Решение №037/06/104-429/2020 (07-02/2020-085) Решение по результатам рассмотрения обращения УФСИН России п... от 27 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е РНП - №37 - 85

по делу №037/06/104-429/2020 (07-02/2020-085) о включении сведений о недобросовестном поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

Дата принятия решения: 03 августа 2020 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 04 августа 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:<…>,

при участии ИП <…>,

в отсутствие представителей УФСИН России по Ивановской области (далее – Заказчик) (информация о месте, дате и времени рассмотрения обращения была направлена указанному лицу),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 27.07.2020 от УФСИН России по Ивановской области поступили материалы, свидетельствующие о признании ИП <…> уклонившимся от заключения контракта на поставку халатов процедурных, одноразового использования (электронный аукцион №0133400000120000049) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Ивановским УФАС России на основании ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года №1062 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)» было решено провести проверку факта уклонения ИП от заключения контракта.

Рассмотрев представленные УФСИН России по Ивановской области, ИП <…>, АО «Сбербанк-АСТ» документы, заслушав ИП, участвующего в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, было установлено следующее.

29.06.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение 0133400000120000049 о проведении электронного аукциона на поставку халатов процедурных, одноразового использования, а также документация о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 737 518,20 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.07.2020 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 13 заявок на участие в нем, 11 участников закупки были допущены к участию в электронном аукционе и признаны участниками электронного аукциона.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.07.2020 на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе участник ИП <…> с идентификационным номером заявки 252 был признан победителем электронного аукциона, предложение о цене контракта которого составило наименьшую величину в размере 906 900,00 (девятьсот шесть тысяч девятьсот) рублей 00 копеек.

Согласно ч. 2 ст. 83.2 в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч. 2.1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Как следует из представленных документов, а также информации, размещенной на официальном сайте, 16.07.2020 Заказчиком своевременно была исполнена обязанность по размещению проекта контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

20.07.2020 ИП был размещен протокол разногласий, согласно которому Поставщик предложил сократить срок оплаты Заказчиком поставленного товара, указанный в п. 3.2 проекта контракта, до 15 дней.

В соответствии с п. 3.2 проекта контракта «расчеты за поставленную продукцию производятся в форме безналичного денежного расчета, за счет средств выделенных из федерального бюджета по разделу 03, подразделу 05, целевой статье 4230192501, виду расходов 244, в течение 30 дней с момента подписания акта приема-передачи (Образец - Приложение №2 к Государственному контракту) Государственным заказчиком».

Заказчик установил указанный срок в проекте государственного контракта, направленного победителю закупки, на основании ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, документации о закупке и извещения, а также в соответствии с тем, что в данной закупке не были установлены ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

20.07.2020 Заказчиком было принято решение отказать победителю в корректировке положений проекта государственного контракта в части изменения п. 3.2 и размещен доработанный проект контракта.

На основании ч. 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

ИП <…> в установленный Законом о контрактной системе срок до 23:59 23.07.2020 не разместил ни проект контракта, ни документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В силу ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного ч. 14 ст. 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные ст. 83.2 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

В связи с вышеуказанным, 24.07.2020 УФСИН России по Ивановской области ИП <…> был признан уклонившимся от заключения контракта. 24.07.2020 на официальном сайте Заказчик разместил протокол о признании ИП уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную п. 1 – 3 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

На основании указанной нормы, УФСИН России по Ивановской области 27.07.2020 направило в Ивановское УФАС России документы, предусмотренные ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.

29.07.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступили пояснения ИП <…> по факту уклонения от заключения указанного контракта. Согласно указанным пояснениям ИП, а также данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, по независящим от воли ИП <…> причинам, проект контракта не был подписан в установленный срок ввиду обнаружения 23.07.2020 внепланового отключения электроэнергии и интернета в офисе. В подтверждение этого не было представлено письменных доказательств.

После получения информации о признании ИП <…> уклонившимся от заключения контракта ИП предпринял ряд мер, направленных на заключение контракта за пределами установленного срока, в том числе Заказчику был совершен звонок 24.07.2020, ИП были произведены подготовительные работы для исполнения контракта, а именно подготовлена банковская гарантия №22017-20КЭБГ/0002. Данная банковская гарантия Заказчику не представлялась. Также ИП был представлен счет на оплату №УТ-748 от 23.07.2020 на сумму 336 000 руб. на товар: СС 42 гр/м, 1,6 м. белый. Однако целесообразность и достаточность закупки данного материала для исполнения обязательств по контракту (Заказчиком закупались одноразовые, нестерильные халаты в количестве 9 460 шт.) подтверждена не была.

По мнению ИП, данные обстоятельства могут послужить подтверждением того, что Поставщик не имел намерения уклониться от заключения контракта и, напротив, предпринял все зависящие от него действия для его заключения и устранения негативных последствий своих действий (непреднамеренного пропуска срока направления проекта контракта Заказчику). Бездействие, выразившееся в ненаправлении Заказчику в установленный срок подписанного проекта контракта, было допущено ИП <…> без умысла на уклонение от заключения контракта, не содержит в себе признаки недобросовестности, а является только следствием независящих от его воли обстоятельств. Как указал ИП в своих письменных пояснениях, по неопытности он предполагал наличие возможности подписать контракт на следующий день после истечения регламентированного срока.

На основании указанного Поставщик полагает, что у Ивановского УФАС России имеются достаточные правовые основания для неприменения к ИП <…> специальной меры ответственности в виде включения сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав представленные документы и заслушав ИП <…>, приходит к следующим выводам.

Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.

Уклонение от заключения контракта может выражаться, как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Термин «уклонение от заключения контракта» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя электронного аукциона.

Согласно сведениям, представленным 29.07.2020 АО «Сбербанк-АСТ» в ответ на запрос Ивановского УФАС России №07-02/2643 от 29.07.2020 о действиях, совершенных ИП на электронной площадке в период с 20.07.2020 по 23.07.2020 (в течение срока, предусмотренного для подписания проекта контракта), ИП <…> неоднократно обращался к странице, успешно проходил аутентификацию пользователя по серийному номеру сертификата электронно-цифровой подписи на электронной площадке.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России ИП указал, что с 20.07.2020 по 23.07.2020 не мог подписать контракт без указания объективных причин.

В соответствии со сведениями, представленными 31.07.2020 УФСИН России по Ивановской области в ответ на запрос Ивановского УФАС России №07-02/2632 от 28.07.2020, ИП <…> в период с 20.07.2020 по 23.07.2020 (в течение срока, предусмотренного для подписания проекта контракта) с УФСИН России по Ивановской области не связывался, информацию о невозможности подписания контракта в установленный срок не предоставлял, обеспечение исполнения контракта также не было представлено, переписки сторон по вопросу заключения контракта не имеется.

Какие-либо объективные препятствия к совершению действий по заключению контракта в период с 20.07.2020 по 23.07.2020 ИП не раскрыты, доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности подписания проекта контракта, не представлено.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена персональная ответственность лица, ведущего финансово-хозяйственную деятельность, за результаты осуществления такой деятельности, последствий принимаемых им решений.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 2, 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что ИП <…> не была проявлена должная осмотрительность, какая от него требовалась по характеру его обязательства по исполнению обязанности по своевременному заключению контракта, что свидетельствует о его недобросовестности при участии в электронном аукционе. ИП был заранее ознакомлен с требованиями документации об электронном аукционе, что позволяло в полной мере надлежащим образом выполнить обязательства в соответствии с действующим законодательством.

Принимая участие в электронном аукционе на право заключения государственных или муниципальных контрактов, участник закупки должен знать и соблюдать действующее законодательство и осознавать меру и степень ответственности наступления для него неблагоприятных последствий. Действия ИП, выразившиеся в неподписании контракта в установленный срок, привели к нарушению прав Заказчика. Поведение ИП привело к невозможности заключения и исполнения контракта. Учитывая, что отношения по заключению контракта носят гражданско-правовой характер, в данном случае ИП обязан был доказать, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства. ИП <…> не подтвердил, что имели место обстоятельства, которые объективно препятствовали подписанию им контракта.

На основании вышеуказанного, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что признание УФСИН России по Ивановской области ИП <…> уклонившимся от заключения контракта является обоснованным.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

Сведения, представленные УФСИН России по Ивановской области, в отношении ИП <…> включить в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от заключения контракта на поставку халатов процедурных, одноразового использования (электронный аукцион №0133400000120000049) сроком на два года.

Дата события <*>

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

24.07.2020

29.07.2020

27.07.2020

-

27.07.2020

03.08.2020

03.08.2020

-

06.08.2020

04.08.2020

-

-

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.

 

 

 

 

Председатель Комиссии:                               ___________________                      <…>

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                           ___________________                  <…>

 

 

 

 

 

                                                                          ___________________                 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны