Решение (комиссия) №037/06/33-513/2024 (07-15/2024-118) о признании жалобы ООО «ЭКОСТАНДАРТ «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ» н... от 17 июля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/33-513/2024 (07-15/2024-118)

 

Дата оглашения решения: 12 июля 2024 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 17 июля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 11.07.2024),

в отсутствие представителей ООО «ЭКОСТАНДАРТ «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ» (далее – Заявитель) (данное лицо уведомлено о дате, месте и времени рассмотрения жалобы),

 

рассмотрев жалобу ООО «ЭКОСТАНДАРТ «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ» на действия ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда на объектах ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" (извещение 0333300042224000274), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

05.07.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ЭКОСТАНДАРТ «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ» на действия ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда на объектах ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" (извещение 0333300042224000274).

 

В первом доводе жалобы Заявитель указал, что в описании объекта закупки извещения о закупке установлено излишнее требование к исполнителю по контракту: «Наличие регистрации в реестре Минздравсоцразвития России о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Данное требование не предусмотрено законодательством для лиц, оказывающих услуги по специальной оценке условий труда. В связи с чем, указанные положения требуется исключить из извещения о закупке.

Согласно второму доводу жалобы в извещении о закупке содержатся следующие требования к исполнителю по контракту:

- Наличие в организации документированной политики системы управления качеством (ГОСТ Р ИСО 9001 и/или МС ИСО 9001);

- Наличие у экспертов Исполнителя медицинских книжек и подтверждённого опыта проведения СОУТ, в том числе по аттестации рабочих мест, не менее трёх лет в медицинских организациях.

По мнению Заявителя, данные требования не предусмотрены законодательством в сфере оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда и установлены Заказчиком неправомерно.

 

Заказчик в своих возражениях указал, что нарушений при формировании положений описания объекта закупки допущено не было и просил признать жалобу необоснованной.

 

Рассмотрев представленные Заявителем и Заказчиком документы, заслушав представителя ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

27.06.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение №0333300042224000274 о проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда на объектах ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ".

В соответствии с извещением о проведении закупки, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- начальная (максимальная) цена контракта – 210 320 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 05.07.2024 08:00;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 09.07.2024;  

- согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.07.2024 №ИЗК1 на участие в закупке было подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям извещения о закупке и Закона о контрактной системе. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером 29.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы необоснованным на основании следующего.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В разделе «Обязательные требования к Исполнителю» описания объекта закупки извещения о закупке, в том числе, установлено следующее требование: «Наличие регистрации в реестре Минздравсоцразвития России о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ) порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством Российской Федерации.

П. 24 приказа Минтруда России от 29.10.2021 №776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труд» установлено, что допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией.

В соответствии с п. 2 Правил допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки труда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 №2332 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда» организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации в случае, если эта деятельность ранее приостанавливалась.

Таким образом, требование о наличии у исполнителя по контракту регистрации в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, основано на положениях Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 16.12.2021 №2332 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда».

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает второй довод жалобы обоснованным в силу следующих обстоятельств.

В разделе «Дополнительные квалификационные требования к Исполнителю» описания объекта закупки извещения о закупке, указаны следующее требования:

- Наличие в организации документированной политики системы управления качеством (ГОСТ Р ИСО 9001 и/или МС ИСО 9001);

- Наличие у экспертов Исполнителя медицинских книжек и подтверждённого опыта проведения СОУТ, в том числе по аттестации рабочих мест, не менее трёх лет в медицинских организациях.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что требование о наличии в организации документированной политики системы управления качеством установлено ввиду того, что оказание услуг по оценке условий труда проводится в медицинском учреждении и соответствие организации, оказывающей данную услугу, требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, позволяет обеспечить стабильное качество предоставляемой услуги.

Согласно разделу 0.3.1 «Общие положения» ГОСТ Р ИСО 9001-2015. «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования» настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Конкретные требования, признанные важными для внедрения процессного подхода, включены в подраздел 4.4.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что фактически указанным стандартом предусмотрен порядок работы организации. При этом, применение исполнителем по контракту иного порядка оказания услуг не означает несоответствие специальной оценки условий труда на объектах ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" требованиям контракта и законодательства. Более того, из положений описания объекта закупки извещения о закупке невозможно определить, каким конкретно способом исполнитель обязан подтвердить свое соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика указал, что соответствие ГОСТ Р ИСО 9001 исполнитель может подтвердить сертификатом, полученным по итогам добровольного прохождения экспертизы на предмет соответствия организации требованиям стандарта.

Из указанного следует, что требование извещения о закупке о наличии в организации документированной политики системы управления качеством накладывает на исполнителя обязанность по прохождению экспертизы за свой счет. При этом, у Заказчика отсутствует действительная потребность использования положений ГОСТ Р ИСО 9001 при исполнении контракта.

Таким образом, указанное требование описания объекта закупки является излишним и фактически ограничивает возможность участия в закупке организаций, не использующих контроль качества оказываемых услуг по ГОСТ Р ИСО 9001.

Согласно возражениям Заказчика на жалобу, требование о наличии у экспертов исполнителя подтверждённого опыта проведения СОУТ, в том числе по аттестации рабочих мест, не менее трёх лет в медицинских организациях, установлено на основании п. 3 ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ к трудовой деятельности в качестве экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, которые прошли аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и сведения о которых внесены в реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, что подтверждается сертификатом эксперта (выпиской из реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда), который формируется в автоматическом режиме средствами информационной системы учета и удостоверяет право выполнения работ по специальной оценке условий труда на дату его формирования.

Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ к аттестации допускаются лица, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Таким образом, Заказчиком самостоятельно принято решение о принятии опыта по оценке труда исключительно в медицинских организациях.

Следовательно, требование о наличии у экспертов исполнителя подтверждённого опыта проведения СОУТ, в том числе по аттестации рабочих мест, не менее трёх лет именно в медицинских организациях, является излишним и не обоснованно запрещает привлекать к исполнению контракта экспертов, прошедших аккредитацию, но не имеющих опыта работы в медицинских учреждениях.

В возражениях Заказчика на жалобу указано, что поскольку специальная оценка условий труда осуществляется, в том числе на пищеблоке медицинского учреждения, в медицинских кабинетах детских садов и школ города, а также в детском доме и в пункте выдачи белья, то необходимо наличие медицинской книжки у экспертов исполнителя.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Согласно ч. 8, 9 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ документом, подтверждающим прохождение медицинских осмотров, является личная медицинская книжка, оформленная на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Порядок проведения медицинских осмотров, ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Минздрава России от 18.02.2022 №90н «Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа» утверждены форма и порядок ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа (далее –Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка личная медицинская книжка формируется работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, выполняющим следующие виды работ:

работы, при выполнении которых осуществляется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, пунктах, базах, складах хранения и реализации, в транспортных организациях, организациях торговли, общественного питания, на пищеблоках всех учреждений и организаций);

работы на водопроводных сооружениях, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей;

работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей;

работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

В рассматриваемом случае, деятельность по специальной оценке условий труда на объектах ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" не осуществляется в сфере производства, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов и питьевой воды, воспитания и обучения детей. Следовательно, в рассматриваемом случае, отсутствует обязанность по наличию медицинских книжек у экспертов исполнителя.

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС Росси приходит к выводу о наличии в действиях ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" нарушений п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, допущенных при формировании извещения о закупке.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭКОСТАНДАРТ «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ» на действия ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда на объектах ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" (извещение 0333300042224000274) обоснованной в части первого довода жалобы.

2. Установить в действиях ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны