Решение №037/06/31-472/2022 (07-15/2022-160) 1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия Палехского худ... от 19 сентября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/31-472/2022 (07-15/2022-160)

 

Дата оглашения решения: 14 сентября 2022 года                                            город Иваново

Дата изготовления решения: 19 сентября 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>

 

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на действия Палехского художественного училища им. М. Горького при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт спортивного зала и кровли над актовым и спортивным залом (извещение 0333100007422000001), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.09.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Контракт» на действия Палехского художественного училища им. М. Горького при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт спортивного зала и кровли над актовым и спортивным залом (извещение 0333100007422000001).

 

Согласно первому доводу жалобы, Заказчиком незаконно установлено одновременно два требования применительно к наличию участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Согласно второму доводу жалобы, Палехское художественное училище им. М. Горького проводит закупку на капитальный ремонт объектов капитального строительства, вместе с тем, Заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства №2571).

Согласно третьему доводу жалобы, Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии выписки о членстве в саморегулируемой организации в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – СРО).

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что Палехское художественное училище им. М. Горького не согласно с жалобой Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «Контракт», Палехским художественным училищем им. М. Горького документы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

31.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0333100007422000001 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт спортивного зала и кровли над актовым и спортивным залом.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 10 157 540,00 руб.;

- дата и время окончания срока подачи заявок – 08.09.2022 10:33;

- дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 08.09.2022;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 09.09.2022;

- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.09.2022 №ИЭА1 на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка с идентификационным номером 122 (ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "РЕНЕССАНС"), которая была признана соответствующей извещению и Закону о контрактной системе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 43 данного Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Пп. б п. 1 Постановления Правительства №2571 установлено, что в случае, если заказчиком не установлено требование, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.

В соответствии с извещением о проведении закупки, Заказчиком установлено следующее:

Преимущества и требования к участникам:

- Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе;

- Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.

Вместе с тем, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что установление Заказчиком вышеуказанных требований не является нарушением положений действующего законодательства, не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Установление в извещении о проведении закупки одновременно требования в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе и пп. б п. 1 Постановления Правительства №2571, является правом Заказчика и не противоречит законодательству о контрактной системе. ООО «Контракт» не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности участия Общества в рассматриваемой закупке, а также нарушении его прав и законных интересов. Таким образом, нарушения в действиях Заказчика отсутствуют.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

В согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Постановлением Правительства №2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, а также определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким требованиям.

Предметом закупки является капитальный ремонт спортивного зала и кровли над актовым и спортивным залом.

В соответствии с п. 10 Постановления Правительства №2571 при выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) устанавливаются следующие дополнительные требования:

наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Соответствие участника закупки вышеуказанным требованиям должно подтверждаться следующими документами:

в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В извещении о проведении закупки вышеуказанные дополнительные требования отсутствуют. Таким образом, Заказчиком нарушены ч. 2 и ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 1 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее –ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ в редакции, действовавшей до 30.04.2022, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

На основании ч. 1 ст. 58.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Из совокупности вышеуказанных норм следует, что в случае, если объектом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства и начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, в извещении о проведении закупки указывается требование к участникам закупки о членстве в СРО.

Таким образом, не установив в извещении о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки о членстве в СРО, Заказчик нарушил положения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

С момента регистрации на официальном сайте ООО «Контракт» не исполнило ни одного контракта, в указанной закупке не участвовало.

ООО «Контракт» своих представителей на рассмотрение жалобы Комиссией Ивановского УФАС России не направило, документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов ООО «Контракт», представлены не были.

Вместе с тем, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный гл. 6 Закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов. Действия контрольного органа в сфере закупок не должны создавать условия для аннулирования закупки только для целей ее повторного проведения, поскольку это не предусмотрено Законом о контрактной системе и способно привести к тому, что государственные нужды длительное время останутся неудовлетворенными (п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020).

При таких обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что выявленные нарушения в действиях Заказчика не могли нарушить права и законные интересы Заявителя.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия Палехского художественного училища им. М. Горького при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт спортивного зала и кровли над актовым и спортивным залом (извещение 0333100007422000001) обоснованной в части второго и третьего доводов жалобы.
  2. Установить в действиях Палехского художественного училища им. М. Горького нарушения п. 1 ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием нарушения прав заявителя.
  4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны