Решение б/н оскорбляющие образы в рекламе от 14 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия решения: 10 февраля 2022 года                                                       г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):

председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Грехов М.В., главный специалист-эксперт аналитического отдела,

- Бестужева Н.Б., главный специалист-эксперт аналитического отдела,

рассмотрев дело №037/05/5-39/2022 (03-31/2022-01), возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие заявителя: <…>, уведомленного надлежащим образом,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ИП Верениной Н.М. (ИНН 373100304160), уведомленной надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ивановское УФАС России поступило заявление о факте распространения рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, заявитель указал, что считает кощунством опубликованное в выпуске журнала «Стройка. Верхневолжье» №12 за декабрь-январь 2021-2022 года на стр.8 объявление следующего содержания: «Ты заказал визитки и листовки?» Качественно Недорого В срок». Просит добиться прекращения распространения оскорбительной, в том числе по отношению к участникам ВОВ, рекламы.

Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее -  Закон о рекламе), согласно которой в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Факт распространения рекламы подтверждается: заявлением, экземпляром журнала.

Ивановским УФАС России 02 февраля 2022 года возбуждено дело №037/05/5-39/2022 (03-31/2022-01) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-   адресована неопределенному кругу лиц;

-  направлена на привлечение внимания к услуге по изготовлению печатной продукции (визиток и листовок);

-  призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.

Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со ст.2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

Вместе с тем, указанное периодическое печатное на основании ст.12 Закона о СМИ не зарегистрировано. В выходных данных журнала указано, что издателем является ИП Веренина Н.М.

ИП Веренина Н.М. в письменных пояснениях (вх. №330 от 01.02.2022) указала, что она является и рекламодателем, и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.  Также сообщила, что в законе ничего не сказано о патриотических плакатах, поэтому не считает нарушенными чувства участников ВОВ. Однако на сегодняшний день указанная реклама во всех выпусках издания заклеена.

Кроме того, ИП Веренина Н.М. сообщила о распространении рассматриваемой рекламы только на территории г. Иваново, просила признать нарушение малозначительным и, учитывая трудное материальное положение и пенсионный возраст, освободить ее от административной ответственности, ограничившись объявлением устного замечания.

Однако с доводами ИП Верениной Н.М. нельзя согласиться.

Согласно п.28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Сложившаяся практика работы территориальных органов ФАС России свидетельствует о наличии признаков нарушения Закона о рекламе в фактах использования в измененном варианте патриотических плакатов.

Раннее Ивановским УФАС России уже рассматривалось дело по факту распространения в г. Иваново рекламы с использованием изображения из патриотического плаката «Ты записался добровольцем?». С учетом позиции членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе о восприятии рассматриваемой рекламы антимонопольным органом было установлено наличие признаков нарушения ч.6 ст.5 Закона о рекламе в связи с использованием в соответствующей рекламе узнаваемой патриотической символики (выписка из протокола №3 заседания совета от 21.12.2017).

Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением требований ч.6 ст.5 Закона о рекламе. В соответствии с ч.6 ст.38 Закона о рекламе за нарушение ч.6 ст.5 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель.

На заседание Комиссии ИП Веренина Н.М. не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (вх. №361 от 03.02.2022).

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 -54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать рекламу следующего содержания: «Ты заказал визитки и листовки?» Качественно Недорого В срок», опубликованную в выпуске журнала «Стройка. Верхневолжье» №12 за декабрь-январь 2021-2022 года на стр.8, ненадлежащей, поскольку при ее распространении были нарушены требования ч.6 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

2. Предписание об устранении выявленных нарушений Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» не выдавать в связи с добровольным устранением.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны