Решение №037/06/33-85/2023 (07-15/2023-018) Признать жалобу ООО «НеваРостМед» на действия ОБУЗ «Кохомска... от 27 февраля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/33-85/2023 (07-15/2023-018)

 

Дата оглашения решения: 20 февраля 2023 года                                                город Иваново

Дата изготовления решения: 27 февраля 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

членов Комиссии: «…»,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

- ОБУЗ «Кохомская городская больница» (далее – Заказчик) – «…»,

- ООО «НеваРостМед» (далее – Общество, Заявитель) – «…»,

 

 в отсутствие Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанное лицо своевременно уведомлено о принятии жалобы к рассмотрению по существу, а также о дате, времени и месте ее рассмотрения),

 

рассмотрев жалобу ООО «НеваРостМед» на действия ОБУЗ «Кохомская городская больница» при проведении электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации (извещение 0133200001723000266), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

12.02.2023 (зарегистрирована в Управлении 13.02.2023) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «НеваРостМед» на действия ОБУЗ «Кохомская городская больница» при проведении электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации (извещение 0133200001723000266).

 

В своей жалобе Общество указывает, что совокупность характеристик, установленных Заказчиком в описании объекта закупки извещения о проведении закупки, свидетельствует о соответствии закупаемого товара товару единственного производителя Sonoscape.

Так, товар производителя Fujifilm не соответствует по следующим характеристикам:

- отсутствует «2.17 Меню управления видеопроцессором на русском языке»;

- нет видеоколоноскопа с характеристикой с «7.7 Диаметр инструментального канала, мм - ≥ 4,2».

У товаров производителей Olympus и AOHUA отсутствует видеоколоноскоп с характеристикой «7.7 Диаметр инструментального канала, мм - ≥ 4,2».

Товар производителя Pentax не соответствует по следующим характеристикам:

- «2.4 Функция заморозки изображения»;

- Источник света эндоскопический идет в едином блоке с процессором (согласно описанию объекта закупки извещения о проведении закупки нужно: «3. Источник света эндоскопический, отдельным блоком от видеопроцессора»).

 

В своих возражениях на жалобу Заказчик указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «НеваРостМед», ОБУЗ «Кохомская городская больница» документы, заслушав представителей лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

01.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение №0133200001723000266 о проведении электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации.

В соответствии с извещением о проведении указанной закупки, протоколом, составленным в ходе проведения закупки:

начальная (максимальная) цена контракта – 4 854 890 ₽;

дата и время окончания подачи заявок – 13.02.2023 07:00;

– дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 15.02.2023;

– согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.02.2023 №ИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана одна заявка с идентификационным номером закупки 56 (ООО «МЕДТЕХКОМПЛЕКТАЦИЯ»); единственный участник закупки, а также его заявка на участие в электронном аукционе, были признаны соответствующими извещению о проведении закупки и Закону о контрактной системе. Электронный аукцион был признан несостоявшимся. По результатам электронного аукциона принято решение заключить контракт с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку с идентификационным номером заявки – 56 (ООО «МЕДТЕХКОМПЛЕКТАЦИЯ»).

 

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Из буквального толкования положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе.

Указанная позиция также подтверждена Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного суда РФ от 28.06.2017, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-30089/2019 от 15.07.2019 по делу №А40-40590/19.

В описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона указаны, в том числе, следующие характеристики закупаемого товара.

 

№ п/п

Наименование показателя (характеристики)

Требуемое значение показателя (характеристики)*

ссылка на ГОСТ (при наличии), обоснование

 

Система эндоскопической визуализации включает в себя:

2.

Видеопроцессор, шт.

1

Соответствие

 

2.4

Функция заморозки изображения

Наличие

Соответствие

Пункт 4.3.2 ГОСТ Р 56278-2014

2.5

Функция стоп-кадра

Наличие

Соответствие

Пункт 4.3.2 ГОСТ Р 56278-2014

2.17

Меню управления видеопроцессором на русском языке

Наличие

Соответствие

Обусловлено удобством эксплуатации

3.

Источник света эндоскопический, отдельным блоком от видеопроцессора

Наличие

Соответствие

Обусловлено удобством эксплуатации и сервисного обслуживания.

7.

Видеоколоноскоп, шт.

1

Соответствие

 

7.7

Диаметр инструментального канала, мм

≥ 4,2

Инструкция

Пункт 4.3.2 ГОСТ Р 56278-2014

           

 

В пояснениях ОБУЗ «Кохомская городская больница», направленных в адрес Ивановского УФАС России письмом №229 от 16.02.2023, Заказчик отметил, что указанные в описании объекта закупки извещения о проведении закупки характеристики в полном объеме удовлетворяют потребности Заказчика, что позволит Заказчику успешно реализовывать свою главную функцию – оказание качественной медицинской помощи пациентам.

 

Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав представленные сторонами сведения, приходит к выводу, что совокупность характеристик, установленных Заказчиком в описании объекта закупки извещения о проведении закупки, свидетельствует о соответствии закупаемого товара товару единственного производителя – Sonoscape. Данный вывод подтверждается также тем, что на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в таком аукционе, признанная соответствующей извещению о проведении закупки и содержащая предложение о поставке товара производителя Sonoscape.

Кроме того, Заказчиком не представлено доказательств наличия на товарном рынке систем эндоскопической визуализации нескольких производителей, подходящих под все характеристики товара, установленные Заказчиком в описании объекта закупки извещения о проведении закупки.

 

В пояснениях ОБУЗ «Кохомская городская больница», направленных в адрес Ивановского УФАС России письмом №229 от 16.02.2023, а также озвученных представителем Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указано, что характеристика «2.17 Меню управления видеопроцессором на русском языке» — установлена, так как закупаемое оборудование будет эксплуатироваться русскоязычным персоналом (мало кто из персонала больницы владеет английским и другими иностранными языками). Меню на русском языке способствует более быстрому внедрению и использованию персоналом оборудования. Оборудование является высокотехнологичным и искать перевод технологических функций лицам, не понимающим иностранные термины, долго и проблематично.

Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об обоснованности объективной потребности ОБУЗ «Кохомская городская больница» в использовании такой характеристики, как «2.17 Меню управления видеопроцессором на русском языке».

 

В пояснениях ОБУЗ «Кохомская городская больница», направленных в адрес Ивановского УФАС России письмом №229 от 16.02.2023, а также озвученных представителем Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указано, что «3. Источник света эндоскопический, отдельным блоком от видеопроцессора» позволяет, в случае выхода из строя источника света (перегорание лампы, неисправности в помпе), отправить в сервисный центр только источник света. Если источник света установлен в одном блоке с видеопроцессором, то, в случае выхода из строя источника света, в сервисный центр необходимо будет отправлять и видеопроцессор, с хранящимися в нем настройками эксплуатации и данными пациентов. Также, в случае выхода из строя источника света или видеопроцессора, быстрее и дешевле заменить/отремонтировать один из двух отдельных блоков, чем общий блок (видеопроцессор и источник света). Таким образом, установление данной характеристики обусловлено удобством эксплуатации и сервисного обслуживания: способствует более быстрому и дешёвому ремонту и замене.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России не отрицал, что ремонт источника света или видеопроцессора можно произвести на месте, т.е. в учреждении Заказчика, без отправки источника света или видеопроцессора в сервисный центр.

Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не представлено обоснование объективной потребности ОБУЗ «Кохомская городская больница» в использовании такой характеристики, как «3. Источник света эндоскопический, отдельным блоком от видеопроцессора», учитывая возможность проведения ремонта источника света или видеопроцессора на месте, т.е. в учреждении Заказчика, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

В пояснениях ОБУЗ «Кохомская городская больница», направленных в адрес Ивановского УФАС России письмом №229 от 16.02.2023, а также озвученных представителем Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, указано, что установленная характеристика «2.4 Функция заморозки изображения» есть у всех производителей, на всех системах. У кого-то она называется «стоп-кадр», у кого-то «заморозка», у кого-то «FREEZE». Запросов по работе этой функции от участников закупки не поступало, из чего можно сделать вывод, что Заявителю абсолютно понятно содержание данной характеристики.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России также указал, что функция заморозки изображения позволяет остановить кадр, сделать определенные манипуляции, а после продолжить обследование, и что наличие данной характеристики обусловлено, в том числе, п. 4.3.2 ГОСТ Р 56278-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок» (далее – ГОСТ Р 56278-2014).

Представитель Общества на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что в ГОСТ Р 56278-2014 характеристики «Функция заморозки изображения» и «Функция записи «стоп-кадра» выделены отдельно друг от друга, что свидетельствует о том, что это совершенно разные по функционалу характеристики.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что в Таблице 1 п. 4.3.2 ГОСТ Р 56278-2014 приведен пример состава видеоэндоскопических комплексов с набором различных типов видеоэндоскопов и рекомендуемые требования к ним, а не конкретные обязательные характеристики для видеоэндоскопических комплексов.

Вместе с тем, Заказчиком не представлено обоснование объективной потребности ОБУЗ «Кохомская городская больница» в использовании такой характеристики, как «2.4 Функция заморозки изображения», учитывая, что «Функция заморозки изображения» и «Функция записи «стоп-кадра» разные по функционалу, и что Заказчику, в соответствии с извещением о проведении закупки, требуются обе эти функции, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

В пояснениях ОБУЗ «Кохомская городская больница», направленных в адрес Ивановского УФАС России письмом №229 от 16.02.2023, а также озвученных представителем Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, указано, что установленная для видеоколоноскопа характеристика «7.7 Диаметр инструментального канала, – ≥ 4,2 мм» влияет на спектр медицинских инструментов, которые можно использовать при эндоскопических процедурах. Чем шире инструментальный канал, тем больше количество инструментов можно использовать. Диаметр инструментального канала также влияет на скорость и качество аспирации: если пациенту во время процедуры надо удалить из желудочно-кишечного тракта жидкость, то через больший канал это можно сделать быстрее и качественнее.

Представитель Общества на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что Fujifilm, Olympus и AOHUA имеют диаметр инструментального канала от 3,2 до 3,8 мм, т.е. разница небольшая, всего 0,4 мм.

Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не представлено обоснование объективной потребности ОБУЗ «Кохомская городская больница» в использовании такой характеристики видеоколоноскопа, как «7.7 Диаметр инструментального канала, – ≥ 4,2 мм», так как не представлено, ни количество инструментов, которые собирается дополнительно использовать Заказчик при большем диметре инструментального канала (на 0,4 мм), ни доказательств, как использование видеоколоноскопа с диаметром инструментального канала меньше, чем 4,2 мм, влияет на скорость и качество аспирации. Таким образом, допущенные нарушения свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «НеваРостМед» на действия ОБУЗ «Кохомская городская больница» при проведении электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации (извещение 0133200001723000266) обоснованной.
  2. Установить в действиях ОБУЗ «Кохомская городская больница» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны