Решение б/н Решение и предписание по делу №02-30/055 (ответчик - ОАО "Те... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения оглашена "05" октября
В полном объеме решение изготовлено "14" октября
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:
представителя ответчика – открытого акционерного общества «Тейковское предприятие тепловых сетей» – <….>,
в отсутствие представителя заинтересованного лица – АКБ «Инвестиционный торговый банк» (ЗАО),
рассмотрев дело № 02-30/055, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Тейковское предприятие тепловых сетей» (<…>) части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
При проведении плановой выездной проверки, в период с 30.07.2010 по 25.08.2010, на предмет соблюдения открытым акционерным обществом «Тейковское предприятие тепловых сетей» (далее – ОАО «ТПТС») требований антимонопольного законодательства, был выявлен договор банковского счета № 22 от 07.03.2007, заключенный между ОАО «ТПТС» и АКБ «Инвестиционный торговый банк» (ЗАО). Как следует из условий договора, он действует бессрочно.
Предметом договора является открытие Банком счета Клиенту (ОАО «ТПТС») в валюте Российской Федерации № <…> и осуществление расчетно-кассового обслуживания Клиента.
27.02.1998 ОАО «ТПТС» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» и имеет регистрационный № 37.1.24.
Приказом ФСТ от 18.01.2010 № 3-э внесены изменения в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль в отношении ФГУП «Тейковское межрайонное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей», в связи с изменением организационно-правовой формы – ОАО «ТПТС».
По состоянию на 02.08.2010 ОАО «ТПТС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по товарной группе распределение тепловой энергии в географических границах тепловая распределительная сеть ОАО «ТПТС» с долей более 65% (Приказ Ивановского УФАС России от 29.03.2006 № 25).
Согласно части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
Проведение открытых конкурсов или открытых аукционов в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных финансовых операций, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При этом названная статья не содержит условий, соблюдение которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соответствующих конкурсов или аукционов.
В нарушение указанных норм открытый конкурс или открытый аукцион на право заключения договора № 22 от 07.03.2007 ОАО «ТПТС» не проводился.
Таким образом, в действиях открытого акционерного общества «Тейковское предприятие тепловых сетей» обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении договора № 22 от 07.03.2007 без предшествующего отбора финансовых организаций на конкурсной основе.
Приказом руководителя Ивановского УФАС России №153 от 03.09.2010 возбуждено дело № 02-30/055 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Тейковское предприятие тепловых сетей» части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В ответе (вх. №3538 от 28.09.2010) на запрос Ивановского УФАС России Ответчик сообщил, что ОАО «ТПТС» оказывает услуги населению, а именно производство и реализацию тепловой энергии потребителям в течение отопительного периода. Основной объем финансовых затрат на выработку и отпуск тепловой энергии приходится на отопительный период, население же в соответствии с действующим законодательством оплачивает данную услугу равными долями в течение календарного года. Получалось, что услугу общество оказывало, а оплачивалась она частично. Вследствие этого возник дефицит денежных средств, что поставило под угрозу исполнение договорных обязательств перед поставщиками.
В связи с изложенным, ОАО «ТПТС» было принято решение о пополнении оборотных средств за счет банковского кредита. При изучении коммерческих предложений самые выгодные условия кредитования оказались у АКБ «Инвестиционный торговый банк» (ЗАО). Для получения кредита необходимо расчетно-кассовое обслуживание в банке-кредиторе.
В связи с тем, что процедура проведения конкурса по отбору финансовой организации длительна и не позволяла пополнить оборотные средства в кратчайшие сроки, было принято решение заключить договор банковского счета № 22 от 07.03.2007 без проведения открытого конкурса или аукциона.
ОАО «Тейковское предприятие тепловых сетей» намерено больше не нарушать антимонопольное законодательство, в связи с чем, был принят приказ о создании комиссии по выбору кредитной организации на оказание банковских услуг и заключен договор с образовательным учреждением на обучение двух членов конкурсной комиссии по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
04.10.2010 в Ивановское УФАС России от АКБ «Инвестиционный торговый банк» (ЗАО) поступило ходатайство (вх. № 593ф) о рассмотрении дела №02-30/055 в отсутствие представителя банка.
На заседании Комиссии 05.10.2010 представитель ответчика доводы, изложенные в письме (вх. №3538 от 28.09.2010) поддержал, нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона о защите конкуренции признал и пояснил, что договор банковского счета № 22 от 07.03.2007 является действующим.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лица, участвующего в деле Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Пункт 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Одной из целей, закрепленных в части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, является защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как следует из материалов дела, договор банковского счета № 22 от 07.03.2007 между ОАО «ТПТС» и АКБ «Инвестиционный торговый банк» (ЗАО) заключен без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными нормативно - правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
На основании части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе, для оказания таких финансовых услуг, как услуги открытия и ведения банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
С момента вступления в силу Закона о защите конкуренции (26.10.2006) заключение указанных договоров без предшествующего этому отбора финансовых организаций, в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о защите конкуренции, не допускается и расценивается как нарушение антимонопольного законодательства, так как данная статья не содержит условий, соблюдение которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соответствующих конкурсов или аукционов.
В процессе рассмотрения дела представитель ответчика нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона о защите конкуренции признал.
Учитывая названные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что действия ОАО «ТПТС», которые выразились в нарушении порядка заключения договора на открытие и ведение банковского счета юридического лица и осуществление расчетов по этому счету, являются нарушением действующего законодательства и запрещены частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать действия открытого акционерного общества «Тейковское предприятие тепловых сетей», выразившиеся в нарушении порядка открытия банковского счета по договору № 22 от 07.03.2007 и осуществления расчетов по этому счету без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Основания для прекращения рассмотрения дела №02-30/055 в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
3. Выдать открытому акционерному обществу «Тейковское предприятие тепловых сетей» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, для чего расторгнуть договор банковского счета № 22 от 07.03.2007.
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ № 02-30/055
14 октября 2010 года город Иваново
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 14 октября 2010 года по делу № 02-30/055 о нарушении открытым акционерным обществом «Тейковское предприятие тепловых сетей» (<…>) части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Открытому акционерному обществу «Тейковское предприятие тепловых сетей» в срок до 20.12.2010 прекратить нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в открытии банковского счета без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, для чего расторгнуть договор банковского счета № 22 от 07.03.2007.
2. О выполнении настоящего Предписания открытому акционерному обществу «Тейковское предприятие тепловых сетей» сообщить в Ивановское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением соответствующих документов.
Подписи членов Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.