Решение №037/06/33-559/2021 (07-15/2021-251) Признать жалобу ИП на действия ОБУЗ «ИвОКБ» при проведении э... от 14 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/33-559/2021 (07-15/2021-251)

 

Дата оглашения решения: 11 октября 2021 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 14 октября 2021 года                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>

 

рассмотрев жалобу ИП на действия ОБУЗ «ИвОКБ» при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских для нужд ОБУЗ "ИвОКБ" (извещение №0133200001721002692), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

04.10.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП на действия ОБУЗ «ИвОКБ» при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских для нужд ОБУЗ "ИвОКБ" (извещение №0133200001721002692).

 

Согласно первому доводу жалобы, Заказчиком в документации о закупке необоснованно установлены требования к значениям таких показателей, как «Усилие на разрыв, Н, (до ускоренного старения), «Удлинение на при разрыве, % (до ускоренного старения)»; «AQL готовой продукции», «Материал перчаток содержит оксид висмута», «не содержит свинец».

 

Согласно второму доводу жалобы, установление в документации о закупке требований к весу одной пары перчаток является необоснованным. Также, обоснование, которое представил Заказчик относительно необходимости указания веса перчаток, такое как «Для возможности определения соответствия перчатки требованиям при поставке», является абсурдным, так как из этого следует, что требование к характеристике товара установлено лишь для того, чтобы проверить его при поставке.

 

Согласно третьему доводу жалобы, для позиции 14 объекта закупки в аукционной документации Заказчика запрошены перчатки с полимерным покрытием при следующем обосновании: «В составе полимерного покрытия должен содержаться антисептик на основе хлоргексидина. Для непрерывной антисептической обработки кожи рук, снижающий инфекционную нагрузку при нарушении целостности перчаток для операций в условиях повышенного риска».

Обоснование, приведенное Заказчиком, является недостаточным для однозначного вывода о преимуществах одного конкретного антисептика ввиду следующего.

Согласно Методическим рекомендациям 3.5.1.0113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях», с целью защиты рук медицинского персонала во время операций с повышенным риском инфицирования следует использовать: двойные перчатки, двойные перчатки с индикацией прокола, перчатки с внутренним антибактериальным покрытием (Внутреннее покрытие таких перчаток содержит антисептик), «кольчужные» перчатки.

Заказчик вправе установить требования к перчатке о наличии в составе ее внутреннего слоя антисептика, однако, факт установления одного конкретного антисептика не отвечает объективному описанию закупаемого товара, приводит к сужению круга потенциальных предложений.

 

Согласно четвертому доводу жалобы, для позиции 15 объекта закупки для Перчаток хирургических полиизопреновых установлено следующее требование: «Материал перчаток содержит оксид висмута (эквивалентная толщина свинца не менее 0,032 мм), «не содержат свинец», «Эффективность поглощения рентгеновского излучения: при излучении с напряжением 60 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 60%; при излучении с напряжением 80 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 50%; при излучении с напряжением 100 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 40%; при излучении с напряжением 120 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 35%. Информация указана на индивидуальной упаковке».

Таким образом, кроме того, что Заказчиком в документации о закупке установлены требования, в том числе, к химическому составу товара, ГОСТ Р 52238-2004 не нормирует показатель содержания оксида висмута.

 

Согласно пятому доводу жалобы, перчатки с указанным сочетанием характеристик, таких как «рентгенозащитные», «полиизопреновые», «хирургические», «с оксидом висмута», являются уникальными, которым соответствует товар единственного производителя, а именно «Перчатки хирургические синтетические стерильные неопудренные Radiaxon™ PI, Производитель: «WRP Asia Pacific SDN BHD», Малайзия. Регистрационное удостоверение ФСЗ 2010/07613 от 23.06.2014. Единственным поставщиком, реализующим данные перчатки, одновременно являющимся уполномоченным представителем производителя и организацией-заявителем медицинского изделия, является ООО «Атекс Групп», сведения о характеристиках данных перчаток представлены на сайте этой организации (https://www.atex-gr.com/radiaxon-pi). Таким образом, усматриваются признаки ограничения конкуренции.

 

Согласно пояснениям ОБУЗ «ИвОКБ» нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ИП, ОБУЗ «ИвОКБ» документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

24.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение №0133200001721002692 проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских для нужд ОБУЗ "ИвОКБ", а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 1 000 000,00 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 04.10.2021 08:00;

- согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.10.2021 №0133200001721002692-1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке было подано 2 заявки с идентификационными номерами 159, 80; оба участника допущены до участия в электронном аукционе и признаны участниками такого аукциона;

- согласно протоколу проведения электронного аукциона от 06.10.2021 №0133200001721002692-2 от участников закупки поступили следующие ценовые предложения:

 

Идентификационный номер заявки

Дата и время подачи

Признак ценового понижения

Процент

снижения

Сумма предложения, ₽

            80

06.10.2021 10:28:04

Понижение

3.50%

4521.99

            159

06.10.2021 10:26:54

Понижение

3.00%

4545.42

 

- согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.10.2021 №0133200001721002692-3 оба участника закупки и их заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке и Закона о контрактной системе. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 80 (Индивидуальный предприниматель).

 

Первый и четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145«Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

На основании п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» – «г» и «е» – «з» пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В соответствии с п. п. 5, 6 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. При этом заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчиком в разделе III «Спецификация» документации о закупке применены следующие коды позиции КТРУ: 22.19.60.119-00000002 «Перчатки смотровые из латекса гевеи неопудренные нестерильные»; 22.19.60.119-00000008 «Перчатки смотровые нитриловые неопудренные нестерильные»; 22.19.60.119-00000011 «Перчатки диагностические/процедурные нитриловые, неопудренные антибактериальные»; 22.19.60.119-00000001 «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные»;  22.19.60.119-00000004 «Перчатки хирургические полизопреновые, неопудренные» использовано описание из данной позиции КТРУ. Также, Заказчиком в указанном разделе установлены дополнительные характеристики товара, не содержащиеся в КТРУ.

Так, показатели характеристик «Удлинение на при разрыве, %», «Удлинение на разрыв, Н» установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004, ГОСТ Р 52238-2004, что не является нарушением Закона о контрактной системе.

Согласно документации о закупке «AQL готовой продукции не более 0,65».

Согласно вышеуказанным ГОСТам, AQL – допустимый уровень качества, допустимые показатели – 4,0; 2,5; 4,0.

В документации о закупке Заказчик обосновал указанный показатель следующим образом «для применения при продолжительных операциях в условиях повышенного риска».

Комиссия Ивановского УФАС России считает указанное обоснование несостоятельным. Пояснений, почему установлен показатель не менее 0,65, ни в документации, ни в возражениях на жалобу не представлено.

Согласно документации о закупке, в  позиции 15 объекта закупки для Перчаток хирургических полиизопреновых установлено следующее требование: «Материал перчаток содержит оксид висмута (эквивалентная толщина свинца не менее 0,032 мм), «не содержат свинец», «Эффективность поглощения рентгеновского излучения: при излучении с напряжением 60 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 60%; при излучении с напряжением 80 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 50%; при излучении с напряжением 100 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 40%; при излучении с напряжением 120 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 35%. Информация указана на индивидуальной упаковке».

Согласно возражениям Заказчика, в соответствии с п. 4.6 Методических рекомендаций 3.5.1.0113-16.3.5.1. Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации (утв. Роспотребнадзором 02.09.2016), при выборе типа хирургических перчаток необходимо принимать во внимание особые условия вида оперативного вмешательства, которые могут быть удовлетворены за счет дополнительных свойств перчаток:

- радиозащитные хирургические перчатки из латекса, обеспечивающие радиационную защиту от рассеянного рентгеновского излучения, позволяют существенно снизить дозовую нагрузку на кожу рук. Их следует использовать при операциях в радиохирургии, вмешательствах с применением гибридных технологий с интраоперационной диагностикой и навигацией, ангиографией и т.д.

Поглощающие защитные свойства перчаток обеспечиваются за счет добавления в структуру перчатки поглощающего компонента оксида висмута (позволяющего утилизировать перчатки со всеми остальными отходами). Свинец и другие поглощающие рентгеновские излучения компоненты являются токсичными и требуют особых условий утилизации, которые не позволяют свободно утилизировать данные перчатки в условиях требования по утилизации медицинских отходов.

На сегодняшний день требуемые хирургические перчатки, зарегистрированные в качестве медицинских изделий на территории РФ, представлены исключительно перчатками с оксидом висмута.

Комиссия Ивановского УФАС России считает установление таких показателей, как «материал перчаток содержит оксид висмута», «не содержат свинец»  обоснованным. Однако, показатели характеристик «эквивалентная толщина свинца не менее 0,032 мм», «Эффективность поглощения рентгеновского излучения: при излучении с напряжением 60 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 60%; при излучении с напряжением 80 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 50%; при излучении с напряжением 100 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 40%; при излучении с напряжением 120 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 35%. Информация указана на индивидуальной упаковке» считает необоснованными. Пояснений, почему установлены такие характеристики в числовом эквиваленте, ни в документации, ни в возражениях на жалобу не представлено.

Таким образом, действия Заказчика нарушают ч. 6 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно документации о закупке Заказчиком установлено следующее. «Вес одной пары перчаток размера S, г – не менее 29. Вес одной пары перчаток размера М, г – не менее 30. Вес одной пары перчаток размера L, г- не менее 33,5. Вес одной пары перчаток размера XL, г – не менее 33, 5. Обоснование: для возможности определения соответствия перчатки требованиям при поставке».

Согласно возражениям Заказчика, вес является потребностью Заказчика из-за особенностей качества перчатки. Чем больше масса перчатки при одинаковой толщине перчатки, тем плотнее материал, из которого они сделаны и выше прочностные характеристики. Требуемый минимальный показатель веса определен как измеряемый в обычных условиях с учетом совокупности прочих характеристик.

Комиссия Ивановского УФАС России считает указанное обоснование несостоятельным. Вес перчаток не может влиять на толщину и прочность материала. Кроме того, ГОСТы Р 52239-2004, 52238-2004 требований к весу перчаток не содержат.

Таким образом, действия Заказчика нарушают ч. 6 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.

 В позиции 14 объекта закупки в аукционной документации Заказчика запрошены перчатки с полимерным покрытием при следующем обосновании: «В составе полимерного покрытия должен содержаться антисептик на основе хлоргексидина. Для непрерывной антисептической обработки кожи рук, снижающий инфекционную нагрузку при нарушении целостности перчаток для операций в условиях повышенного риска».

            Согласно возражениям Заказчика, в соответствии с п. 4.6 Методических рекомендаций 3.5.1.0113-16.3.5.1. Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации (утв. Роспотребнадзором 02.09.2016), при выборе типа хирургических перчаток необходимо принимать во внимание особые условия вида оперативного вмешательства, которые могут быть удовлетворены за счет дополнительных свойств перчаток:

- перчатки с внутренним антибактериальным покрытием (Внутреннее покрытие таких перчаток содержит антисептик).

Требование антисептика на основе Хлоргексидина во внутреннем покрытии перчаток обусловлено тем, что требуется непрерывная антисептическая обработка кожи под перчаткой, защищающая и пациента, и персонал в случае повреждения перчатки от заражений и инфекций. Кожная антисептика – основное назначение и показание для применения антисептиков на основе Хлоргексидина. Другие антисептики имеют большое количество противопоказаний и предназначены для лечения инфицированных ран, что не соответствует сфере применения.

Комиссия Ивановского УФАС России считает указанные возражения несостоятельными по следующим основаниям.

Санитарные правила 3.5.1378-03.3.5. «Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003 (далее – СП), устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.

Согласно пункту 3.2 СП 3.5.1378-03.3.5 для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации используют химические и биологические средства, оборудование, аппаратуру и материалы, допущенные к применению в установленном порядке, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минздрава Российской Федерации от 10.11.2002 №344 «О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей» с 01.01.2003 года организовано проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей.

Таким образом, все дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, отвечают нормативно установленным требованиям к качеству и безопасности.

Методические рекомендации 3.5.1.0113-16.3.5.1. не содержат указаний на то, что внутреннее антибактериальное покрытие перчаток должно содержать антисептик, исключительно на основе Хлоргексидина. Заказчиком также не доказана необходимость наличия антисептика исключительно на основе Хлоргексидина.

Таким образом, действия Заказчика, устанавливающие требования к конкретному антисептику, без соответствующего надлежащего обоснования, нарушают ч. 6 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Пятый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчиком в возражениях были представлены доказательства наличия перчаток иных производителей с совокупностью характеристик «рентгенозащитные», «полиизопреновые», «хирургические», «с оксидом висмута», таких как «Нитритекс (М) Сдн.Бхд», «Армилла». Таким образом, перчатки с указанной совокупностью характеристик производятся не только «WRP Asia Pacific SDN BHD», иного Заявителем не доказано.

 

Учитывая изложенное, а также то, что выявленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ИП на действия ОБУЗ «ИвОКБ» при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских для нужд ОБУЗ "ИвОКБ" (извещение №0133200001721002692) обоснованной в части первого, второго, третьего и четвертого доводов жалобы.

2. Установить в действиях ОБУЗ «ИвОКБ» нарушение ч. 6 ст. 23, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны