Решение №037/06/64-673/2020 (07-15/2020-407) Решение по жалобе ООО «Дорстройурал» на действия Управления ... от 14 декабря 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/64-673/2020 (07-15/2020-407)

 

Дата оглашения решения: 09 декабря 2020 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 14 декабря 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

ООО «Дорстройурал» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

Управления благоустройства Администрации города Иванова (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении жалобы и ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения была направлена указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу ООО «Дорстройурал» на действия Управления благоустройства Администрации города Иванова при проведении электронного аукциона на внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек (извещение №0133200001720002732), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.12.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Дорстройурал» на действия Управления благоустройства Администрации города Иванова при проведении электронного аукциона на внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек (извещение №0133200001720002732).

 

Согласно первому доводу жалобы в нарушение ст. 14 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление №878), несмотря на то, что товар, закупаемый Заказчиком (светодиодные светильники, сервер), включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой установлены ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Во втором доводе жалобы Общество указывает, что Заказчиком закупается программно-аппаратный комплекс «Спецлаб-Перекресток» со специализированным программным обеспечением для обеспечения функций фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением SLRoad (или эквивалент) и GOALcity Agata (или эквивалент). В нарушение ст. 14 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №1236), также не размещено обоснование невозможности применения указанного запрета.

В соответствии с третьим доводом жалобы в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) включена позиция: сервер - 26.20.14.000-00000001, 26.20.14.000-00000188, 26.20.14.000-00000189, 26.20.14.000-00000190. При этом Заказчик при описании товара сервер не руководствовался описанием, содержащимся в КТРУ.

Согласно четвертому доводу жалобы одной из функциональных возможностей закупаемого Заказчиком оборудования должно быть оптическое определение скорости движения автотранспорта по скорости изменения рамки номера. При этом согласно документации о закупке Заказчиком закупается, в том числе: программно-аппаратный комплекс «Спецлаб-Перекресток», также указано, что он должен соответствовать ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования».

В соответствии с описанием типа средства измерений (приложение к свидетельству №73265) комплексы аппаратно-программные «Спецлаб-Перекресток» предназначены для измерений значений текущего времени относительно шкалы времени UTC (SU).

Указанное Заказчиком оборудование: программно-аппаратный комплекс «Спецлаб-Перекресток» не соответствует требованиям ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования», так как не является средством измерений скорости движения транспортных средств.

Кроме того, согласно данным Заказчиком разъяснениям положений документации об электронном аукционе, размещенным на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) 11.11.2020, программно-аппаратный комплекс «Спецлаб-Перекресток» не является техническим средством измерения скорости движения транспортных средств и определения нарушения установленного скоростного режима.

В соответствии с пятым доводом жалобы в функциональные возможности закупаемого Заказчиком оборудования должны входить:

- видеоаналитика «Внимание»;

- программатор комплексных событий «SL++»;

- управление поворотными устройствами по сети «RotorNet»;

- совместная работа с системой «След».

Документация о закупке не содержит описания указанных возможностей. Кроме того, указанные решения являются разработкой ООО «Спецлаб» и не сопровождаются указанием на «или эквивалент».

В шестом доводе жалобы Заявитель указывает, что подключение аппаратных элементов к существующим каналам связи обеспечивается Подрядчиком.

При этом в документации об электронном аукционе отсутствует информация о точных местах размещения существующего каналообразующего оборудования или точек подключения к существующим каналам связи, также отсутствуют исполнительные телекоммуникационные схемы (или схемы организации связи) на существующие каналы связи. Также в документации о закупке не описана технология организации существующих каналов связи.

Согласно седьмому доводу жалобы документация о закупке не содержит описания полного перечня функциональных возможностей автоматической системы управления дорожного движения.

В соответствии с восьмым доводом жалобы аукционная документация не содержит исчерпывающего перечня пусконаладочных работ автоматической системы управления дорожного движения.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что Управление благоустройства Администрации города Иванова не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

Объектом закупки является внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, при этом Заказчиком выбран код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности 42.11.20.000 «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов».

В силу того, что объектом закупки выступает приобретение работ, положения Постановления №878, Постановления №1236 к данной закупке не применяются.

Поскольку в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции выбранного Заказчиком кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Заказчик описал товар в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Техническим заданием (приложение №1 к муниципальному контракту) и подразделом 2 «Требования к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ» раздела III «Техническая часть» документации о закупке не предъявляются требования к специализированному программному обеспечению для обеспечения функций фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением как к техническому средству измерения скорости движения транспортных средств, соответствующему ГОСТ Р 57144-2016.

При этом в соответствии с приложением к свидетельству №73256 об утверждении типа средств измерений принцип действия аппаратно-программных комплексов «Спецлаб-Перекресток» основан на автоматической синхронизации с национальной шкалой координированного времени UTC(SU) и записи текущего момента времени (интервала времени) в сохраняемые фото-видеокадры. Таким образом, данный комплекс способен определять скорость транспортных средств с измерением по видеокадрам (видеосигналу).

В связи с изложенным, функция оптического определения скорости движения автотранспорта по скорости изменения рамки номера в соответствии с п. 3.1 Технического задания (приложение №1 к муниципальному контракту) относится исключительно к функциональным возможностям специализированного программного обеспечения, не используется для подсистемы фиксации нарушений Правил дорожного движения и не требует соответствия ГОСТ Р 57144-2016.

В рамках реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №2446-р, на территории городского округа Иваново созданы и внедрены опытные участки аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». На текущий момент в городском округе Иваново развернут сегмент из 146 видеокамер и 11 серверов, с функциональными возможностями распознавания государственным номерных знаков транспортных средств, нейросетевых детекторов для определения и подсчета количества людей, автомобилей, выявления опасных и подозрительных действий. Сегмент АПК «Безопасный город» построен на программном обеспечении GOALcity, перечисленные компоненты программного обеспечения - видеоаналитика «Внимание», программатор комплексных событий «SL++», сеть «RotorNet», система «След» - являются компонентами действующих на территории городского округа Иваново опытных участков аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и необходимы для интеграции создаваемой системы в единое информационное пространство.

Видеоаналитика «Внимание», программатор комплексных событий «SL++», сеть «RotorNet», система «След» являются исключительно отдельными компонентами используемого на территории городского округа Иваново аппаратно-программного комплексом «Безопасный город» и несовместимы с компонентами под другими товарными знаками.

Подрядчик вправе предложить эквивалент специализированного программного обеспечения для обеспечения функций фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением SLRoad и GOALcity Agata при условии, что его функциональные возможности обеспечат совместимость с действующим аппаратно-программным комплексом «Безопасный город».

В Локальных сметных расчетах (приложение №2 к муниципальному контракту) содержатся исчерпывающие сведения по описанию технологии организации существующих каналов связи и определению необходимых видов и объемов работ по подключению к ним аппаратных элементов.

В разделе III «Техническая часть» документации о закупке для специализированного программного обеспечения автоматизированной системы управления дорожным движением установлено соответствие нормативной документации, в том числе ГОСТ 24.501-82 «Автоматизированные системы управления дорожным движением. Общие требования». Таким образом, документацией о закупке установлено требование о наличии в автоматизированной системе управления дорожным движением всех управляющих функций в соответствии с указанным ГОСТ.

При этом исчерпывающее описание необходимых пусконаладочных работ автоматизированной системы управления дорожным движением, в том числе необходимость установки программного обеспечения аппаратных мощностей, содержится в п. 102, 103, 104, 105, 106 подраздела «АСУДД» раздела 6 «Видеонаблюдение» Локального сметного расчета на внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек.

 

Рассмотрев представленные ООО «Дорстройурал», Управлением благоустройства Администрации города Иванова документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

05.11.2020 на официальном сайте было размещено извещение 0133200001720002732 о проведении электронного аукциона на внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, а также соответствующая документация о закупке. 25.11.2020 на официальном сайте были размещены измененные извещение о проведении электронного аукциона и документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 54 363 244 руб. 23 коп.;

- дата и время окончания подачи заявок – 03.12.2020 08:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 04.12.2020;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 07.12.2020;

- согласно протоколу №0133200001720002732-1 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 08.12.2020 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка от участника закупки ООО «СТРОЙКОМТЕКС», которая была признана соответствующей требованиям документации о закупки и Закона о контрактной системе, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона отражается информация, указанная в ст. 42 Закона о контрактной системе.

На основании п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные ограничения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

П. 2 Постановления №878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 7, 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке объектом закупки является внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек. Работы должны быть выполнены в строгом соответствии с разделом III «Техническая часть» документации о закупке, в объеме, установленном в локальных сметных расчетах и техническом задании, в сроки, установленные в проекте контракта.

Согласно разделу III «Техническая часть» документации о закупке работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ, с техническим заданием и локальными сметными расчетами. Техническое задание и локальные сметные расчеты размещены на официальном сайте отдельным файлом.

В разделе III «Техническая часть» документации о закупке установлены, в том числе требования к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ. Так, объектом закупки являются, в том числе светодиодные светильники, сервер. Данный товар включен в перечень, утвержденный Постановлением №878, - коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее – код ОКПД 2): 26, 27.4. Однако в документации о закупке не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением №878, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 14, п. 10 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Постановлением №1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 2, 2 (1) Постановления установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

При этом под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

В разделе III «Техническая часть» документации о закупке указан, в том числе следующий товар: программно-аппаратный комплекс «Спецлаб-Перекресток» со специализированным программным обеспечением для обеспечения функций фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением SLRoad (или эквивалент) и GOALcity Agata (или эквивалент).

Согласно указанным положениям документации о закупке, а также пояснениям представителей Заказчика, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, Заказчиком закупается программно-аппаратный комплекс «Спецлаб-Перекресток» с уже установленным программным обеспечением, то есть установка на закупаемое оборудование в результате исполнения контракта не требуется.

Таким образом, Постановление №1236, устанавливающее запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, неприменимо в рассматриваемом случае.

Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что Заказчиком закупается сервер с инсталлированным специализированным программным обеспечением автоматизированной системы управления дорожным движением SL ASUDD Speclab (или эквивалент). Согласно разделу III «Техническая часть» документации о закупке в отношении специализированного программного обеспечения автоматизированной системы управления дорожным движением АСУДД Speclab (или эквивалент) необходимо осуществить инсталляцию и базовую настройку.

Следовательно, Заказчик обязан был установить в документации о закупке запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, либо разместить соответствующее обоснование невозможности соблюдения указанного запрета, однако, в нарушение ч. 3 ст. 14, п. 10 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе этого сделано не было.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

На основании ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145.

Согласно п. 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. «б» - «г» и «е» - «з» п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Как указано выше, Заказчиком осуществляется, в том числе закупка сервера. Указанное оборудование соответствует следующим позициям, включенным в КТРУ: сервер - 26.20.14.000-00000001, 26.20.14.000-00000188, 26.20.14.000-00000189, 26.20.14.000-00000190.

В нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Заказчик при описании товара сервер не руководствовался описанием, содержащимся в КТРУ.

 

Доводы Заказчика о том, что им выбран код ОКПД 2 42.11.20.000 и указанный код не включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в отношении него не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в КТРУ отсутствуют позиции, соответствующие коду ОКПД 2, выбранному Заказчиком, Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельными. В рамках настоящей закупки документация об электронном аукционе действительно не содержит коды ОКПД 2, включенные в соответствующие постановления, которыми установлены ограничения, запрет, и Заказчик обязан использовать КТРУ. Вместе с тем, Заказчик закупает оборудование, включенное в соответствующие постановления, следовательно, он обязан был установить в документации об электронном аукционе указанные ограничения, запрет и использовать при описании объекта закупки КТРУ.

 

Четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.

П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как указано выше, объектом закупки, является, в том числе: программно-аппаратный комплекс «Спецлаб-Перекресток» со специализированным программным обеспечением для обеспечения функций фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением SLRoad (или эквивалент) и GOALcity Agata (или эквивалент). Указанный комплекс должен соответствовать ГОСТ Р 57144-2016.

При этом согласно п. 3.1 «Техническое задание» документации о закупке в функциональные возможности специализированного программного обеспечения для обеспечения функций фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением, входит оптическое определение скорости движения автотранспорта по скорости изменения рамки номера.

В соответствии с описанием типа средства измерений (приложение к свидетельству №73265) комплексы аппаратно-программные «Спецлаб-Перекресток» предназначены для измерений значений текущего времени относительно шкалы времени UTC (SU).

Вместе с тем, п. 5.3, 5.4 ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования» определено, что нижний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не более 20 км/ч.

Верхний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не менее 250 км/ч.

Пределы допустимой погрешности измерений скорости движения транспортных средств не должны превышать:

- ±2 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, ±2% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга транспортных средств;

- ±3 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, ±3% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации без алгоритма трекинга транспортных средств.

Таким образом, указанное Заказчиком оборудование: программно-аппаратный комплекс «Спецлаб-Перекресток» не соответствует требованиям ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования», так как не является средством измерений скорости движения транспортных средств.

Согласно данным Заказчиком разъяснениям положений документации об электронном аукционе, размещенным на официальном сайте 11.11.2020, программно-аппаратный комплекс «Спецлаб-Перекресток» не является техническим средством измерения скорости движения транспортных средств и определения нарушения установленного скоростного режима.

Доводы Заказчика о том, что функция оптического определения скорости движения автотранспорта по скорости изменения рамки номера относится исключительно к функциональным возможностям специализированного программного обеспечения, не используется для подсистемы фиксации нарушений Правил дорожного движения и не требует соответствия ГОСТ Р 57144-2016, Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельными. Согласно разделу III «Техническая часть» документации о закупке программно-аппаратный комплекс «Спецлаб-Перекресток» должен соответствовать ГОСТ Р 57144-2016.

Учитывая изложенное, положения документации о закупке в части соответствия программно-аппаратного комплекса «Спецлаб-Перекресток» со специализированным программным обеспечением для обеспечения функций фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением требованиям ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования» не позволяют определить соответствие поставляемого товара потребностям Заказчика, что свидетельствует о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представителями Заказчика было представлено письмо ООО «Спецлаб» №7/10 от 07.10.2020, согласно которому ПАК «Спецлаб-Перекресток», производимый ООО «Спецлаб» полностью отвечает требованиям к средствам ФВФ, изложенным в ГОСТ Р 57144-2016 и ГОСТ Р 57145-2016… и имеет функциональную возможность оптического измерения скорости движения транспортного средства, но в настоящий момент ПАК «Спецлаб-Перекресток» не утвержден, как тип средства измерения скорости, поэтому данную возможность можно рассматривать как опциональную для сбора статистических данных.

 

Пятый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 3.1 «Техническое задание» документации о закупке в функциональные возможности специализированного программного обеспечения для обеспечения функций фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением, входит:

- видеоаналитика «Внимание»;

- программатор комплексных событий «SL++»;

- управление поворотными устройствами по сети «RotorNet»;

- совместная работа с системой «След».

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что несмотря на то, что, как указывал Заказчик, ему необходимо, чтобы функциональные возможности специализированного программного обеспечения были совместимы с действующим аппаратно-программным комплексом «Безопасный город», такое требование в документации о закупке отсутствует.

Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация о закупке не содержит описания указанных функциональных возможностей, требований, позволяющих определить соответствие закупаемого оборудования потребностям Заказчика.

Относительно указания Заявителем на тот факт, что указанные решения являются разработкой ООО «Спецлаб» и не сопровождаются указанием на «или эквивалент», Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки сопровождать указанием на «или эквивалент» необходимо товарный знак.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств того, что «Внимание», «SL++», «RotorNet», «След» являются товарными знаками, Заявителем представлено не было.

 

Шестой довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 4 «Техническое задание» документации о закупке подключение аппаратных элементов к существующим каналам связи обеспечивается Подрядчиком.

При этом в документации об электронном аукционе отсутствует информация о точных местах размещения существующего каналообразующего оборудования или точек подключения к существующим каналам связи, также отсутствуют исполнительные телекоммуникационные схемы (или схемы организации связи) на существующие каналы связи. Также в документации о закупке не описана технология организации существующих каналов связи.

На основании ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации должна содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика не смогли указать положения документации о закупке, в которых содержатся исчерпывающие сведения по описанию технологии организации существующих каналов связи. Отсутствие указанной информации в документации о закупке может привести к разногласиям сторон в процессе исполнения контракта.

Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Седьмой довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 2 «Техническое задание» документации о закупке аппаратные элементы и специализированное программное обеспечение должны обеспечить полноценное функционирование автоматизированной системы управления дорожным движением – адаптивный режим, координированное управление, календарная автоматика, авторасчет режима «зеленой волны», специальные задания и др.

Отсутствие информации о том, что Заказчик понимает под «и др.» не позволяет определить соответствие поставляемого товара потребностям Заказчика, что свидетельствует о нарушении п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Восьмой довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

В локальных сметных расчетах документации о закупке имеется раздел «Пусконаладочные работы». Указанный раздел содержит соответствующие виды работ, которые необходимо выполнить в процессе пусконаладочных работ.

На основании указанного выше, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что документации о закупке содержит перечень пусконаладочных работ автоматической системы управления дорожным движением.

 

В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России также установлено следующее.

Из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что товарные знаки допускается использовать в описании объекта закупки в нескольких частных случаях:

- указание на товарный знак сопровождается словами «или эквивалент» с обязательной конкретизацией (расшифровкой) параметров эквивалентности, т.е. в этом случае заказчик обязан установить параметры эквивалентности, позволяющие определить соответствие этих закупаемых товаров требованиям заказчика, при этом можно указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться;

- несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком,

- при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Наличие в тексте документации о закупке указания на товарный знак само по себе не является нарушением действующего законодательства о контрактной системе. Вместе с тем, такое указание должно сопровождаться словосочетанием «или эквивалент», а также указанием на параметры эквивалентности предлагаемого к поставке товара (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться).

В разделе III «Техническая часть» документации о закупке, в том числе указано следующее:

- процессор Intel Core i7 4765T (или эквивалент);

- специализированное программное обеспечение для обеспечения функций фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением SLRoad (или эквивалент) и GOALcity Agata (или эквивалент);

- специализированное программное обеспечение автоматизированной системы управления дорожным движением АСУДД Speclab (или эквивалент);

- совместимость с программным обеспечением GOALcity (или эквиваленту).

В рассматриваемом случае Заказчик указал в документации о закупке товарный знак, не отразив при этом параметры эквивалентности, позволяющие участникам закупки подобрать иной товар, и определить соответствие закупаемого товара установленным требованиям. Указанные обстоятельства нарушают ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Дорстройурал» на действия Управления благоустройства Администрации города Иванова при проведении электронного аукциона на внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек (извещение №0133200001720002732) обоснованной в части первого, третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого доводов жалобы.

2. Установить в действиях Управления благоустройства Администрации города Иванова нарушение ч. 3 ст. 14, ч. 6 ст. 23, п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 33, п. 10 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 1, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны