Решение №037/06/33-363/2019 Решение о признании жалобы ООО «ПромГарант» на действия Упра... от 2 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №037/06/33-363/2019 (07-15/2019-206)

 

Дата оглашения решения: 27 сентября 2019 года                                            город Иваново

Дата изготовления решения: 02 октября 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в присутствии представителей:

ООО «ПромГарант» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Кохма (далее - Заказчик): <…>,

ООО «Специализированная организация «Торги-Инфо» (далее – Специализированная организация): <…>,

 

рассмотрев жалобу ООО «ПромГарант» на действия Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Кохма при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения городского округа Кохма (извещение 0133300030519000002), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.09.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ПромГарант» на действия Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Кохма при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения городского округа Кохма (извещение 0133300030519000002).

 

Согласно первому доводу жалобы документация о закупке содержит недостаточную информацию для оценки объема работ и энергосберегающих мероприятий, перечень мероприятий Заказчиком не сформирован. Полное отсутствие сформированного перечня подлежащих выполнению мероприятий не дает участнику закупки возможности в полной мере оценить объем работ.

Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что положения конкурсной документации содержат противоречивые данные об определении объема потребления электрической энергии в базовом периоде, что влияет на определение начальной (максимальной) цены контракта и определение экономии, достигнутой в результате энергоэффективных мероприятий.

Согласно третьему доводу жалобы объем потребления электрической энергии на цели наружного освещения (Wнар) в базовом и отчетном периодах определяется, в том числе на основании количества часов работы системы наружного освещения, ч. В документации о закупке отсутствует график работы наружного освещения в 2018 году (базовый период). Отсутствующие данные препятствуют исчислению размера экономии в отчетных периодах после исполнения мероприятий.

В соответствии с четвертым доводом жалобы в нарушение п. 5 Постановления в документации о закупке отсутствует обязательное для включения в нее положение.

Согласно пятому доводу жалобы Заказчик в конкурсной документации установил, что он руководствуется п. 3 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе, а фактически определил, что энергосервисный контракт подлежит заключению в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе, что не соответствует Закону о контрактной системе.

На основании шестого довода жалобы заключение энергосервисного контракта по цене в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, осуществляется в случае, указанном в п. 2 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе. Однако в п. 11 раздела 1.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» ч. I документации о закупке предусмотрено заключение контракта по п. 3 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе.

В соответствии с седьмым доводом жалобы установление Заказчиком в качестве критерия оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по энергосервисным контрактам (договорам) с бюджетными, автономными, казенными учреждениями приводит к необоснованному ограничению.

Согласно восьмому доводу жалобы порядок оценки по нестоимостному критерию оценки «Квалификация трудовых ресурсов» не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями. Кроме того, требование о наличии у участника закупки квалифицированных специалистов, имеющих высшее или средне-специальное или профессиональное образование по специальностям: «Электроснабжение» и(или) «Электроэнергетика» и(или) «Электроэнергетика и электротехника» и(или) «Электрические станции» и(или) «Электроэнергетические системы и сети» и(или) «Электропривод» и(или) «Электротехнологические установки и системы» и с квалификациями: «Инженер -электрик» и(или) «Инженер-энергетик» и(или) «Инженер-светотехник» и(или) «Техник-электрик» никак не обосновано.

В девятом доводе жалобы Общество указало, что требование Заказчика о наличии у участника закупки квалифицированных специалистов, вступивших в трудовые отношения с работодателем, также не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку лицо может не только состоять в штате организации, но и работать по гражданско-правовому договору.

Согласно десятому доводу жалобы Заказчиком размер обеспечения исполнения контракта определен с нарушением ч. 16 ст. 108 Закона о контрактной системе.

В соответствии с одиннадцатым доводом жалобы положения п. 10.9 проекта контракта документации о закупке и п. 6 приложения №6 к проекту контракта документации о закупке содержат противоречивые и некорректные сведения.

Согласно двенадцатому доводу жалобы в приложении №4 к проекту контракта документации о закупке указано «Объем потребления электрической энергии за аналогичный период 2017 г. (энергетический базис), кВт*ч», между тем, базовым периодом является 2018 год.

В тринадцатом доводе жалобы Заявитель указывает, что требования о предоставлении сертификатов, а также о наличии маркировки, содержащей знак сертификации по ГОСТ Р 50460-92, являются незаконными.

В соответствии с четырнадцатым доводом жалобы требования к упаковке, установленные в документации о закупке, ограничивают подрядчика в виде упаковки товара.

В пятнадцатом доводе жалобы Общество указывает, что индивидуализирующие данные версии СП 52.13330, которые имеет в виду Заказчик, в конкурсной документации отсутствуют. Заказчик обязан указывать точное и правильное наименование актуальной редакции нормативного акта, которому должен соответствовать объект закупки.

Согласно шестнадцатому доводу жалобы, установленные в документации о закупке требования к степени защиты оболочки светильника: не менее IP 65, а также не менее IP44 являются незаконными.

В семнадцатом доводе жалобы Заявитель указывает, что являются незаконными различные требования Заказчика по позиции: «Номинальные значения климатических факторов при диапазоне рабочих температур».

Согласно восемнадцатому доводу жалобы степень защиты оболочки от механических воздействий не регламентирована нормативными документами и не обоснована Заказчиком.

 

Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Учитывая, что ряд доводов жалобы, в том числе на нарушение Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Кохма порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, письмом №07-11/3401 от 23.09.2019 Ивановским УФАС России жалоба ООО «ПромГарант» была направлена в Управление финансов администрации городского округа Кохма.

 

Заказчик, Специализированная организация в своих возражениях на жалобу, а также их представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что не согласны с доводами жалобы.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

30.08.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133300030519000002 о проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения городского округа Кохма, а также соответствующая документация о закупке. 05.09.2019 на официальном сайте были опубликованы измененные извещение и документация о закупке.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, внесенными в них изменениями, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) начальная (максимальная) цена контракта – 55 139 348 руб. 66 коп.;

2) дата и время окончания подачи заявок – 23.09.2019 09:00;

3) согласно протоколу №0133300030519000002 рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 25.09.2019 по окончанию срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме была подана единственная заявка от участника закупки - ПАО «Ростелеком», которая была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке.

 

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом положений, предусмотренных ст. 108 Закона о контрактной системе.

На основании ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов). Такие требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (далее - Постановление).

На основании п. 1 приложения №1 Постановления к одному из требований к условиям энергосервисного договора (контракта) относится наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.

П. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать, в том числе требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В п. 7 раздела 1.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» ч. I документации о закупке приведено описание объекта закупки:

Основные мероприятия:

- Замена существующих осветительных приборов на энергоэффективные, согласно прилагаемому перечню.

- Модернизация (замена) шкафов управления наружным освещением (ШУНО).

 

Электромонтажные мероприятия

Демонтаж и вывоз существующих светильников на склад Заказчика

1444 шт.

Приобретение, доставка, монтаж светодиодных консольных светильников утилитарного наружного освещения, в том числе:

1444 шт.

Приобретение, доставка, монтаж ШУНО

39 шт.

Пуско-наладочные мероприятия

Пуско-наладочные мероприятия

 1 шт.

 

Подробное описание объекта закупки приведено в ч. III «Техническое задание» конкурсной документации. Указанные выше мероприятия также отражены в ч. III «Техническое задание» документации о закупке.

Согласно ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

На основании п. 6.1 проекта контракта ч. II документации о закупке перечень энергосберегающих мероприятий (Перечень мероприятий), которые должен осуществить Исполнитель, приведен в приложении №1 к контракту.

В приложении №1 к проекту контракта ч. II документации о закупке приложение заполняется на основании ч. III «Техническое задание» конкурсной документации и предложения участника закупки, с которым заключается энергосервисный контракт.

П. 2.1 проекта контракта ч. II документации о закупке предусмотрено, что предметом контракта является осуществление Исполнителем действий (оказание услуг), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии на Объекте энергосервиса (далее - энергосберегающие мероприятия) с целью достижения размера экономии, определенного по результатам торгов, которые оплачиваются Заказчиком исходя из размера экономии электрической энергии, возникающей в результате осуществления Исполнителем энергосберегающих мероприятий, на условиях и в порядке, предусмотренных контрактом.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика, Специализированной организации пояснили, что в рамках выполнения работ по контракту необходимо будет выполнить мероприятия, указанные в документации о закупке.

Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Заявителем в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе доказательств, подтверждающих, что не представляется возможным определить, какой объем работ необходимо выполнить по контракту, не представлено.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы необоснованным.

 

Относительно второго довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

На основании п. 1 приложения №1 Постановления одним из требований к условиям энергосервисного договора (контракта) является определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, которое осуществляется одним из следующих способов:

при наличии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, - на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в предшествующий период до реализации исполнителем перечня мероприятий;

при отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса:

при установке исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий, данные об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученные при помощи указанного прибора учета, принимаются как объем потребления с учетом пункта 8 настоящих требований;

расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении. Указанная методика утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации №67 от 04.02.2016 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (далее - Методика).

Из положений п. 5.3 проекта контракта ч. II документации о закупке следует, что определение фактических объемов потребления электрической энергии на объекте энергосервиса до и после реализации энергосервисных мероприятий за соответствующий календарный период в натуральном выражении, показателей достигнутой после реализации энергосервисных мероприяитй экономии электрической энергии за соответствующий календарный период в натуральном выражении осуществляется расчетно-измерительным способом в соответствии с Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации №67 от 04.02.2016 на основании данных о времени работы системы наружного освещения в соответствии с утвержденным графиком работы системы наружного уличного освещения на соответствующий календарный год и ее мощности, без учета показаний приборов учета.

Таким образом, из документации о закупке следует, что Заказчиком объем потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий определен расчетно-измерительным способом, второй довод жалобы является необоснованным.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 3.2 Методики объем потребления электрической энергии на цели наружного освещения (Wнар) в базовом и отчетном периодах определяется по следующей формуле:

 

 (кВт·ч), (8)

 

где:

i - порядковый номер категории участка;

n - количество категорий участков;

Tнар - количество часов работы системы наружного освещения, ч;

Piнар.расчет - мощность световых приборов на участках i-й категории, кВт;

Количество часов работы световых приборов системы наружного освещения (Tнар) определяется на основании графика работы (включения и отключения) установок наружного освещения, утвержденного в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.01.2003 №6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».

В п. 11 раздела 1.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» ч. I документации о закупке указано:

Определение фактического объема потребления электроэнергии за 2018 год:

 

№ п/п

Наименование месяца

Количество потребленной

электроэнергии, кВт*час

1.

Январь

182730,24

2.

Февраль

145415,18

3.

Март

129997,83

4.

Апрель

90884,95

5.

Май

66843,27

6.

Июнь

51645,52

7.

Июль

59432,37

8.

Август

86477,87

9.

Сентябрь

115231,87

10.

Октябрь

154408,02

11.

Ноябрь

171686,48

12.

Декабрь

190576,64

 

ВСЕГО:

1 445 330,24

 

Согласно п. 5.5 проекта контракта ч. II документации о закупке базовый объем потребления энергетических ресурсов Заказчиком до реализации Исполнителем перечня мероприятий указывается в приложении №2 к контракту.

На основании п. 7.1 проекта контракта ч. II документации о закупке объем потребления электрической энергии на цели наружного освещения до реализации перечня энергосберегающих мероприятий осуществляется расчетно-измерительным способом в соответствии с Методикой и указан в приложении №2 к контракту.

В приложении №2 к проекту контракта ч. II документации о закупке отражено, в том числе следующее:

Фактическое потребление электрической энергии

на объекте энергосервиса в 2018 году

 

Годовой график работы системы уличного освещения в 2018 году города Кохма.

 

Таблица №1

Месяц

Часы работы

Январь

 

Февраль

 

Март

 

Апрель

 

Май

 

Июнь

 

Июль

 

Август

 

Сентябрь

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

ИТОГО, час.:

 

 

Таблица №2

Расчетное потребление электрической энергии в 2018 году системы уличного освещения города Кохма.

 

Таблица №3

 

Месяц

Время работы,

час.

Мощность системы освещения, кВт.

Потребление электрической энергии, кВт*ч.

Январь

 

 

 

Февраль

 

 

 

Март

 

 

 

Апрель

 

 

 

Май

 

 

 

Июнь

 

 

 

Июль

 

 

 

Август

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

Октябрь

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

ИТОГО, кВт*ч:

 

 

 

Как указано выше, согласно п. 5.3 проекта контракта ч. II документации о закупке определение фактических объемов потребления электрической энергии на объекте энергосервиса до и после реализации энергосервисных мероприятий за соответствующий календарный период в натуральном выражении, показателей достигнутой после реализации энергосервисных мероприяитй экономии электрической энергии за соответствующий календарный период в натуральном выражении осуществляется расчетно-измерительным способом в соответствии с Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации №67 от 04.02.2016 на основании данных о времени работы системы наружного освещения в соответствии с утвержденным графиком работы системы наружного уличного освещения на соответствующий календарный год и ее мощности, без учета показаний приборов учета.

П. 7.3 проекта контракта ч. II документации о закупке предусмотрено, что размер фактически достигнутой в результате энергосервисных мероприятий экономии определяется расчетно-измерительным способом с применением Методики и указан в приложении №8 к контракту.

При этом согласно разделу 1 проекта контракта ч. II документации о закупке фактическая величина экономии - размер экономии электрической энергии (доли размера экономии), определенный как разница базового уровня потребления электрической энергии, приведенного к сопоставимым условиям отчетного периода, и фактического потребления электрической энергии в отчетный период.

Довод Заказчика, Специализированной организации о том, что приложение №2 к проекту контракта ч. II документации о закупке заполняется после определения победителя закупки, Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельным, поскольку указанными сведениями обладает Заказчик, а не победитель закупки, что также подтвердили представители Заказчика, Специализированной организации на заседании Комиссии Ивановского УФАС России.

Отсутствие сведений о времени работы системы наружного освещения за 2018 год не позволяет в полном объеме определить потребность Заказчика, свидетельствует о неполном описании объекта закупки в соответствии с потребностью Заказчика, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

 

Четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

На основании п. 5 приложения №1 Постановления одним из требований к условиям энергосервисного договора (контракта) является наличие положения, предусматривающего, что обязательство исполнителя по контракту об обеспечении экономии расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов считается исполненным в случае, если размер экономии (доля размера экономии), достигнутый в результате исполнения контракта, в натуральном выражении равен размеру экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса, указанному в контракте, или больше такого размера либо в случае, если размер экономии (доля размера экономии), достигнутый в результате исполнения контракта, в стоимостном выражении равен размеру экономии (доли размера экономии) энергетических ресурсов, указанному в контракте, или больше такого размера, если в результате исполнения контракта этим исполнителем должна быть обеспечена экономия совокупных расходов на оплату энергетических ресурсов за счет полного либо частичного перехода с потребления одного энергетического ресурса на другой. Определение размера экономии (доли размера экономии) в натуральном выражении, достигнутого в результате исполнения контракта, как разницы между объемом потребления заказчиком энергетического ресурса за период, равный календарному периоду достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии), определенным до начала реализации перечня мероприятий, и объемом потребления заказчиком энергетического ресурса, определенным после реализации исполнителем перечня мероприятий, с учетом изменения факторов, оказывающих влияние на объем потребления энергетических ресурсов.

Согласно п. 9.7 проекта контракта ч. II документации о закупке обязательство Исполнителя по контракту об обеспечении экономии расходов Заказчика на поставки электрической энергии считается исполненным в случае, если размер экономии (доля размера экономии), достигнутый в результате исполнения контракта, в натуральном выражении равен размеру экономии (доли размера экономии) электрической энергии, указанному в контракте, или больше такого размера. Также в ч. III «Техническое задание» конкурсной документации содержится ссылка на Постановление.

 

Пятый, шестой, десятый доводы жалобы являются обоснованными ввиду следующего.

На основании ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;

2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

В соответствии с ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:

1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в п. 1 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе;

2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в п. 2 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе;

3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в п. 3 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 16 ст. 108 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от пяти до тридцати процентов одной из следующих величин:

1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в п. 1 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе;

2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в п. 2 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе;

3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в п. 3 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 11 раздела 1.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» ч. I документации о закупке в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе: минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов – 27 569 674,33 (50% от стоимости всего ресурса). Фиксированный процент указанной экономии, который будет уплачен Исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом - 90%. Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт.

В п. 34 раздела 1.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» ч. I документации о закупке указано: размер обеспечения исполнения контракта определен в размере 5 (пяти) процентов от максимального процента минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в п. 3 ч. 16 ст. 108 Закона о контрактной системе, - 1 240 635,34 рублей (Один миллион двести сорок тысяч шестьсот тридцать пять рублей 34 копейки).

Фактически Заказчиком размер обеспечения исполнения контракта определен в размере пяти процентов фиксированного процента минимального размера экономии, установленного в п. 11 раздела 1.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» ч. I документации о закупке. Так, 0,05 х 0,9 х 27 569 674,33 = 1 240 635,34. Размер обеспечения исполнения контракта установлен в конкурсной документации на основании п. 2 ч. 16 ст. 108 Закона о контрактной системе.

Таким образом, из документации о закупке следует, что контракт заключается на основании п. 2 ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе, указание Заказчиком в конкурсной документации на п. 3 ч. 3, п. 3 ч. 16 ст. 108 Закона о контрактной системе является технической ошибкой.

 

Седьмой, девятый доводы жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованными ввиду следующего.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

На основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных ст. 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе. В случае невыполнения заказчиком требования ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

В соответствии с п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

Согласно ч. 14 ст. 54.7 Закона о контрактной системе победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.

В соответствии с п. 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями указанных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

В п. 27 раздела 1.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» ч. I документации о закупке указано, что порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме указан в приложении к Информационной карте открытого конкурса в электронной форме.

В приложении к разделу 1.3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» ч. I конкурсной документации установлены два показателя нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

- опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема;

- квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ.

По показателю «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» оценивается количество энергосервисных контрактов/договоров, заключенных с бюджетными, автономными, казенными учреждениями в отношении объектов наружного уличного освещения, цена которых не менее начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу, с приложенными к ним копиями актов о приемке заказчиком выполненных энергоэффективных мероприятий и актов определения достигнутой доли экономии энергетического ресурса (электрической энергии). Контракты/ договоры должны быть заключены и исполнены за последние 4 (четыре) полных календарных года, предшествующих году публикации извещения о проведении рассматриваемого конкурса.

При этом учитывается предоставление в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме следующих копий подтверждающих документов:

- контрактов/договоров, заключенных с бюджетными, автономными, казенными учреждениями в отношении объектов наружного уличного освещения, цена которых не менее начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу. Контракты/ договоры должны быть заключены и исполнены за последние 4 (четыре) полных календарных года, предшествующих году публикации извещения о проведении настоящего конкурса.

- актов о приемке заказчиком выполненных энергоэффективных мероприятий и актов определения достигнутой доли экономии энергетического ресурса (электрической энергии).

Не оцениваются контракты (договоры), в отношении которых не представлен полный комплект документов, подтверждающих опыт успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема.

Не оцениваются контракты (договоры) при отсутствии в составе заявки копий приложений к таким контрактам (договорам), если указание на наличие приложений содержится в таком контракте (договоре).

Не оцениваются контракты (договоры), из содержания которых (в т.ч. из приложений к ним) невозможно установить предмет выполнения работ по такому контракту (договору).

По показателю «Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ» оценивается количество квалифицированных специалистов, имеющих высшее или средне-специальное или профессиональное образование по специальностям: «Электроснабжение» и(или) «Электроэнергетика» и(или) «Электроэнергетика и электротехника» и(или) «Электрические станции» и(или) «Электроэнергетические системы и сети» и(или) «Электропривод» и(или) «Электротехнологические установки и системы» и с квалификациями: «Инженер -электрик» и(или) «Инженер-энергетик» и(или) «Инженер-светотехник» и(или) «Техник-электрик»). При этом под специалистом понимается работник, т.е. физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем – участником конкурса (в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации).

Представители Заказчика, Специализированной организации на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что к условиям энергосервисного договора (контракта) установлены специальные требования, в связи с чем, было принято решение установить в критериях оценки ограничение по субъектам, с которыми могут такие договоры (контракты) заключаться. Вместе с тем, представители Заказчика, Специализированной организации на заседании Комиссии Ивановского УФАС России не смогли пояснить, почему опыт участника закупки не будут подтверждать договоры (контракты), которые были заключены, например, с унитарными предприятиями. Относительно предоставления документов по показателю «Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ» лишь на лиц, вступивших в трудовые отношения с участником закупки, представители Заказчика, Специализированной организации на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что представление гражданско-правовых договоров может свидетельствовать о представлении недостоверных сведений, о подлоге документов, Заказчику важен документ – трудовой договор.

На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчиком не обосновано, почему участник закупки не может представить сведения о квалифицированных специалистах, с которыми у него заключены гражданско-правовые договоры, а также, что представление участником закупки, контрактов/договоров, заключенных не только с бюджетными, автономными, казенными учреждениями не будет свидетельствовать о лучших условиях исполнения контракта. Вместе с тем, установленные Заказчиком требования не могут свидетельствовать о том, что по итогам проведения закупки могут быть достигнуты результаты, обозначенные Заказчиком в документации о закупке. Указанные требования являются незаконными, необоснованно ограничивают участников закупки в представлении контрактов/договоров, заключенных не с бюджетными, автономными, казенными учреждениями, но, вместе с тем, подтверждающими опыт участников закупки в отношении объектов наружного уличного освещения, а также в представлении сведений о квалифицированных специалистах, с которыми у участника закупки заключены гражданско-правовые договоры. Таким образом, действия Заказчика нарушают ч. 1 ст. 12, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

 

Восьмой довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с п. 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям...

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

В документации о закупке определены предмет оценки (количество квалифицированных специалистов, имеющих высшее или средне-специальное или профессиональное образование по специальностям: «Электроснабжение» и(или) «Электроэнергетика» и(или) «Электроэнергетика и электротехника» и(или) «Электрические станции» и(или) «Электроэнергетические системы и сети» и(или) «Электропривод» и(или) «Электротехнологические установки и системы» и с квалификациями: «Инженер-электрик» и(или) «Инженер-энергетик» и(или) «Инженер-светотехник» и(или) «Техник-электрик»), перечень сведений, которые участники закупки должны представить в конкурсных заявках (трудовые книжки, дипломы и т.д.), величины значимости критериев оценки, зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателям в виде формул расчета количества баллов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБi2 = КЗ2п x 100 x (Кi / Кmax),

 

где:

КЗ2п - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя.

Таким образом, порядок оценки заявок по указанному показателю критерия позволяет установить пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями.

Относительно требования о наличии у работников участника закупки квалифицированных специалистов, представители Заказчика, Специализированной организации пояснили, что установление требований к специалистам, обозначенным в конкурсной документации, обусловлено проведением в ходе выполнения энергосервисного контракта работ с уличным электрооборудованием и линиями электропередач. Данные виды работ ввиду опасности для здоровья и жизни человека не могут выполняться без базовых знаний о работе объектов электроснабжения. Заявителем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, доказательств, подтверждающих, что требования к квалифицированным специалистам являются излишними, не представлено.

 

Одиннадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 6.4 проекта контракта ч. II документации о закупке после завершения энергосберегающего мероприятия (этапа энергосберегающего мероприятия) Исполнитель направляет Заказчику уведомление о завершении энергосберегающего мероприятия (этапа энергосберегающего мероприятия) с указанием предполагаемой даты приемки энергосберегающего мероприятия (этапа энергосберегающего мероприятия) и с приложением Акта приемки энергосберегающего мероприятия (этапа энергосберегающего мероприятия). В случае невозможности Заказчика осуществить приемку в предложенную Исполнителем дату Стороны согласуют новую дату приемки, которая должна быть не позднее 5 (пяти) календарных дней первоначальной даты приемки. Приложением №5 к проекту контракта ч. II документации о закупке является Акт приемки энергосберегающего мероприятия (этапа мероприятия).

Согласно п. 10.9, 10.11 проекта контракта ч. II документации о закупке право собственности на оборудование и устройства, установленные Исполнителем на объекте энергосервиса в ходе осуществления энергосберегающих мероприятий, принадлежит Исполнителю в течение всего срока действия контракта, за исключением права собственности на неотделимые улучшения.

По истечении срока действия контракта право собственности на светильники, оборудование и отделимые улучшения, созданные и/или установленные на объекте энергосервиса Заказчика в рамках исполнения контракта, переходит к Заказчику без дополнительной платы на основании подписанного сторонами Акта о приемке выполненных энергосервисных мероприятий (Приложение №6 к контракту) и оформленной Сторонами приемо-передаточной документации.

Согласно п. 6 приложения к проекту контракта ч. II документации о закупке с момента подписания акта о приемке выполненных энергосберегающих мероприятий

по энергосервисному контракту в соответствии с условиями контракта:

- энергосберегающие мероприятия осуществленные Исполнителем, считаются выполненными в полном объеме;

- демонтированное оборудование передано Заказчику в полном объеме по фактическому состоянию;

- паспорта на оборудование, установленное в ходе реализации энергосберегающих мероприятий (ЭЭМ) переданы Заказчику в полном объеме;

- право собственности на светильники и иное оборудование, а также отделимые улучшения переходит к Заказчику;

- начинается исчисление гарантийного срока на выполненные ЭЭМ и на установленное в рамках заключенного энергосервисного Контракта оборудование;

- Заказчик несет полную ответственность за режимы работы Объекта энергосервиса, за включение/отключение и изменение мощности установленного оборудования согласно ГОСТ Р 55706-2013.

Таким образом, в указанной части документация о закупке не содержит противоречивые и некорректные сведения, право собственности на светильники и иное оборудование, а также отделимые улучшения переходит к Заказчику по истечении срока действия контракта на основании подписанного сторонами Акта о приемке выполненных энергосервисных мероприятий.

 

Двенадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 5.4 проекта контракта ч. II документации о закупке определенные с применением Методики… показатели фиксируются сторонами в протоколе определения потребления фактического объёма электрической энергии на Объекте энергосервиса (приложение №8 к контракту). Показатели достигнутой после реализации энергосервисных мероприятий экономии электрической энергии за соответствующий календарный период в натуральном выражении, зафиксированные в приложении №8, являются основанием для составления Актов о достигнутой экономии (приложение №4) и расчетов по контракту в течение всего срока действия контракта.

В приложении №4 к проекту контракта ч. II документации о закупке указано:

Акт №___

об определении экономии энергетических ресурсов от "____" _______ 20__г.

 

Отчетный период

Потребление на начало отчетного периода, кВт*ч

Потребление на конец отчетного периода, кВт*ч

Объем потребления электрической энергии в отчетном периоде, кВт*ч

Объем потребления электрической энергии за аналогичный период 2017 г. (энергетический базис), кВт*ч

Экономия электрической энергии за отчетный период по отношению к базовому периоду, кВт*ч

Цена (тариф) на электрическую энергию в отчетном периоде, руб./кВт*ч

Стоимость электрической энергии в отчетном периоде, руб. с НДС

Процент экономии, подлежащий уплате

Исполнителю

Сумма, подлежащая уплате Исполнителю, руб. с НДС

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представители Заказчика, Специализированной организации на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что в рассматриваемом случае была допущена опечатка, должно быть указано: за аналогичный период 2018 года. Таким образом, Заказчиком была допущена техническая ошибка.

 

Тринадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

При этом согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В разделе «Техническая документация» ч. III «Техническое задание» документации о закупке, в том числе указано: в составе документации, подлежащей передаче по итогам выполнения энергоэффективных мероприятий представляется следующая документация:

Технические условия на предлагаемые светильники, утвержденные и учтённые на предприятии производителя;

Технические паспорта на предлагаемые светильники;

Руководство (инструкцию) по монтажу и эксплуатации;

Сертификаты соответствия Техническому Регламенту Таможенного Союза на светильники;

Сертификат экологического менеджмента применительно к разработке, производству и реализации оборудования;

Сертификат пожарной безопасности.

В разделе «Требования к маркировке» ч. III «Техническое задание» документации о закупке указано, в том числе следующее: маркировка соответствует ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011 и содержит, в зависимости от параметров продукции: знак сертификации по ГОСТ Р 50460-92.

ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования» устанавливает форму, размеры и технические требования к знаку соответствия (в том числе к знаку соответствия, защищенному от подделок), применяемому в Системе сертификации ГОСТ Р для указания соответствия маркированной им продукции, работ и услуг требованиям, предусмотренным для обязательного подтверждения соответствия.

Ч. 3 ст. 46 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации №982 от 01.12.2009 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Светильники в указанный перечень не входят.

Учитывая изложенное, требования о предоставлении сертификатов в отношении светильников, а также о наличии маркировки, содержащей знак сертификации по ГОСТ Р 50460-92 являются незаконными, необоснованно не позволяют принять участие в данной закупке участникам, имеющим намерение поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, но не сертифицированный, что свидетельствует о нарушении ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика, Специализированной организации пояснили, что условие о представлении в составе документации, подлежащей передаче по итогам выполнения энергоэффективных мероприятий, сертификатов соответствия Техническому Регламенту Таможенного Союза на светильники; экологического менеджмента применительно к разработке, производству и реализации оборудования; пожарной безопасности установлено только для тех товаров, в отношении которых они являются обязательными.

Данный довод Заказчика Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельным, поскольку документацией о закупке никаких исключений для товаров, в отношении которых сертификация является необязательной, не предусмотрено.

 

Четырнадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

В разделе «Требования к упаковке» ч. III «Техническое задание» документации о закупке указано: упаковка – по ГОСТ 23216-78. Продукцию упаковывают в коробки, изготовленные из гофрированного картона по ГОСТ 9142-2014 или ГОСТ Р 52901-2007. Допускается использование других видов упаковки и транспортной тары, обеспечивающих надёжную сохранность светильников.

Таким образом, требования к упаковке, установленные в документации о закупке, не ограничивают вид упаковки товаров.

 

Пятнадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик при составлении описания объекта закупки обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В разделе «Общие требования» ч. III «Техническое задание» документации о закупке указано: Исполнитель должен обеспечить… нормативную освещенность объекта энергосервиса в соответствии со сводом правил СП 52.13330.2016.

При выполнении ЭЭМ Исполнитель определяет категории дорог в соответствии с классификацией и требованиями ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» и СП 52.13330 «Естественное и искусственное уличное освещение».

Представители Заказчика, Специализированной организации на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что в рассматриваемом случае Заказчиком была допущена опечатка при указании СП 52.13330.2016. Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав указанные положения документации о закупке, полагает, что из документации о закупке представляется возможным определить, какому нормативному документу должен, в том числе соответствовать объект закупки: СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».

 

Шестнадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно разделу «Основные требования к параметрам и характеристикам оборудования» ч. III «Техническое задание» документации о закупке светильники должны соответствовать ГОСТ Р 54350-2015, ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011, ГОСТ IEC 60598-2-3-2012, ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 30805.22-2013, ГОСТ 17516.1-90, ГОСТ Р 55705-2013, Постановлению Правительства РФ от 10.11.2017 №1356 с уточнениями и дополнениями и техническим требованиям конкурсной документации.

В ч. III «Техническое задание» документации о закупке в характеристиках товаров, в том числе указано:

- для светильников наружного освещения: степень защиты оболочки светильника - Не менее IP65;

- для светильников садово-парковых утилитарного наружного освещения: степень защиты оболочки светильника: не менее IP44.

Согласно п. 5.4.3 ГОСТ Р 55705-2013 «Приборы осветительные со светодиодными источниками света. Общие технические условия» осветительные приборы со светодиодными источниками света (далее - ОП) должны соответствовать требованиям ГОСТ Р МЭК 60598-1, раздел 9, в части защиты от пыли, твердых частиц и влаги и влагостойкости со следующим дополнением.

Степени защиты оболочками ОП по ГОСТ 14254 должны быть не ниже:

IP20 - для ОП внутреннего освещения;

IP23 - для ОП, применяемых под навесами, крышами и т.д.;

IP54 - для ОП наружного освещения.

Установленные в документации о закупке требования к степени защиты оболочки не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55705-2013 «Приборы осветительные со светодиодными источниками света. Общие технические условия», обоснование использования иных требований, отличных от указанных в ГОСТ Р 55705-2013 «Приборы осветительные со светодиодными источниками света. Общие технические условия», в документации о закупке не содержится, что свидетельствует о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

Согласно пояснениям представителей Заказчика, Специализированной организации, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, степени защиты оболочки светильников установлены на основании ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками». Ссылку Заказчика, Специализированной организации на ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками» Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельной, ввиду того, что предусмотренные документацией о закупке требования к степени защиты оболочки в нем отсутствуют.

 

Семнадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

В ч. III «Техническое задание» документации о закупке в характеристиках товаров, в том числе указано:

- для светильников наружного освещения: номинальные значения климатических факторов при диапазоне рабочих температур от - 45 град. С до + 40 град. С – не менее У1;

- для светильников садово-парковых утилитарного наружного освещения: номинальные значения климатических факторов при диапазоне рабочих температур от - 40 град. С до + 40 град. С - не менее У1.

Согласно п. 3.2 ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды» значения температуры окружающего воздуха приведены в табл. 3.

Согласно таблице 3 указанного ГОСТа:

 

           

Исполнение изделий

Категория изделий

Значение температуры воздуха при эксплуатации, °С

   

Рабочее

Предельное рабочее

   

верхнее

нижнее

верхнее

нижнее

У, ТУ

1; 1.1; 2; 2.1; 3

+40

-45*

+45

-50*

 

3.1

+40

-10*

+45

-10*

 

5; 5.1

+35

-5

+35

-5

 

* Для изделий, которые по условиям эксплуатации могут иметь перерывы в работе при эпизодически появляющихся температурах ниже минус 40°С, нижнее рабочее значение температуры допускается в технически обоснованных случаях принимать равным минус 40°С.

Согласно пояснениям представителей Заказчика, Специализированной организации, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, диапазоны рабочих температур установлены в соответствии с ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды».

Вместе с тем, как указано выше, согласно ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды» указание температуры минус 40°С возможно в технически обоснованных случаях. В рассматриваемом случае Заказчиком указанное обоснование не представлено. Кроме того, оба вида светильника будут использоваться для наружного освещения на территории городского округа Кохма в одинаковых температурных и погодных условиях. Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

 

Восемнадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

В ч. III «Техническое задание» документации о закупке в характеристиках товаров, в том числе указано:

- для светильников наружного освещения: оболочка светильника должна иметь уровень защиты от механических воздействий - не менее IK09;

- для светильников садово-парковых утилитарного наружного освещения: оболочка светильника должна иметь уровень защиты от механических воздействий - не мене IK08.

Указанные уровни защиты от механических воздействий предусмотрены ГОСТ IEC 62262-2015 «Электрооборудование. Степени защиты, обеспечиваемой оболочками от наружного механического удара (код IK)».

Кроме того, согласно пояснениям представителей Заказчика, Специализированной организации, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, установление требований к степени защиты оболочек светильников от механических воздействий обусловлена предметом закупки. В связи с социальной значимостью предмета закупки и необходимостью сохранения результата закупки целесообразно в общественных местах устанавливать светильники с корпусами повышенной прочности и защитой от механических воздействий. При эксплуатации осветительного оборудования на территории объектов энергосервисных мероприятий неоднократно осуществлялись акты вандализма, в связи с чем, и установлены высокие степени защиты требуемых светильников от механических воздействий. Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ПромГарант» на действия Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Кохма при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения городского округа Кохма (извещение 0133300030519000002) обоснованной в части третьего, пятого, шестого, седьмого, девятого, десятого, двенадцатого, тринадцатого, пятнадцатого, шестнадцатого, семнадцатого доводов жалобы.

 

2. Установить в действиях Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Кохма нарушение ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 12, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1, 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

 

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

 

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны