнением правил при складировании продукции и очередности переработки мяса и мясопродуктов;

- регистрация проводимой работы в журналах установленной формы, ведение ветеринарной отчетности, учет выявленных болезней;

- выдача ветеринарных свидетельств, заключений и других ветеринарных документов установленной формы, удостоверяющих ветеринарно-санитарное благополучие выпускаемой продукции;

- оформление заключений и составление актов на забракованное мясо, мясопродукты и техническое сырье;

- постоянный контроль за работой объектов ветеринарно-санитарного назначения и правильностью проведения дезинфекции, дератизации и дезинсекции, а также за приготовлением, хранением и использованием нитрата натрия.

 

Действительно, не исключено, что мясное сырье, поступающее на предприятие индивидуального предпринимателя Ганиной К.К., уже может быть подвергнуто ветеринарно-санитарной экспертизе в силу того, что в соответствии со статьей 21 Закона о ветеринарии мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе, запрещена.

 

Однако это не снимает с ГУ «Ивановская районная СББЖ» возложенных обязанностей по осуществлению государственного ветеринарного надзора на предприятии индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г, указанных в пункте 3 Положения о подразделениях государственного ветеринарного надзора.

 

Таким образом, специалисты ГУ «Ивановская районная СББЖ» в рамках осуществления государственного ветеринарного надзора обязаны проверять правильность оформления ветеринарных документов на мясную продукцию, поступающую на предприятие заявителя, их соответствие фактически поступившему количеству груза на производство индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г., соблюдение правил транспортировки мясного сырья и в случае нарушения условий транспортировки мяса, проводить повторную ветеринарно-санитарную экспертизу. Отсутствие надлежащего надзора и контроля при производстве мясной продукции на мясоперерабатывающем цехе индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г. создает опасность распространения заразных болезней людей и животных, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Кроме того, из-за невыполнения ответчиком, возложенных на него обязанностей государственного ветеринарного надзора, индивидуальный предприниматель Ганина К.Г. была вынуждена приостановить осуществление деятельности по переработке и изготовлению мясной продукции до возобновления обслуживания ее производства со стороны ГУ «Ивановская районная СББЖ».

 

Индивидуальный предприниматель Ганина К.Г. по факту неоказания ветеринарных услуг ГУ «Ивановская районная СББЖ» обращалась в Прокуратуру Ивановской области. В результате рассмотрения данного обращения Прокуратурой Ивановской области в адрес Департамента государственного контроля Ивановской области выдано представление об устранении нарушений  законодательства Российской Федерации от 29.10.2010 № 02-08-2010, о чем в материалах дела содержатся соответствующие доказательства.  Письмом от 19.10.2010 № в-731 Департамент государственного контроля Ивановской области дал ГУ «Ивановская районная СББЖ» указание о выполнении требований Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора в мясоперерабатывающем цехе индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г, которое свидетельствует о том, что ГУ «Ивановская районная СББЖ» ненадлежащим образом осуществляло возложенные на него обязанности.

 

ГУ «Ивановская районная СББЖ» обосновывает неисполнение возложенных обязанностей по осуществлению ветеринарного надзора на предприятии индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г. тем, что предприятие заявителя во время выхода на него сотрудников ГУ «Ивановская районная СББЖ» было либо закрыто, либо на нем отсутствовали уполномоченные должностные лица, в присутствии которых должны осуществляться контрольно-надзорные функции. В подтверждение своих доводов, представители ответчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России 28.02.2011 ссылались на служебные записки ветеринарных специалистов ГУ «Ивановская районная СББЖ». Однако Комиссией Ивановского УФАС Росси было установлено, что индивидуальный предприниматель Ганина К.Г. о выездах специалистов ГУ «Ивановская районная СББЖ» на ее производство не извещалась, письменных подтверждений того, что сотрудники ГУ «Ивановская районная СББЖ» пытались наладить связь с индивидуальным предпринимателем, представителями ответчика также не представлено. Кроме того, какой-либо акт, регламентирующий действия сотрудников ГУ «Ивановская районная СББЖ» в подобных случаях отсутствует.

 

Доводы представителей ответчика о том, что ГУ «Ивановская районная СББЖ» не имело возможности организовать выполнение требований Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора в мясоперерабатывающем цехе индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г. в силу отсутствия деятельности на предприятия ответчика не нашли своего подтверждения.

 

В материалах дела имеется значительное количество заявлений индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г. (письма от 20.09.2010, от 22.09.2010, от 23.09.2010, от 24.09.2010, от 29.09.2010, от 01.10.2010,) в которых заявитель обращалась к ГУ «Ивановская районная СББЖ» с просьбой организовать оказание государственных услуг по контролю выпуска производимой продукции с одновременным оказанием платных ветеринарных услуг. Данные заявления ГУ «Ивановская районная СББЖ» игнорировало.

 

В ходе заседания Комиссии Ивановского УФАС России было установлено, что ГУ «Ивановская районная СББЖ» не возражало против оказания разовых платных ветеринарных услуг. Сотрудники ГУ «Ивановская районная СББЖ» предлагали заявителю заключить договор на возмездное оказание ветеринарных услуг в соответствии с графиком два раза в неделю (понедельник и четверг с 13-00 до 15-30), рассчитали стоимость данных платных ветеринарных услуг, однако индивидуальный предприниматель Ганина К.Г. посчитала предлагаемую учреждением стоимость услуг завышенной. Данная позиция подтверждается имеющимся в материалах дела проектом договора возмездного оказания платных ветеринарных услуг от 07.06.2010, а также пояснениями самого заявителя. Индивидуальный предприниматель Ганина К.Г. на заседании Комиссии Ивановского УФАС России от 28.02.2011 сообщила, что ее не устроила стоимость услуг, предлагаемых по договору, поскольку в данную стоимость ГУ «Ивановская районная СББЖ» включало не только плату за оказание платных ветеринарных услуг, но и плату за те услуги, которые в соответствии с действующим законодательством являются бесплатными.

 

В пункте 2 Перечня платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20.01.1992 N 2-27-145 и согласованным с Министерством экономики и финансов Российской Федерации 28.01.1992 N 5-ф (далее – Перечень платных и бесплатных услуг), установлен перечень платных ветеринарных услуг, оказываемых продуктивным и непродуктивным животным в хозяйствах и предприятиях независимо от подчиненности и форм собственности. Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что данный перечень применим и в отношении продукции животного происхождения (Определение ВАС РФ от 26.05.2009 N ВАС-2135/09 по делу N А67-349/08).

 

Данный перечень платных ветеринарных услуг включает в себя следующие услуги:

- клинические, лечебно - профилактические и ветеринарно - санитарные мероприятия (терапевтические, хирургические, акушерско-гинекологические, противоэпизоотические и иммунизация, санитарно - гигиенические, дезинсекция, дезинфекция, дератизация, дегельминтизация);

- все виды лабораторных исследований (кроме исследований на болезни, определенные в разделе 1 перечня, исследований для установления роли объектов, подконтрольных Госветнадзору, в возникновении заболеваний людей и плановых радиологических исследований из контрольных пунктов);

- ветеринарно - санитарная экспертиза пищевых продуктов, реализуемых на рынках, ярмарках и в других местах торговли (кроме исследования мяса на трихинеллез);

- исследования и другие ветеринарные мероприятия, связанные с поставками на племпродажу, выставки, соревнования, экспорт и другие коммерческие цели;

- исследования на стельность, получение и трансплантация эмбрионов и другие мероприятия, связанные с воспроизводством и размножением животных, птиц, рыб, пчел;

- апробация, производственные испытания незарегистрированных препаратов;

- выдача ветеринарных документов (ветсвидетельства, справки, паспорта и регистрационные удостоверения);

- консультации по вопросам диагностики, лечения, профилактики, технологии содержания животных;

- оформление ветеринарных заключений по строительству объектов ветнадзора;

- подготовка и переподготовка кадров, выдача лицензий на право занятия ветеринарной деятельностью;

- производство лечебно - профилактических, гигиенических, дезинфекционных и других ветеринарных препаратов;

- кремация, эвтаназия и другие услуги.

 

В материалах дела имеются проекты договоров возмездного оказания услуг от 10.03.2010 и от 07.06.2010, которые ГУ «Ивановская районная СББЖ» предлагало заключить заявителю. В число платных услуг, предлагаемых по данным договорам, ГУ «Ивановская районная СББЖ» помимо ряда услуг, содержащихся в Перечне платных и бесплатных услуг, включило также и следующие услуги:

- осуществление контроля за своевременной утилизацией или промпереработкой забракованного сырья;

- осуществление контроля за проведением санитарных мероприятий;

- контроль температурного режима, санитарного состояния условий хранения;

- контроль условий, состояния, сроков реализации и хранения продукции в холодильных камерах и складских помещениях.

 

Представители ответчика не смогли пояснить о том, на каком основании ГУ «Ивановская районная СББЖ» включило в договор возмездного оказания ветеринарных услуг те услуги, которые должны предоставляться учреждением на бесплатной основе.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

Действия (бездействия) государственного учреждения Ивановской области «Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных», выразившиеся в непредставлении индивидуальному предпринимателю Ганиной К.Г. ветеринарных услуг, привели к необоснованному препятствованию осуществления деятельности индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г., что является нарушением антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

                                                                                    

2. В соответствии с Поручением ФАС России от 16.07.2010 №АИ/22604 Ивановским УФАС России была проведена проверка государственных учреждений ветеринарии, подведомственных органам власти Ивановской области в области ветеринарии на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, при выдаче ветеринарных сопроводительных документов.

 

Ивановским УФАС России письмом от 02.08.2010 № 02-30/2263 у ГУ «Ивановская районная СББЖ» была запрошена информация о том, выдает ли учреждение платные ветеринарные сопроводительные документы организациям, реализующим продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке.

 

В ответ на запрос Ивановского УФАС России учреждение письмом от 19.08.2010 вх. № 500ф сообщило, что выдает ветеринарные сопроводительные документы на поднадзорную продукцию организациям, реализующим продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке. Также ГУ «Ивановская районная СББЖ» представило прейскурант цен на услуги, оказываемые учреждением, утвержденный приказом и.о. начальника ГУ «Ивановская районная СББЖ».

 

В письме от 17.12.2010 (вх. №4474) ГУ «Ивановская районная СББЖ» сообщило о том, что учреждение выдает ветеринарные сопроводительные документы организациям, реализующим продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке на основании Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 № 422. Данный факт не отрицался и представителями ответчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России 28.02.2011.

 

В результате анализа документов, полученных в ходе проверки государственных учреждений ветеринарии, проведенной по поручению ФАС России от 16.07.2010 №АИ/22604, и заявлений других хозяйствующих субъектов, обратившихся в Ивановское УФАС России по вопросу незаконной выдачи данными учреждениями ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной и тепловой обработке, установлено следующее.

 

Письмом от 06.09.2010 № 270 ГУ «Ивановская районная СББЖ» предоставило информацию о хозяйствующих субъектах, реализующих продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке, которым учреждение выдает платные ветеринарные сопроводительные документы. С данными хозяйствующими субъектами ГУ «Ивановская районная СББЖ» заключены договоры возмездного оказания услуг по осуществлению государственного ветеринарного контроля за ветеринарно-санитарным благополучием реализуемой предприятиями продукции (договор №11 от 01.01.2008 с ОАО «Ивановский бройлер», договор №16 от 01.01.2008 с ИП Гагиным А.С., договор №24 от 01.01.2008 с ООО «Истоки», договор №1 от 01.01.2008 с ИП Глава КФХ Волковым В.Н.). На основании заключенных договоров ГУ «Ивановская районная СББЖ» выдает ветеринарные сопроводительные документы на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке.

 

Сама по себе выдача ветеринарных сопроводительных документов не может расцениваться как нарушение законодательства, поскольку осуществляется по заявлениям хозяйствующих субъектов на добровольной основе. Кроме того, не является нарушением законодательства и осуществление государственного ветеринарного контроля при производстве продукции, поскольку заключение договора возмездного оказания ветеринарных услуг между учреждениями ветеринарии и хозяйствующими субъектами – производителями продукции – входит в полномочия данных учреждений и регулируется целым рядом нормативных правовых актов (Законом о ветеринарии, Положением о подразделениях государственного ветеринарного надзора). В соответствии с положениями Закона о ветеринарии, в обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан – владельцев животных и производителей продуктов животноводства входит  осуществление ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства. Кроме того, запрещается реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.

 

При установлении же государственными ветеринарными учреждениями требований об обязательном наличии ветеринарных сопроводительных документов на реализуемые партии продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, создается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.

 

Так, в своем письме общество с ограниченной ответственностью «МТЛ» сообщает о том, что оно приобретает продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной обработке у открытого акционерного общества «Мясокомбинат Шуйский». Данная продукция поступает в ООО «МТЛ» от ОАО «Мясокомбинат Шуйский» с ветеринарными справками (ф.№4) и ветеринарными свидетельствами (ф.№2), которые по требованию ветеринарных врачей ГУ «Ивановская районная СББЖ» общество передает станции. На основании входящих свидетельств выписываются ветеринарные сопроводительные документы для клиентов ООО «МТЛ», которые без ветеринарно-сопроводительных документов данную продукцию не принимают, поскольку с них в свою очередь данные документы требуют ветеринарные врачи станции. Затраты ООО «МТЛ» на оплату соответствующих ветеринарных услуг составляют в месяц около 45-50 тысяч рублей. Кроме того, ООО «МТЛ» представлено письмо, в котором оно сообщает о том, что оно приобретает у индивидуального предпринимателя Лучникова О.Ю. колбасные изделия производства ОАО «Царицыно» и Черкизовского мясоперерабатывающего комбината (колбасы вареные и копченые, сосиски и сардельки). Индивидуальный предприниматель Лучников О.Ю., приобретает данную продукцию у московских производителей, которые выдают ему сопроводительные документы. На основании этих документов ГУ «Ивановская районная СББЖ» выписывает ветеринарные документы для клиентов индивидуального предпринимателя Лучникова О.Ю., к которым относится и ООО «МТЛ». ООО «МТЛ» оплачивает входящие ветеринарные свидетельства формы №4 по квитанциям. ООО «МТЛ» вынуждено приобретать эти ветеринарные свидетельства, поскольку без них покупатели ООО «МТЛ» отказываются приобретать данную продукцию, так как ветеринарные службы грозят им привлечением к административной ответственности. ООО «МТЛ» за отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на данную продукцию ветеринарная станция также может привлечь к административной ответственности. В 2009-2010 годах все входящие ветеринарные свидетельства и справки по форме №4 находились в офисе ООО «МТЛ». С 2011 года руководством ветеринарной станции было дано указание ветеринарным врачам, которые обслуживают оптовый склад ООО «МТЛ», ветеринарные сопроводительные документы забирать у ООО «МТЛ» на станцию. ООО «МТЛ» затрачивает значительные средства на приобретение данных ветеринарно-сопроводительных документов.

 

ООО «МТЛ» представлена также копия договора на ветеринарное обслуживание № 4/10 от 01.11.2010, заключенного между ООО «МТЛ» и государственным учреждением Ивановской области «Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных». Предметом данного договора являются обязательства сторон, возникшие в связи с выполнением ветеринарно-санитарных требований при оптовых закупках, хранении и реализации продуктов животного происхождения. В соответствии с пунктом 2.2 данного договора ГУ «Ивановская районная СББЖ» обязуется оформлять ветеринарные сопроводительные документы на оптовые поставки подконтрольных Госветнадзору грузов торговым предприятиям г. Иваново и Ивановской области. Пункт 2.4 договора возлагает на ООО «МТЛ» обязанность по соблюдению ветеринарно-санитарных правил при оптовых закупках, хранении и реализации продуктов животного происхождения. В соответствии с пунктом 3.3 договора работа предприятия, не обеспечивающего выполнение ветеринарных правил при приемке, хранении и реализации продукции животного происхождения, приостанавливается. Согласно пункту 4.2 договора стоимость ветеринарных услуг, связанных с оформлением и выдачей ветеринарных документов производится согласно действующему прейскуранту. ООО «МТЛ» представило также акт №7 об оказании услуг от 11.01.2011 года, в соответствии с которым стоимость одного ветеринарного свидетельства формы №4, выданного ГУ «Ивановская районная СББЖ» составляет 17 рублей 28 копеек, а ветеринарного свидетельства формы №2 – 32 рубля 16 копеек.

 

Выдача ветеринарных сопроводительных документов регламентируется приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 г. №422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» (далее Приказ №422).

 

В соответствии с пунктом 1.2 Приказа №422 ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.

 

Согласно п.1.3 Приказа №422 партии грузов должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами форм №№1,2,3 — при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарными справками формы №4 — при перевозке грузов в пределах района (города).

 

В соответствии с п. 1.4 Приказа №422 ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

 

Таким образом, законодательством было установлено, что на все виды продукции животного происхождения для ее перевозки необходимо получать ветеринарные сопроводительные документы, выдаваемые вышеуказанными учреждениями и органами.

 

Однако, 26.12.2009 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации №1009 от 14.12.2009г. «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля» (далее - Постановление №1009).

 

Подпункт «б» пункта 1 Постановления №1009 установлено, что нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора:

- продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения не промышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках;

- деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта»

 

Таким образом, в связи с вступлением в законную силу Постановления Правительства №1009, полномочия по проведению проверки деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение, перевозку и реализацию пищевых продуктов животного происхождения, прошедших промышленную и тепловую обработку осуществляет Роспотребнадзор.

 

Также в материалах дела имеется копия письма Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 04.06.2010 № 25-25/1301 по вопросу ветеринарных сопроводительных документов на мясную продукцию, выпущенную промышленным способом (колбасные изделия, копчености, мясные и мясорастительные консервы), из которого следует, что «продукты животного происхождения, подвергшиеся промышленной или тепловой обработке, готовая продукция (колбасные изделия, копчености мясные и мясорастительные консервы) не являются объектами государственного ветеринарного надзора и не подлежат сопровождению ветеринарными сопроводительными документами.

 

Несмотря на вступившее в силу Постановление № 1009,  ГУ «Ивановская районная СББЖ» в период с января 2009 года по настоящее время продолжает предъявлять требование об обязательном приобретении хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию, хранение и перевозку мясной продукции, подвергшейся промышленной и тепловой обработке, ветеринарных сопроводительных документов. В связи с тем, что статьей 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, привлечение к которой входит в компетенцию должностных лиц ГУ «Ивановская районная СББЖ», хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию, хранение и перевозку мясной продукции, подвергшейся промышленной и тепловой обработке, под угрозой привлечения к административной ответственности были вынуждены приобретать ветеринарные сопроводительные документы.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

 

В Постановлении №1009 не установлен порядок организации работ по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, однако указанный нормативно-правовой акт указал на подведомственность полномочий по проведению проверки деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение, перевозку и реализацию пищевых продуктов Роспотребнадзору.

 

При этом им конкретизировано, что сопровождается ветеринарными документами исключительно продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке.

 

Таким образом, ГУ «Ивановская районная СББЖ» нарушены требования ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении государственного ветеринарного надзора за хранением, реализацией и перевозкой продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и требовании обязательного приобретения ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке реализации продовольственного сырья животного происхождения, подвергшегося промышленной или тепловой обработке.

 

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией не установлено.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать действия государственного учреждения Ивановской области «Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных», выразившиеся в осуществлении государственного ветеринарного надзора за перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и требовании обязательного приобретения ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке реализации продовольственной продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, что приводит или может привести к ограничению конкуренции, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2.      Признать действия (бездействия) государственного учреждения Ивановской области «Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных», выразившиеся в непредставлении индивидуальному предпринимателю Ганиной К. Г. ветеринарных услуг, что привело к необоснованному препятствованию осуществления деятельности индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г., нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

3.      Оснований для прекращения рассмотрения дела № 02-30/001, в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

 

4.      Выдать государственному учреждению Ивановской области «Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего прекратить необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а именно:

- прекратить осуществление государственного ветеринарного надзора за перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке и требовать обязательного приобретения ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке;

- принять меры по предоставлению ветеринарных услуг индивидуальному предпринимателю Ганиной К.Г., в соответствии с действующим законодательством.

 

5. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела № 02-30/001 для решения вопроса о возбуждении дела в соответствии с КоАП РФ.

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-30/001

 

11 марта 2011 года                                                                                                          г. Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 11.03.2011 года по делу № 02-30/001 о нарушении государственным учреждением Ивановской области «Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных» (153009, Ивановская область, Ивановский район, м. Коляново, ул. Садовая, д. 36) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Государственному учреждению Ивановской области «Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных» в срок до 11.04.2011 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении государственного ветеринарного надзора за перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и требовании обязательного приобретения ветеринарных сопроводительных документов на указанную продукцию, что создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке реализации продовольственной продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, что приводит или может привести к ограничению конкуренции,

 

а именно:

 

прекратить осуществление государственного ветеринарного надзора за перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке и требовать обязательного приобретения ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке.

 

2. Государственному учреждению Ивановской области «Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных» в срок до 11.04.2011 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в непредставлении индивидуальному предпринимателю Ганиной К. Г. ветеринарных услуг, что привело к необоснованному препятствованию осуществления деятельности индивидуального предпринимателя Ганиной К.Г.,

 

а именно:

 

принять меры по предоставлению ветеринарных услуг индивидуальному предпринимателю Ганиной К.Г., в соответствии с действующим законодательством.

 

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Подписи членов Комиссии

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны