Решение №037/06/14-590/2021 (07-15/2021-269) Решение по жалобе ООО «Дельрус-Кострома» на действия ОБУЗ «И... от 26 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/14-590/2021 (07-15/2021-269)

 

Дата оглашения решения: 21 октября 2021 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 26 октября 2021 года                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

ООО «Дельрус-Кострома» (далее - Заявитель): <…>, <…>, <…>, <…>,;

ОБУЗ «Ивановская клиническая больница имени Куваевых» (далее - Заказчик): <…>,<…>,<…>,;

АО «Научно-производственное объединение «СКАНЕР»: <…>,<…>,;

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о содержании жалобы, а также о дате, времени и месте ее рассмотрения была своевременно направлена указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу ООО «Дельрус-Кострома» на действия ОБУЗ «Ивановская клиническая больница имени Куваевых» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (извещение №0133200001721002815), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.10.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Дельрус-Кострома» на действия ОБУЗ «Ивановская клиническая больница имени Куваевых» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (извещение №0133200001721002815).  

 

Согласно первому доводу жалобы Общества, предметом закупки является радиоэлектронная продукция (система ультразвуковой визуализации). Заказчиком в документации о закупке установлены ограничения допуска товаров иностранной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ №878), а также характеристики товара, требуемого к поставке. Однако радиоэлектронная продукция, содержащаяся в едином реестре радиоэлектронной продукции, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным Заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в документации о закупке использован товар, содержащийся в каталоге товаров, работ, услуг (далее – КТРУ) (коды позиций КТРУ: 26.60.12.132-00000033 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети» - 26.60.12.132-00000037 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети»). Вместе с тем, Заказчик в разделе III «Спецификация» документации о закупке, намеренно установил код позиции КТРУ - 26.60.12.132-00000026 «Система ультразвуковой визуализации универсальная», не содержащий характеристики.

В соответствии с третьим доводом жалобы Заказчик, при описании объекта закупки, в нарушение требований действующего законодательства не применил положения ГОСТ Р 56331-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Изделия медицинские ультразвуковые диагностические. Технические требования для государственных закупок (далее – ГОСТ Р 56331-2014).

 

20.10.2021 от ООО «Дельрус-Кострома» поступили дополнения по жалобе, согласно которым Заказчик при обосновании начальной (максимальной) цены контракта нарушил положения Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (вместе с "Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, о порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок таких отчета и обоснования", "Положением о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств"). Кроме того, Заказчик в Разделе 3 «Техническое задание» документации о закупке, использовал технические характеристики, отсутствующие в ГОСТ Р 56331-2014, и не обосновал их установление.

В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

На основании указанного выше, ввиду того, что рассмотрение довода жалобы по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта не входит в компетенцию Ивановского УФАС России, письмом Ивановского УФАС России №07-15/4257 от 21.10.2021 дополнения к жалобе ООО «Дельрус-Кострома» были направлены по подведомственности в Службу государственного финансового контроля Ивановской области

На основании ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Дата окончания подачи заявок в электронном аукционе – 18.10.2021 08:00. Дополнения к жалобе ООО «Дельрус-Кострома» были направлены 20.10.2021, т.е. после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Таким образом, довод на положения документации об электронном аукционе, приведенный в дополнениях к жалобе, не подлежит рассмотрению Комиссией Ивановского УФАС России.

 

Согласно пояснениям ОБУЗ «Ивановская клиническая больница имени Куваевых» нарушений при проведении закупки допущено не было. В едином реестре радиоэлектронной продукции содержатся два товара производителей ЗАО «НИПК «Электрон» и АО «НПО «Сканер». Вместе с тем, в едином реестре радиоэлектронной продукции не указаны описание и технические характеристики данной радиоэлектронной продукции. Таким образом, у Заказчика отсутствует техническая возможность для внесения данных характеристик в описание объекта закупки.

Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, что и было сделано Заказчиком.

 

Рассмотрев представленные ООО «Дельрус-Кострома», ОБУЗ «Ивановская клиническая больница имени Куваевых» документы и информацию, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

05.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение №0133200001721002815 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 6 483 333,33 ₽;

- дата и время окончания подачи заявок – 18.10.2021 08:00;

- дата проведения аукциона в электронной форме – 19.10.2021;

- согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0133200001721002815-1 от 19.10.2021 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке было подано 3 заявки с идентификационными номерами 170, 152 и 130; все участники допущены до участия в электронном аукционе и признаны участниками такого аукциона;  

- согласно протоколу проведения электронного аукциона №0133200001721002815-2 от 20.10.2021 от участников закупки поступили следующие ценовые предложения:  

 

Идентификационный номер заявки

Дата и время подачи

Признак ценового понижения

Сумма предложения, ₽

170

20.10.2021 14:09 (МСК)

Понижение

4 700 416,48

152

20.10.2021 12:33 (МСК)

Понижение

6 418 499,99

130

20.10.2021 14:04 (МСК)

Понижение

4 732 833,15

 

 

Первый довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Из ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе следует, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в статье 42 Закона о контрактной системе.

В силу п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок -подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные ограничения установлены Постановлением Правительства РФ №878.

Заказчиком в документации о закупке установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ №878.

На основании п. 4 Постановления Правительства РФ №878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

В едином реестре радиоэлектронной продукции содержатся две системы ультразвуковой визуализации производителей АО «НПО «СКАНЕР» и ООО «НИПК «ЭЛЕКТРОН», соответствующие тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке.

Информация о характеристиках систем ультразвуковой визуализации данных производителей в едином реестре радиоэлектронной продукции отсутствует.  

В связи с этим, не представляется возможным определить функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, соответствует/ не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что на момент составления документации об электронном аукционе ОБУЗ «Ивановская клиническая больница имени Куваевых» не располагало информацией об отсутствии в едином реестре радиоэлектронной продукции систем ультразвуковой визуализации, соответствующих по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции, установленным Заказчиком в документации о закупке. Заказчик запросы о характеристиках указанных систем производителям данной радиоэлектронной продукции не направлял.

 Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что ни Законом о контрактной системе, ни Постановлением Правительства №878, не предусмотрена обязанность о направлении запросов Заказчиком с целью установления характеристик аппаратов, указанных в реестре радиоэлектронной продукции.

 

Второй довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145«Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

На основании п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» – «г» и «е» – «з» пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В соответствии с п. п. 5, 6 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. При этом заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно пояснениям представителя Заказчика, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, при выборе необходимого кода КТРУ, ОБУЗ «Ивановская клиническая больница имени Куваевых», проанализировав характеристики, содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг, сделало выбор в пользу параметров товара, максимально удовлетворяющих его потребность. Заказчику необходимо оборудование высокого либо экспертного класса, с возможностью применения его в области онкологии, а позиции, предложенные Заявителем, не отражают класс аппарата ультразвукового сканирования, а также применение их в области онкологии.

В связи с данными обстоятельствами, Заказчиком выбрана позиция КТРУ 26.60.12.132-00000026 «Система ультразвуковой визуализации универсальная» по которой в графе «Описание товара, работы, услуги» отсутствуют функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, следовательно, в силу пункта 6 Правил, Заказчик вправе не включать в описание товара обоснование необходимости использования дополнительных характеристик товара.

Таким образом Комиссия Ивановского УФАС России соглашается с выводом Заказчика о невозможности использования иных кодов позиций КТРУ в силу несоответствия их его требованиям, что свидетельствует об отсутствии нарушений в действиях Заказчика при использовании КТРУ.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает третий довод жалобы необоснованным в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

П. 8 раздела 2 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке установлено, что поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в Разделе III «Спецификация» настоящей документации.

В соответствии с разделом 3 «Техническое задание» документации о закупке к поставке предлагается «Система ультразвуковой визуализации универсальная».

ГОСТ Р 56331-2014 устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок медицинских ультразвуковых диагностических изделий. Согласно Приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. №2124-ст «Об утверждении ГОСТ Р 56331-2014» данный ГОСТ утвержден для добровольного применения.

Исходя из положений документации о закупке, не следует, что Заказчик, при описании предмета закупки, применил положения ГОСТ Р 56331-2014, а пояснения представителей Заказчика о том, что положения ГОСТа учитывались при составлении технического задания, не свидетельствуют об обязанности Заказчика руководствоваться данными положениями.

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Заказчика.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Дельрус-Кострома» на действия ОБУЗ «Ивановская клиническая больница имени Куваевых» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (извещение №0133200001721002815) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ИВАНОВСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ КУВАЕВЫХ"
ИНН 3729011398, ОГРН 1023700558397
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДЕЛЬРУС-КОСТРОМА"
ИНН 4401143363, ОГРН 1134401006992