Решение №б/н Решение (по результатам рассмотрения жалобы на действия орга... от 28 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

       Решение

24 июля 2017 г.                                                                                                         город Иваново

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <…>,

в присутствии:

представителей организатора торгов – <…>;

в отсутствие заявителя <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба <…> (далее - Заявитель) от 13.07.2017 (вх.№110гр от 13.07.2017) на действия организатора торгов – Администрации Ивановского муниципального района (далее – организатор торгов, Администрация) при организации конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (конкурсная документация размещена на сайте Администрации Ивановского муниципального района http://ivrayon.ru/economic-development/land-and-property/torgi-i-reklama/torgi/).

Заявитель полагает, что организатором торгов допущены нарушения в отношении порядка оценки поступивших предложений участников конкурса. В частности, по мнению Заявителя, организатор торгов не предусмотрел начисление баллов в случае, если участник торгов предложит увеличение цены контракта на 20%, 40%, 60%, 80%, 100%, 120%, 140%, 165%, 190%.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителя организатора торгов, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Согласно ч. 5 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с использованием муниципальных рекламных мест на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ивановского муниципального района Ивановской области, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находящемся в распоряжении Ивановского муниципального района Ивановской области, регламентирован Положением о порядке организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию  рекламной конструкции с использованием муниципальных рекламных мест (далее – Положение о порядке организации торгов), утвержденным решением Совета Ивановского муниципального района от 27.04.2017 N 217 «Об упорядочении нормативно-правовых актов Ивановского муниципального района в сфере наружной рекламы».

Пунктом 1.2 Положения о порядке организации торгов определено, что торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме открытого конкурса или открытого аукциона. Аукцион проводится для выявления покупателя, способного предложить наиболее высокую цену за право заключить договор по каждому из предлагаемых рекламных мест. Конкурс проводится для выявления покупателя, который предложит наилучшие условия. Условиями конкурса могут быть:

- предложения по цене платы за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

- предложения по использованию рекламных мест в социальных программах;

- другие условия.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - предложившее лучшие условия.

В соответствии с пунктом 1.2.3 Положения о порядке организации торгов в случае проведения торгов в форме Конкурса Администрацией Ивановского муниципального района утверждается конкурсная документация, в случае проведения Торгов в форме Аукциона - аукционная документация.

Согласно п. 1.6  Положения о порядке организации торгов уполномоченным органом в сфере наружной рекламы является управление экономики и предпринимательства администрации Ивановского муниципального района.

В соответствии с п. 2.2 Положения о порядке организации торгов уполномоченный орган осуществляет разработку, согласование и организует утверждение конкурсной (аукционной) документации.

Согласно п. 2.12 Положения о порядке организации торгов информационная карта Торгов должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

 Администрация Ивановского муниципального района постановлением №990 от 08.06.2017 постановила провести открытый конкурс №2/2017 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

На основании данного постановления 15.06.2017 в газете «Наше слово» №46  и на официальном сайте Ивановского муниципального района www.ivraion.ru размещено информационное сообщение (извещение) о проведении открытого конкурса №2/2017 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Данное информационное сообщение определяет следующую оценку поступивших предложений участников конкурса:

 

По цене за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции

По использованию рекламных мест в социальных программах

Превышение цены (от начальной цены предмета конкурса) в %

Количество баллов

доля социальной рекламы, размещенной на рекламной конструкции, %

Количество баллов

Начальная цена предмета конкурса

0

Не размещается

0

Более 0 но менее 20

4

1

2

Более 20 но менее 40

8

2

4

Более 40 но менее 60

12

3

6

Более 60 но менее 80

16

4

8

Более 80 но менее 100

20

5

10

Более 100 но менее 120

24

 

 

Более 120 но менее 140

28

 

 

Более 140 но менее 165

32

 

 

Более 165 но менее 190

36

 

 

Более 190

40

 

 

           

Присвоенные баллы суммируются по каждой заявке.

На основании результатов оценки заявок Комиссия присваивает каждой заявке порядковый номер <...> Лучшими условиями заключения договора признаются условия, содержащиеся в заявке, которая в результате оценки набрала наибольшее количество баллов. Данной заявке присваивается первый номер <...> В случае равенства набранных баллов в двух или более заявках, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее. В случае внесения изменений в заявку — датой подачи заявки считать дату последних изменений, внесенных в заявку.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Таким образом, конкурсная документация не содержит критериев оценки предложений участников конкурса, которые повышают начальную цену предмета конкурса ровно на 20%, 40%, 60%, 80%, 100%, 120%, 140%, 165%, 190%.

Представители организатора торгов по существу вменяемого нарушения пояснили, что из конкурсной документации претендентам были известны критерии начисления баллов, а также вес (ценность) каждого критерия. По мнению представителей организатора торгов, экономически нецелесообразно подавать заявки с превышением цены (от начальной цены предмета конкурса) ровно на 20%, 40%, 60%, 80%, 100%, 120%, 140%, 165%, 190%.

Вместе с тем, информационное сообщение (извещение) о проведении открытого конкурса №2/2017 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не содержит запрета на представление участниками конкурса предложений с превышением цены (от начальной цены предмета конкурса) ровно на 20%, 40%, 60%, 80%, 100%, 120%, 140%, 165%, 190%.

Положение о порядке организации торгов определяет, что конкурс проводится для выявления покупателя, который предложит наилучшие условия (условиями конкурса могут быть предложения по цене платы за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) и также не содержит запрета на представление участниками конкурса предложений с превышением цены (от начальной цены предмета конкурса) ровно на 20%, 40%, 60%, 80%, 100%, 120%, 140%, 165%, 190%.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 N 3323/13 по делу N А40-121924/11-130-794 отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников, не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии). Более того, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что отсутствие критериев оценки предложений с превышением цены (от начальной цены предмета конкурса) ровно на 20%, 40%, 60%, 80%, 100%, 120%, 140%, 165%, 190 исключает возможность оценки предложений с соответствующей ценой, а, следовательно, ограничивает конкуренцию при проведении торгов.

Таким образом, установленный в информационном сообщении порядок расчета баллов не позволяет определить покупателя, который предложит наилучшие условия, и  противоречит Положению о порядке организации торгов, ограничивает конкуренцию при проведении торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что документация об открытом конкурсе №2/2017 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может привести к ограничению конкуренции при проведении обжалуемых торгов. Следовательно, действия Администрации по разработке и утверждению данной документации подпадают под запрет, установленный частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <…> от 13.07.2017 (вх.№110гр от 13.07.2017) на положения документации открытого конкурса №2/2017 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, обоснованной.

2. Признать действия организатора торгов – Администрации Ивановского муниципального района нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать организатору торгов – Администрации Ивановского муниципального района обязательное для исполнения предписание о совершении в срок до 07.08.2017 действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в частности:

- вернуть заявки, поступившие на участие в конкурсе;

- внести изменения в документацию к открытому конкурсу №2/2017 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с учетом выявленных нарушений;

- разместить соответствующую информацию в СМИ и на официальном сайте Ивановского муниципального района www.ivraion.ru.;

- организовать торги в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

Подписи членов Комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Ивановской области.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №02-21/2017-010

 

24 июля 2017 г.                                                                                                    город Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: председатель Комиссии: <…>,

руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 24.07.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы <…> от 13.07.2017 (вх.№110гр от 13.07.2017) на действия организатора торгов – Администрации Ивановского муниципального района при организации конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (постановление Администрации Ивановского муниципального района №990 от 08.06.2017, информационное сообщение о проведении открытого конкурса №2/2017 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Организатору торгов – Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области в срок до 07.08.2017 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в частности:

- вернуть заявки, поступившие на участие в конкурсе;

- внести изменения в документацию к открытому конкурсу №2/2017 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с учетом выявленных нарушений;

- разместить соответствующую информацию в СМИ и на официальном сайте Ивановского муниципального района www.ivraion.ru.;

- организовать торги в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Подписи членов Комиссии

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны