Решение №037/06/7-592/2022 (07-15/2022-189) о признании жалобы действия Департамента дорожного хозяйства... от 6 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/7-592/2022 (07-15/2022-189)

 

Дата оглашения решения: 01 декабря 2022 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 06 декабря 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее – Заказчик) – <…> (доверенность №7 от 04.02.2022), <…> (доверенность №8 от 04.02.2022),

ООО «Союз Автодор» (далее – Общество) – <…> (доверенность №42 от 21.07.2022),

в отсутствие индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, Заявитель) и её представителей, а также представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанные лица были уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

 

рассмотрев жалобу ИП <…> действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на строительство путепровода на автомобильной дороге Иваново-Родники (км 9+795) г. Иваново, шоссе Загородное, Ивановская область (извещение № 0133200001722003611), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

24.11.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП <…> действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на строительство путепровода на автомобильной дороге Иваново-Родники (км 9+795) г. Иваново, шоссе Загородное, Ивановская область (извещение № 0133200001722003611).

 

В первом доводе жалобы Заявитель указал, что согласно п. 4.3.1 проекта контракта извещения о закупке подрядчик обязан по согласованию с Заказчиком определить виды и объемы работ, предусмотренные контрактом, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту с учетом требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 №570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление Правительства РФ №570 от 15.05.2017).

Однако Заказчик не указал в извещении о проведении закупки возможные виды работ по строительству, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, что нарушает требования пп «а» п. 2 Постановления Правительства РФ №570 от 15.05.2017.

Согласно второму доводу жалобы в извещении о проведении закупки содержатся противоречивые требования относительно гарантии качества результатов выполненных работ. Так Заявитель указал, что в извещении о закупке, сформированном при помощи функционала официального сайта, указано, что гарантия качества работ не требуется. Вместе с тем, в п. 9.3 проекта контракта извещения о закупке установлены различные гарантийные сроки для результатов выполнения работ.

 

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в своих возражениях с доводами жалобы не согласился и просил признать жалобу необоснованной.

 

Рассмотрев представленные ИП <…>, Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области документы, заслушав представителей Заказчика, а также проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

11.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение №0133200001722003611 о проведении электронного аукциона на строительство путепровода на автомобильной дороге Иваново-Родники (км 9+795) г. Иваново, шоссе Загородное, Ивановская область.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 213 985 320 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 24.11.2022 08:00;

- дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 24.11.2022;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 28.11.2022;  

- согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.11.2022 №ИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана одна заявка на участие в закупке с идентификационным номером 1; единственный участник закупки и его заявка были признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки и Закону о контрактной системе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы обоснованным на основании следующего.

Согласно с ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

В пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ №570 от 15.05.2017 установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).

В п. 4.3.1 проекта контракта извещения о закупке содержатся следующие положения: «подрядчик обязуется в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Контракта по согласованию с Заказчиком определить виды и объемы работ, предусмотренные Контрактом, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. №570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом», согласно Приложению №5 к Контракту».

Представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что работы, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, включены в проектную документацию, размещенную совместно с извещением о проведении закупки. При исполнении контракта, подрядчик самостоятельно определит и согласует с Заказчиком виды работ, которые он выполнит самостоятельно.

Комиссия Ивановского УФАС России считает данные пояснения несостоятельными, поскольку из положении пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ №570 от 15.05.2017 следует, что заказчики, при проведении закупочной процедуры, обязаны определить и указать в извещении о закупке возможные виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, из числа всех работ, предусмотренных извещением о закупке. Кроме того, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что проектная документация была сформирована сторонней проектной организацией. Иных пояснений от Заказчика и его представителей в Ивановское УФАС России не поступило. Следовательно, Заказчиком не исполнена обязанность по определению возможных видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

На основании изложенного, в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным на основании следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная указанным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 4 ст. 33 требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

В извещении о проведении закупки, сформированном на официальном сайте, указано следующее: «Требуется гарантия качества товара, работы, услуги – Нет». Вместе с тем, в п. 9.3 проекта контракта указаны гарантийные сроки для объекта, а именно:

- по земляному полотну – 8 лет;

- по основанию дорожной одежды – 6 лет;

- устройство нижнего слоя асфальтобетонного покрытия – 5 лет;

- устройство верхнего слоя асфальтобетонного покрытия – 4 года;

- по водоотводным элементам и сооружениям – 6 лет;

- водопропускные трубы – 6 лет;

- барьерное ограждение – 5 лет;

- дорожные знаки – 2 года;

- сигнальные столбики – 2 года;

- покраска металлических конструкций, автобусных павильонов – 3 года;

- бортовой камень – 7 лет;

- искусственное сооружение (путепровод,) – 8 лет;

- гидроизоляция и защитный слой – 8 лет;

- очистные сооружения – 6 лет;

- регуляционные сооружения (тип сооружения) – 6 лет;

- окраска металлического пролётного строения – 5 лет.

Гарантийный срок исчисляется со дня подписания Сторонами документа о приемке в отношении последнего этапа выполнения работ по контракту и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ и акта приемки законченного строительством объекта.

Представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что указанное противоречие было вызвано технической ошибкой. Достоверными являются положения проекта контракта, поскольку Заказчику требуется гарантия качества выполненных работ.

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

Представитель ООО «Союз Автодор» (единственный участник закупки) пояснил, что Общество при подаче заявки на участие в закупке руководствовалось положениями проекта контракта извещения о проведении электронного аукциона. В связи с чем, ООО «Союз Автодор» готово заключить контракт и предоставить Заказчику гарантию качества работ в порядке, предусмотренном проектом контракта извещения о закупке. Кроме того, представитель Общества отметил, что ООО «Союз Автодор», ознакомившись с проектной документацией, размещенной в составе извещения о закупке, определило виды работ, которые Общество готово исполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства РФ №570 от 15.05.2017.

Проанализировав положения извещения о закупке, а также пояснения представителей Заказчика и Общества, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе в рассматриваемом случае не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно п. 3.35 Приказа ФАС России №727/14 от 19.11.2014 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Кроме того, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В извещении о проведении закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены следующие требования к участникам закупки: «1.1) наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда в соответствии с объектом закупки, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении соответствующей категории объектов капитального строительства: - объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); 1.2) наличие у участника закупки – члена саморегулируемой организации уровня ответственности в компенсационных фондах не менее, чем его предложение о цене контракта. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Требование установлено в соответствии со ст. ст. 52; ч.ч. 12, 13 ст. 55.16; ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ (в действующей редакции). Указанные требования не применяются в отношении участников закупки, предложивших цену договора строительного подряда в соответствии с объектом закупки в размере 10 000 000,00 рублей и менее, а также в отношении юридических лиц, указанных в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Согласно ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.

Вместе с тем, Комиссий Ивановского УФАС России установлено, что в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций отсутствует информация о членстве ИП <…> в какой-либо саморегулируемой организации.

С момента регистрации на официальном сайте ИП <…> не принимала участие ни в одной закупке, в том числе в указанном электронном аукционе.

ИП <…> на рассмотрение жалобы Комиссией Ивановского УФАС России не явилась, своих представителей на рассмотрение не направила, документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов ИП <…>, представлены не были.

Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный гл. 6 Закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов. Действия контрольного органа в сфере закупок не должны создавать условия для аннулирования закупки только для целей ее повторного проведения, поскольку это не предусмотрено Законом о контрактной системе и способно привести к тому, что государственные нужды длительное время останутся неудовлетворенными (п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020).

При таких обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что выявленные нарушения в действиях Заказчика не могли нарушить права и законные интересы Заявителя.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ИП <…> на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении электронного аукциона на строительство путепровода на автомобильной дороге Иваново-Родники (км 9+795) г. Иваново, шоссе Загородное, Ивановская область (извещение № 0133200001722003611) обоснованной.

2. Установить в действиях Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения подрядчика (поставщика, исполнителя).

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны