Решение №037/05/5-90/2019 (03-31/2019-10) не соответствующие действительности сведения о преимуществах... от 29 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия решения: 29 мая 2019 года                                                           г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):

<…>

рассмотрев дело №037/05/5-90/2019 (03-31/2019-10), возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие заинтересованного лица: ООО «КолорИТ» (ИНН 3703043780),

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ООО Микрокредитная Компания «Капитал-И» (ИНН 3702730765),

УСТАНОВИЛА:

 

В Ивановское УФАС России поступили сведения о распространении рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе).

Так, реклама следующего содержания: «ДП «До получки» помогаем деньгами Супервыгодные займы от 0,5% в день  <…>  ООО МКК «Капитал-И» *Льгота 0,5% в день (182,5%) годовых предоставляется к основному кредитному продукту со ставкой 2% в день (730% годовых). Льгота действует при полном и своевременном погашении займа. Сумма займа от 1000 до 30000 руб., срок займа от 5 до 30 дней» была опубликована на стр.2 периодического печатного издания «Газета Кинешемец.ру» №12(330) от 30.03.2019.

Внимание антимонопольного органа привлекло указанное в рекламе утверждение  «супервыгодные займы». 

Согласно п.1 ч.3 ст.5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Факт распространения рекламы подтверждается: периодическим печатным изданием «Газета Кинешемец.ру» №12(330) от 30.03.2019.

Ивановским УФАС России по данному факту 30 апреля 2019 года возбуждено дело №037/05/5-90/2019 (03-31/2019-10) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-   адресована неопределенному кругу лиц;

-   направлена на привлечение внимания к ООО МКК «Капитал-И», оказываемой финансовой услуге и предоставляемой «льготе»;

-  призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

За нарушение требований п.1 ч.3 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.6 ст.38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со ст.2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ  ПИ №ТУ37-00194 от 30.08.2012 учредителем периодического печатного издания «Газета Кинешемец.ру» является ООО «КолорИТ».

В письменных пояснениях ООО «КолорИТ» (вх. №1402 от 22.04.2019) указано, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО Микрокредитная Компания «Капитал-И» (далее - ООО МКК «Капитал-И»). Макет согласован в договоре, реклама была оплачена и опубликована  23 и 30 марта в выпусках газеты №329 и №330 соответственно. Вместе с тем, ООО «КолорИТ» не признало нарушение Закона о рекламе, т.к. в макете есть условия предоставления займа.

В письменных пояснениях ООО МКК «Капитал-И» (вх. №1479 от 26.04.2019) вышеизложенное подтвердило, пояснив, что рассматриваемая реклама распространялась исключительно в двух номерах «Газеты Кинешемец.ру». Дополнительно Общество указало, что не имело целью вводить потребителей в заблуждение, фраза «супервыгодные займы» была использована в рекламе относительно льготной программы предоставления микрозайма, его условия которого также приведены в макете.

Таким образом, льготной программой Общества «Выгодный 0,5/1» устанавливается процентная ставка 0,5% в день. То есть в случае надлежащего выполнения заемщиком условий договора микрозайма процентная ставка по договору уменьшается с 1,5% до 0,5% в день.

Сотрудниками Ивановского УФАС России с целью изучения условия программ предоставления микрозаймов были исследованы Интернет-сайты микрофинансовых организаций: https://fastmoney.ru/https://migcredit.ru/, https://moneyman.ru/. По результатам проведенного анализа установлено, что займы по ставке от 0,5% в день предоставляются ООО МКК «Фастмани.ру», по ставке от 0,02% в день - ООО «МигКредит», а у ООО МФК «Мани Мен» есть предложение со ставкой 0,00% в день с единовременным погашением.

Следовательно, в сравнении с иными имеющимися на рынке предложениями рекламируемый займ ООО МКК «Капитал-И» нельзя назвать «супервыгодным».

Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.

Согласно толковому словарю «выгодный» означает приносящий прибыль, доход; приносящий какую-либо пользу; имеющий преимущества, удобный по своим условиям и др. (Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006).

При этом приставка «супер» образует прилагательные со значением высокой степени признака (Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2018. - 319 c.), то есть в рассматриваемом случае усиливает ожидаемые прибыль, доход и преимущества.

При этом несостоятельным выглядит довод сторон о том, что фраза «супервыгодные займы» в рекламе употреблена только в отношении указанной льготы 0,5% в день, предоставляемой к основному кредитному продукту со ставкой 2% в день.

Необходимо отметить, что объектом рекламирования в рекламе является не только предоставляемая «льгота», но и микрозайм со ставкой 2% в день, и сама микрофинансовая организация. Поэтому фраза «супервыгодные займы» может восприниматься потребителями относительно всех предоставляемых Обществом финансовых услуг.

Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований п.1 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.

На рассмотрение дела представители сторон, уведомленных надлежащим образом, не явились. В Ивановское УФАС России поступили ходатайства  о рассмотрении дела в отсутствие представителей ООО «КолорИТ» и ООО МКК «Капитал-И» (вх. №1863 и №1877 от 29.05.2019).

Кроме того, ООО МКК «Капитал-И» в письменных пояснения (вх. №1866 и №1877 от 29.05.2019) приводит доводы в отношении возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, которые не относятся к производству по делу, возбужденному по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание антимонопольного органа, исходя из положений Закона о рекламе, является способом защиты общественных отношений, а также законных прав потребителей и иных заинтересованных лиц, направлено на устранение выявленных при рассмотрении дела нарушений и не является мерой ответственности стороны.

 

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.        Признать рекламу следующего содержания: «ДП «До получки» помогаем деньгами Супервыгодные займы от 0,5% в день  <…>  ООО МКК «Капитал-И» *Льгота 0,5% в день (182,5%) годовых предоставляется к основному кредитному продукту со ставкой 2% в день (730% годовых). Льгота действует при полном и своевременном погашении займа. Сумма займа от 1000 до 30000 руб., срок займа от 5 до 30 дней», опубликованную на стр.2 периодического печатного издания «Газета Кинешемец.ру» №12(330) от 30.03.2019, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

2.        Выдать ООО МКК «Капитал-И» предписание об устранении нарушений Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

3.  Выдать ООО «КолорИТ» предписание об устранении нарушений Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

4.        Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 30 мая 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<>

Связанные организации

Связанные организации не указаны