Решение №№037/06/12-93/2020 (07-15/2020-021) Решение о признании жалобы ИП <…> на действия Департамента р... от 28 февраля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №037/06/12-93/2020 (07-15/2020-021)

 

Дата оглашения решения: 25 февраля 2020 года                                             город Иваново

Дата изготовления решения: 28 февраля 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в отсутствие ИП <…> (далее - Заявитель), в присутствии его представителей: <…>, а также представителей Департамента развития информационного общества Ивановской области (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган) (информация о поступлении жалобы, ее содержании, а также о месте и времени рассмотрения жалобы направлена указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу ИП <…> на действия Департамента развития информационного общества Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию программно-аппаратных средств и выпуску социальных карт жителей Ивановской области (извещение 0133200001720000012), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.02.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП <…> на действия Департамента развития информационного общества Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию программно-аппаратных средств и выпуску социальных карт жителей Ивановской области (извещение 0133200001720000012).

 

Согласно первому доводу жалобы требование о представлении участником закупки документа, подтверждающего наличие у него исключительных или неисключительных прав на программу для ЭВМ «Электронная карта», предоставленных правообладателем ООО «Информационные Банковские Технологии» (ИНН 3702631732), в соответствии со ст. 1229 и 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации, является незаконным.

Документация о закупке не содержит каких-либо положений, согласно которым наличие у участника закупки исключительных или неисключительных прав на программу для ЭВМ «Электронная карта» связано с предметом заключаемого контракта и оказываемыми услугами и, соответственно, как происходит приобретение результатов интеллектуальной деятельности Заказчиком.

Заказчик может установить требование об обладании участниками закупки исключительными правами на программы для ЭВМ, баз данных, если в связи с исполнением государственного или муниципального контракта Заказчик приобретает права на указанные программные продукты. В иных случаях установление такого требования является незаконным.

Соответственно, сопровождение, техническая поддержка и поддержание надежности функционирования программы не являются способами ее использования и не означают передачу исполнителю прав на данную программу, в связи с чем, не являются нарушением исключительных прав.

Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, оценка заявок по показателю: «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (за период 2014-2019 гг.)» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» не свидетельствует о лучших условиях исполнения контракта.

В соответствии с третьим доводом жалобы действия Заказчика при определении начальной (максимальной) цены контракта указанной закупки произведены с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В связи с чем, для рассмотрения жалобы в указанной части она была направлена Ивановским УФАС России по подведомственности в Службу государственного финансового контроля Ивановской области.

21.02.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступили дополнительные пояснения ИП <…>:

1. Положениями ч. 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен запрет на оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, когда указанные программы для электронных вычислительных машин и баз данных включены в реестр российского программного обеспечения или функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению.

Программа для ЭВМ «Электронная карта», правообладателя ООО «Информационные Банковские Технологии» (ИНН: 3702631732) в реестре отсутствует.

Одновременно с этим программ класса «Системы управления базами данных» найдено порядка шестидесяти.

Характеристик программы для ЭВМ «Электронная карта» не указано в конкурсной документации, равно и как обоснования невозможности соблюдения запрета в порядке, предусмотренном указанным Постановлением.

В реестре ГИС Ивановской области, размещенном на официальном сайте Правительства Ивановской области (http://www.ivanovoobl.ru/documents/registry-gis), сведения об указанной программе для ЭВМ также отсутствуют.

Таким образом, Заказчик допускает нарушения положений Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. На просьбу одного из участников закупки разъяснить основания проведения закупки услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением Заказчику прав на использование или расширение ранее предоставленного объема прав использования программного обеспечения, отсутствующего в реестре (запрос 1, размещенный в разделе закупки на сайте zakupki.gov), Заказчиком представлен ответ следующего содержания: «В техническом задании на оказание услуг по обслуживанию программно-аппаратных средств и выпуску социальных карт жителей Ивановской области не содержится требований по сопровождению, технической поддержке и обновлению программы для ЭВМ «Электронная карта».

Также в ответах, представленных Заказчиком на запрос 2, имеются следующие разъяснения:

- по запросу «Конкурсной документацией предусмотрены услуги по техническому обслуживанию интегрированной автоматизированной системы (ТО ИАС). Согласно положений ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт»,  существуют несколько видов технического обслуживания: периодическое техническое обслуживание системы, регламентированное техническое обслуживание и сезонное техническое обслуживание системы. Какой из этих видов услуг необходимо оказать Заказчику в рамках контракта?» Заказчиком даны следующие разъяснения: «Техническое обслуживание интегрированной автоматизированной системы (ТО ИАС) − комплекс мероприятий по обеспечению непрерывного функционирования интегрированной автоматизированной системы, предназначенной для автоматизации процесса льготного проезда граждан с использованием социальной /временной транспортной карты жителя Ивановской области»;

- по запросу «В какой момент оказания услуг потребуется «наличие у участника закупки исключительных или неисключительных прав на программу для ЭВМ «Электронная карта», предоставленных правообладателем ООО «Информационные Банковские Технологии» (ИНН 3702631732), в соответствии со ст. 1229 и 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации», если в техническом задании не упоминается использование данного ПО?» Заказчиком даны следующие разъяснения: «В соответствии с п. 6 раздела 4 ТЗ Исполнитель обеспечивает при необходимости доработку ПО социальных и временных транспортных карт, зарегистрированных в РСК, для работы с терминальным оборудованием, установленным в транспортных средствах Перевозчиков»;

- по запросу «Каким образом необходимо будет использовать программу «Электронная карта» в рамках контракта?» Заказчиком даны следующие разъяснения: «Программа установлена в социальной карте»;

- по запросу «Должна ли учитываться совместимость с действующим в общественном транспорте Ивановской области терминальным оборудованием, для приема СК и ВТК» Заказчиком даны следующие разъяснения: «В соответствии с п. 6 раздела 4 ТЗ Исполнитель обеспечивает при необходимости доработку ПО социальных и временных транспортных карт, зарегистрированных в РСК, для работы с терминальным оборудованием, установленным в транспортных средствах Перевозчиков».

Соответственно, из положений документации о закупке, а также из разъяснений Заказчика невозможно сделать однозначный вывод о том, имеется ли необходимость в доработке программного обеспечения, если есть такая необходимость, то в каких объемах и в каких случаях. Исходя из этого, потенциальный исполнитель не имеет возможности достоверно определить объем выполняемых работ, и, как следствие, сформировать корректное ценовое предложение.

Таким образом, Заказчик, представляя взаимоисключающие разъяснения на запросы участников закупки, вводит участников закупки в заблуждение.

3. Для учета в оценке заявок Заказчиком не будут приняты контракты, исполненные для жителей иных регионов, чем Ивановская область.

Заказчиком не будет произведена объективная оценка предложений по характеру и объему опыта оказания услуг, представленных в заявках исполненных контрактов, т.к. основными нестоимостными критериями являются цена и количество указанных в заявке контрактов, а не количество выпущенных карт и условий выполнения работ.

Сопоставление наименований аналогичных по наименованию закупок без более глубокого анализа их условий (карты какого типа использовали, использовалось ли шифрование и какое, проводили модернизацию программных продуктов или нет, каких, и пр.) не дают объективной оценки опыта участников.

Предложение участника закупки, имеющего опыт оказания услуг по выпуску (перевыпуску) карт для различных социальных групп населения в различных регионах, в объемах, превышающих требуемые конкурсной документацией, но за меньшие суммы каждого из отдельно взятых выполненных контрактов, автоматически получит низкий рейтинг оценки. Учитывая, что услуги по контрактам должны были выполняться для жителей Ивановской области – предложение участника закупки, исполнявшего аналогичные контракты в иных регионах, не будет учтено при оценке, вообще, что свидетельствует о создании условий для недобросовестной конкуренции.

4. Проект контракта документации о закупке не содержит требований о соблюдении Исполнителем положений Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

5. Определение объема оказываемых услуг и порядка их выполнения, исходя из положений документации о закупке, не представляется возможным.

 

Относительно указанных выше первого, второго, четвертого и пятого пунктов, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Приведенные Заявителем в данных пунктах пояснения не являются обоснованием поданной 17.02.2020 жалобы, а представляют собой новые доводы на положения документации о закупке.

Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

В соответствии с извещением о проведении данного электронного аукциона дата окончания срока подачи заявок – 18.02.2020. Дополнения поданы Заявителем в Ивановское УФАС России – 21.02.2020, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке.

Таким образом, в силу ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, доводы Заявителя, изложенные в указанных дополнительных пояснениях ИП <…>, не подлежат рассмотрению Комиссией Ивановского УФАС России.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

27.01.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение 0133200001720000012 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию программно-аппаратных средств и выпуску социальных карт жителей Ивановской области, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом, составленным в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме:

1) начальная (максимальная) цена контракта – 14 500 000 руб.;

2) дата и время окончания подачи заявок – 18.02.2020 10:00;

3) дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 19.02.2020 10:00;

4) дата подачи окончательных предложений - 21.02.2020;

5) дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 26.02.2020 10:00;

6) согласно протоколу №0133200001720000012-1/4 рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 19.02.2020 по окончанию срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме было подано две заявки от участников закупки, по итогам их рассмотрения конкурсной комиссией было принято решение о допуске обоих участников закупки, подавших заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, к участию в нем и признании этих участников закупки участниками такого конкурса.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 8 главы 3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» ч. I «Открытый конкурс в электронной форме» документации о закупке описание объекта закупки содержится в ч. II «Техническое задание» документации о закупке.

В ч. II «Техническое задание» документации о закупке указано, что в рамках исполнения контракта Исполнитель оказывает следующие услуги:

1. Осуществляет техническое обслуживание программно-аппаратных средств интегрированной автоматизированной системы (далее – ИАС).

2. Осуществляет дополнительную эмиссию социальных и временных транспортных карт и их перевыпуск, в общем количестве 7040 карт.

3. Поддерживает работоспособность программного обеспечения ИАС.

4. Осуществляет ведение базы данных Регистра социальных карт (далее - РСК) ИАС.

5. Передаёт информацию по транзакциям проезда, совершенным с использованием социальных карт и временных транспортных карт, в том числе ранее эмитированных на территории Ивановской области и зарегистрированных в РСК, Заказчику.

6. Обеспечивает при необходимости доработку ПО социальных и временных транспортных карт, зарегистрированных в РСК, для работы с терминальным оборудованием, установленным в транспортных средствах Перевозчиков.

7. Обеспечивает создание и функционирование в сети Интернет сервиса получения пассажирами, оплатившими проезд социальной или временной транспортной картой, сведений, необходимых и достаточных для формирования кассового чека с уникальным фискальным признаком в электронной форме на сайте оператора фискальных данных, в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Регистр социальных карт – государственная информационная система, содержащая информацию о выданных социальных картах, персональную информацию о держателях социальных карт и их правах на социальную поддержку, перечень видов и кодов социальной поддержки, а также информацию, необходимую для взаимодействия участников региональной системы социальных карт.

Социальная карта – многофункциональная персонифицированная пластиковая карта стандарта Mifare Plus SE 1k в режиме SL3, которая выдана льготополучателю, зарегистрированному в регистре социальных карт.

Согласно представленным Заказчиком пояснениям программное обеспечение необходимо для связи карт с РСК. В обязанности Исполнителя входит обеспечение взаимодействия социальной карты и терминального оборудования перевозчика. Для этого будет необходимо доработать программу для ЭВМ «Электронная карта». Таким образом, обеспечение доработки ПО социальных и временных транспортных карт, зарегистрированных в РСК, для работы с терминальным оборудованием, установленным в транспортных средствах Перевозчиков, необходимо в любом случае. Указание в документации о закупке об осуществлении указанного обеспечения при необходимости означает, что оно будет происходить в любом случае, но по мере необходимости.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае у Заказчика необходимость в доработке программного обеспечения имеется. Вместе с тем, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что для недопущения разногласий сторон контракта и предотвращения неблагоприятных последствий Заказчику следует более четко формулировать требования к услугам, которые он хочет получить в результате закупки.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно п. 3 ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Исходя из п. 28, 31 главы 3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» ч. I «Открытый конкурс в электронной форме» документации о закупке следует, что Заказчик установил требование о представлении участниками закупки в составе вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно: документов, подтверждающих наличие у участника закупки исключительных или неисключительных прав на программу для ЭВМ «Электронная карта», предоставленных правообладателем ООО «Информационные Банковские Технологии» (ИНН 3702631732), в соответствии со ст. 1229 и 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно представленным Заказчиком пояснениям и письму Департамента развития информационного общества Ивановской области №356-040/09 от 25.02.2020 Заказчику от ООО «Информационные Банковские Технологии» переданы неисключительные права на использование программы для ЭВМ «Электронная карта» в рамках договора с ООО «Информационные Банковские Технологии».

В соответствии с п. 1, 3 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам авторских прав относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 1261 Гражданского кодекса Российской Федерации авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

В соответствии с п. 1 ст. 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Исходя из положений п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Таким образом, доработка программы для ЭВМ «Электронная карта» является видом деятельности, для осуществления которого иным лицам, чем правообладатель, необходимо согласие правообладателя такой программы для ЭВМ на ее использование.

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает нарушений норм Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при установлении требования о представлении документов, подтверждающих наличие у участника закупки исключительных или неисключительных прав на программу для ЭВМ «Электронная карта».

 

Относительно второго довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

На основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных ст. 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе. В случае невыполнения заказчиком требования ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

В соответствии с п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

Согласно ч. 14 ст. 54.7 Закона о контрактной системе победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.

В соответствии с п. 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями указанных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с пп. «б» п. 27 Правил оценки заявок показателем нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

В п. 42 главы 3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» ч. I «Открытый конкурс в электронной форме» документации о закупке установлено два критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме:

1. Цена контракта – 30%;

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 70%.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе на оказание услуг по обслуживанию программно-аппаратных средств и выпуску социальных карт жителей Ивановской области устанавливаются в соответствии с Приложением №1.

Согласно приложению №1 к главе 3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» ч. I «Открытый конкурс в электронной форме» документации о закупке оценка заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» определяется по показателю: опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (за период 2014-2019 гг.). Под успешным оказанием услуг понимается исполнение контрактов и/или договоров без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней).

Значимость показателя – 100%, коэффициент значимости показателя (КЗ) – 1.

Оценка по данному показателю определяется по количеству исполненных государственных контрактов (договоров) на оказание услуг, сопоставимого характера и объема (за период 2014-2019 гг.), стоимость каждого из которых составляет не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в п. 19 главы 3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме», сведения о которых приведены в Таблице 1 Формы и подтверждены документально (копиями исполненных государственных контрактов (договоров) на оказание услуг, сопоставимого  характера и объема, копии соглашений о расторжении по указанным контрактам (при наличии), копии актов сдачи-приемки оказанных услуг, подписанных обеими сторонами.

Для целей документации о закупке под услугами сопоставимого характера и объема понимаются услуги по обслуживанию программно-аппаратных средств и выпуску социальных карт жителей Ивановской области.

Расчет количества баллов, присуждаемых по данному показателю (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБi = КЗ х 100 х (Кimax),

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанное участником закупки.

Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее количество успешно исполненных государственных контрактов (договоров) на оказание услуг, сопоставимого объекту закупки характера, подтвержденных документально.

Опыт работ подтверждается документально, представленными в совокупности в составе заявки документами, а именно: документами, подтверждающими опыт успешного оказания услуг, будут являться копии исполненных государственных контрактов (договоров) на оказание услуг, сопоставимого характера и объема (за период 2014-2019 гг.), стоимость каждого из которых составляет не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в п. 19 главы 3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме», копии соглашений о расторжении по указанным контрактам (при наличии), копии актов сдачи-приемки оказанных услуг, подписанных обеими сторонами. Под успешным оказанием услуг понимается исполнение контрактов и/или договоров без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней).

Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями и дополнениями, являющимися их неотъемлемой частью. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

В случае, отсутствия полного комплекта документов, подтверждающих опыт, такой заявке присваивается 0 баллов.

Согласно представленным Заказчиком пояснениям выбор интервала (период с 2014 по 2019 гг.), установленный в критериях, связан с изменениями, внесенными в Постановление Правительства Ивановской области от 17.04.2008 №71-п «Об утверждении Положения о социальной карте жителя Ивановской области», в части учета электронных денежных средств и в связи с тем, что контракты на аналогичные услуги заключаются на длительный срок. В целях реализации мероприятий государственной программы Ивановской области «Развитие цифровой экономики и информатизации Ивановской области» (постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 №456-п), Заказчик принял решение о том, что документами, подтверждающими опыт успешного оказания услуг, будут являться копии исполненных государственных контрактов (договоров) на оказание услуг сопоставимого характера и объема (за период 2014-2019 гг.), стоимость каждого из которых составляет не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта. Обслуживание программно-аппаратных средств и выпуск социальных карт жителей Ивановской области является технологически сложным процессом - данные услуги большого объема, срока, сложности и количества участников процесса.

Кроме того, в Ивановской области для реализации социальной карты используется несколько оригинальных решений. Носителем информации социальной карты и временной транспортной карты является интегрированная микросхема с бесконтактным интерфейсом стандарта Mifare Plus SE 1k в режиме SL3. Данное техническое решение редко применяется в других регионах РФ. Учет количества оказанных льготополучателям услуг ведется с применением норм Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (электронные денежные средства). Так как учет оказанных услуг ведется через расчеты электронными денежными средствами, происходит онлайн фискализация таких транзакций (в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации») и формирование уникального кода, связанного с электронным фискальным чеком. Кроме того, дополнительно ведется разбивка услуги по категориям льгот.

Комиссия Ивановского УФАС России не считает приведенное обоснование установления опыта участника именно таким образом, как указано в документации, отвечающим требованиям действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Зависимость присуждения максимального количества баллов по указанному показателю участнику закупки, имеющему большее количество контрактов с ценой, не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта, нельзя признать объективным, поскольку цена контрактов на оказание услуг, сопоставимого характера и объема, может быть и меньше, ввиду того, что участники закупки самостоятельно определяют цену, по которой готовы оказывать услуги по контрактам. В случае, если для Заказчика являются значимыми оригинальные решения, приведенные выше, именно они и должны отражаться в документации о закупке. Кроме того, цена исполненных участниками закупки контрактов не влияет на качество оказываемой услуги, не свидетельствует о лучших условиях исполнения контракта, а также не может свидетельствовать о том, что по итогам проведения закупки могут быть достигнуты результаты, обозначенные Заказчиком в документации о закупке. Таким образом, действия Заказчика нарушают ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе, второй довод жалобы является обоснованным.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ИП <…> на действия Департамента развития информационного общества Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию программно-аппаратных средств и выпуску социальных карт жителей Ивановской области (извещение 0133200001720000012) обоснованной в части второго довода жалобы.

 

2. Установить в действиях Департамента развития информационного общества Ивановской области нарушение ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе.

 

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

 

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны