Решение №б/н Решение по делу № 02-09/2014-008 о нарушении антимонопольног... от 23 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

Резолютивная часть решения оглашена "20" января 2015 г.                               город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "23" января 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <….>; членов Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 02-09/2014-008, возбужденное по признакам нарушения  Муниципальным бюджетным учреждением «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (<….>) пункта 2, пункта 5 части 1 статьи 15 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.05.2014 в Ивановское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Бюро ритуальных услуг» (<…>, далее – ООО «Бюро ритуальных услуг»), в котором содержится жалоба на нарушение Муниципальным бюджетным учреждением «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (далее - МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ», Учреждение), Открытым акционерным обществом «Ритуал» (далее – ОАО «Ритуал») и Управлением благоустройства Администрации города Иванова Закона о защите конкуренции.

02.07.2014 в Ивановское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <….> (ИНН <…..>). В данном заявлении также содержится жалоба на нарушение указанными лицами положений Закона о защите конкуренции.

ООО «Бюро ритуальных услуг» указало, что является одной из компаний, которая оказывает ритуальные услуги на рынке города Иванова. В настоящее время на территории города Иванова выделение земельных участков для осуществления погребения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закона о погребении) осуществляется МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ». При обращении в Учреждение заказчикам (клиентам ООО «Бюро ритуальных услуг») навязываются услуги по копке могилы (услуги по захоронению), оказываемые ОАО «Ритуал». Оба учреждения находятся по одному адресу. Происходит это следующим образом: сотрудник ООО «Бюро ритуальных услуг» везет заказчика по адресу ул. Парижской Коммуны д. 145А, ведет его на третий этаж в помещение Учреждения, где клиент пишет заявление на выделение земли. Без личного присутствия клиента это сделать не представляется возможным, так как отсутствует нотариально удостоверенная доверенность. Сотрудника ООО «Бюро ритуальных услуг» в кабинет Учреждения не пускают. Подписанное заявление клиенту в руки не дают, оно остается в кабинете Учреждения. Затем заказчик идет платить деньги за копку могилы на первый этаж здания в помещение ОАО «Ритуал». В ОАО «Ритуал» оформляют наряд-заказ только после звонка из Учреждения.

ИП Фроловой М.Н. указано, что похоронное бюро «Ангел» является одним из хозяйствующих субъектов, которые оказывают ритуальные услуги в городе Иваново. При обращении в Учреждение последним также происходит навязывание заказчикам услуг ОАО «Ритуал». Заказ-наряд оформляется только после звонка из Учреждения в  ОАО «Ритуал». Без нотариально удостоверенной доверенности оформить выделение земельного участка в Учреждении нельзя.

В процессе рассмотрения заявлений Управлением установлено, что на основании постановления Администрации города Иванова от 16.12.2011 № 2923 «О создании муниципального бюджетного учреждения города Иванова «Служба заказчика по содержанию кладбищ» создано соответствующее Учреждение.

Согласно п. 2 Постановления № 2923 основной целью деятельности Учреждения является оказание услуг для осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения содержания муниципальных кладбищ и контроля за соблюдением порядка захоронений на территории города Иванова. Предметом деятельности учреждения является организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Учредителем МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» является муниципальное образование городской округ Иваново в лице Управления благоустройства города Иванова (п. 4 Постановления № 2923).

Приказом начальника Управления благоустройства Администрации города Иванова от 28.12.2011 №01-02-49 утвержден Устав Учреждения (далее - Устав).

Положения Устава ранее были предметом проверки на предмет их соответствия нормам Закона о защите конкуренции (Решение Ивановского УФАС России от 18.07.2012 года по делу № 02-30/2012-008 и предписание № 02-30/2012-008 от 18.07.2012).

На основании совокупного анализа положений пунктов 2.1, 2.2 и 2.3 (п.2.3.1-2.3.9) Устава Ивановское УФАС России пришло к выводу, что Учреждение наделено полномочиями органа местного самоуправлении по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений, формированию и содержанию муниципального архива.

Пунктами 2.3.10 - 2.3.11 Устава было предусмотрено осуществление Учреждением предпринимательской деятельности.

Решением Ивановского УФАС России от 18.07.2012 года по делу № 02-30/2012-008, действия Управления благоустройства Администрации города Иванова, выразившиеся в наделении Учреждения помимо контрольно-распорядительных функций еще и функциями хозяйствующего субъекта, что влечет за собой совмещение в полномочиях Учреждения функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, признаны нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 Решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.11.2012 по делу №А17-5753/2012 (оставлено в силе определением Второго Арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013, постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2013 и Определением ВАС РФ от 08.11.2013 № ВАС 15173/13 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) Решение и Предписание Ивановского УФАС России от 18.07.2012 года по делу № 02-30/2012-008 признано законным и обоснованным.

В целях исполнения предписания Приказом начальника Управления благоустройства Администрации города Иванова от 02.04.2013 №01-02-17 в раздел 2 Устава Учреждения внесены изменения, исключающие осуществление последним предпринимательской деятельности.

Несмотря на это, 22.04.2014 между ООО «Бюро ритуальных услуг» и Учреждением заключен договор №6, предметом которого является обеспечение Учреждением Пользователю осуществления деятельности по установке намогильных сооружений на территории кладбищ, находящихся в ведении Учреждения на период с 12 мая по 19 октября 2014 года.

Указанный договор является возмездным. За обеспечение технических условий для выполнения работ по установке намогильных сооружений Учреждение взимает с Пользователя плату в размере – 467 руб. (например, 23350 руб. за пятьдесят оказанных услуг).

Таким образом, Учреждение фактически осуществляет приносящую доход деятельность и одновременно исполняет функции органа власти в сфере организации похоронного дела, несмотря на внесенные в Устав  изменения.

Кроме того, из заявлений следует, что Учреждение необоснованно требует от заявителей представления нотариально удостоверенной доверенности от заказчика при оформлении заявлений о предоставлении земельного участка на кладбище, а также ограничивает заказчиков в выборе хозяйствующего субъекта, оказывающего ритуальные услуги, путем навязывания услуг ОАО «Ритуал».

Пунктами 2 и 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Частью 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Приказом Ивановского УФАС России от 08.07.2014 № 56 в отношении Учреждения возбуждено дело № 02-08/2014-008, по признакам нарушения Учреждением п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 15 и ч. 3 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Определением от 08.07.2014 рассмотрение дела назначено на 18.07.2014.

К рассмотрению дела привлечены:

Ответчик -  МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (<…>)

Заявители:

-  ООО «Бюро ритуальных услуг» (ИНН <…>);

- ИП <….>. (<….>);

заинтересованные лица:

-ОАО «Ритуал» ();

-Управление благоустройства Администрации города Иванова (<….>);

- ООО «Федеральный похоронный дом»  (ИНН <…..>),

Лица, располагающие сведениями – граждане-заказчики:

<….>

 

18.07.2014 на заседании Комиссии представитель Заявителя – ООО «Бюро ритуальных услуг» <…> (действующий на основании доверенности от 09.01.2014), поддержал позицию, изложенную в заявлении о нарушении Закона о защите конкуренции. Просил заслушать пояснения гражданина-заказчика и водителя ООО «Бюро ритуальных услуг».

ИП <…> также поддержала позицию, изложенную в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства. Заявила ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела лиц, располагающих сведениями – граждан-заказчиков: <….> и просила приобщить к материалам дела письменные объяснения заказчиков.

Ходатайства удовлетворены. К рассмотрению дела привлечены: <….>.

Представитель ответчика и Управления благоустройства Лямзин А.С. (доверенности от 16.07.2014) нарушение не признал.

Представитель ОАО «Ритуал» - <….> (доверенность от 16.07.2014) не согласилась с признаками нарушения Учреждением ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Представитель заинтересованного лица – ООО «Федеральный похоронный дом» <….>. (доверенность от 17.04.2014) пояснила, что при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Федеральный похоронный дом» сталкивается с такими же проблемами, что и заявители по настоящему делу.

На заседании комиссии заслушаны пояснения граждан-заказчиков ИП <….> и ООО «Бюро ритуальных услуг» <…> и водителя ООО «Бюро ритуальных услуг» <…> Пояснения граждан изложены в протоколе от 18.07.2014 (в материалах дела имеется аудиозапись заседания комиссии).

Определением от 18.07.2014 указанные граждане привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

 

26.08.2014 на заседании комиссии от Учреждения поступило ходатайство о привлечении к рассмотрению дела лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – заказчиков ОАО «Ритуал» <….>

Ходатайство удовлетворено. К рассмотрению дела привлечены: <…..>

Пояснения указанных граждан заслушаны на заседании комиссии и занесены в протокол заседания (аудиозапись имеется в материалах дела).

 

30.09.2014 на заседании комиссии от ИП <….>. поступило ходатайство о привлечении к рассмотрению дела лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – заказчицу <….>. Ходатайство удовлетворено.

К рассмотрению дела привлечена гр. <….>Пояснения <…..>. занесены в протокол заседания комиссии (аудиозапись имеется в материалах дела).

От представителя Учреждения поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела,  так как определение Комиссии Ивановского УФАС России от 26.08.2014 об отложении рассмотрения дела обжаловано Учреждением в Арбитражный суд Ивановской области.

Ходатайство удовлетворено. Рассмотрение дела назначено на 24.10.2014.

Одновременно Комиссия пришла к выводу о необходимости иной формулировки признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции: необоснованное препятствование Муниципальным бюджетным учреждением «Служба заказчика по содержанию кладбищ» осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, выразившееся в необеспечении допуска ИП <….>. и ООО «Бюро ритуальных услуг» (их сотрудников) к оформлению заявлений на выделение земельных участков на кладбищах города Иванова.

 

24.10.2014 рассмотрение дела вновь отложено на 20.01.2014.

 

На заседании 20.01.2014 комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу о необходимости выделения в отдельное производство дела в отношении Учреждения и ОАО «Ритуал» по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции: достижение и реализация соглашения, предметом которого является обеспечение ОАО «Ритуал» преимущественных условий деятельности при оказании ритуальных (похоронных) услуг в г. Иваново и, которое привело к созданию ИП <…..>. и ООО «Бюро ритуальных услуг» препятствий  при осуществлении хозяйственной деятельности на товарном рынке по оказанию ритуальных (похоронных) услуг в г. Иваново.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы Заявителей, Ответчика, заинтересованных лиц и лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) (ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Частью 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 25 Закона о погребении).

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем, и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника (часть 5 статьи 16 Закона о погребении).

Следовательно, к полномочиям органов местного самоуправления относится не только выделение земельного участка под кладбище, но и отдельного участка на территории общественного кладбища.

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) определено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения также отнесены к вопросам местного значения городского округа. Аналогичные положения закреплены Уставом города Иваново (принят решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 № 613), согласно которому организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения города Иванова (п. 23 ч. 1 ст. 13 устава города Иванова).

Пунктом 1.1 Решения «О мерах по реализации Закона РФ «О погребении и похоронном деле» на территории города Иванова» (далее – Решение №377) установлено, что общественные муниципальные кладбища города Иванова находятся в ведении Администрации города Иванова, которая осуществляет их содержание через уполномоченный орган (учреждение) по управлению муниципальными кладбищами, выполняющий функции администрации кладбищ.

На основании постановления Администрации города Иванова от 16.12.2011 № 2923 «О создании муниципального бюджетного учреждения города Иванова «Служба заказчика по содержанию кладбищ» создано соответствующее Учреждение. Управлением благоустройства Администрации города Иванова утвержден его Устав.

Решением Ивановского УФАС России от 18.07.2012 года по делу № 02-30/2012-008, действия Управления благоустройства Администрации города Иванова, выразившиеся в наделении Учреждения помимо контрольно-распорядительных функций еще и функциями хозяйствующего субъекта, что влечет за собой совмещение в полномочиях Учреждения функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, признаны нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.11.2012 по делу №А17-5753/2012 (оставлено в силе определением Второго Арбитражного апелляционного суда от 13.02.2013, постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2013 и Определением ВАС РФ от 08.11.2013 № ВАС 15173/13 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) признано законным Решение и Предписание Ивановского УФАС России от 18.07.2012 года по делу № 02-30/2012-008.

Приказом начальника Управления благоустройства Администрации города Иванова от 02.04.2013 №01-02-17 в раздел 2 Устава Учреждения внесены изменения, исключающие осуществление последним предпринимательской деятельности.

В действующей редакции Устава определено:

п. 2.1. целями деятельности Учреждения является оказание услуг в целях обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере содержания муниципальных кладбищ.

п. 2.2. предметом деятельности Учреждения является – обеспечение организации погребения на территории города Иванова и содержание мест захоронения.

Виды деятельности Учреждения определены п. 2.3 Устава:

2.3.1 Обеспечивает учет и инвентаризацию захоронений, обеспечивает исполнение функции по определению земельных участков для захоронений.

2.3.2 В целях обеспечения исполнения функции заказчика по содержанию, эксплуатации, ремонту кладбищ, зданий, расположенных на территории кладбищ, инженерного оборудования кладбищ, системы освещения, водоснабжения кладбищ, ограждений и дорог кладбищ, воинских мемориалов осуществляет анализ и прогноз потребности муниципального образования город Иваново в необходимых объемах и номенклатуре проведения работ и предоставления услуг по соответствующим направлениям деятельности при составлении бюджета, участвует в разработке программ социально-экономического развития муниципального образования город Иваново.

2.3.3 Рассматривает предложения, обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам, входящим в предмет деятельности Учреждения.

2.3.4 По поручению администрации осуществление иных видов деятельности в сфере деятельности Учреждения.

2.3.5 Учреждение выполняет муниципальное задание, которое в соответствии с предусмотренными в пункте 2.3 настоящего Устава основными видами деятельности Учреждения формируется и утверждается Учредителем.

2.3.6 Обеспечивает соблюдение требований, устанавливаемых муниципальными актами, при осуществлении деятельности на местах погребения.

Возможность осуществлять приносящую доход деятельность в новой редакции Устава Учреждения не предусмотрена.

В настоящее время за Учреждением на праве постоянного бессрочного пользования закреплены земельные участки, на которых расположены городские кладбища (свидетельства о государственной регистрации права 37-СС №287919 от 05.04.2013, 37-СС №287920 от 05.04.2013, 37-СС №287769 от 05.04.2013, 37-СС №289598 от 29.04.2013, 37-СС №289599 от 29.04.2013, 37-СС №289600 от 29.04.2013, 37-СС №289710 от 29.04.2013, 37-СС №359993 от 25.09.2013, 37-СС №430942 от 28.02.2014, 37-СС №421614 от 10.01.2014).

Проанализировав цели, предмет и виды деятельности Учреждения, установленные п. 2.1, п. 2.2, п. 2.3.1-2.3.6 Устава,  Комиссия приходит к выводу, что виды деятельности Учреждения не изменились.

В результате внесения изменений в Устав были исключены лишь отдельные положения, которые касались осуществления предпринимательской деятельности. Цели создания Учреждения, определенные Постановлением Администрации города Иванова от 16.12.2011 №2923, остались прежними. Виды деятельности, указанные в п. 2.3.1-2.3.6 Устава получили лишь иную формулировку, в то время как их содержание осталось аналогичным содержанию видов деятельности, которые были предусмотрены в прежней редакции Устава:

ранее п. 2.3.1 в настоящее время п. 2.3.1;

ранее п. 2.3.2., 2.3.4. в настоящее время  2.3.6;

ранее п. 2.3.3., 2.3.9. в настоящее время  2.3.5;

ранее п. 2.3.5, 2.3.6. в настоящее время 2.3.2;

ранее п. 2.3.7. в настоящее время  2.3.3;

ранее п. 2.3.8. в настоящее время 2.3.4.

Комиссией установлено и Учреждением не оспаривается, что выделение отдельного земельного участка на городских кладбищах осуществляется Учреждением. В материалах дела имеются копии заявлений граждан-заказчиков на выделение участка на городском кладбище.

Таким образом, из содержания указанных выше норм Устава следует, что Учреждение осуществляло и продолжает осуществлять функции органа местного самоуправления в сфере организация ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории городского округа Иваново.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что виды деятельности, установленные в новой редакции Устава, относятся к властным полномочиям органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Данный вывод подтверждается Решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.11.2012 по делу №А17-5753/2012, которым признана обоснованной соответствующая позиция Ивановского УФАС России (изложена в решении от 18.07.2012 по делу №02-30/2012-008).

В материалах настоящего дела имеется также письмо Правительства Ивановской области от 06.09.2013 №АП-2135 о рассмотрении обращения ИП <….>. по поводу ситуации, сложившейся в сфере оказания ритуальных услуг  в городе Иваново с приложением ответов Администрации (от 23.07.2013 №03-02-2852 и от 30.08.2013 №03-02-2852).

К указанному письму приложен проект ответа Администрации города Иванова от 23.07.2013 №03-02-2852, в котором указано, что Учреждение было создано в целях реализации п. 2 ст. 25 Закона о погребении и на него возложены полномочия по обеспечению содержания муниципальных кладбищ, учету и инвентаризации захоронений, обеспечению определения земельных участков для захоронений.

В письме Администрации города Иванова от 30.08.2013 №03-02-2852 содержится информация о том, что «В отличие от ОАО «Ритуал», МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» создано …. в целях осуществления некоммерческой деятельности и реализации контрольно-распорядительных функций органа местного самоуправления».

«МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» -  специально созданный орган (некоммерческая организация), уполномоченный Администрацией города Иванова на управление муниципальными кладбищами, осуществляющий деятельность в соответствии с муниципальными заданиями, формируемыми органом местного самоуправления».

        Таким образом, МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» является уполномоченным органом Администрации города Иваново и, следовательно, на него распространяются ограничения и запреты, установленные ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Ивановским УФАС России установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что, несмотря на исключение из Устава права осуществления МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» приносящей доход деятельности, оно фактически продолжает осуществлять эту деятельность.

Между Учреждением и хозяйствующими субъектами в 2014 году заключены договоры, согласно которым Учреждение обеспечивает «Пользователю» осуществление деятельности по установке намогильных учреждений на территории кладбищ, находящихся в ведении Учреждения. Например, договор с ИП <….>. от 07.05.2014, ИП <….> от 27.05.2014, ООО «Бюро ритуальных услуг», ИП <…> от 22.04.2014, ООО «ЛВ-Карат» от 22.04.2014, ИП <….>  от 22.04.2014 и др. всего 36 договоров.

Например, 22.04.2014 между ООО «Бюро ритуальных услуг» и Учреждением заключен договор №6, предметом которого является обеспечение Учреждением Пользователю осуществления деятельности по установке намогильных сооружений на территории кладбищ, находящихся в ведении Учреждения на период с 12 мая по 19 октября 2014 года.

Указанный договор является возмездным. За обеспечение технических условий для выполнения работ по установке намогильных сооружений Учреждение взимает с Пользователя плату в размере – 467 руб. (например, 23350 руб. за пятьдесят оказанных услуг).

В материалах настоящего дела имеются также акты об оказании услуг и платежные поручения, например акт №00000065 от 19.06.2014, свидетельствующий об оплате  ИП <….> работ по договору от 2.04.2014 в сумме 93400 рублей и платежное поручение от 19.06.2014 №96; акт №00000008 от 23.04.2014, об оплате ООО «Данила-Мастер-Ритуал» работ по договору от 21.04.2014 в сумме 70050 рублей и платежное поручение от 23.04.2014 №61;  акт № 00000044 от 26.05.2014, свидетельствующий об оплате   ООО «ЛВ-Карат» работ по договору от 22.04.2014 в сумме 4670 рублей и платежное поручение от 18.06.2014 №53 и другие.

Всего за период с 01.01.2014 по 24.10.2014 Учреждением получено 1688672 руб.

При рассмотрении дела № 02-09/2014-012, возбужденного по признакам нарушения  Управлением благоустройства Администрации города Иванова (<….>) ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение таких возмездных договоров является для хозяйствующих субъектов обязательным. Фактически, данные договоры служат пропуском для въезда на кладбища (на основании договоров выдаются пропуска, в которых указан номер <...> дата выдачи и дата установки намогильного сооружения).

Без договора по обеспечению деятельности по установке намогильных сооружений въезд на кладбища и хозяйственная деятельность по установке памятников Учреждением запрещены (письменные пояснения ИП <….> от 25.09.2014 №25, ИП <…>. Вх№3554, ООО «Гранит-Мастер» от 05.09.2014 №3, ООО «Руст» Вх№3579, ИП <…>Вх№3434, ИП <….>. Вх№309гр, ИП <…> Вх№ 3539).

Установлено, что ООО «Федеральный похоронный дом» такой договор не заключило и не имеет возможности обеспечить въезд своих сотрудников на территорию кладбища для выполнения работ. В связи с этим, заказ транспорта оформляется только в ОАО «Ритуал» (несмотря на то, что ООО «Бюро ритуальных услуг» также может предоставить транспорт в аренду).

Обязанность по заключению таких договоров возложена Учреждением исключительно на хозяйствующих субъектов (организации и индивидуальных предпринимателей). Если установка намогильных сооружений осуществляется гражданами самостоятельно, то никакие договоры с ними Учреждением не заключаются.

Все хозяйствующие субъекты, которые получили запрос от Ивановского УФАС России (письмо №02-07/3023 от 28.08.2014), в ответах на запрос указали, что могли бы выполнять данные работы своими силами и средствами.

ООО «Гранит-Мастер» дополнительно указало, что в результате заключения возмездного договора происходит увеличение стоимости изготовления памятников «эконом-класса».

Деятельность по  установке намогильных сооружений на территории кладбищ осуществляется только с согласия (разрешения) администрации кладбища (п. 3.1 Решения №377).

Вместе с тем, законодательством и Решением №377 не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов заключать соответствующие возмездные договоры с администрацией кладбища. Такие работы могут быть выполнены хозяйствующими субъектами самостоятельно или  силами и средствами заказчиков.

Таким образом, несмотря на то, что целью создания Учреждения является осуществление контрольно-распорядительных функций в сфере организации погребения и содержания мест захоронения, Учреждение фактически совмещает указанные функции с приносящей доход деятельность,  что противоречит Уставу и свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как сложившаяся ситуация сопряжена с созданием преимущественных условий для деятельности Учреждения как хозяйствующего субъекта по отношению к заявителям ИП <…>, ООО «Бюро ритуальных услуг» и иным хозяйствующим субъектам (ИП <…>., ООО «Федеральный похоронный дом»), осуществляющим деятельность на том же товарном рынке.

Статус бюджетного учреждения не может служить основанием для совмещения им функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта.

Таким образом, Учреждением допущено нарушение ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Относительно нарушения Учреждением пункта 2, пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу о необходимости выделения в отдельное производство дела в отношении МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» и ОАО «Ритуал» по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции: достижение и реализация соглашения, предметом которого является обеспечение ОАО «Ритуал» преимущественных условий деятельности при оказании ритуальных (похоронных) услуг в г. Иваново и которое привело к созданию ИП Фроловой М.Н. и ООО «Бюро ритуальных услуг» препятствий  при осуществлении хозяйственной деятельности на товарном рынке по оказанию ритуальных (похоронных) услуг в г. Иваново.

Определением от 20.01.2014 дело по признакам нарушения Учреждением и ОАО «Ритуал» выделено в отдельное производство.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.Признать действия Муниципального бюджетного учреждения «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (<…>), выразившиеся в совмещении контрольно-распорядительных функций органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения и функций хозяйствующего субъекта нарушением части 3 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2.В части нарушения Муниципальным бюджетным учреждением «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (<….>) пункта 2, пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 02-09/2014-008 прекратить в связи отсутствием нарушения пункта 2, пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых комиссией действиях и выделении в отдельное производство дела в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Служба заказчика по содержанию кладбищ» и ОАО «Ритуал» (<…..>) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.Выдать Муниципальному бюджетному учреждению «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (<….>) предписание о прекращении нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в срок до  02.03.2015 прекратить совмещение контрольно-распорядительных функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела №02-09/2014-008 для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Ивановской области.

 

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-09/2014-008

 

23 января 2015 года                                                                                                        г. Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <…..>; членов Комиссии: <….>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.01.2015 по делу № 02-09/2014-008 о нарушении  Муниципальным бюджетным учреждением «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (<….>) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному бюджетному учреждению «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (<….>) прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совмещении контрольно-распорядительных функций органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения и функций хозяйствующего субъекта, для чего в срок до 02.03.2015 прекратить совмещение контрольно-распорядительных функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны