Решение №№037/06/33-247/2019 (07-15/2019-163) Решение №037/06/33-247/2019 (07-15/2019-163) по жалобе ИП Са... от 9 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№037/06/33-247/2019 (07-15/2019-163)

 

Дата оглашения решения: 09 августа 2019 года                                               город Иваново

Дата изготовления решения: 14 августа 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <...>;

членов Комиссии: <...>,

 

в присутствии представителей:

Департамента развития информационного общества Ивановской области (далее – Заказчик): <...>,

ИП Сахарова Алексея Вячеславовича (далее – Заявитель): <...>,

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (уведомление о месте и времени рассмотрения жалобы было своевременно направлено указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу ИП Сахарова Алексея Вячеславовича на действия Департамента развития информационного общества Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по модернизации информационной системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг Ивановской области (извещение №0133200001719002173), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.08.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП Сахарова Алексея Вячеславовича на действия Департамента развития информационного общества Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по модернизации информационной системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг Ивановской области (извещение №0133200001719002173).

 

Согласно первому доводу жалобы указанное в ч. 4.3 раздела III «Техническое задание» документации о закупке по пункту «Обеспечение электронного документооборота посредством Автоматизированной информационной системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Ивановской области (далее – АИС МФЦ, Система) с информационной системой в сфере социальной защиты населения» описание объекта закупки не позволяет участникам закупки оценить объем оказываемых услуг при исполнении контракта и рассчитать их стоимость.

В жалобе Заявитель указывает, что ему непонятно:

- оборот каких конкретно документов должен быть переведен в электронный вид;

- сколько таких документов;

- кто и на каких условиях предоставляет доступ к информационной системе «социальной защиты населения»;

- существует ли на данный момент какой-либо информационный электронный обмен между информационной системой многофункционального центра (далее – МФЦ) и информационной системой социальной защиты населения.

В жалобе ИП Сахаров А.В. просит Заказчика ответить на эти вопросы и внести изменения в документацию о закупке.

В соответствии со вторым доводом жалобы в ч. 4.3 раздела III «Техническое задание» документации о закупке по пункту «Взаимодействие с региональным сегментом единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся» описание объекта закупки не позволяет участникам закупки оценить объем оказываемых услуг при исполнении контракта и рассчитать их стоимость.

В жалобе Заявитель указывает, что ему непонятно:

- кто и на каких условиях предоставляет доступ к информационной системе «Контингент»;

- не описаны регламенты услуг оформления и выдачи Универсальной карты школьника Ивановской области в МФЦ Ивановской области и регламенты оказания услуги записи в общеобразовательные учреждения в МФЦ Ивановской области.

В жалобе ИП Сахаров А.В. просит Заказчика ответить на эти вопросы и внести изменения в документацию о закупке.

В третьем доводе жалобы ИП Сахаров А.В. указывает, что в п. 28 раздела II «Информационная карты аукциона в электронной форме» документации о закупке указан исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:

Документ, подтверждающий наличие у участника закупки исключительных или неисключительных прав на программу для электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) (правообладатель – АО «Эволента», ИНН 1326218195), свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2015617912, (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ, выданное Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и/или иной документ, подтверждающий наличие неисключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, заключенный между правообладателем и участником размещения заказа), в соответствии со ст. 1229 и 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Требуемые документы должны быть представлены в соответствии с объектом закупки, в полном объёме, с приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

Так как, по мнению Заявителя, программа для ЭВМ «Система проектирования электронных регламентов» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2015617912) ранее не приобреталась Заказчиком в результате конкурсных процедур, указанное в п. 28 раздела II «Информационная карты аукциона в электронной форме» документации о закупке требование является неопределенным, необоснованным и ограничивает конкуренцию.

Вместе с тем, Заявителю непонятно с какими конкретно «приложениями» необходимо подавать «требуемые документы» в составе заявки.

Согласно четвертому доводу жалобы Заказчику при осуществлении закупки №0133200001719001322 Ивановским УФАС России было выдано предписание, согласно которому Департамент развития информационного общества Ивановской области должен был «внести изменения в документацию о закупке и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки». Заявитель указывает, что после внесения в документацию о закупке указанных изменений ИП Сахаров А.В. планировал принять участие в данной закупке. Однако Заказчик большую часть работ из закупки №0133200001719001322 (в частности выполнение работ по обеспечению возможности оформления и выдачи Универсальной карты школьника Ивановской области в МФЦ Ивановской области и возможности оказания услуги записи в общеобразовательные учреждения в МФЦ Ивановской области) перенес в рассматриваемую закупку №0133200001719002173, чем, как указывает Заявитель, ограничил возможность ИП Сахарова А.В. принять участие в электронном аукционе №0133200001719002173.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что с доводами жалобы не согласны, нарушений при проведении закупки допущено не было.

Относительно первого и второго доводов жалобы Заказчик в своих пояснениях указал, что в разделе III «Техническое задание» документации о закупке содержится перечень нормативных документов, на основании и в рамках которых модернизируется информационная система многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг Ивановской области. При необходимости Заявитель имел возможность ознакомиться с указанными документами, так как они находятся в свободном доступе.

По третьему доводу жалобы Заказчик пояснил, что Департаментом развития информационного общества Ивановской области по итогам проведения закупки №0133200001718002952 с АО «Эволента» был заключен контракт от 10.12.2018 №42/2018 на модернизацию информационной системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг Ивановской области. По итогам оказания услуг по данному контракту Заказчику было передано неисключительное право использования программы для ЭВМ «Система проектирования электронных регламентов» версия 3.0 (правообладатель – АО «Эволента). Для оказания услуг по рассматриваемой закупке требуется модификация программного обеспечения Автоматизированной информационной системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Ивановской области (далее – АИС МФЦ, Система), в том числе программы для ЭВМ «Система проектирования электронных регламентов». Заказчик указывает, что в соответствии со ст. 1229, 1233 ГК РФ у исполнителя по контракту должны быть либо исключительные права на указанную программу для ЭВМ, либо неисключительные права, включающие право на переработку (модификацию) программы для ЭВМ (ст. 1270 ГК РФ). По итогам оказания услуг Заказчику должны быть переданы неисключительные права на использование модифицированной программы для ЭВМ. При этом подтверждением наличия у исполнителя исключительного права на программу для ЭВМ могут являться:

- свидетельство о регистрации программы для ЭВМ;

- договор об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ (со всеми приложениями).

Подтверждением наличия у исполнителя по контракту неисключительного права на программу для ЭВМ может являться лицензионный договор (со всеми приложениями).

Относительно четвертого довода жалобы Заказчик пояснил, что услуги, предусмотренные закупкой 0133200001719001322, вопреки доводу Заявителя, не дублируют услуги, предусмотренные рассматриваемым электронным аукционом.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

26.07.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение 0133200001719002173 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по модернизации информационной системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг Ивановской области и документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) начальная (максимальная) цена контракта – 5 000 000,00 руб.;

2) дата и время окончания подачи заявок – 05.08.2019 08:00;

3) дата проведения электронного аукциона – 07.08.2019;

4) согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.08.2019 №0133200001719002173-1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано две заявки, обе заявки допущены до участия в электронном аукционе;

5) в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 09.08.2019 №0133200001719002173-3 от участников закупки поступили следующие ценовые предложения:

№ 
п/п

Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания

Тип цены

Процент снижения

Время поступления предложения

Идентификационный  номер заявки

1

4975000.00

понижение

0.50 %

07.08.2019 11:16:23

51

 

Относительно первого и второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, Законом о контрактной системе установлено право любого участника закупки направить Заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки запрос о даче разъяснений положений документации о закупке, на который Заказчик в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, обязан предоставить соответствующие разъяснения.

Комиссия Ивановского УФАС России осуществляет свою государственную функцию по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд на основании Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14) и не уполномочена на разъяснение положений документаций о закупках при рассмотрении жалоб на действия заказчиков.

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России не может подменять собой Заказчика и разъяснять положения документации о закупке.

Как было установлено в ходе рассмотрения жалобы, Заявитель своим правом, предусмотренным Законом о контрактной системе, не воспользовался, запросы о даче разъяснений положений документации о закупке в установленном порядке не направлял.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

На основании п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Следовательно, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к услугам с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.

Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами; выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с п. 1 и 2 ст. 13 Закона о контрактной системе функций и полномочий.

Таким образом, документация о закупке разрабатывается исходя из потребностей заказчика в услуге, необходимой для осуществления его функций.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч. 2 ст. 437 ГК РФ должна содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Извещение и документация о закупке позволяют довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемой услуге, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Таким образом, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при формировании документации о закупке должны таким образом прописать требования, чтобы закупить товары, работы, услуги, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен, в том числе руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с п. 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке описание объекта закупки приведено в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

В разделе III «Техническое задание» документации о закупке содержится описание объекта закупки, в том числе в соответствии с п. 4.3 раздела III «Техническое задание» документации о закупке к функциям (задачам) Системы предъявляются следующие требования:

  • Обеспечение электронного документооборота посредством АИС МФЦ с информационной системой в сфере социальной защиты населения

В Системе должен быть обеспечен юридически значимый электронный документооборот с информационной системой в сфере социальной защиты населения, обеспечивающей формирование, ведение и использование единой базы данных (далее – БД), содержащей комплексную информацию о гражданах, проживающих в Ивановской области, имеющих и реализующих права на получение мер социальной поддержки (далее – МСП) в соответствии с действующим законодательством.

Посредством электронного документооборота  должен быть исключен бумажный информационный обмен при оказании социальных услуг в сфере социальной защиты населения на территории Ивановской области.

Электронный документооборот должен обеспечиваться на основе разработанных web-сервисов. Формат web-сервисов разрабатывает Исполнитель.

Информационное взаимодействие должно быть обеспечено по защищенным каналам связи без использования Системы межведомственного электронного взаимодействия (https://smev.gosuslugi.ru/portal/) (далее – СМЭВ).

  • Взаимодействие с региональным сегментом единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся

В Системе должен быть реализован прикладной программный интерфейс получения данных из регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся в части услуг в сфере образования.

Посредством взаимодействия должны быть обеспечены:

- возможность оформления и выдачи Универсальной карты школьника Ивановской области в МФЦ Ивановской области;

- возможность оказания услуги записи в общеобразовательные учреждения в МФЦ Ивановской области.

Информационное взаимодействие должно быть обеспечено по защищенным каналам связи без использования СМЭВ.

В целях обеспечения информационного взаимодействия должна осуществляться аутентификация и авторизация АИС МФЦ в региональном сегменте государственной информационной системы (далее – ГИС) «Контингент обучающихся».

Должны поддерживаться версионность web-сервисов взаимодействия и обеспечение обратной совместимости, обеспечение и контроль целостности получаемых и передаваемых данных.

Формат web-сервисов разрабатывает Исполнитель.

Относительно довода Заявителя о том, что при обеспечении электронного документооборота посредством АИС МФЦ с информационной системой в сфере социальной защиты населения непонятно, оборот каких конкретно документов должен быть переведен в электронный вид и сколько таких документов, Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

В п. 1.3 раздела III «Техническое задание» документации о закупке указаны документы, на основании которых модернизируется Автоматизированная информационная система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Ивановской области, в том числе:

– Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

– Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»…

Также при модернизации Системы должны учитываться положения Постановления Правительства Ивановской области от 17.01.2013 №6-п (в действующей редакции) «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных (муниципальных) услуг исполнительными органами государственной власти Ивановской области» (вместе с «Примерным перечнем муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров») и т.д.

Вместе с тем, сведения о порядке оказания отдельной государственной услуги, информация о подаваемых документах закреплены в соглашениях с федеральными и региональными органами исполнительной власти и находятся в свободном доступе (https://mfc.ivanovoobl.ru/docs/?SECTION_ID=288).

Относительно довода ИП Сахарова А.В. об отсутствии описания в документации о закупке регламентов услуг оформления и выдачи Универсальной карты школьника Ивановской области в МФЦ Ивановской области и записи в общеобразовательные учреждения в МФЦ Ивановской области Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

Услуги по оформлению и выдачи Универсальной карты школьника Ивановской области в МФЦ Ивановской области и записи в общеобразовательные учреждения в МФЦ Ивановской области регламентируются, в том числе Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2014 №2125-р, которым утверждена Концепция создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, Постановлением Правительства Ивановской области от 11.09.2013 №363-п, которым утверждено Положение об универсальной карте школьника на территории Ивановской области, Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 №32, которым утвержден Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Указанные документы находятся в свободном доступе в сети «Интернет» и при должной заинтересованности в участии в рассматриваемой закупке Заявитель мог ознакомиться с вышеуказанными документами.

Относительно доводов ИП Сахарова А.В. о том, кто и на каких условиях предоставляет доступ к информационным системам социальной защиты населения и «Контингент», Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

Ивановским УФАС России был сделан запрос №07-15/2805 от 09.08.2019 в адрес Заказчика о представлении сведений о необходимости в рамках исполнения контракта доступа к информационной системой в сфере социальной защиты населения, а также к ГИС «Контингент обучающихся» (информационная система «Контингент»).

09.08.2019 Департамент развития информационного общества Ивановской области предоставил ответ №1925/040-09, согласно которому предметом данной закупки является модернизация информационной системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг Ивановской области. Доступ к информационной системе в сфере социальной защиты населения, а также к ГИС «Контингент обучающихся» (информационная система «Контингент») не требуется.

Относительно вопроса Заявителя существует ли на данный момент какой-либо информационный электронный обмен между информационной системой МФЦ и информационной системой социальной защиты населения Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что согласно документации о закупке исполнителю по контракту требуется осуществить взаимодействие с информационной системой в сфере социальной защиты населения. Какая-либо дополнительная информация о наличии на данный момент информационного электронного обмена между информационной системой МФЦ и информационной системой социальной защиты населения в документации о закупке отсутствует.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика подтвердили, что на данный момент информационный электронный обмен между информационной системой МФЦ и информационной системой социальной защиты населения отсутствует.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе, первый и второй доводы жалобы признаются необоснованными.

 

Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Исходя из п. 28, 31 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке следует, что Заказчик установил требование о представлении участниками закупки в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно: документ, подтверждающий наличие у участника закупки исключительных или неисключительных прав на программу для ЭВМ (правообладатель – АО «Эволента», ИНН 1326218195), свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2015617912 (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ, выданное Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и/или иной документ, подтверждающий наличие неисключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, заключенный между правообладателем и участником размещения заказа) в соответствии со ст. 1229 и 1233 ГК РФ. Требуемые документы должны быть представлены в соответствии с объектом закупки, в полном объёме, с приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

Согласно ч. 1, 4 ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ.

Согласно ст. 1261 ГК РФ авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Исходя из положений ч. 1 ст. 1229 ГК РФ другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

31.10.2018 на официальном сайте Заказчиком была размещена закупка на оказание услуг по модернизации информационной системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг Ивановской области (извещение №0133200001718002952).

По итогам проведения указанной закупки между Заказчиком и АО «Эволента» был заключен контракт №42/2018 от 10.12.2018 на оказание услуг по модернизации информационной системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг Ивановской области (реестровый номер контракта 2370262166018000041).

В соответствии с представленной Заказчиком бухгалтерской справкой к документу «Операция (бухгалтерская)» от 26.12.2018 №000000158 за 26 декабря 2018 года Департаменту развития информационного общества Ивановской области по акту передачи неисключительных прав на ПО №б/н от 26.12.2018 были переданы неисключительные права по лицензионному договору (к гос. контракту от 10.12.2019 №42/2018) от 26.12.2018, в том числе на систему проектирования электронных регламентов и межведомственного взаимодействия версия 3.

Согласно п. 3.1 раздела III «Техническое задание» рассматриваемой документации о закупке для функционирования Системы используется следующее программное обеспечение:

– СИЭР 4.0 – основной модуль Системы, обеспечивающий её функционирование в предметной области. Модуль построен по микросервисной архитектуре. Для управления комплексом микросервисов в состав модуля СИЭР 4.0 входят управляющие сервисы и сервис мониторинга нагрузки;

– Хранилище документов ftp – сервер, работающий по протоколу передачи файлов (File Transfer Protocol). Служит для хранений файлов и документов различных форматов, образующихся в процессе работы Системы по поддержке операционной работы. Кроме, собственно, загрузки файлов на сервер и их выгрузки с него, возможно выполнение большого количества различных команд, позволяющих осуществлять управление файловой системой сервера (создание и удаление каталогов, удаление с сервера файлов и т. д.);

– MySQL 5 – система управления базами данных с открытым исходным кодом. Содержит все структурированные и необходимые данные и справочники для функционирования подсистемы проектирования электронных регламентов, версии 3.0 (СПЭР 3.0);

– MongoDB 3.6 – нереляционная, документо-ориентированная система управления базами данных с открытым исходным кодом. Содержит все структурированные и необходимые данные и справочники для функционирования комплекса микросервисов типового решения СИЭР 4.0;

– интеграционная платформа для сервера публикации RenderX Quard Core;

– система проектирования электронных регламентов, версии 3.0 (СПЭР 3.0).

Учитывая, что в рамках оказания услуг по контракту исполнителю необходимо осуществить модернизацию Системы, включающую в себя, в том числе программное обеспечение «Система проектирования электронных регламентов» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2015617912, правообладатель АО «Эволента»), данная модернизация является видом деятельности, для осуществления которой лицами иными, чем правообладатель, необходимо согласие правообладателя такой программы для ЭВМ на ее использование.

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает нарушений норм Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при установлении требования о представлении участниками электронного аукциона документа, подтверждающего наличие у участника закупки «исключительных или неисключительных прав на программу для ЭВМ (правообладатель – АО «Эволента», ИНН 1326218195) свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2015617912…» в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Также Комиссия Ивановского УФАС России в действиях Заказчика не усматривает нарушений Закона о контрактной системе по установлению в документации о закупке требования о представлении документов «в соответствии с объектом закупки, в полном объёме, с приложениями, являющимися их неотъемлемой частью», так как приложения являются неотъемлемой частью представляемых документов.

Следовательно, третий довод является необоснованным.

 

Четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным на основании следующего.

30.04.2019 на официальном сайте было размещено извещения и документации об открытом конкурсе в электронной форме на оказание услуг по модернизации информационной системы «Региональный сегмент единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся» Ивановской области (извещение 0133200001719001322).

19.06.2019 во исполнение решения и предписания Ивановского УФАС России Заказчиком была размещена вторая редакция извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и документация о закупке.

По итогам указанного открытого конкурса в электронной форме был заключен контракт с ООО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» на оказание услуг по модернизации информационной системы «Региональный сегмент единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся» Ивановской области (реестровый номер контракта 2370262166019000022).

Исходя из требований документации об открытом конкурсе в электронной форме, в рамках оказания услуг по контракту исполнителю необходимо осуществить взаимодействие с АИС МФЦ Ивановской области, а именно: в Системе должен быть реализован прикладной программный интерфейс отправки и получения данных в/из АИС МФЦ. Информационное взаимодействие должно обеспечивать выполнение следующих функций:

- возможность оформления и выдачи Унифицированной карты школьника Ивановской области в МФЦ Ивановской области;

- возможность оказания услуги записи в общеобразовательные учреждения в МФЦ Ивановской области.

Между тем, рассматриваемый в рамках жалобы ИП Сахарова А.В. электронный аукцион проводится на оказание услуг по модернизации информационной системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг Ивановской области (извещение 0133200001719002173).

Как было указано выше, в Системе должен быть реализован прикладной программный интерфейс получения данных из регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся в части услуг в сфере образования. Посредством взаимодействия должны быть обеспечены:

- возможность оформления и выдачи Универсальной карты школьника Ивановской области в МФЦ Ивановской области;

- возможность оказания услуги записи в общеобразовательные учреждения в МФЦ Ивановской области.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России было установлено, что, несмотря на одинаковое наименование реализуемых возможностей в информационных системах «Региональный сегмент единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся» и многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг Ивановской области, данные возможности реализуются в разных информационных системах и, соответственно, не дублируют друг друга.

Относительно довода Заявителя об ограничении конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

Рассмотрение заявлений в рамках Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ИП Сахарова Алексея Вячеславовича на действия Департамента развития информационного общества Ивановской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по модернизации информационной системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг Ивановской области (извещение 0133200001719002173) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии:     <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны