Решение б/н Решение о признании жалобы ООО "Дортрейд" частично обоснован... от 9 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 07-16/2016-023

 

Дата оглашения решения: 06 сентября 2016 года                                            город Иваново

Дата изготовления решения: 09 сентября 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

 

при участии представителей:

ООО «Дортрейд» (далее – Заявитель): : <…>,

ООО «ТЕПЛОСЕРВИС» (далее – Заказчик): <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.08.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Дортрейд» на действия ООО «ТЕПЛОСЕРВИС» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку каменного угля (извещение № 31603977226).

Заявитель указывает, что документация о проведении открытого запроса предложений разработана с нарушениями норм Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

По мнению Заявителя, в документации о проведении открытого запроса предложений Заказчик неправомерно установил, что рейтинг по критерию оценки заявок на участие в закупке «Квалификация участника закупки» определяется по наличию успешного опыта поставки товара собственными транспортными средствами. Договор поставки, который должен быть заключен по итогам проведения закупки, не содержит каких-либо условий о поставке товара только собственным транспортом поставщика. Предметом договора поставки является обязательство поставщика поставить товар с определенными документацией о закупке характеристиками. Требование о наличии собственных транспортных средств, на момент проведения закупки, в документации об открытом запросе предложений отсутствует. Следовательно, для Заказчика, осуществляющего закупку, не имеет значения наличие или отсутствие у участника закупки транспортных средств в собственности при осуществлении поставки каменного угля в период поставки. Указание в качестве критерия оценки заявок требования к участнику закупки, не относящегося к предмету закупки, является дискриминационным условием, данное требование направлено на необоснованное ограничение конкуренции.

Также заявитель считает, что в п. 27 раздела II «Информационная карта открытого запроса предложений» документации о закупке имеются противоречия в требовании представления подтверждающих документов по указанному выше показателю.

Кроме того, Заявитель сообщает, что Заказчик установил неправомерное соотношение значимости критериев «Цена договора» и «Квалификация участника закупки».

На заседании Комиссии Ивановского УФАС представителем Заявителя второй довод жалобы был снят с рассмотрения.

Представители Заказчика в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при разработке документации о проведении открытого запроса предложений допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

09.08.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение №31603977226 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку каменного угля.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принятыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ООО «ТЕПЛОСЕРВИС» осуществляет закупки, руководствуясь Положением о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд Общества с ограниченной ответственность «ТЕПЛОСЕРВИС» от 30.06.2016 (далее - Положение).

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

П. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно п. 12 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с п. 26-27 раздела II «Информационная карта открытого запроса предложений» документации о закупке Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом запросе предложений: цена договора и квалификация участника закупки. Рейтинг предложения по критерию «Квалификация участника закупки» определяется по наличию успешного опыта поставки товара собственными транспортными средствами.

Вместе с тем, Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что требование о наличии собственных транспортных средств для осуществления поставки каменного угля в рамках проведения открытого запроса предложений № 31603977226 в документации о закупке отсутствует.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что для ООО «ТЕПЛОСЕРВИС» имеет значение лишь наличие у поставщика транспортных средств.

Таким образом, требование о наличии успешного опыта поставки товара собственными транспортными средствами нарушает п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Относительно третьего довода жалобы установлено следующее.

Согласно п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичное требование указано в п. 6.4.13 Положения.

В соответствии с п. 26-27 раздела II «Информационная карта открытого запроса предложений» документации о закупке критериями оценки являются: цена договора, значимость критерия – 70%, квалификация участника закупки, значимость критерия – 30%. При этом рейтинг предложения по критерию «Квалификация участника закупки» определяется по наличию успешного опыта поставки товара собственными транспортными средствами.

По данному критерию оценивается опыт надлежащего исполнения договоров (контрактов) поставки товара в 2015 – 2016 гг. При этом стоимость исполненных договоров (контрактов) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, указанной в п. 7 раздела II «Информационная карта открытого запроса предложений» документации о закупке.

Оценка производится по следующей шкале:

- предоставление 3 (трех) и более исполненных договоров (контрактов) – 100 баллов;

- предоставление менее 3 (трех) исполненных договоров (контрактов) – 0 баллов.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что подобное соотношение значимости критериев ведет к отсутствию конкурентной способности участников закупки, имеющих небольшой опыт работы по предмету рассматриваемого открытого запроса предложений.

Однако, исходя из буквального смысла п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, Заказчик самостоятельно определяет порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Таким образом, значимость критериев, установленных Заказчиком в документации о закупке, не противоречит нормам законодательства Российской Федерации о закупках.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В ходе рассмотрения жалобы по существу в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции было выявлено следующее. 

В целях применения п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях объективного определения победителя проводимой закупки, способного впоследствии надлежащим образом оказать услуги по договору.

Предоставленное Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в документации о закупке порядка расчета, присвоения баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться Заказчиком.

Утвержденная Заказчиком в документации о проведении открытого запроса предложений бинарная система оценки заявок участников по критерию «Квалификация участника закупки», предусматривающая присвоение участникам открытого запроса предложений либо 100 баллов, либо 0 баллов, исключает возможность получения участниками закупки промежуточных баллов, соответствующих их уровню квалификации.

Вместе с тем, согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики должны руководствоваться целевым и экономически эффективным расходованием денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацией мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России, при анализе документации о закупке, пришла к выводу, что утвержденный порядок оценки не соответствует принципу, закрепленному в п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, так как позволяет лицам, в полной мере соответствующим критерию «Квалификация участника закупки», осуществлять минимальные снижения от начальной (максимальной) цены договора.

Кроме того, согласно п. 27 раздела II «Информационная карта открытого запроса предложений» документации о закупке по критерию «Квалификация участника закупки» оценивается опыт надлежащего исполнения договоров (контрактов) поставки товара в 2015 – 2016 гг. При этом стоимость исполненных договоров (контрактов) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, указанной в п. 7 раздела II «Информационная карта открытого запроса предложений» документации о закупке… Подтверждающие документы: копии договоров (контрактов) поставки каменного угля и (или) топочного мазута стоимостью не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены договора

Таким образом, учитывая то, что предметом закупки является поставка каменного угля, положения п. 27 раздела II «Информационная карта открытого запроса предложений» документации о закупке являются противоречивыми.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что данные противоречия являются следствием технической ошибки.

Однако Комиссия Ивановского УФАС России считает, что указанные ошибки могут привести к необъективному рассмотрению поданных участниками открытого запроса предложений заявок, что нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о закупках свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Дортрейд» на действия ООО «ТЕПЛОСЕРВИС» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку каменного угля (извещение №31603977226) обоснованной в части первого довода жалобы.
  2. Установить в действиях Заказчика нарушение п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
  3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
  4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата оглашения: 06 сентября 2016 года                                                            город Иваново

Дата изготовления: 09 сентября 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе: <…>,

рассмотрев жалобу ООО «Дортрейд» на действия ООО «ТЕПЛОСЕРВИС» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку каменного угля (извещение № 31603977226), на основании ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и своего решения от 06.09.2016,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику – ООО «ТЕПЛОСЕРВИС» (153013, г. Иваново, ул. Кавалерийская, д. 3, кв. 25) в целях устранения нарушения Закона о закупках, в срок до 23.09.2016:

- отменить все протоколы, составленные в ходе указанной закупки;

- вернуть поданные на участие в открытом запросе предложений заявки участникам закупки;

- внести изменения в извещение и документацию о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку каменного угля (извещение №31603977226) в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 06.09.2016 и Законом о закупках;

- разместить измененные извещение и документацию о проведении открытого запроса предложений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ивановское УФАС России в срок до 28.09.2016 с приложением подтверждающих документов.

 

 

Подписи членов комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны