Решение №037/01/10-265/2020 не устранение аварийной ситуации на сетях водоснабжения, не ... от 7 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел:(4932) 328-573; факс: 326-360; e-mail:to37@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

г. Иваново

Резолютивная часть решения оглашена 04 августа 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 07 августа 2020 года

Комиссия Ивановского УФАС России в составе: председателя комиссии – ХХХ; членов комиссии: ХХХ – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, ХХХ - главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, ХХХ – главного специалиста-эксперта аналитического отдела, рассмотрев дело №037/01/10-265/2020 (02-10/2020-001) по признакам нарушения Акционерным обществом «Водоканал» (….) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в присутствии на заседании:

от Ответчика – Акционерное общество «Водоканал»

УСТАНОВИЛА:

25.03.2020 в Ивановское УФАС России поступило обращение ООО «СПУОР» на действия АО «Водоканал», выразившиеся в неосуществлении восстановления холодного водоснабжения в связи с аварийной ситуацией на участке водопроводной сети, не входящей в границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Заявителя, а также предъявлении требований по оплате работ по восстановлению водоснабжения.

Из заявления следовало, что сети водоснабжения ООО «СПУОР» присоединены к централизованным сетям водоснабжения АО «Водоканал». Отношения между АО «Водоканал» и ООО «СПУОР» урегулированы договором №721-П от 19.08.2008.

11.03.2020 сотрудниками ООО «СПУОР» выявлен факт аварии на водопроводной линии, проходящей вдоль ул. Парижской Коммуны в районе домов №141А и №141Б г. Иваново.

С 11 ч. 00 мин. 11.03.2020 АО «Водоканал» произведено прекращение подачи воды предприятию. На неоднократные устные и письменные обращения по восстановлению подачи воды АО «Водоканал» не реагировало. Более того, как отмечено Заявителем, АО «Водоканал» указало, что восстановление водоснабжения будет произведено только при условии оплаты работ по ремонту сетей. Указанное требование Заявитель считает незаконным, поскольку указанные сети не принадлежат ООО «СПУОР». Прекращение водоснабжения наносит существенный ущерб интересам ООО «СПУОР», препятствует нормальной коммерческой и технической эксплуатации имущества предприятия.

В связи с изложенным ООО «СПУОР» считает, что АО «Водоканал» нарушает Закон о защите конкуренции, пользуясь своим доминирующим положением на товарном рынке.

В целях установления обстоятельств по фактам, изложенным Заявителем, Ивановским УФАС России в порядке ч. 12 ст. 25, ст. 44 Закона о защите конкуренции, запрошены пояснения АО «Водоканал».

Из пояснений АО «Водоканал» от 15.04.2020 №1771 следует, что в соответствии с заявкой от 11.03.2020 от Заявителя о растекании воды у здания 141 «А» по ул. П. Коммуны направлена бригада АО «Водоканал», которой установлено, что имела место авария на водопроводной линии, проходящей к зданиям по адресу: г. Иваново, ул. П. Коммуны, д. 141 «А» (ООО «СПУОР») и 141 «Б» (УФСИН России). Во избежание утечек и подтопления фундамента зданий бригадой АО «Водоканал» произведено отключение водопровода. Данный участок водопровода не состоит на балансе предприятия, в связи с чем, как указывает АО «Водоканал», выполнить работы по восстановлению аварийного участка силами и средствами АО «Водоканал» не имеется возможности, поскольку проведение этих работ приведет к нецелевому расходованию денежных средств. Владельцам зданий дано разъяснение о причине отключения водоснабжения и в чьи обязанности входит ремонт водопроводного ввода.

АО «Водоканал», исходя из архивных материалов, отметило, что выстроенный водопровод к зданию котельной по адресу: ул. П. Коммуны, д. 141 «Б» оформлен на допуск в эксплуатацию владельцу здания (исполнительный чертеж водопроводного ввода в здание котельной по ул. П. Коммуны, д. 141 «Б», акт допуска в эксплуатацию водопроводного ввода в здание котельной по ул. П. Коммуны, д. 141 «Б», книга учета водопроводных магистралей). Подключение ООО «СПУОР» выполнено от водопроводного ввода здания котельной. Исполнительная документация на водопроводные сети здания ООО «СПУОР» в архивных данных АО «Водоканал» отсутствует, акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, акты о подключении (технологическом) присоединении так же отсутствуют. Водоснабжение зданий восстановлено силами АО «Водоканал» 28.03.2020 при условии оплаты услуги выполненных работ.

Одновременно получены письменные пояснения от 19.05.2020 №38/10/80/3-157 от собственника соседнего здания (141Б по ул. П. Коммуна г. Иваново) - УФСИН России по Ивановской области по факту прекращения водоснабжения.

Из указанных пояснений следовало, что 11.03.2020 на городской территории рядом с проезжей частью по ул. П. Коммуны произошла авария на сетях холодного водоснабжения. Подача воды была остановлена аварийной службой АО «Водоканал», в результате чего объекты (здание складов, административное здание и котельная), находящиеся в оперативном управлении ФКУ БМТиВС УФСИН России по Ивановской области и расположенные по адресу: г. Иваново, ул. П. Коммуны, д. 141Б, остались без холодной воды и отопления.

УФСИН России по Ивановской области (далее – Управление) пояснило так же, что участок водопроводной сети диаметром 108 мм на его балансе не состоит. Распоряжением МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях №1463-р от 13.11.2018 имущество УФСИН России по Ивановской области закреплено и передано в управление ФКУ БМТиВС УФСИН России по Ивановской области, на балансе последнего указанный участок так же не числится.

Управление, исходя из положений п.2.1 государственного контракта от 15.01.2020 №121-Бк/3, указало, что границей раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям (до согласования сторонами схем эксплуатационной ответственности сторон), является колодец присоединения к сетям (ответный фланец задвижки на вводе), находящийся на территории соседней организации ООО «СПУОР», авария произошла на подземном трубопроводе до указанного колодца.

Так же в пояснениях Управление указало, что когда произошла авария в ПТО АО «Водоканал» представили схему провода 1965 года по ул. Парижской Коммуны, где линия водопровода проходит по стороне с нечетной нумерацией и указаны колодцы рядом с въездом на территорию по ул. П. Коммуна, д. 141А и 141Б, по факту данных колодцев не имеется. АО «Водоканал» отключило эту линию как аварийную, и произвело подключение по стороне с четной нумерацией. Отключение водопровода производилось в колодце с четной нумерацией у здания ОАО «Полет», напротив объектов по ул. П. Коммуны д. 141А и 141Б. Требования по оплате услуги по восстановлению аварийной ситуации на водопроводной сети АО «Водоканал» не предъявлялись.

Приказом Ивановского УФАС России от 25.05.2020 №36 возбуждено дело №037/01/10-265/2020 (02-10/2020-001) по признакам нарушения АО «Водоканал» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 25.05.2020 дело назначено к рассмотрению на 17.06.2020. Определением Комиссии от 17.06.2020 рассмотрение дела №037/01/10-265/2020 (02-10/2020-001) откладывалось в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

На заседаниях Комиссии 17.06.2020:

- Заявитель поддержал позицию, изложенную в заявлении от 24.03.2020 №919 (вх. №963 от 25.03ж3030). Дополнительно озвучил пояснения от 04.06.2020 №932, в которых ссылаясь на положения ст. 8,12 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 (далее – Закон №416-ФЗ, Закон о водоснабжении), указал, что АО «Водоканал» как гарантирующая организация обязано принимать все необходимые меры по устранению аварийных ситуаций и нести соответствующие затраты, в том числе в случае выявления бесхозяйных сетей. Прекращение водоснабжения нанесло существенный ущерб интересам ООО «СПУОР». Общество в течение длительного времени лишено было возможности осуществлять нормальную техническую и коммерческую эксплуатацию принадлежащих объектов недвижимости, несло существенные материальные издержки, а также было лишено возможности надлежащим образом организовывать соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, выполнение противопожарных мероприятий на территории предприятия.

- Ответчик дополнительно представил пояснения от 05.06.2020 №2788, из которых следовало, что, по его мнению, факт наделения Общества статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения не означает, что организация в безусловном порядке должна эксплуатировать сети, собственник которых не определен. Основываясь на положениях ст. 225 Гражданского кодекса РФ, п. 5 ст. 8 Закона №416-ФЗ, АО «Водоканал» пришло к выводу, что для передачи сетей, собственник которых неизвестен, на баланс гарантирующей организации, необходимо:

- признание спорных сетей бесхозными (т.е. их постановка на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся);

-наличие подписанного органом местного самоуправления и гарантирующей организацией передаточного акта, в соответствии с которым данные объекты передаются в ведение гарантирующей организации.

В данном случае, как отмечает Ответчик, водопроводные сети к нежилым зданиям по ул. П. Коммуны, д. 141А и 141Б бесхозяйными в установленном порядке признаны не были и на баланс АО «Водоканал» не передавались. АО «Водоканал» производит ремонт и устранение аварийных ситуаций на тех сетях, которые находятся на балансе Общества, а также в отношении бесхозяйных сетей, которые переданы по акту приема-передачи. Иные сети АО «Водоканал» обслуживать не обязано. Законом о водоснабжении урегулирован порядок передачи бесхозяйных сетей гарантирующей организации.

Одновременно, основываясь на положениях п. 6 ст. 8 Закона №416-ФЗ, ст. 4, 12 и пп. «а» п. 17 Постановления Правительства РФ №406 от 13.05.2013, АО «Водоканал» указало, что для включения в тариф затрат на эксплуатацию и ремонт спорного участка сетей ему необходимо будет подтвердить свое право на использование данных сетей для осуществления регулируемой деятельности, что сделать Общество не сможет. Только передача по акту приема-передачи бесхозяйных сетей позволяет включить все затраты по их обслуживанию в тариф. Отмечено, что проблема выявления сетей, которые не приняты на баланс собственниками зданий, распространенная. АО «Водоканал» считает, что собственники с приобретением здания обязаны принимать на баланс и сети, посредством которых здание обеспечивается ресурсом.

Так же, представителем отмечено, что та судебная практика, которая возлагает обязанность на гарантирующую организацию обслуживать выявленные бесхозяйные сети, складывается при разрешении споров по урегулированию границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Суд, основываясь на представленных документах, может прийти к выводу о бесхозяйности участка сети. Спора по сетям с ООО «СПУОР» не было.

АО «Водоканал» считает, что до установления границ эксплуатационной ответственности действующее законодательство не вменяет в обязанности гарантирующей организации на безвозмездной основе (т.е. за счет собственных средств) устранять аварийные ситуации.

По изложенным обстоятельствам, Ответчик указал, что не нарушал положения антимонопольного законодательства и просил прекратить производство по делу.

- Заинтересованное лицо ФКУ База материально-технического и военного снабжения УФСИН России по Ивановской области заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя (ходатайство от 17.06.2020 №исх-308/ТО/80/4-198).

В соответствии с ч. 4 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции лицам, участвующим в деле, направлено заключение об обстоятельствах дела (письмо от 18.06.2020 №02-10/2081).

До заседания Комиссии 04.08.2020 в порядке ч. 5 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции поступила письменная позиция ООО «СПУОР» (письмо от 24.07.2020 №941), из которой следует, что Заявитель возражений по тексту Заключения не имеет. Одновременно, Заявитель дополнительно указал, что:

  1. Ранее между ООО «СПУОР» и АО «Водоканал» заключены договоры №721-п от 01.02.20002, №721-П от 30.11.2007, аналогичные по содержанию договору №721 от 19.08.2008, действующему в настоящее время. Заявитель отметил, что в течение более 18 лет вопрос о принадлежности «спорных» сетей ни разу не поднимался;
  2. В договорах №721-п от 01.02.20002, №721-П от 30.11.2007, №721 от 19.08.2008 отсутствует упоминание о том, что имеет место опосредованное подключение сетей ООО «СПУОР» к сетям АО «Водоканал»;
  3. Доводы АО «Водоканал» о недобросовестности действий ООО «СПУОР» в части отказа от обслуживания сетей, находящихся на балансе ООО «СПУОР», считает бездоказательными, поскольку спорные сети никогда не находились на балансе либо обслуживании ООО «СПУОР»;
  4. полагает, что необходимо критически относится к доводам АО «Водоканал», что спорные сети не находятся на балансе последнего и являются бесхозяйными, на основании следующего. Сети водопровода и канализации в г. Иваново (кроме находящихся на ведомственном балансе) исторически принадлежали организациям, правопреемником которых выступает АО «Водоканал» (трест «Воосвет», ГКТ «Водоканализация», УМП «Водоканал»). Учитывая, как указывает Заявитель, что спорный участок водопровода находится не на территории какого-либо бывшего предприятия, а на землях общего пользования единственным законным владельцем указанных сетей является АО «Водоканал». АО «Водоканал» не представлено доказательств, что спорный участок сетей когда-либо находился на балансе какого-либо хозяйствующего субъекта, кроме АО «Водоканал» и его правопредшественников. Материалы дела не подтверждают, что именно в распоряжении АО «Водоканал» имеется полная и подробная техническая информация о всех существующих сетях водоснабжения. Согласно информации, представленной УФСИН России по Ивановской области, АО «Водоканал» производилось изменение схемы подачи воды в спорный участок водопровода, после которого подача холодной воды стала производиться АО «Водоканал» от линии водопровода, находящейся у завода «Полет» (четная сторона ул. П. Коммуна), через участок водопровода, пересекающий ул. П. коммуны в районе д. 141 «а» и «б». Заявитель полагает, что поскольку возведение (реконструкция) участка водопровода, пересекающего ул. П. Коммуны, производилось именно АО «Водоканал», то данный участок не только эксплуатируется, но и обслуживается АО «Водоканал».
  5. 21.07.2020 выявлен факт аварии на водопроводной линии, проходящей вдоль ул. П. Коммуны у домов №141 «а» и «б», подача воды возобновлена только 23.07.2020, что превысило время для ликвидации аварии. Тот факт, что авария 11.03.2020 произошла на участке водопровода, реконструкция которого ранее производилась АО «Водоканал», а также тот факт, что 21.02.2020 авария произошла через три месяца на том же самом месте, по мнению Заявителя, указывает на низкий уровень качества выполняемых работ.

От иных лиц, участвующих в деле, пояснения в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не поступили.

Рассмотрев представленные материалы, оценив доводы, озвученные лицами, участвующими в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заявителю на праве собственности с 2004 года принадлежит нежилое административное здание, площадью 125,4 кв. м., этажи 1,2, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. П. Коммуны, д. 141А.

Водоснабжение и водоотведение принадлежащих Заявителю нежилых помещений осуществляется в соответствии с договором №721-п от 19.08.2008, по которому организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять водоснабжение абонента питьевой водой, а Абонент обязуется оплачивать полученную питьевую воду, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с получением воды.

Письмом №916 от 12.03.2020 ООО «СПУОР» обратилось в адрес АО «Водоканал» в связи с выявлением факта аварии на водопроводной линии, проходящей вдоль улицы Парижской Коммуны в районе домов №141 «А» и №141 «Б».

11.03.2020 в 11 ч. 00 мин. аварийной службой АО «Водоканал» произведено прекращение подачи воды.

28.03.2020 АО «Водоканал» устранена аварийная ситуация на водопроводе Д=108 мм, о чем составлен акт.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №345 (далее – Административный регламент №345).

В соответствии с пунктом 3.19 Административного регламента №345 определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему порядку проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, предварительное определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявление группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа, а также содержится заключение о наличии признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта (далее - Аналитический отчет).

Анализ состояния конкуренции, проводится в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Результаты проведенного анализа положения АО «Водоканал» на товарном рынке отражены в аналитическом отчете, приобщенном к материалам рассматриваемого дела.

На сайте ФАС России в разделе «Реестр субъектов естественных монополий» (http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html) указано, что АО "ВОДОКАНАЛ" (ИНН: 3702597104, КПП: 370201001, ОГРН: 1093702022754, адрес: пр-т Строителей, 4а, г. Иваново, 153038) включено в «Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры» в раздел «Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры» Приказом №749-э от 16.04.2015 под номером 37.В.20.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка №220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ "О естественных монополиях"

в) определение географических границ товарного рынка.

С учетом проведения ретроспективного анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования: 1 квартал 2020 года.

Продуктовые границы товарного рынка определены: «Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры».

Пункт 4.7 Порядка устанавливает, что в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг. В частности:

  • наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);
  • возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

У ООО «СПУОР» отсутствует техническая и экономическая возможность получения услуги по водоснабжению у другого хозяйствующего субъекта, помимо АО «Водоканал».

Географические границы рынка определены пределами территории расположения технологической инфраструктуры подключенных абонентов.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции и пункта 12.5 Порядка №220 доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, АО «Водоканал» занимает доминирующее положение на товарном рынке «водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры» в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры подключенных абонентов.

При изложенных обстоятельствах АО «Водоканал» обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод регулируются Законом №416-ФЗ, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее - Правила №644).

Согласно ст. 2 Закона №416-ФЗ водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Ч. 1 ст. 7 Закона №416-ФЗ, п. 4 Правил №644, установлено, что водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона №416-ФЗ по договору холодного водоснабжения организация, осуществляющая водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Постановлением Администрации г. Иваново от 01 июля 2013 года №1384 АО "Водоканал" наделено статусом гарантирующей организации.

Как следует из представленных документов причиной прекращения 11.03.2020 АО «Водоканал» водоснабжения ООО «СПУОР» явилась аварийная ситуация на водопроводной сети, обеспечивающей транспортировку воды в здания №141 «А» и №141 «Б» по ул. Парижской Коммуны г. Иваново. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами (статья 541 ГК РФ).

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (статья 546 ГК РФ).

Порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки вод и (или) сточных вод предусмотрен статьей 21 Закона №416-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 21 Закона №416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения. В данном случае прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения (часть 4 статьи 21 Закона №416-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона №416-ФЗ в случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также:

1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения;

3) организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.

Согласно подпункту "г" пункта 34 Правил №644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.

Местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения (пункт 7 статьи 13 Закона о водоснабжении, пункт 23 Правил №644).

Подпунктом 8 пункта 5 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что существенным условием договора водоснабжения являются границы эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям, определяемые по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих сетей.

Согласно пункту 2 Правил №644 граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения.

Из акта осмотра от 11.03.2020 и приложенных к нему фотоматериалов, акта от 28.03.2020, пояснений представителей АО «Водоканал», отраженных в протоколе заседания Комиссия от 17.06.2020, следует, что аварийная ситуация имела место за границей земельного участка ООО «СПУОР», на земельном участке, находящемся в собственности Администрации г. Иваново, где наблюдалась промоина и обвал земельного слоя.

При этом для признания обоснованными действий АО «Водоканал» по прекращению водоснабжения Заявителя и установления условия его возобновления по устранению аварийной ситуации на сетях водоснабжения за счет средств ООО «СПУОР», необходимо подтверждение факта вхождения аварийного участка в границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности Заявителя.

Из содержания договора №721 от 19.08.2008 и приложений к нему следует, что УМП «Водоканал» (в настоящее время АО «Водоканал») обязуется осуществлять водоснабжение абонента питьевой водой по водопроводным вводам, указанным в Приложении №1 к настоящему договору.

В Приложении №1 к договору №721 от 19.08.2008 указано на отдельно стоящее здание по ул. Парижской Коммуны 141 «А» с источником поступления воды из горводопровода диаметром 25 мм, с организованным учетом СВК-15.

Из акта допуска прибора учета в эксплуатацию от 25.10.2016 следует, что место установки коридор у окна в здании №141 «А» по ул. П. Коммуны г. Иваново.

Следовательно, по условиям договора №721 от 19.08.2008 местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является непосредственно объект Заявителя.

Иные границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в договоре не установлены. Акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности организацией водопроводно-канализационного хозяйства не оформлены ни на момент заключения договора №721-п от 19.08.2008, ни в процессе его исполнения.

Доводы АО «Водоканал» относительно того, что ранее действующее законодательство не предусматривало оформление акта разграничения границ эксплуатационной ответственности, Комиссия отклоняет, руководствуясь положениями п. 13, 14 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ №167 от 12.02.1999 (далее – Правила №167), действовавшими на момент заключения договора и предусматривавшими установление границ эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации в качестве существенного условия договора, а также оформление акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них в качестве приложения к договору.

Из пояснений Заявителя на заседании Комиссии 17.06.2020, не опровергнутых АО «Водоканал», ранее действовавший договор от 2002 содержал аналогичные условия относительно места исполнения договорных обязательств. Из представленных Комиссии ранее действующих договоров на водоснабжение №721-п от 01.02.2002, №721-П от 30.11.2007 между АО «Водоканал» и ООО «СПУОР» установлено, что обязательства по водоснабжению АО «Водоканал» также исполнялись до объекта ООО «СПУОР».

При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента (пункт 32 Правил №644).

Пунктом 14 Правил №167 так же предусматривалось, что при отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.

Из представленных Комиссии документов о праве собственности следует, что в собственности ООО «СПУОР» находятся следующие объекты, расположенные по адресу: ул. П. Коммуны: земельный участок под нежилые (административное, производственное, склад) здания (литер А, Б, В) площадью 6345 кв. м., и соответственно, сами здания. Из представленных документов нахождение на балансе сетей водоснабжения или водоотведения не установлено.

Из пояснений АО «Водоканал» от 15.04.2020 №1771 следует, что подключение ООО «СПУОР» осуществлено от водопроводного ввода бывшей котельной.

Из этих же пояснений, водопровод к зданию №141 «Б» по ул. П. Коммуна (бывшая котельная) оформлен на допуск в эксплуатацию владельцу здания. Из записей Книги учета водопроводных магистралей, принятых на баланс и допуск до эксплуатации с 1965 по 1967, Акта №1 от 31.12.1964 следует, что водопровод на баланс не принимался и передан владельцу котельной бывшей фабрики по ул. П. Коммуны.

Из пояснений АО «Водоканал» на заседание Комиссии 17.06.2020 иными документами, кроме архивных данных о собственнике сетей водоснабжения, не располагает.

Вместе с тем, как установлено выше из пояснений ФКУ БМТиВС УФСИН России по Ивановской области, в настоящее время здание котельной по ул. Парижской Коммуны, д. 141 «Б», а также склады, административное здание, находятся в оперативном управлении ФКУ БМТиВС УФСИН России по Ивановской области. Из письма УФСИН по Ивановской области следует, что участок трубопровода, на котором произошла авария, УФСИН России по Ивановской области не принадлежит и на балансе не числится. В соответствии с заключенным государственным контрактом от 15.01.2020 №121-Бк/3 граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям является колодец присоединения к сетям (ответный фланец задвижки на вводе), находящийся на территории соседней организации – ООО «СПУОР».

По пояснениям, АО «Водоканал» под колодцем понимается колодец, расположенный на муниципальной территории.

Комиссия не оценивает и не устанавливает границы эксплуатационной ответственности, данный вопрос подлежит урегулированию в гражданско-правовом порядке.

В тоже время, из представленных документов, Комиссия может прийти к единственным выводам, что однозначно определить собственником аварийного участка сети ООО «СПУОР» невозможно. Представленные архивные данные Ответчиком не сопоставлены с находящимися во владении Заявителя объектами при предъявлении к нему требования по устранению аварийной ситуации на водопроводной сети. Изложенное подтверждается и пояснениями АО «Водоканал» на соответствующий вопрос Комиссии на заседании 17.06.2020, отраженными в протоколе заседания Комиссии.

В тоже время, учитывая содержание архивных данных, пояснения АО «Водоканал» от 15.04.2020 №1771, а также учитывая объекты, находящиеся в собственности ООО «СПУОР», действующий договор водоснабжения №721-П, Комиссия приходит к выводу, что спорный участок сети водоснабжения в границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности здания №141 «А» по ул. П. Коммуны г. Иваново никогда не входил.

Одновременно, Комиссия учитывает и пояснения АО «Водоканал» относительно, того что технологическое присоединение ООО «СПУОР» является опосредованным через сети третьих лиц.

Из содержания п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ следует, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

Следовательно, в настоящее время участок водопроводной сети по ул. Парижская коммуна г. Иваново, проходящий к зданиям по №141 «а» и №141 «Б» по ул. П. Коммуны г. Иваново, по всем своим признакам может быть отнесен к бесхозяйной сети.

Частью 5 статьи 8 Закона №416-ФЗ установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 названного Закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона №416-ФЗ).

Рассматриваемый участок водопроводной сети по ул. П. Коммуны г. Иваново находится в границах г. Иваново и в соответствии с Постановлением Администрации г. Иваново от 01.07.2013 №1384 входит в зону деятельности АО «Водоканал», определенного в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение. Определение иной организации в качестве эксплуатирующей спорные объекты согласно части 5 статьи 8 Закона о водоснабжении возможно только в случае не определения гарантирующей организации, что в рамках настоящего дела не установлено.

Аварийная ситуация имела место за пределами границ земельного участка Заявителя и на водопроводной сети, которая ему не принадлежит, что исключает наличие законных оснований и обязанностей у Заявителя предпринимать любые действия на рассматриваемом участке водопроводной сети без получения соответствующих согласований. Такое право в силу норм о водоснабжении предоставлено только гарантирующей организации.

В то же время не нахождение аварийного участка водопроводной сети на балансе АО «Водоканал», как пояснил Ответчик, не является достаточным основанием для возложения ответственности за эксплуатацию спорного участка сетей, а также возмещение затрат на его восстановление на ООО «СПУОР» при отсутствии доказательств передачи данных сетей последнему и нахождения их на его балансе.

Следовательно, обязанность по эксплуатации аварийной сети водоотведения, посредством которой обеспечивается поставка воды в здание ООО «СПУОР», в силу положений части 5 статьи 8 Закона №416-ФЗ, не подлежит возложению на ООО «СПУОР».

В свою очередь, АО «Водоканал», выступая в отношениях с потребителями как гарантирующая организация, обязано принимать действия к обеспечению потребителя холодным водоснабжением, включая устранение аварийной ситуации на сети. При выявлении сетей собственник, которых неизвестен, к урегулированию отношений по ним, в том числе принятию в эксплуатацию и инициирование процедуры признания их бесхозяйными, поскольку как гарантирующая организация фактически эксплуатирует данную бесхозяйную сеть, поставляя воду потребителю, а соответственно, должно быть заинтересовано в определении эксплуатирующей организации по данной водопроводной сети.

Отсутствие акта передачи спорного участка сетей органом местного самоуправления АО «Водоканал» само по себе, по мнению Комиссии, не является препятствием для устранения аварийной ситуации на водопроводной сети. В последующем АО «Водоканал» не лишено права при несении затрат на устранение аварии на водопроводных сетях предъявить соответствующие требования к законному владельцу данного участка сети водоснабжения либо, в случае отсутствия такового, к органу местного самоуправления, в случае, если он не обеспечит принятие соответствующих мер по выявленным бесхозяйным водопроводным сетям и включение их в состав муниципальной собственности, а также передаче спорных сетей лицу, обеспечивающему их эксплуатацию. Все понесенные затраты могут быть возмещены на основании и по правилам ч. 6 ст. 8 Закона о водоснабжении: в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В пункте 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Действующим законодательством предусмотрен специальный порядок определения и возмещения регулируемой организации выпадающих расходов по окончании периода регулирования при утверждении тарифов на следующий период регулирования при их обосновании (пункт 15 Основ ценообразования).

Учитывая изложенное, Комиссия отклоняет доводы АО «Водоканал» о невозможности возмещения понесенных затрат по ликвидации аварийной ситуации на сети, собственник которой неизвестен.

Таким образом, АО «Водоканал», как гарантирующая организация, обязано было в разумный срок устранять возникающую на рассматриваемой водопроводной сети аварию. В тоже время, со стороны организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществлены действия по отключению водопровода.

Водоснабжение помещений Заявителя отсутствовало на протяжении 17 дней.

Пунктом 2.10.23. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168, предусмотрено, что ликвидация аварий должна быть осуществлена в сроки, регламентированные СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». С 01.01.2013 введен в действие Свод правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/14 (далее по тексту - СП 31.13330.2012).

По пункту 11.4 СП 31.13330.2012 расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно таблице 25. Для систем водоснабжения II и III категорий указанное в таблице время следует увеличивать соответственно в 1,25 и в 1,5 раза.

Из таблицы 25 следует, что расчетное время для ликвидации аварий на трубопроводах систем водоснабжения диаметром до 400 мм и при глубине заложение более 2 м составляет 12 часов. В зависимости от материала и диаметра труб, особенностей трассы водоводов, условий прокладки труб, наличия дорог, транспортных средств и средств ликвидации аварий указанное время может быть изменено, но должно приниматься не менее 6 часов.

Из пояснений АО «Водоканал» максимальное число часов отключения и отсутствия водоснабжения при устранении аварии 24 часа.

При изложенных обстоятельствах Комиссией не установлено экономического и технологического обоснования действий АО «Водоканал» по прекращению водоснабжения потребителя и не устранению выявленной аварийной ситуации на водопроводных сетях, а также возложения соответствующей обязанности на потребителя – ООО «СПУОР».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения в действиях АО «Водоканал» по п. 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в необоснованном прекращении оказания услуг по водоснабжению в результате не принятия действий к устранению аварийной ситуации на водопроводной сети, проходящей к зданиям по адресу: г. Иваново, ул. П. Коммуны, д. 141 «А» и №141 «Б», что привело к ущемлению интересов ООО «СПУОР».

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания: в частности о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией установлено, что водоснабжение ООО «СПУОР» возобновлено 28.03.2020 при устранении аварии действиями АО «Водоканал», что исключает основания для выдачи АО «Водоканал» предписания.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №037/01/10-265/2020 (02-10/2020-001) в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства у Комиссии нет.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия АО «Водоканал», занимающего доминирующее положение на товарном рынке «Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры» в пределах территории расположения технологической инфраструктуры подключенных объектов, выразившиеся в злоупотреблении таким положением, путем необоснованного прекращения оказания услуг по водоснабжению в результате не принятия действий к устранению выявленной 11.03.2020 аварийной ситуации на водопроводной сети, проходящей к зданиям по адресу: г. Иваново, ул. П. Коммуны, д. 141 «А» и №141 «Б», что привело к ущемлению интересов ООО «СПУОР», нарушением п. 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Основания для прекращения дела №037/01/10-265/2020 (02-10/2020-001) в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.
  3. В связи с возобновлением водоснабжения с 28.03.2020 здания ООО «СПУОР» предписание АО «Водоканал» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Председатель Комиссии

Члены комиссии:

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны