Решение б/н Решение о признании жалобы обоснованной и предписание (заяви... от 18 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 13 ноября 2015 года                                               город Иваново

Дата изготовления решения: 18 ноября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

Ивановского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – Заказчик): <…>;         

в отсутствии представителей ООО «Якутия» (далее – Заявитель, Общество): о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей Общества,

 

УСТАНОВИЛА:

06.11.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Якутия» на действия заказчика – Ивановского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на текущий ремонт здания объединенной гидрометеорологической станции Кинешма, включая ремонт ограждения, асфальтового покрытия и благоустройство территории по адресу: Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Гончарова, д. 37-А (извещение № 033310001271500006).

По мнению заявителя, при проведении электронного аукциона №033310001271500006 были допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Во-первых, заказчиком в части II «Техническое задание» аукционной документации установлены чрезмерно избыточные, детализированные требования к материалам, а именно:

- требования по позиции «Мастика герметизирующая»:

Показатель

С государственным Знаком качества

Первая категория

Предел прочности при разрыве, кг/см2, не менее

0,12

0,1

Относительное удлинение, %, не менее

30

20

Водопоглощение, %, не более

0,3

0,5

Стекание      мастики      при       температуре      80°       С

(теплостойкость), мм, не более

1

2

Консистенция, мм

7-12

7-12

- требования по позиции «Система воздуховодов из листовой стали»  Заказчик требует указать массовую долю серы и фосфора в стали, из которой изготовлен воздуховод.

- требования по позиции «Шпатлевка»:

Наименование показателя

Норма

 

ЭП-0010

1. Внешний вид шпатлевочного покрытия после высыхания

Поверхность шпатлевки должна быть ровной, однородной, без  пузырей,  трещин, крупинок

 

нерастертого включений

пигмента

и

механических

2. Условная вязкость шпатлевочной пасты, разбавленной растворителем при температуре (20,0±0,5) °С, по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром  сопла

4                                         мм,                                         с

30-45

3. Массовая доля нелетучих веществ шпатлевочной пасты, %, не менее

90

4. Время высыхания до степени 4, ч, не более:

 

при температуре (20±2) °С

24

при температуре 65-70 °С

7

5. Эластичность шпатлевочного покрытия при изгибе,

мм, не более

50

6. Прочность шлатлевочного покрытия при ударе на

приборе типа У-1, см, не менее

40

7. Способность шлифоваться

Шпатлевка должна шлифоваться водостойкой

шлифовальной шкуркой N 4-6 с водой

8. Влагопоглощаемость покрытия на окрашиваемой

поверхности, %, не более

 

 

             - требования по позиции «Гипсовые вяжущие, марка Г3»

Гипсовые вяжущие, марка: Г3. В зависимости от сроков схватывания Б или В. Минимальный предел прочности при сжатии не менее 3(30) МПа (кгс/см2) , при изгибе не менее 1,8 (18) МПа (кгс/см2). Для производства вяжущих должен использоваться гипсовый камень или фосфогипс. В зависимости от степени помола вид грубого помола или среднего помола или тонкого помола. Или Сухие смеси на гипсовой основе КНАУФ: размер фракции: не более 0,15 мм, Выход раствора на 1 кг смеси: 1,3 л, Прочность при сжатии: 5,2 Мпа, при изгибе: 2,7 МПа

 

 
 


            - требование по позиции «Мыло твердое хозяйственное»:

 

 

 
 


- требования по позиции «Гравий»:

 

- требования к безопасности грунтов:

Требования по безопасности грунтов

Наименование показателя

Единицы измерений

Значение

pH

ед. pH

5 - 6

P (P2O5)

мг/кг

200 - 300

K (K2O)

мг/кг

100 - 150

Органическое вещество, не менее

%

3,5

Влага, не более

%

40

Zn, не более

мг/кг

100

Pb, не более

мг/кг

32

Cd, не более

мг/кг

3

Hg, не более

мг/кг

2,1

N, более

мг/кг

100

Cu, не более

мг/кг

55

Ni, не более

мг/кг

85

Cr, не более

мг/кг

100

сухой остаток, не менее

%

60%

            - требования по позиции: «Олифа комбинированная, марка К-3»: сорт 1 или 2, Цвет по йодометрической шкале, мг йода: для 1 сорта не темнее 220; для 2 сорта не темнее 700; Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4мм при температуре (20+0,5) оС, с 20-60; Кислотное число, мг КОН/г, не более 10; Массовая доля пленкообразующего вещества, % 71; Отстой по объему, %, не более 1; Прозрачность олифы: полная; Твердость пленки по маятниковому прибору, не менее 0,1 у.е.; Время высыхания олифы до степени 3, ч, не более 24

            - требования по позиции «Бензин растворитель»:

 

- требования по позиции «Купорос медный» заказчику нужно указать растворимость в воде 320г/л при температуре 20◦С.

- требования по позиции «Раствор» Средняя плотность, D, затвердевшего раствора должна составлять 1500 кг/м³ и более. Расслаиваемость свежеприготовленной смеси  - не выше 10 %. Водоудерживающая способность растворной смеси - не менее 90%. Содержание золы-уноса не допускается, % по массе - более 20. Норма подвижности по погружению конуса: св. 4 до 12 см Расход цемента на 1 м³ песка - от 100 кг. Наибольшая крупность зерен заполнителя должна составлять не более 2,5 мм

- требования по позиции «Краски»:

Название

ВСК-10

 

«Интерьерная»

ВСК-15

 

«ЭКСТРА»

ВСК-20

 

«ЛЮКС»

ВСК-25 «Фасадная»

Внешний вид

Белый сыпучий порошок с включением водорастворимых частиц

Хранение

Могут длительное время храниться и транспортироваться при отрицательных температурах, не подвержены биологическому поражению

Насыпной вес, кг/дм3

0,6-0,7

0,6-0,7

0,6-0,7

0,55-0,65

Разбавитель

вода

вода

вода

вода

К-во готовой краски из 1 кг сух. краски, кг

1,75

1,75

1,75

1,75

Вязкость по ВЗ-4 через 1 час после разведения водой, с

45-60

45-60

45-60

45-60

Укрывистость, г/м2

150

150

130

150

Водостойкость, час

6

12

24

48

Смываемость, г/м2

12

4

3

2

- требования по позиции «Битумы нефтяные строительные изоляционные»:

Наименование показателя

Норма для марки

 

БНИ- IV-З

БНИ- IV

БНИ- V

1.              Температура размягчения, °С

65-75

75-85

90-

100

2.                  Глубина

проникания иглы, 0,1 мм:

 

 

 

при 25 °С

30-50

25-40

20-40

при 0 °С, не менее

15

12

9

3.              Температура вспышки, °С, не ниже

250

250

240

4. Растяжимость при 25 °С, см, не менее

4

3

2

5.   Изменение  массы

после прогрева, %, не более

0,5

0,5

0,5

7. Водонасыщенность за  24  ч,  %,  не более

0,10

0,10

0,10

- требование по позиции «Рубероид марки РКК-400 или РКК-350 или РКЦ-400 или РКП-350»:

Марка рубероида

Марка картона

Основное назначение

посыпки

РКК-400 РКК-350

400

350

Для верхнего слоя кровельного ковра

Крупнозернистая с лицевой стороны и пылевидная или мелкозернистая с нижней стороны полотна

РКЦ-400

400

То же

Крупнозернистая цветная с лицевой стороны и пылевидная или мелкозернистая с нижней стороны полотна

РКП-350

350

Для верхнего слоя кровельного ковра с защитным слоем и нижних слоев кровельного ковра; для рулонной гидроизоляции строительных конструкций

Пылевидная или мелкозернистая с обеих сторон полотна, или мелкозернистая с лицевой стороны и пылевидная с нижней стороны полотна

- требования по позиции «Гидроизол»

Наименование показателя

Значение для гидроизола марок

 

ГИ-К

Разрывная сила при растяжении, Н (кгс), не менее

294 (30)

Снижение разрывной силы водонасыщенного материала, %, не более

27

Водопоглощение в течение 24 ч, % по массе, не более

8

Температура хрупкости пропиточного состава, К (°С), не выше

258 (минус 15)

Температура размягчения пропиточного состава, К (°С)

320-328 (47-55)

Гибкость по числу двойных перегибов, не менее

20

 

- требования по позиции «Стеклоизол»

Наименование параметра

 

ТКП

ХКП

Масса 1 кв.м., кг, не менее

 

3,5-4,0

3,5-4,0

Разрывная сила при растяжении, Н, не менее

стеклоткань

500/400

-

стеклохолст

-

294/-

Температура гибкости на брусе R=25мм, оС, не выше

 

0

0

Теплостойкость, °С, не менее

 

80

80

Тип покрытия:

верх

сланец/гранулят

сланец/гранулят

низ

пленка             без логотипа

пленка             без логотипа

 

- требования по позиции «Мастика битумная кровельная горячая»

 

Наименование показателя

Норма для мастики марок

МБК-Г-55

МБК-Г-65

МБК-Г-75

МБК-Г-85

МБК-Г-100

1.      Теплостойкость      в течение 5 ч, °С, не  менее

55

65

75

85

100

2.                     Температура размягчения   по   методу

«кольца    и    шара»,    °С

55-60

68-72

78-82

88-92

105-110

3. Гибкость при температуре (18±2) °С на стержне   диаметром,  мм

10

15

20

30

40

4.                   Содержание наполнителя, % по массе:

  • волокнистого
  • пылевидного

 

 

12-15

25-30

 

 

1215

25-30

 

 

12-15

25-30

 

 

12-15

25-30

 

 

12-15

25-30

5.      Содержание     воды

Следы

 

Во-вторых, Заказчиком был нарушен п. 4 ст. 65 «Закона о контрактной системе», в ответе на запрос ООО «Якутия» заказчик не указал предмет  запроса, а также указал на участника аукциона, подавшего этот запрос.

Из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, по первому доводу жалобы следует, что Заказчиком в качестве характеристик товаров, используемых в процессе выполнения работ, установлены требования к показателям из нормативных документов (ГОСТ). По мнению Заказчика, действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. Таким образом, Заказчик по своему усмотрению устанавливает требования к товарам, которые являются определяющими для него. Показатели, установленные в данной аукционной документации, не составляют препятствий для подготовки и подачи заявки участниками закупки, так как требуемые показатели находятся в свободном доступе в сети «Интернет» на сайтах производителей, продавцов, а также при желании любой участник для того, чтобы узнать тот или иной показатель, может обратиться с запросом к производителям товаров.

По второму доводу жалобы представители Заказчика указали, что ответ на запрос формально не содержит указания, что запрос поступил от ООО «Якутия». Поступивший запрос на разъяснение документации был сформирован не посредством специальной анонимной формы оператора электронной площадки, а в виде приложения отдельного файла формата MSWord и намеренно подписан электронной подписью ООО «Якутия» (не средствами электронной площадки). Таким образом, Заказчик при разъяснении положений документации прямо указал неопределенному кругу лиц на правовое значение немотивированного мнения соответствующего юридического лица применительно к положениям документации. С не указанием в разъяснении на запрос предмета запроса представитель Заказчика согласился.

Рассмотрев представленные Заявителем и Заказчиком документы, заслушав представителей лица, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

26.10.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение №033310001271500006 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на текущий ремонт здания объединенной гидрометеорологической станции Кинешма, включая ремонт ограждения, асфальтового покрытия и благоустройство территории по адресу: Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Гончарова, д. 37-А.

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.

Установление заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств.

Указанная позиция, подтверждается судебной практикой, складывающейся на территории Ивановской области, например: решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-394/2015 от 28.04.2015.

Так Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что например: в части II «Техническая часть» аукционной документации по позиции «Система воздуховодов из листовой стали, диаметром до 200 мм» в отношении стали оцинкованной участнику следует указать конкретный показатель массовой доли серы не более 0, 04 % и фосфора – не более 0, 035 %.

Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав документы и сведения, представленные заказчиком в качестве доказательств, подтверждающих свою позицию, приходит к выводу, что конкретный показатель участник может узнать у производителя, а также после проведения лабораторных исследований, испытаний, либо непосредственно при приобретении товара.

Закон о контрактной системе не предусматривает ни одного из вышеперечисленных вариантов, следовательно, требование об указании столь детальных конкретных характеристиках является необоснованным.

Также необходимо учитывать, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика. Однако установление таких требований должно быть обусловлено потребностями заказчика и являться обоснованным.

Учитывая указанное выше, Комиссии Ивановского УФАС России констатирует тот факт, что даже на ее заседании представитель Заказчика не смог обосновать потребность Заказчика в характеристиках по спорным позициям.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях заказчика при формировании рассматриваемой аукционной документации нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС установила следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На заседании Комиссии установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе, размещенные Заказчиком на официальном сайте от 03.11.2015 не содержит предмета запроса, а также содержат указание на участника аукциона, от которого поступил указанный запрос.

Комиссия Ивановского УФАС России считает, что описанный Заказчиком способ подачи запроса на разъяснения положений документации не даёт Заказчику право в любом контексте ответа на такой запрос указывать наименование юридического лица, подавшего запрос.

Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Якутия» на действия заказчика – Ивановского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на текущий ремонт здания объединенной гидрометеорологической станции Кинешма, включая ремонт ограждения, асфальтового покрытия и благоустройство территории по адресу: Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Гончарова, д. 37-А (извещение № 033310001271500006) обоснованной.

2. Признать в действиях Ивановского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата принятия: 13 ноября 2015 года                                                         город Иваново

Дата изготовления: 18 ноября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

рассмотрев жалобу ООО «Якутия» на действия заказчика – Ивановского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на текущий ремонт здания объединенной гидрометеорологической станции Кинешма, включая ремонт ограждения, асфальтового покрытия и благоустройство территории по адресу: Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Гончарова, д. 37-А (извещение №033310001271500006)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику - Ивановскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 09.12.2015:

- отменить все составленные в ходе проведения указанной закупки протоколы;

- внести изменения в извещение и документацию об указанном электронном аукционе в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 13.11.2015 и Законом о контрактной системе;

- разместить соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

2. Ивановскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» осуществить все дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3. Оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» (127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 24, стр. 2) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1 и 2 настоящего предписания, а также вернуть все поданные на участие в указанном электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь с учетом внесенных изменений.

4. Ивановскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 11.12.2015 с приложением подтверждающих документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.

Подписи членов комиссии

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны