Решение №037/05/28-193/2019 реклама ипотечного кредита от 20 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия решения: 20 августа 2019 года                                                        г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):

<…> рассмотрев дело №037/05/28-193/2019 (03-31/2019-14), возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ИП <…> (ИНН 370651579253),

- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ИП <…> (ИНН 370258997907),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Ивановским УФАС России при мониторинге опубликованной в печатных СМИ рекламы выявлены признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе) в газете «Местный спрос».

В газете «Местный спрос» №10(858) на стр.10 реклама была опубликована реклама центра риэлторских услуг «Гарантия» следующего содержания: «Центр риэлторских услуг Гарантия гарантированная помощь с заботой о клиенте Обмен, продажа, аренда недвижимости Продажа квартир в новостройках Срочный выкуп недвижимости Юридическое сопровождение сделок ТК «Каскад», 4 этаж, оф. 407 Телефон: 4-23-13 Приходите, мы вам рады! Нам доверяют и с нами сотрудничают Сбербанк Газпромбанк РоссельхозБанк ВТБ24 Оформи ипотеку без визита в банк на выгодных для вас условиях.».

Рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ст.16 Закона о рекламе, согласно которой размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Факт распространения рекламы подтверждается: газетой «Местный спрос» №10(858).

 Ивановским УФАС России по данному факту 24 июля 2019 года возбуждено дело №037/05/28-193/2019 (03-31/2019-14) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-  адресована неопределенному кругу лиц;

-  направлена на привлечение внимания к центру риэлторских услуг «Гарантия», а также оказываемым услугам, в том числе финансовой - оформлению ипотеки без визита в банк;

-  призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

В пункте 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» разъяснено, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Из рассматриваемого объявления следует, что объектом рекламирования в данном случае являются также услуги по ипотечному кредитованию, оказываемые в рамках сотрудничества с указанными в тексте кредитными организациями – Сбербанк, Газпромбанк, РоссельхозБанк и ВТБ24. Соответствующий вывод подтверждается и сложившейся судебной практикой, в частности постановлением Верховного суда Российской Федерации №306-АД14-2015 от 18.02.2015 по делу № А12-4390/2014.

В настоящее время в материалы дела не представлены агентские договоры (соглашения), предметом которых является намерение установить сотрудничество, направленное на организацию и осуществлении комплекса мероприятий по реализации программы ипотечного жилищного кредитования перечисленных банков.

Вместе с тем, согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 №28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» долгосрочный ипотечный жилищный кредит - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией. Перечень финансовых организаций содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции и является закрытым. Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности.

Согласно ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности.

Ипотечный кредит является финансовой услугой, так как предоставляется банком или иной финансовой организацией и связан с привлечением денежных средств.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга, которая направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ею, то существенной является информация, относящаяся к реквизитам (наименованию) организации, предоставляющей соответствующую услугу.

В соответствии с ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с ч. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Согласно ч.2 указанной статьи ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно п. «а» ч.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.

  В соответствии со ст. 7 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация». Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

Таким образом, приведенные нормы законодательства Российской Федерации свидетельствуют о том, что организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.

В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения о наименованиях указанных в рассматриваемой рекламе кредитных организаций – ПАО «Сбербанк», «Газпромбанк» (Акционерное общество), АО «Россельхозбанк» и Банк ВТБ (ПАО).

В ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе регламентирован порядок исполнения рекламодателями и рекламораспространителями обязанности по указанию наименования юридического лица, оказывающего эти финансовые услуги. В рассматриваемом случае данная императивная обязанность не была соблюдена.

За нарушение требований ч.1 ст.28 Закона о рекламе согласно ч.6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со ст.2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ ПИ №ТУ 37-00111 от 08.04.2010 учредителем газеты «Местный спрос» является <…>, издание имеет информационно-аналитическую тематику (реклама не более 40%).

Таким образом, рассматриваемая реклама была опубликована без необходимой в соответствии со ст.16 Закона о рекламе пометки. За нарушение требований ст.16 Закона о рекламе согласно ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламораспространитель.

В материалы дела также представлен договор на оказание информационных услуг от 26.02.2019, согласно которому ИП <…> приняла на себя обязательства по распространению рассматриваемой рекламы в газете «Местный спрос».

Из письменных пояснений ИП <…> (вх. 2344 от 04.07.2019) следует, что макет указанной рекламы был предоставлен для опубликования в готовом виде рекламодателем – ИП <…>, печатался только в одном номере газеты.

Однако до настоящего времени в Ивановское УФАС России не представлено достаточно доказательств, подтверждающих согласование макета рекламы с рекламодателем, т.к. из имеющихся сведений следует, что указанный выше договор со стороны ИП <…> не подписан. 

ИП <…> не является за получением заказной почтовой корреспонденции по адресу, указанному ею при регистрации в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, согласно пункту 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение.

На рассмотрение дела ИП <…> и ИП <…>, уведомленные надлежащим образом, не явились.

ИП <…> представила дополнительные письменные пояснения (вх. №2874 от 16.08.2019), в которых указала, что договор с ИП <…> на распространение рассматриваемой рекламы был возвращен без подписи.

Исходя из изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что нельзя сделать вывод о согласовании макета рассматриваемой рекламы с рекламодателем.

Руководствуясь статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание антимонопольного органа, исходя из положений Закона о рекламе, является способом защиты общественных отношений, а также законных прав потребителей и иных заинтересованных лиц, направлено на устранение выявленных при рассмотрении дела нарушений и не является мерой ответственности стороны.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.       Признать рекламу центра риэлторских услуг «Гарантия» следующего содержания: «Центр риэлторских услуг Гарантия гарантированная помощь с заботой о клиенте Обмен, продажа, аренда недвижимости Продажа квартир в новостройках Срочный выкуп недвижимости Юридическое сопровождение сделок ТК «Каскад», 4 этаж, оф. 407 Телефон: 4-23-13 Приходите, мы вам рады! Нам доверяют и с нами сотрудничают Сбербанк Газпромбанк РоссельхозБанк ВТБ24 Оформи ипотеку без визита в банк на выгодных для вас условиях.». опубликованную в газете «Местный спрос» №10(858) на стр.10, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования ст.16 и ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

2.       Выдать ИП <…> предписание об устранении нарушения  требований Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

3.       Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 20 августа 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны