Решение №037/06/23-256/2021 (07-15/2021-115) 1. Признать жалобу ООО «Сила стали» на действия Департамента... от 7 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/23-256/2021 (07-15/2021-115)

 

Дата оглашения решения: 02 июня 2021 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 07 июня 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

членов Комиссии: «…»

 

при участии представителей:

 

- Департамента спорта Ивановской области (далее – Заказчик) – «..»

- ИП Горшкова Евгения Сергеевича (заинтересованное лицо) – «…»

 

в отсутствие представителей ООО «Сила Стали» (далее – Заявитель, Общество), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о содержании жалобы, о дате, времени и месте ее рассмотрения была своевременно направлена указанным лицам),

 

рассмотрев жалобу ООО «Сила стали» на действия Департамента спорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (извещение №0133200001721001212), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

26.05.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Сила стали» на действия Департамента спорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (извещение №0133200001721001212).

 

Согласно первому доводу жалобы Общества, в документации о закупке Заказчиком необоснованно установлены излишние требования к направляющим грузов несущей конструкции уличного силового тренажера для подтягивания и отжимания на брусьях с противовесом, с изменяемой нагрузкой» со значением «изготовлены из нержавеющей стали по ГОСТ 5949-2018».

 

Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что описание направляющей грузов «Уличного силового тренажера для подтягивания и отжимания на брусьях с противовесом, с изменяемой нагрузкой», установленное Заказчиком в документации о закупке, соответствует описанию патентов на изобретения №2661319, №2515434, правообладателем которых является «…» – генеральный директор ООО «МВ Барбел». Указанные действия Заказчика приводят к ограничению конкуренции, так как под указанные характеристики подходит только тренажер производителя ООО «МВ Барбел». 

 

В своих возражениях на жалобу Заказчик указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «Сила стали», Департаментом спорта Ивановской области документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

17.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение №0133200001721001212 о проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколами, составленными в ходе определения поставщика, размещенными на официальном сайте:

начальная (максимальная) цена контракта – 5 663 030,30 ₽;

дата и время окончания подачи заявок – 27.05.2021 08:00;

– дата проведения аукциона в электронной форме – 31.05.2021;

– согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.05.2021 №0133200001721001212-1 на участие в закупке было подано 4 заявки от участников закупки (идентификационные номера заявок 211, 195, 249, 155); участники с идентификационными номерами 195, 249 признаны участниками электронного аукциона и допущены до участия в нем;

– согласно протоколу проведения электронного аукциона от 31.05.2021 №0133200001721001212-2 от участников закупки поступили следующие ценовые предложения:

Дата и время подачи заявки

Признак ценового предложения

Предложенная цена, руб.

195

31.05.2021 10:52

Понижение

5 634 715,15

         

 

– согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.06.2021 №0133200001721001212-3 заявка участника с идентификационным номером 195 (ИП Устимов Д.М.) была признана соответствующей требованиям документации о закупке и Закона о контрактной системе.

 

Первый довод жалобы Заявителя Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.

Согласно таблице раздела III «Спецификация» документации о закупке в качестве характеристик товара «Уличный силовой тренажер для развития мускулатуры плечевого пояса с изменяемой нагрузкой из положения лежа» установлено следующее:

 

Комплектация

несущая конструкция, грузы, отягощение в виде подвижной рамы, горизонтальная скамья

Соответствие

Несущая конструкция

изготовлена из круглой трубы и профиля, соответствующего ГОСТ 30245-2003

Соответствие

Направляющие грузов

изготовлены из нержавеющей стали по ГОСТ 5949-2018

Соответствие

 

В возражениях на жалобу Заказчик, а также согласно пояснениям представителя Заказчика, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, по первому доводу жалобы Общества указали следующее.

Установление в документации о закупке требования к направляющей грузов несущей конструкции такого товара, как «Уличный силовой тренажер для подтягивания и отжимания на брусьях с противовесом, с изменяемой нагрузкой» со значением «изготовлены из нержавеющей стали по ГОСТ 5949-2018» обусловлено необходимостью коррозийной стойкости от воздействия атмосферных осадков. Ввиду трения дисков о направляющие, краска на тренажерах с направляющими из окрашенной стали в течение нескольких дней эксплуатации тренажера трескается/стирается, а сами направляющие в течение месяца эксплуатации покрываются ржавчиной и теряют свой внешний вид.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка товара с определенными техническими характеристиками, а не его изготовление. В свою очередь поставку данного товара может осуществить любое юридическое или физическое лицо, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

Заказчиком приведено достаточное обоснование своей потребности в указанных выше характеристиках закупаемого товара.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

Технические характеристики требуемых к поставке товаров, изложенные в документации о закупке, не содержат требование или указание на какой-либо конкретный патент или патентообладателя, а также артикулы. Характеристики закупаемого Заказчиком товара не свидетельствуют об использовании Заказчиком при описании указания на запатентованную технологию.

Так, согласно патенту №2515434 (описание изобретения к патенту), у запатентованного товара имеется ряд отличительных от иных товаров признаков (10 позиций). При этом наличие таких существенных отличительных признаков обеспечивает соответствие заявляемого спортивного тренажера условию патентоспособности «новизна» по действующему законодательству:

  1. Наличие дополнительного рычага с рукояткой.
  2. Направляющая груза жестко установлена между ограничителями перемещения груза в вертикальной плоскости.
  3. Направляющая груза выполнена в форме изогнутого стержня с двумя прямолинейными участками с перегибом.
  4. Прямолинейные участки направляющей выполнены под углом, не менее, чем на 2-3 градуса превышающим уровень линии горизонта при любом положении рычагов с рукоятками.
  5. Груз выполнен в виде набора отдельных грузов и расположен на направляющей в необходимом процентном соотношении по обе стороны от оси опорной рамы.
  6. Рычаги с рукоятками шарнирно установлены на стойках опорной рамы симметрично направляющей.
  7. Груз выполнен в виде набора отдельных грузов и расположен на направляющей грузов в необходимом процентном соотношении по обе стороны от оси опорной рамы.
  8. Ограничитель верхнего и нижнего положения рычагов с рукоятками выполнен в виде закрепленной на них П-образной рамки.
  9. Ось опорной рамы выполнена в виде двух соосных полуосей.
  10. Полуоси жестко установлены на наружных поверхностях рычагов с рукоятками, и шарнирно – на стойках опорной рамы.

Аналогично, в патенте №2661319 имеется ряд отличительных от иных товаров признаков:

1. Плоскость качания нагрузочного устройства расположена под углом к опорной поверхности тренажера.

2. Центр тяжести нагрузочного устройства при любой нагрузке смещен от оси качания.

3. Элементы для приложения усилия тренирующегося шарнирно установлены на нагрузочном устройстве на заданной высоте «А» от опорной поверхности в соответствии с усредненными антропометрическими данными тренирующегося, направлением усилия и нагружаемой группой мышц.

В описании объекта закупки отсутствуют все отличительные признаки товаров, запатентованные по патентам №2515434 и №2661319.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Заявителем не представлено доказательств, что какие-либо отличительные признаки товара и его конструктивных элементов, запатентованных по патентам №2515434 и №2661319, использованы Заказчиком при описании объекта закупки.

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.

 

Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки, Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) и Правил использования КТРУ» (далее – Правила).

В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В силу пункта 5 Правил заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.

Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

На основании п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Сами по себе требования к характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются Заказчиком в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе и Правилами, как для соблюдения интересов Заказчика путем обеспечения формирования надлежащего описания объекта закупки и дальнейшей возможности осуществления проверки качества товара, исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые еще на первоначальном этапе подачи заявок могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту. Именно соблюдение указанных положений Закона о контрактной системе позволяет Заказчику приобрести действительно необходимый ему товар, а участнику закупки поучаствовать в конкурентной процедуре, предложив требуемый Заказчику товар.

В разделе II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке Заказчиком установлен код по «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее – ОКПД2): 32.30.15.299 «Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки».

В соответствии с разделом III «Спецификация» документации о закупке, Заказчику необходимо приобрести, в том числе следующие товары: «Уличный силовой тренажер для развития мускулатуры плечевого пояса с изменяемой нагрузкой из положения лежа», «Уличный силовой тренажер для развития мускулатуры спины, бицепса, пресса с изменяемой нагрузкой из положения сидя» и другие.

Вместе с тем, в КТРУ имеется следующая позиция 32.30.14.121-00000077 (ОКПД2: 32.30.14.121) тренажер уличный силовой «Жим от груди», которая имеет следующие характеристики: соответствие ГОСТ Р 57538-2017; Длина (изменяемая заказчиком (выбор одного): < 1000 мм ≥ 1000 мм; Ширина (изменяемая заказчиком (выбор одного): < 800 мм ≥ 800 мм; Высота (изменяемая заказчиком (выбор одного): < 1800 мм ≥ 1800 мм; Максимальная масса пользователя (изменяемая заказчиком (выбор одного): < 120 кг ≥ 120 и < 150 кг ≥ 150 кг.

Согласно позиции КТРУ: 32.30.14.121-00000019 «Тренажер силовой уличный «Жим к груди» (ОКПД2: 32.30.14.121) имеет следующие характеристики: соответствие ГОСТ Р 57538; Длина (изменяемая заказчиком (выбор одного): ≥ 1200 и < 1400 мм ≥ 1400 мм < 1200 мм; Ширина (изменяемая заказчиком (выбор одного): < 600 мм ≥ 600 и < 800 мм ≥ 800 мм; Высота (изменяемая заказчиком (выбор одного): < 1200 мм ≥ 1200мм и < 1500мм.

Однако Заказчиком указанные позиции применены не были. Аналогичным образом Заказчиком не применены надлежащим образом коды КТРУ 32.30.14.121-0000085, 32.30.14.121-00000083 и др. при описании объекта закупки по позициям 19-25 III «Спецификация» документации о закупке.

При описании объекта закупки на поставку тренажеров Заказчик обязан был использовать названные в КТРУ характеристики и указать соответствующий каталогу код ОКПД2. Заказчик в документации о закупке вправе устанавливать к товарам дополнительные характеристики, не указанные в КТРУ, при наличии обоснования необходимости установления таких дополнительных требований.

Таким образом, действия Заказчика по описанию объекта закупки противоречат требованиям ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Сила стали» на действия Департамента спорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (извещение №0133200001721001212) необоснованной.

2. Установить в действиях Департамента спорта Ивановской области нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны