Решение №037/06/54.3-488/2020 (07-15/2020-294) Решение по жалобе ООО «ААА Груп» на действия Комитета по эко... от 4 сентября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/54.3-488/2020 (07-15/2020-294)

 

Дата оглашения решения: 03 сентября 2020 года                                            город Иваново

Дата изготовления решения: 04 сентября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

ООО «ААА Груп» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

Комитета по экологии Администрации города Иваново (далее – Заказчик): <…>,

МКУ «Управление муниципальными закупками» (далее – МКУ): <…>,

 

рассмотрев жалобу ООО «ААА Груп» на действия Комитета по экологии Администрации города Иваново при проведении открытого конкурса в электронной форме на озеленение территорий общего пользования (извещение №0833600000820000470), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.08.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ААА Груп» на действия Комитета по экологии Администрации города Иваново при проведении открытого конкурса в электронной форме на озеленение территорий общего пользования (извещение №0833600000820000470).

 

В своей жалобе Заявитель указывает, что нестоимостной критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлен Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе, в частности требование к наличию опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема участником закупки, подтверждаемое предоставлением контрактов/договоров с обязательным содержанием совокупности всех видов сопоставимых работ, указанных в документации о закупке.

Согласно объяснениям Заказчика по доводам жалобы нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «ААА Груп», Комитетом по экологии Администрации города Иваново, МКУ «Управление муниципальными закупками» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

05.08.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение №0833600000820000470 о проведении открытого конкурса в электронной форме на озеленение территорий общего пользования, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, документацией о закупке:

- начальная (максимальная) цена контракта – 4 499 000,00 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 20.08.2020 10:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки – 21.08.2020;

- дата подачи окончательных предложений  – 03.09.2020;

- дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок – 08.09.2020 в 15:00;

- согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 01.09.2020 по окончанию срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме была подана одна заявка участника закупки с идентификационным номером заявки 183 (ООО «ГорЗеленСтрой»), которая была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке, открытый конкурс в электронной форме был признан несостоявшимся.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

 

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

На основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных ст. 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе. В случае невыполнения заказчиком требования ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

В соответствии с п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с п. 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Согласно п. 27 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме документации о закупке критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме являются цена контракта и квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Оценка по нестоимостному показателю определяется по количеству государственных (муниципальных) контрактов и/или гражданско-правовых договоров на выполнение работ сопоставимого характера и объема, заключенных и надлежащим образом исполненных за период с 01.01.2018 до даты окончания срока подачи заявок, указанной в документации о закупке, с приложением копий актов о приемке выполненных работ.

Под работами сопоставимого характера и объема понимается выполнение работ по озеленению территорий общего пользования, которые включают в себя: обрезку деревьев и спиливание скелетных ветвей; валку деревьев; расчистку площадей от кустарника и мелколесья; стрижку живых изгородей; вывоз веток (сучьев); выкашивание газонов механизированным способом триммерами, при этом цена каждого государственного (муниципального) контракта и/или гражданско-правового договора должна быть не менее 70% начальной (максимальной) цены контракта, установленной документацией о закупке.

При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов:

- копий государственных (муниципальных) контрактов или гражданско-правовых договоров на выполнение работ сопоставимого характера и объема, заключенных и надлежащим образом исполненных за период с 01.01.2018 до даты окончания срока подачи заявок, указанной в настоящей конкурсной документации;

- копий актов о приемке выполненных работ.

В ответ на вопрос №1 Заявителя в запросе разъяснений от 24.08.2020: «Для зачета конкурсной комиссией при оценке заявок наличия сопоставимого опыта установленные виды работ по обрезке деревьев и спиливание скелетных ветвей; валке деревьев; расчистке площадей от кустарника и мелколесья; стрижке живых изгородей; вывоз веток (сучьев); выкашивание газонов механизированным способом триммерами должны быть именно в одном контракте исполненном участником закупки?» – Заказчик указал, что каждый государственный (муниципальный) контракт или гражданско-правовой договор на выполнение работ сопоставимого характера и объема, предоставленный участником закупки в составе конкурсной заявки в целях подтверждения опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, должен содержать все виды работ по озеленению территорий общего пользования, которые включают в себя: обрезку деревьев и спиливание скелетных ветвей; валку деревьев; расчистку площадей от кустарника и мелколесья; стрижку живых изгородей; вывоз веток (сучьев); выкашивание газонов механизированным способом триммерами (пункт 27 раздела 1.3. «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации).

Согласно представленным Заказчиком пояснениям, требование о содержании всех видов заявленных в документации о закупке работ сопоставимого характера и объема в одном контракте обусловлено их взаимосвязанностью и необходимостью проведения комплексных работ по озеленению территории.

При этом, как пояснил представитель МКУ на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, предоставление контрактов отдельно по каждому виду работ сопоставимого характера и объема, указанных в документации о закупке, приведет к невозможности их экономической оценки с учетом ценового порога в 70% от начальной (максимальной) цены контракта.

Комиссия Ивановского УФАС России не считает приведенное обоснование установления опыта участника таким образом, как указано в документации, отвечающим требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 3 Правил оценки заявок под оценкой понимается процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно п. 1 письма ФАС России от 19.10.2015 №АЦ/57532/15 "О порядке оценки заявок на участие в закупке" (далее – письмо ФАС России) в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:

1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;

2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;

3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);

4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

Согласно п. 3 письма ФАС России, в случае установления в документации о закупке показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «квалификация участников закупки» Заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе, указывает единицу измерения объема.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Заказчик не представил достаточного обоснования, подтверждающего, что установленный критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме будет обеспечивать лучшие условия исполнения контракта и не влечет за собой ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме. Кроме того, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что наличие у участника опыта работ, необходимых Заказчику, но выполненных в рамках разных государственных (муниципальных) контрактов и/или гражданско-правовых договоров, ничем не отличается от требуемого Заказчику. Доказательств иного, а также того, что перечисленные виды работ в рамках рассматриваемого контракта, не могут выполняться отдельно друг от друга, ни Заказчиком, ни МКУ не представлено.

Довод МКУ о невозможности экономической оценки разных контрактов (договоров) с учетом ценового порога в 70% от начальной (максимальной) цены контракта, свидетельствует лишь о том, что Заказчиком не верно выбран и описан нестоимостной показатель.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ААА Груп» на действия Комитета по экологии Администрации города Иваново при проведении открытого конкурса в электронной форме на озеленение территорий общего пользования (извещение №0833600000820000470) обоснованной.

2. Признать в действиях Комитета по экологии Администрации города Иваново нарушение ч. 1 ст. 12, п. 4 ч. 1 ст. 54. 3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

Председатель Комиссии:               ______________________________           <…>

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                           ______________________________       <…>

 

 

 

 

 

                                                         _______________________________      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны